г. Санкт-Петербург |
|
26 июля 2016 г. |
Дело N А56-92092/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кашиной Т.А.
судей Жиляевой Е.В., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: Ткаченко Я.А.
при участии:
от истца (заявителя): Козак В.В. по доверенности от 07.07.2016,
от ответчика (должника): Жернаковой Ю.И. по доверенности от 16.03.2016,
от 3-их лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14439/2016) Индивидуального предпринимателя Архиповой Валентины Андреевны на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.04.2016 по делу N А56-92092/2015 (судья Вареникова А.О.), принятое
по иску (заявлению) Индивидуального предпринимателя Архиповой Валентины Андреевны
к ЗАО "ГАТЧИНСКОЕ"
3-и лица: 1. ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии",
2. Администрация муниципального образования "Гатчинский район"
об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений
установил:
Индивидуальный предприниматель Архипова Валентина Андреевна (далее - истец, предприниматель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Закрытому акционерному обществу "Гатчинское" (далее - ответчик, Общество) об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 47:23:042003:37; установлении границ земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, д.Большие Колпаны, ул. 30 лет Победы д.1а площадью 452 кв.м в соответствии с межевым планом, изготовленным кадастровым инженером Брынцевым В.А. 13.01.2015.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области (далее - Кадастровая палата), Администрация муниципального образования "Гатчинский район" (далее - Администрация).
Решением суда от 01.04.2016 в удовлетворении иска отказано.
Индивидуальный предприниматель Архипова Валентина Андреевна обратилась с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Представитель ЗАО "ГАТЧИНСКОЕ" в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы не возражала, пояснила, что в настоящее время у Общества отсутствует возможность проводить за свой счет кадастровые работы.
Законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом.
Как следует из материалов дела, Предпринимателю Архиповой В.А. на праве общей долевой собственности принадлежит в праве нежилое здание торгового центра, расположенное по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, Большеколпанская волость, дер. Большие Колпаны, ул. 30-лет Победы, д.1а (2289/9172 доли). Иными участниками долевой собственности являются также ЗАО "ГАТЧИНСКОЕ" (размер доли 4552/9172) и Муниципальное образование "Гатчинский район" Ленинградской области (размер доли 2331/9172).
Как следует из пояснений сторон, указанное здание расположено на границе земельного участка с кадастровым номером 47:23:042003:37, водящего в состав общего землепользования с кадастровым номером 47:23:0000000:21, находящегося в постоянном бессрочном пользовании Общества, и земель, государственная собственность на которые не разграничена.
В связи с необходимостью формирования земельного участка под объектом недвижимости, Предпринимателем был заключен договор с кадастровым инженером Брынцевым В.А., которым определены границы, земельного участка, необходимого для эксплуатации здания. Постановлением Администрации от 23.12.2014 N 601 утверждена схема расположения участка, его площадь.
Решением Кадастровой палаты от 28.01.2015 N 47/15-16246 было отказано в постановке земельного участка под зданием на кадастровый учет по причине наложения границ вновь сформированного земельного участка на границы земельного участка с кадастровым номером 47:23:042003:37.
Ссылаясь на отсутствие возможности урегулировать настоящий спор о местоположении границ иным путем, Предприниматель обратилась с настоящим иском в суд.
Статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Целью предъявления иска является восстановление нарушенных прав.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ), государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 3 Закона о кадастре кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета). Предусмотренные названным Законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 Закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных Законом о кадастре правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
В соответствии с частью 7 статьи 45 Федерального закона N 221-ФЗ если сведения и документы о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, лицом, уполномоченным осуществлять кадастровый учет объектов недвижимости, в том числе в части установления и изменения границ поставленных на кадастровый учет объектов недвижимости, является Кадастровая палата.
Условия аннулирования и исключения сведений из государственного кадастра недвижимости и снятие объекта недвижимого имущества с кадастрового учета установлены Законом о государственном кадастре недвижимости.
Положения указанного Закона предусматривают возможность снятия с учета земельного участка в следующих случаях: земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости (раздел, объединение, перераспределение); такой земельный участок согласно пункту 2 статьи 25 Закона о государственном кадастре недвижимости подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 данного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости; сведения о земельном участке носят временный характер; на основании заявления собственника земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.
В силу статьи 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав лиц, перечисленных в названной норме права.
Формулирование предмета и основания заявленных требований обусловлено избранным истцом способом защиты своих нарушенных прав и законных интересов. Для защиты гражданских прав возможно использование одного из перечисленных в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способов либо нескольких из них.
Однако если нормы права предусматривают для конкретного спорного правоотношения только определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе применить лишь этот способ.
Как правомерно указал суд первой инстанции, требование об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 47:23:042003:37 предъявлено к Обществу, которое не имеет соответствующих полномочий и не является лицом, к которому может быть обращено данное требование.
Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 47:23:042003:37 не является преобразуемым или временным, поэтому основания для снятия указанного земельного участка с кадастрового учета по мотиву того, что зарегистрированный с определением границ земельный участок налагается на другой участок, границы которого не установлены, отсутствуют.
При этом вопрос об устранении пересечения земельных участков не может быть разрешен в отсутствие соответствующего заявленного требования.
Абзацем 3 пункта 2 Постановления от 29.04.10 Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в определении Верховного суда Российской Федерации от 07 октября 2015 года N 305-КГ15-7535 по делу N А41-47432/2012, когда предмет спора связан с пересечением (наложением) земельных участков, сведения о границах одного из которых внесены в государственный кадастр недвижимости, а другого подлежат уточнению, то требования заявителя в таком случае подлежат рассмотрению по правилам искового производства как требование об установлении границ земельного участка.
Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
На основании статей 37, 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в результате кадастровых работ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо передает заказчику таких кадастровых работ межевой план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, об учете изменений земельного участка или учете части земельного участка). Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Пункт 10 статьи 38 Закона N 221-ФЗ предусматривает, что образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации Муниципального образования Большеколпанское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 23.12.2014 N 601, утверждена схема расположения земельного участка, расположенного в квартале 47:23:0420003, площадью 452 кв.м., разрешенное использование - предприятия торговли, адрес: Российская Федерации, Ленинградская область, Гатчинский муниципальный район, Большеколпанское сельское поселение, д. Большие колпаны, ул. 30 лет Победы, д.1а.
По заказу Архиповой В.А. кадастровым инженером Брынцевым В.А. составлен межевой план от 13.01.2015 земельного участка, расположенного под принадлежащим Архиповой В.А., Администрации и Обществу зданием.
В указанном межевом плане имеется заключение кадастрового инженера о том, что граница образуемого под частью нежилого здания земельного участка пересекает границу земельного участка с кадастровым номером 47:23:0420003:37, входящего в единое землепользование 47:23:0000000:21, сведения о границах которого содержатся в Государственном кадастре недвижимости (согласно кадастровому территории N 47/201/14-752786 от 22.12.2014).
Как следует из кадастровой выписки о земельном участке кадастровый номер 47:23:0000000:21, указанный земельный участок на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит АОЗТ "Гатчинское". Сведения о зарегистрированных правах в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:23:0000000:21 в Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствуют.
В силу части 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 названной статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, для установления местоположения границ земельных участков необходимо произвести согласование таких границ со смежными землепользователями.
Законодательством, в том числе статьями 38, 39, 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определен порядок согласования границ земельных участков.
Как следует из материалов дела и акта согласования местоположения границ земельного участка (лист дела 35, оборотная сторона), с ответчиком местоположение границ не согласовывалось, письменных возражений относительно согласования границ ответчик не заявлял.
Как пояснили стороны в судебном заседании, каких-либо разногласий между истцом и ответчиком относительно установления границ земельного участка не имеется.
14.01.2015 Архипова В.А. обращалась в Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области с заявлением N 47-0-1-62/3001/2015-69 о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка. По результатам рассмотрения заявления Кадастровой палатой установлено, что одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ земельного участка с кадастровым номером 47:23:0420003:37, что впоследствии послужило основанием для отказа в осуществлении учета.
Как следует из ответа Филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области, кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 47:23:0420003:37 и копия межевого плана данного земельного участка отсутствуют. Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 47:23:0000000:21, расположенный по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, АОЗТ "Гатчинское", является объектом недвижимости со статусом "ранее учтенный", границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы. Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
По настоящему делу одним из юридически значимых обстоятельств является то, имеется ли наложение границ земельного участка формируемого истцом, на границы какого-либо земельного участка, принадлежащего ЗАО "Гатчинское".
Оценив представленные в деле доказательства, суд апелляционной инстанции полагает, что в деле отсутствуют документы, подтверждающие факт наложения границ земельных участков и причины возникновения данного наложения.
При рассмотрении дела сторонами не заявлено о проведении землеустроительной экспертизы для разрешения данных вопросов.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, обращаясь с настоящим иском в суд, Предприниматель, фактически действуя в интересах всех собственников объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, преследует цель постановки на кадастровый учет земельного участка без соблюдения установленной процедуры его формирования.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Поскольку судом не допущено каких-либо нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения или являются безусловными основаниями для его отмены, и правильно применены нормы материального права, апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует оставить в силе, а в удовлетворении жалобы отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.04.2016 по делу N А56-92092/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.А. Кашина |
Судьи |
Е.В. Жиляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-92092/2015
Истец: ИП Архипова Валентина Андреевна
Ответчик: ЗАО "ГАТЧИНСКОЕ"
Третье лицо: Администрация муниципального образования "Гатчинский район", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"