Требование: о взыскании долга и затрат по договору на оказание услуг
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Воронеж |
|
01 декабря 2016 г. |
Дело N А64-2852/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 декабря 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Алферовой Е.Е., |
судей |
Афониной Н.П., |
|
Письменного С.И., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Прошуниной М.П.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Акулинцева Андрея Александровича: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения "Центр социальных услуг для населения города Мичуринска и Мичуринского района": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Акулинцева Андрея Александровича (ОГРНИП 308682700900027, ИНН 682709255070) на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.08.2016 по делу N А64-2852/2016 (судья Подольская О.А.) по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Акулинцева Андрея Александровича к Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения "Центр социальных услуг для населения города Мичуринска и Мичуринского района" (ОГРН 1076827001020, ИНН 6827017837) о взыскании задолженности в размере 915 463 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Акулинцев Андрей Александрович (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения "Центр социальных услуг для населения города Мичуринска и Мичуринского района" (далее - ответчик) о взыскании задолженности по договору оказания услуг N 1 от 11.12.2014 в размере 885 383 руб., затрат на подготовку льготных талонов в электронном виде в сумме 30 080 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 21 309,26 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 24.08.2016 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, истец обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель ссылается на нарушение ответчиком порядка сдачи талонов, в связи с чем спорные талоны не были учтены.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 24.11.2016 представители истца и ответчика не явились. От Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения "Центр социальных услуг для населения города Мичуринска и Мичуринского района" и от индивидуального предпринимателя Акулинцева Андрея Александровича поступили заявления о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 11.12.2014 между Тамбовским областным государственным бюджетным учреждением социального обслуживания населения "Центр социальных услуг для населения города Мичуринска и Мичуринского района" (учреждение) и Индивидуальным предпринимателем Акулинцевым Андреем Александровичем (перевозчик) был заключен договор N 1 на возмещение расходов, связанных с предоставлением льготного проезда отдельным категориям граждан в общественном транспорте по городским, пригородным, внутрирайонным и межмуниципальным маршрутам города Мичуринска и Мичуринского района, предметом которого является возмещение в 2015 году расходов, связанных с представлением льготного проезда по городским, пригородным, внутрирайонным и межмуниципальным маршрутам города Мичуринска и Мичуринского района лица, указанным в пункте 2 Порядка предоставления и финансирования льготного проезда отдельных категорий граждан в общественном транспорте на территории Тамбовской области и возмещения реабилитированным лицам расходов стоимости проезда на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением администрации Тамбовской области от 08.07.2009 N 801 (раздел 1 договора).
В соответствии с п. 2.1.2 договора Перевозчик ежедекадно (01, 11, 21 числа каждого месяца) представляет в Учреждение для проверки подсчитанные талоны на льготный проезд, полученные от граждан льготных категорий (раздельно по номиналу), акт сдачи- приемки талонов, счет и акт оказанных услуг, подписанные руководителем, главным бухгалтером и заверенные печатью.
Согласно п. 2.2.2 - 2.2.4 договора Учреждение производит проверку предъявленных подсчитанных талонов на льготный проезд; ежедекадно подписывает и заверяет печатью акт оказанных услуг с Перевозчиком по результатам подсчетов предъявленных талонов; в течение 3-х банковских дней после поступления средств на свой счет, на основании счета и настоящего Договора перечисляет безналичным путем денежные средства Перевозчику на возмещение расходов, связанных с предоставлением льготного проезда лицам, указанным в п. 1 настоящего договора.
Срок действия настоящего договора с 01.01.2015 по 31.12.2015, а в части расходов - до полного исполнения обязательств сторонами (п. 5.2 договора).
Во исполнение условий договора истец представил в ТОГБУ СОН "Центр социальных услуг для населения г. Мичуринска и Мичуринского района" талоны на проверку, как на бумажных носителя, так и в электронном виде. Однако из общего числа талонов ответчиком не было принято к возмещению талоны за период с сентября 2015 по март 2016 в количестве 60 100 шт. на общую сумму 889 044 руб.
В связи с вступлением в законную силу постановления администрации Тамбовской области от 17.07.2015 N 766 "О внесении изменений в постановление администрации области от 08.07.2009 N 801 "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан в общественном транспорте на территории Тамбовской области и о возмещении реабилитированным лицам расходов стоимости проезда на территории Российской Федерации" согласно п. 2.5 указанного постановления, юридическое (физическое) лицо, осуществляющее перевозки на городских, пригородных и межмуниципальных маршрутах, помимо самих талонов, акта выполненных работ и счета на возмещение расходов, также обязано предоставлять реестр талонов, полученных от граждан при проезде в общественном транспорте в электронном виде.
