Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Москва |
|
26 июля 2016 г. |
Дело N А40-246529/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: |
Поташовой Ж.В., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО Предприятие "Фирма САДКО" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.04.2016 по делу N А40-246529/15, принятое судьей Немовой О.Ю. (72-2014),
по заявлению: ООО Предприятие Фирма САДКО"
к ответчику - Префектуре ЦАО города Москвы
3-и лица - 1) Управа Мещанского района города Москвы, 2) Департамент городского имущества г.Москвы
об отмене решения Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории Центрального административного округа Москвы Префектуры административного округа Москвы, оформленного протоколом от 24.07.2015 г. N 20 (вопрос N 25) в части осуществления демонтажа нестационарного торгового объекта по адресу: г.Москва, Протопоповский пер., вл.18
при участии:
от заявителя: |
Жуланов З.С. по доверенности от 20.07.2016; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО Предприятие "Фирма САДКО" (далее- Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, с учетом принятых в порядке ст.49 АПК РФ уточнений, об оспаривании решения Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории ЦАО города Москвы от 24.07.2015 в части осуществления демонтажа НТО Заявителя, расположенного по адресу: г.Москва, Протопоповский пер., вл. 18 (протокол от 24.07.2015 N 20, вопр. N 25).
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 19.04.2016, принятым по настоящему делу, в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Полагает, что решение суда принято с нарушением норм материального прав, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, а изложенные в решении выводы, не соответствуют обстоятельствам дела, в результате чего решение является неправильным по существу.
В судебное заседание не явились представители ответчика и третьих лиц, от ответчика поступили письменные пояснения по апелляционной жалобе, а также ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии его представителя, в связи с чем, при отсутствии возражений представителя Общества, спор рассмотрен в порядке ст.ст.121, 123, 156 АПК РФ.
Представитель Общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя Общества, не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы, исходя из следующего.
Из обстоятельств настоящего дела следует, между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и ООО Предприятие "Фирма САДКО" 21.06.2007 был заключен договор аренды N М-01-514621 земельного участка по адресу: г. Москва, Протопоповский пер., вл.18 для эксплуатации некапитального торгового павильона, являющегося движимым имуществом.
Между префектурой и Обществом, на основании постановления Правительства Москвы от 03.02.2011 N 26-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности", а также договора краткосрочной аренды земельного участка N М-01-514621 от 21.06.2007 г. был заключен договор N ЦАО/Мещанский/1098 от 18.06.2012 на размещение нестационарного торгового объекта- павильона "Продукция общественного питания, продовольственные товары" по адресу: Протопоповский пер., вл. 18 (далее -Договор).
В соответствии с п.1.1. Договора, префектура предоставила предпринимателю право разместить нестационарный торговый объект- павильон по специализации: "Продукция общественного питания, продовольственные товары" по адресу: Протопоповский пер., вл.18, согласно ситуационному плану размещения нестационарного торгового объекта и архитектурному решению, а предприниматель обязался в рамках указанного Договора разместить и обеспечить в течение всего срока действия настоящего договора функционирование объекта на условиях и в порядке, предусмотренном в соответствии с настоящим договором, федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
В соответствии с п.1.3. Договора, период размещения объекта установлен в течение 3-х летнего срока с момента подписания Договора, т.е. до 18.06.2015 года.
Согласно пункту 3.2.14 Договора, с момента прекращения действия договора Предприниматель обязан в 1-дневный срок прекратить торговую деятельность в Объекте и в течение 30 календарных дней обеспечить демонтаж и вывоз Объекта с места его размещения.
Пунктом 3.3.3. Договора предусмотрено, что в случае отказа Предпринимателя демонтировать и вывезти Объект при прекращении (расторжении) договора в установленном порядке, префектура имеет право самостоятельно осуществить указанные действия за счет Предпринимателя и обеспечить хранение Объекта.
24.07.2015 г. на заседании Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории Центрального административного округа города Москвы (далее- Окружная комиссия), оформленном протоколом N 20 от 24.07.2015, был рассмотрен вопрос законности размещения некапитального объекта- торгового павильона, принадлежащего Обществу.
Вопрос на рассмотрение комиссии был внесен управой Мещанского района. Окружной комиссией была принята к сведению информация управы Мещанского района, что 20.07.2015 в ходе комиссионного осмотра земельного участка по указанному адресу выявлен нестационарный торговый объект.
Срок действия правоустанавливающего документа истек (договор на размещение нестационарного торгового объекта от 21.06.2012 N ЦАО/Мещанский/1098). В добровольном порядке земельный участок не освобожден. Разрешительная документация не представлена.
Окружной комиссией было принято решение о поручении управе Мещанского района организовать демонтаж самовольного объекта в соответствии с требованиями постановления Правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП.
Оспариваемое решение Окружной комиссии утверждено распоряжением префектуры ЦАО от 06.08.2015 N 329-р.
В связи с тем, что на момент рассмотрения Окружной комиссией указанного вопроса заявитель не выполнил условия Договора (п.3.2.14), Окружной комиссией по пресечению самовольного строительства на территории ЦАО города Москвы вынесено оспариваемое решение от 24.07.2015. Не согласившись с указанным решением в части, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований Общества, суд первой инстанции, вопреки доводам жалобы, верно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил нормы права, регулирующие спор и на их основании сделал верный вывод об отсутствии условий для их удовлетворения.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находиться в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти" префектура АО города Москвы и управа района г. Москвы территориальные органы исполнительной власти города Москвы, подведомственные Правительству Москвы.
