г. Красноярск |
|
27 июля 2016 г. |
Дело N А33-26654/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "20" июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "27" июля 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от заявителя (товарищества собственников жилья "Овражный") - председателя правления Князева В.О.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Овражный"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "25" марта 2016 года по делу N А33-26654/2015, принятое судьёй Болуж Е.В.,
установил:
товарищество собственников жилья "Овражный" ИНН 2465041797, ОГРН 1032402643778 (далее - заявитель, ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Администрации города Красноярска ИНН 2451000840, ОГРН 1022402655758 (далее - ответчик, администрация) о признании недействительным постановления от 28.11.2014 N 812 "О внесении изменений в постановление администрации города от 21.08.2014 N 522" в части включения многоквартирного дома N 35А, расположенного по адресу: Красноярск, ул. Воронова, в перечень многоквартирных домов, расположенных на территории г. Красноярска, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "25" марта 2016 года в удовлетворении заявления отказано.
ТСЖ обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления, ссылаясь на следующие обстоятельства:
- по состоянию на 2014 год пункт 5 части 170 Жилищного кодекса Российской Федерации не содержал положений о том, что формирование фонда капитального ремонта на специальном счете предусматривает открытие специального счета в банке; заявитель в установленном порядке в соответствии с нормами права в редакции, действующей на момент реализации права, осуществил все действия для реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете; суд первой инстанции фактически применил обратную силу закону, который не подлежал применению к спорным правоотношениям;
- открытие счета после 10.08.2014 не является основанием для включения спорного дома в список домов, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта;
- уведомление Службы строительного надзора и жилищного контроля об открытии специального счета для капитального ремонта не входит в перечень обязательных действий по реализации решения по формированию фонда капитального ремонта;
- администрация нарушила, предусмотренные законодательством сроки на реализацию решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с изложенными в ней доводами, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Администрация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлена в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), на судебное заседание своих представителей не направила.
От ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей ответчика.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.
Собственники помещений многоквартирного дома по адресу: г. Красноярск, ул. Воронова, д. 35А, 02.04.2015 провели общее собрание, на котором большинством голосов приняли решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, определили владельцем специального счета ТСЖ. Также утвердили размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, утвердили перечень услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества, установили срок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Указанные решения утверждены протоколом общего собрания собственников от 02.04.2014 N 1.
ОАО "Банк Москвы" 12.08.2014 открыл специальный счет для формирования фонда капитального ремонта ТСЖ, заключен договор специального счета от 12.08.2014 N 1320-14.
Администрация 21.08.2014 вынесла постановление N 522 "О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован", которым утвержден перечень многоквартирных домов, расположенных на территории г. Красноярска, собственники помещений в которых по состоянию на 11.08.2014 не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован. Многоквартирный дом по адресу г. Красноярск ул. Воронова, 35А, не входил в этот перечень.
Постановлением администрации от 28.11.2014 N 812 "О внесении изменений в постановление администрации города от 21.08.2014 N 522" приложение к постановлению N 522 изложено в новой редакции, в перечень многоквартирных домов, расположенных на территории г. Красноярска, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, включен, в том числе многоквартирный дом N 35А, расположенный по адресу: Красноярск, ул. Воронова.
ТСЖ 22.12.2014 уведомило Службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края об открытии специального счета для формирования фонда капитального ремонта в ОАО "Банк Москвы".
Заявитель оспорил в судебном порядке постановление от 28.11.2014 N 812 "О внесении изменений в постановление администрации города от 21.08.2014 N 522" в части включения многоквартирного дома N 35А, расположенного по адресу: Красноярск, ул. Воронова, в перечень много квартирных домов, расположенных на территории г. Красноярска, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, полагая, что собственники к 04.08.2014 совершили все действия предписанные законом: провели собрание, выбрали способ формирования фонда на специальном счете, уведомили районную администрацию о выбранном способе формирования фонда капитального строительства, подали заявление в банк на открытие специального счета.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы заявителя, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Из положений статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ТСЖ пропущен установленный законом срок для обжалования постановления администрации от 28.11.2014 N 812.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда первой инстанции на основании следующего.
Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право граждан, организаций и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 названной статьи заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-0, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.
Вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Оспариваемое заявителем постановление администрации от 28.11.2014 N 812, опубликовано в газете "Городские новости" от 10.12.2014 N 190.
В данном случае администрацией использован способ публичного информирования заинтересованных лиц о принятом муниципальном акте, поэтому с даты официального опубликования постановления начинает течь трехмесячный срок на обжалование данного акта.
В суд первой инстанции с обжалованием постановления администрации от 28.11.2014 N 812 обратился 26.11.2015, таким образом, ТСЖ пропущен установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок для обжалования постановления администрации от 28.11.2014 N 812.