Таким образом, для подготовки талонов в учреждение социального обслуживания в электронном виде, истец произвел затраты по оплату услуг специалиста в размере 14 880 руб. за октябрь 2015, 15 200 руб. - за ноябрь 2015, что подтверждается представленными в материалы дела товарными чеками N 18637 от 07.10.2015 на сумму 14 800 руб. и N 19656 от 09.11.2015 на сумму 15 200 руб.
В соответствии с п. 2.2.4 дополнительного соглашения к договору от 11.12.2014 N 1 от 10.12.215 "Учреждение обязано: осуществлять в пределах лимитов бюджетных обязательств возмещение расходов перевозчика, связанных с предоставлением льготного проезда лицам, указанным в разделе 1 настоящего договора, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Перевозчика в течение 10 рабочих дней со дня подписания акта оказанных услуг обеими сторонами и предъявления счета в Учреждение, при наличии денежных средств на счете Учреждения. При этом возмещение по талонам, которые по данным электронного реестра не реализовались распространителем или количество которых превышено над количеством выпущенных талонов, определенным в соответствии с Постановлением, осуществляется после проведения проверки правоохранительными органами.
Правоохранительными органами была проведена проверка талонов, представленных И.П. Акулинцевым А.А., однако результаты проверки истцу неизвестны.
В нарушение условий договора ответчик не возместил расходы, связанные с предоставлением льготного проезда отдельным категориям граждан в общественном транспорте по городским, пригородным, внутрирайонным и межмуниципальным маршрутам города Мичуринска и Мичуринского района, задолженность ТОГБУ СОН "Центр социальных услуг для населения города Мичуринска и Мичуринского района" перед ИП Акулинцевым А.А. составила 915 463 руб.
Направленная в адрес ответчика претензия от 17.11.2015 с требованием оплатить образовавшуюся задолженность, оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Индивидуального предпринимателя Акулинцева А.А. в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим иском.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российский Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации.
В данном случае обязательства сторон возникли при заключении договора N 1 на возмещение расходов, связанных с предоставлением льготного проезда отдельным категориям граждан в общественном транспорте по городским, пригородным, внутрирайонным и межмуниципальным маршрутам города Мичуринска и Мичуринского района от 11.12.2014.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законом N 122-ФЗ были изменены ранее существовавшие по вопросам совместного ведения в указанной сфере полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также изменен порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан, имеющим право на льготный проезд в общественном городском и пригородном транспорте, предусмотренных ранее принятыми федеральными законами.
С 01.01.2005 предоставление льготы по проезду в городском и пригородном общественном транспорте в натуральной форме заменено на компенсационную денежную выплату.
Вместе с тем, данный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Для реализации нового порядка предоставления льгот в Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" включена статья 26.3.1 "Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения" и внесены изменения в статью 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".
В соответствии со статьей 26.3 данного Федерального закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и в случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).
Постановлением администрации Тамбовской области N 801 от 08.07.2009 "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан в общественном транспорте на территории Тамбовской области и о возмещении реабилитированным лицам расходов стоимости проезда на территории Российской Федерации" утвержден перечень категорий граждан, которым предоставляется льготный проезд в общественном транспорте на территории Тамбовской области, установлена льготная стоимость проезда для таких категорий граждан, а также утвержден Порядок предоставления льготного проезда отдельным категориям граждан в общественном транспорте на территории Тамбовской области и о возмещении реабилитированным лицам расходов стоимости проезда на территории Российской Федерации.
Пунктом 2 данного постановления утверждена форма льготного проездного талона для проезда в общественном транспорте на городских, пригородных и межмуниципальных маршрутах.
В соответствии с п. 3.2 Порядка реализация талонов осуществляется юридическим (физическим) лицом, определенным в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд. На основании паспорта гражданина Российской Федерации талоны реализуются гражданам, определенным в пункте 2.1 Порядка и зарегистрированным в областной базе получателей мер социальной поддержки, которая формируется областными государственными учреждениями социального обслуживания населения. Распространитель использует для продажи талонов программный комплекс, разработанный управлением социальной защиты и семейной политики области, с использованием которого в областную базу получателей мер социальной поддержки вносятся сведения о продаже талонов с указанием количества проданных талонов, серий и номеров талонов, их номиналов и суммы, поступившей от реализации.
