Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13 января 2017 г. N Ф05-18563/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, производство по делу прекращено, решение суда первой инстанции изменено
г. Москва |
|
27 июля 2016 г. |
Дело N А40-186245/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Якутова Э.В.,
судей: |
Бекетовой И.В., Цымбаренко И.Б., |
при ведении протокола |
помощником судьи Артюковой О.А., |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "XII ВЕК ОФИС" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.02.2016 по делу N А40-186245/15 судьи Сизовой О.В. (84-1550)
по иску ООО "ХХII ВЕК ОФИС" (ОГРН 1077746077628)
к Главному управлению МЧС России по г. Москве
о признании незаконным и отмене пунктов предписания
при участии:
от истца: |
Довгалев Е.Ю. по дов. от 27.06.2016 N б/н; |
от ответчика: |
Фролов А.С. по дов. от 25.04.2016 N 226-1-3; |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.02.2016 ООО "ХХII ВЕК ОФИС" (далее - Общество) отказано в удовлетворении заявления о признании незаконными и отмене пунктов 1, 2, 3 предписания Главного управления МЧС России по г. Москве (далее - ГУ МЧС по Москве) от 11.06.2015 N 47/4/1.
Общество не согласилось с решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой считает решение суда незаконным и необоснованным.
Просит решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования.
Отзыв на апелляционную жалобу ГУ МЧС по Москве не представлен.
Обществом был заявлен отказ от заявленных требований в части признания незаконными и отмене п.п. 1, 2 предписания ГУ МЧС по Москве от 11.06.2015 N 47/4/1.
В судебном заседании представитель Общества подтвердил частичный отказ от заявленных требований, доводы апелляционной жалобы в обжалуемой части поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его. незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в обжалуемой части в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 28.04.2015 N 47 сотрудниками ГУ МЧС по Москве проведена плановая выездная проверка ООО "XXII ВЕК ОФИС".
По результатам проверки составлен акт проверки от 11.06.2015 N 47, которым, в том числе установлено, что не обеспечивается оповещение работников организации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций с использованием основного способа оповещения - доведения информации и сигналов оповещения работников организации от органа повседневного управления РСЧС в городе Москве - Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по городу Москве по сетям связи для распространения программ радиовещания.
На основании Акта проверки ГУ МЧС по Москве выдано предписание об устранении нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 11.06.2005 N 47/4/1.
Пунктом 3 предписания на Общество возложена обязанность устранения выявленного нарушения - обеспечить оповещение работников организации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций с использованием основного способа оповещения - доведения информации и сигналов оповещения работников организации от органа повседневного управления РСЧС в городе Москве - Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по городу Москве по сетям связи для распространения программ радиовещания.
Отказывая в удовлетворения заявленных Обществом требований в части п.3 оспариваемого предписания, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что административный орган, установив, что действия Общества не соответствуют требованиям законодательства, правомерно в соответствии с предоставленными полномочиями вынес оспариваемое предписание.
При этом, суд правомерно указал на то, что согласно преамбуле Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
На основании пункта "з" ст.14 Закона N 68-ФЗ организации обязаны предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
Приказом МЧС России N 422, Мининформсвязи России N 90, Минкультуры России N 376 от 25.07.2006 утверждено Положение о системах оповещения населения (далее - Положение).
Согласно Положению система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и населения (пункт 3). На муниципальном уровне создается местная система оповещения (на территории муниципального образования) (пункт 4). Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 6). Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до: руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием; специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования, в соответствии с пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"; дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты; населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования (п.10).
В пункте 12 Положения установлено, что основной способ оповещения населения - передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного и радиовещания.
Основной способ оповещения населения - передача информации и сигналов оповещения осуществляется органами повседневного управления РСЧС с разрешения руководителей постоянно действующих органов управления РСЧС по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ для оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций, с учетом положений статьи 11 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
Речевая информация длительностью не более 5 минут передается населению, как правило, из студий телерадиовещания с перерывом программ вещания. Допускается 3-кратное повторение передачи речевой информации.
Передача речевой информации должна осуществляться, как правило, профессиональными дикторами, а в случае их отсутствия - должностными лицами уполномоченных на это организаций.
В исключительных, не терпящих отлагательства случаях, допускается передача с целью оповещения кратких речевых сообщений способом прямой передачи или в магнитной записи непосредственно с рабочих мест оперативных дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления РСЧС.
По решению постоянно действующих органов управления РСЧС в целях оповещения допускаются передачи информации и сигналов оповещения с рабочих мест дежурного персонала организаций связи, операторов связи, радиовещательных и телевизионных передающих станций.
Пунктом 3.10. Положения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 01.12.2015 N 795-ПП "Об организации оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях", установлено, что при проведении оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях задействуются, в том числе радиотрансляционная сеть города Москвы (сеть проводного радиовещания).
Приказом Минрегиона России от 05.04.2012 N 159 утвержден "Свод правил. Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования" (СП 133.13330.2012).
В соответствии с п.3.10. Свода правил оконечное многофункциональное устройство: неотключаемое техническое устройство, служащее для гарантированного обеспечения передачи сигналов оповещения и информации о чрезвычайных ситуациях по сети проводного радиовещания, устанавливаемое в квартирах и подъездах жилых домов, в помещениях предприятий и организаций, социально значимых объектах, объектах с круглосуточным пребыванием людей и в местах массового пребывания людей.
Согласно п.4.4. Положения, ответственность за обеспечение готовности каналов связи и управления локальными, объектовыми системами оповещения о чрезвычайных ситуациях, а также систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре возлагается на руководителей объектов (организаций).
Как следует из оспариваемого пункта предписания, на Общество возложена обязанность обеспечить оповещение работников организации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций с использованием основного способа оповещения - доведения информации и сигналов оповещения работников организации от органа повседневного управления РСЧС в городе Москве - Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по городу Москве по сетям связи для распространения программ радиовещания.
Таким образом, п.3 оспариваемого предписания ГУ МЧС России по Москве полностью соответствует действующим нормативным и ненормативным актам, регламентирующим порядок оповещения работников организации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает обоснованным и основанным на законе вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований в оспариваемой части.
Принимая во внимание изложенное и, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ ООО "XII ВЕК ОФИС" от заваленных требований в части отмены и признания недействительными пунктов 1 и 2 предписания ГУ МЧС России по г.Москве от 11.06.2015 N 47/4/1.
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.02.2016 по делу N А40-186245/15 в данной части отменить, производство по делу в указанной части прекратить.
В остальной части решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.02.2016 по делу N А40-186245/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Э.В. Якутов |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-186245/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13 января 2017 г. N Ф05-18563/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "XII ВЕК ОФИС", ООО "XXII ВЕК ОФИС"
Ответчик: ГУ МЧС России по г. Москве, Первый региональный отдел надзорной деятельности Управления по ВАО Главного управления МЧС России по г. Москве