Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 ноября 2016 г. N Ф04-5294/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
27 июля 2016 г. |
Дело N А03-21187/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.07.2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.07.2016.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Б. Нагишевой
судей Е.И. Захарчука, И.И. Терехиной
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.С. Винник
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю на решение Арбитражного суда Алтайского края от 21.03.2016 г. по делу N А03-21187/2015 (07АП-4188/16) (судья И.Н. Закакуев)
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Алтайкрайэнерго" (ОГРН 1092224002331, ИНН 2224132840, г.Барнаул) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю (ОГРН 1022201761592, ИНН 2225026971, г.Барнаул), с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике (ОГРН 1022200912029, ИНН 2221020369, г. Барнаул); Управления социальной защиты населения по Локтевскому району (ОГРН 1072256000849, ИНН 2256006809, г. Горняк); Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Локтевского района Алтайского края (ОГРН 1072256000970, ИНН 2256006816, г. Горняк) о взыскании 184 815 руб. убытков,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Алтайкрайэнерго" (далее - истец, общество, ОАО "Алтайкрайэнерго") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее - ответчик, министерство) с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ), о взыскании задолженности в сумме 184 815 руб., за период: с апреля 2012 г. по декабрь 2012 г., с января 2013 г. по ноябрь 2013 г., с сентября 2014 г. по декабрь 2014 г., с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, Управления социальной защиты населения по Локтевскому району, Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Локтевского района Алтайского края.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 21.03.2016 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неправильное применение судом первой инстанции нормы материального права, выяснение обстоятельств не в полном объеме. Считает, что противоправность в действиях (бездействии) министерства отсутствует, что в свою очередь, исключает применение статей 16, 1069 ГК РФ. В настоящее время действует Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), в соответствии с которым к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных). Кроме того, ответчик указывает, что в настоящее время на территории Российской Федерации законодателем изменен способ предоставления гражданам мер социальной поддержки, в связи с чем принят Закон Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае", который предполагает оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 100% и последующее получение денежной компенсации от уполномоченного органа по месту жительства в сфере социальной защиты населения, в силу части 10 статьи 3 данного Закона Алтайского края.
Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции от 21.03.2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Участвующие в деле лица в судебное заседание полномочных представителей не направили, о времени его проведения надлежаще уведомлены. Апелляционный суд считает возможным на основании статьи 156 АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, в период с апреля 2012 г. по декабрь 2012 г., с января 2013 г. по ноябрь 2013 г., с сентября 2014 г. по декабрь 2014 г. истец оказывал услуги по электроснабжению населения на территории г. Горняка, Локтевского района Алтайского края.
При начислении платы за отпущенную электроэнергию истцом учитывались требования Указа Президента Российской Федерации N 431 от 05.05.1992 (далее - Указ Президента РФ), в соответствии с которым для многодетных семей предоставляется скидка в размере не ниже 30 % установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.
По расчетам истца, сумма затрат, понесенных им в связи с предоставлением скидки по Указу Президента РФ, за период с апреля 2012 г. по декабрь 2012 г., с января 2013 г. по ноябрь 2013 г., с сентября 2014 г. по декабрь 2014 г. составила 184 815 руб.
Поскольку Указом Президента РФ и правовыми актами не установлен порядок распределения расходов на выплату компенсаций скидок, предоставляемых многодетным семьям, истец на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 84 (п. 1) Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Постановления Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8, на основании пункта 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 и определения Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 N 68-О, считает, что затраты на оказание услуг льготным категориям граждан, предусмотренные пунктом 1 Указа Президента РФ, должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета.
Указывая, что ему причинены убытки в сумме 184 815 руб., которые подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию компенсации льгот по оплате электроэнергии, предоставляемых многодетным семьям, предусмотренных федеральным законодательством, то понесенные ОАО "Алтайкрайэнерго" расходы должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, с учетом сложившейся практики рассмотрения данной категории дел, суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции ошибочными, при этом исходит из следующего.
Статьями 16, 1069 ГК РФ предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 ГК РФ).
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации устанавливает, что вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 1 Указа Президента РФ N 431 для многодетных семей предусмотрено предоставление скидки в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.
В пункте 3 Указа Президента РФ N 431 министерству совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление предусмотренных мер социальной защиты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором - пятом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в частности, решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей).
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, вопросы социальной защищенности многодетных семей относятся к предмету ведения субъекта Федерации, в данном случае таким субъектом является Алтайский край.
Для реализации нового порядка предоставления льгот в Закон N 184-ФЗ включена статья 26.3.1 "Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения" и внесены изменения в статью 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 названной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что спорные расходы относятся к расходным обязательствам Российской Федерации, обязанность Российской Федерации по их возмещению обусловлена самим фактом предоставления таких льгот на федеральном уровне, сделан без учета норм действующего законодательства.
Отнесение судом первой инстанции этих расходов к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит статье 84 БК РФ, в которой содержится перечень оснований возникновения расходных обязательств Российской Федерации.
Толкование положений статьи 26.3.1 Закона N 184-ФЗ дано Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 30.11.2015 N 303-ЭС15-8812 и от 11.12.2015 N 309-ЭС15-9501, согласно которым в соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 84 БК РФ полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения, не отнесенные в соответствии с Законом N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансируются за счет средств бюджета Российской Федерации.
Полномочия по предметам совместного ведения, отнесенные в соответствии с Законом N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансируются за счет средств субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах выплата пособий на оплату коммунальных услуг относящимся к федеральному регистру льготникам признается расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Поскольку доказательств обращения истца к субъекту Российской Федерации, - Алтайскому краю, материалы дела не содержат, основания для удовлетворения иска у суда первой инстанции отсутствовали.
Аналогичная правовая позиция приведена в постановлениях Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.05.2016 г. по делу N А03-11038/2015, от 23.06.2016 г. по делу N А03-7345/2015, в судебных актах по иным делам.
Учитывая изложенное, на основании п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ решение Арбитражного суда Алтайского края от 21 марта 2016 г. по делу N А03-21187/2015 подлежит отмене, а исковые требования не подлежат удовлетворению.
Государственная пошлина по иску относится на истца в соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь п. 2 ст. 269, п. 3 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 21.03.2016 г. по делу N А03-21187/2015 отменить.
Принять новый судебный акт.
В удовлетворении иска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
О.Б. Нагишева |
Судьи |
Е.И. Захарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-21187/2015
Истец: .ОАО "Алтайкрайэнерго"
Ответчик: .Российская Федерация в лице Министерства Финансов РФ УФК по Алтайскому краю, УФК по Алтайскому краю
Третье лицо: .Комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, Комитет по финансам.налоговой и кредитной политике Администрации Локтевского района Алтайского края, Управление социальной защиты населения по Локтевскому району