Оперативное руководство, координацию и контроль за деятельностью управы района осуществляет префект соответствующего административного округа города Москвы в пределах полномочий, установленных правовыми актами города Москвы.
Постановление Правительства Москвы N 614-ПП от 02.11.2012 утверждено Положение о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов (приложение 1), которым установлен порядок взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы в рамках предоставленных им полномочий по освобождению земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, от незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
В связи с вышеизложенным, демонтаж и (или) перемещение незаконно размещенных объектов в городе Москве осуществляется в соответствии с указанным постановлением.
В соответствии с п. п. 4.3, 4.4, 7.1 Постановления, в случае выявления незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, или подтверждения поступившей информации о незаконном размещении объекта, управа района составляет акт о выявлении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, и в течение 1 рабочего дня с момента его составления направляет в префектуру ЮАО для рассмотрения и принятия окружной комиссией решения.
В соответствии с п.2 Приложения 1 Положения, рассмотрение вопросов об освобождении земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, осуществляется постоянно действующими Окружными комиссиями по пересечению самовольного строительства (далее Окружная комиссия).
24.10.2014 вопрос о демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенного объекта, принадлежащего заявителю, был рассмотрен на заседании окружной комиссии по пресечению самовольного строительства территории Южного административного округа г.Москвы. Комиссия является коллегиальным рабочим органом, созданным в соответствии с правовыми актами города Москвы.
Согласно п.3 Положения определено, что незаконно размещенные на земельных участках объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, - это объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, в том числе нестационарные торговые объекты, размещенные на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без документов, являющихся основанием для размещения таких объектов, оформленных в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, либо в случае, когда истек срок действия документов, являющихся основанием для размещения таких объектов.
Документами, являющимися основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства являются:
- действующее разрешение на размещение нестационарного торгового объекта для реализации печатной продукции в месте, установленном схемой размещения нестационарных торговых объектов;
- действующий договор на размещение нестационарного торгового объекта и свидетельство о размещении;
- действующий договор на размещение объекта, не являющегося объектом капитального строительства;
- действующий договор аренды земельного участка для размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства; действующий договор безвозмездного срочного пользования для размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства;
- свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком для размещения некапитального объекта;
- действующее уведомление о включении сезонного кафе при стационарном предприятии общественного питания в схему размещения нестационарных торговых объектов (о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов).
Документы согласно перечню, указанному в п.3.2 Положения, подтверждающие законность размещения объекта Заявителем не представлены, а именно: действующий договор на размещение объекта, действующий договор аренды земельного участка, действующий договор безвозмездного срочно пользования земельным участком, свидетельство о праве постоянного бессрочного пользования земельным участком.
Действия органов исполнительной власти города по демонтажу и (или) перемещению нестационарных торговых объектов основаны на вышеуказанном Положении, которое для префектур и управ районов является обязательным для исполнения, т.к. оно издано вышестоящим по отношению к ним органом исполнительной власти.
Постановлением от 02.11.2012 N 614-ПП закреплено право Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства определять законность размещения некапитальных объектов и принимать решение о демонтаже и (или) перемещения незаконно размещенного объекта на специально организованную для хранения площадку. Таким образом, постановление Правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП содержит комплекс императивных норм, позволяющих Окружной комиссии самостоятельно определять наличие или отсутствие оснований для размещения некапитального объекта.
В соответствии с Законом города Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы"- постановление Правительства Москвы от 02.11.2012 г. N614-ПП является нормативным правовым актом города Москвы, устанавливающим правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные правовыми актами.
Законность данного Постановления подтверждена решением Московского городского суда от 05.12.2012 г. по делу N 3-266/3-2012.
Поскольку наличие действующего договора на размещение нестационарного торгового объекта, а следовательно, и наличие законных оснований для размещения спорного объекта, предусмотренных, п.3.2 постановления Правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП документально не подтверждено, суд обоснованно указал на то, что Окружной комиссией по пресечению самовольного строительства на территории ЦАО г.Москвы правомерно было принято решение об освобождении земельного участка от соответствующих объектов, в то время как нарушение прав и законных интересов заявителя установленным признано быть не может.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, что, поскольку несоответствия оспариваемого решения нормам действующего законодательства не установлено, а нарушение своих прав и законных интересов заявитель не доказал, правовые основания для удовлетворения заявленных требований, в том числе, в части возложения на Префектуру ЦАО г.Москвы каких-либо обязанностей.
Оценив в порядке ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Учитывая приведенные фактические обстоятельства спора и нормы материального права, его регулирующие, коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Иное толкование норм права и иная оценка обстоятельств дела не свидетельствует о наличии судебной ошибки.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.04.2016 по делу N А40-246529/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-246529/2015
Истец: ООО Предприятие "Фирма САДКО"
Ответчик: Префектура ЦАО г. Москва, Префектура ЦАО г. Москвы
Третье лицо: ДГИ г. Москвы, управа Мещанского района города Москвы