Кроме того, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что в нарушение условий части 5 статьи 170, части 1 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации, заявителем в срок до 10.08.2014 не реализовано решение собственников о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта, на основании следующего.
В силу части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (часть 3).
В соответствии частью 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Согласно части 4 указанной статьи в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 ЖК РФ, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
Частью 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
При этом согласно части 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 данной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 указанной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Частью 1 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 ЖК РФ, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 настоящей статьи, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его (части 1, 4 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта, а также порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) и требования к этим программам, цели, функции и порядок деятельности регионального оператора установлены Законом Красноярского края от 27 июня 2013 года N 4-1451 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края".
В силу части 1 статьи 4 указанного Закона решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Статьей 4 Закона Красноярского края от 27.06.2013 N 4-1451 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края" определен следующий порядок реализации принятого собственниками решения о формировании фонда капитального ремонта:
- решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого будет являться региональный оператор, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение;
- о принятом решении об определении способа формирования фонда капитального ремонта, а также о направлении в адрес регионального оператора копии протокола общего собрания собственников, указанного в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, собственники помещений уведомляют органы местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых находится соответствующий многоквартирный дом. Не позднее, чем за один месяц до окончания срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее;
- в случае если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный пунктом 1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный пунктом 1 настоящей статьи срок, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого многоквартирного дома на счете регионального оператора;
- указанное решение принимается органом местного самоуправления в течение десяти дней с даты истечения срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи, и в течение пяти дней с даты принятия решения направляется органом местного самоуправления региональному оператору и собственникам помещений в многоквартирном доме, в отношении которого принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края утверждена постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 N 709-п, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края (www.zakon.krskstate.ru) 10.02.2014, в связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирных домах в срок до 10.08.2014.
Таким образом, решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно было быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирных домах в срок до 10.08.2014, что включает в себя непосредственно принятие решения об избрании способа формирования фонда капитального ремонта, определение владельца специального счета, заключение договора с банком на открытие специальных счетов и выполнение товариществом собственников жилья всех юридически значимые действия в связи с принятым решением.
Собственники помещений многоквартирного дома по адресу: г. Красноярск, ул. Воронова, д. 35А, 02.04.2015 провели общее собрание, на котором большинством голосов приняли решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, определили владельцем специального счета ТСЖ (протокол общего собрания собственников от 02.04.2014 N 1).
ОАО "Банк Москвы" 12.08.2014 открыт специальный счет для формирования фонда капитального ремонта ТСЖ, заключен договор специального счета от 12.08.2014 N 1320-14.
Уведомление в адрес Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края об открытии специального счета для формирования фонда капитального ремонта в ОАО "Банк Москвы" ТСЖ направлено 22.12.2014.
Следовательно, ТСЖ в нарушение требований части 1 статьи 172 и части 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации не представило в Службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края в срок до 10.08.2014 уведомление о выбранном собственниками помещений в спорном многоквартирном жилом доме, способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении и справки банка об открытии специального счета.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края правовых оснований для включения уведомления товарищества в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.
Довод заявителя о том, что в редакции статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, действовавшей на момент принятия собственниками решения, отсутствовало условие о том, что реализация решения о формировании фонда капитального строительства на специальном счете включает открытие специального счета в банке, отклоняется судом апелляционной инстанции как основанный на неверном толковании нормы, поскольку в соответствии с приведенной нормой права выбор соответствующего способа формирования фонда капитального ремонта включает в себя принятие решения и его реализацию, что предполагает, в том числе открытие специального счета.
Орган государственного жилищного надзора в силу части 4 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 настоящей статьи, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции также отклоняет доводы заявителя о неправомерном придании судом первой инстанции обратной силы закону, не подлежащего применению к спорным правоотношениям.
Довод заявителя о том, что уведомление Службы строительного надзора и жилищного контроля об открытии специального счета для капитального ремонта не входит в перечень обязательных действий по реализации решения по формированию фонда капитального ремонта отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку обязанность уведомить орган государственного жилищного надзора об открытии специального счета в спорный период была предусмотрена частью 1 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции также отклоняет довод о том, что администрацией нарушены сроки на реализацию решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, поскольку он не имеет правового значения для вывода относительно законности оспоренного заявителем акта.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Ссылки заявителя на то, что суд первой инстанции в нарушении норм процессуального права не дал оценки всем доводам заявителя, суд апелляционной инстанции не принимает во внимание, поскольку судом первой инстанции сделаны правильные выводы о пропуске заявителем срока на обжалование оспариваемого акта и нереализации им в установленные сроки решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, каждый из которых является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, решение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы отнесены на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "25" марта 2016 года по делу N А33-26654/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-26654/2015
Истец: ТСЖ "ОВРАЖНЫЙ"
Ответчик: Администрация города Красноярска