Согласно п. 4.2 Порядка (в редакции, действующей с 17.07.2015 по 16.11.2015) юридическое (физическое) лицо, осуществляющее перевозки на городских, пригородных и межмуниципальных маршрутах, для возмещения расходов за льготный проезд отдельных категорий граждан 01, 11 и 21 числа каждого месяца представляет в областное государственное учреждение социального обслуживания населения: реестр талонов, полученных от граждан при проезде в общественном транспорте, с указанием номиналов, серий и номеров талонов (представляются в электронном виде по форме, установленной управлением); талоны, полученные от граждан при проезде в общественном транспорте (представляются по акту); акт оказанных услуг; счет на возмещение расходов за предоставленный льготный проезд граждан в общественном транспорте.
Программный комплекс ТОГБУ СОН "Центр социальных услуг для населения города Мичуринска и Мичуринского района" автоматически проводит сверку талонов и выдает количество талонов принятых и не принятых к оплате. После этого сторонами подписывается акт оказанных услуг.
В соответствии с п. 2.2.4 дополнительного соглашения к договору от 11.12.2014 N 1 от 10.12.215 "Учреждение обязано: осуществлять в пределах лимитов бюджетных обязательств возмещение расходов перевозчика, связанных с предоставлением льготного проезда лицам, указанным в разделе 1 настоящего договора, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Перевозчика в течение 10 рабочих дней со дня подписания акта оказанных услуг обеими сторонами и предъявления счета в Учреждение, при наличии денежных средств на счете Учреждения. При этом возмещение по талонам, которые по данным электронного реестра не реализовались распространителем или количество которых превышено над количеством выпущенных талонов, определенным в соответствии с Постановлением, осуществляется после проведения проверки правоохранительными органами.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса о том, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Программным комплексом ТОГБУ СОН "Центр социальных услуг для населения города Мичуринска и Мичуринского района" частично приняты талоны, полученные от граждан при проезде в общественном транспорте, и оплачены истцу в полном объеме.
Возмещение расходов по талонам, которые по данным электронного реестра не приняты к оплате, осуществляется после проведения проверки правоохранительными органами. Однако, доказательств подлинности не принятых талонов, в материалы дела истцом не представлено.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в статье 9 названного Кодекса, а также положений статей 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий не совершения им соответствующих процессуальных действий.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, истец просил взыскать с ответчика стоимость услуг представителя по ведению учета талонов в электронном виде в размере 30 080 руб.
Согласно п. 4.2 Порядка (в редакции, действующей с 17.07.2015 по 16.11.2015) обязанность по предоставлению реестра талонов, полученных от граждан при проезде в общественном транспорте, в электронном виде, была возложена на "Перевозчика".
Постановлением администрации Тамбовской области N 1306 от 16.11.2015 внесены изменения в Порядок предоставления льготного проезда отдельным категориям граждан в общественном транспорте на территории Тамбовской области и о возмещении реабилитированным лицам расходов стоимости проезда на территории Российской Федерации, на основании которого обязанность по формированию электронного реестра возложена на Центр социальных услуг.
Таким образом, на момент предоставления истцом реестров талонов в электронном виде, в октябре - ноябре 2015, действовал Порядок предоставления льготного проезда отдельным категориям граждан в общественном транспорте на территории Тамбовской области и о возмещении реабилитированным лицам расходов стоимости проезда на территории Российской Федерации (в редакции, действующей с 17.07.2015 по 16.11.2015), в соответствии с которым обязанность по предоставлению реестров талонов в электронном виде была возложена на истца.
В соответствии со ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Исходя из представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что ответчиком нарушен порядок сдачи талонов, в связи с чем, спорные талоны не были учтены, отклоняется судом апелляционной инстанции., поскольку правового значения при рассмотрении настоящего спора не имеет.
Сторонами согласовано, что возмещение по талонам, которые по данным электронного реестра не реализовались распространителем или количество которых превышено над количеством выпущенных талонов, определенным в соответствии с Постановлением, осуществляется после проведения проверки правоохранительными органами. (п. 2.2.4 дополнительного соглашения к договору от 11.12.2014 N 1 от 10.12.215)
Таким образом, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства подлинности не принятых талонов, оснований для удовлетворения заявленных требований истца не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо опровергали выводы арбитражного суда области, в связи с чем, признаются апелляционной коллегией несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела были полно установлены фактические обстоятельства дела, всесторонне исследованы доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, им дана надлежащая правовая оценка и принято решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в виде государственной пошлины в общей сумме 3 000 руб., относятся на заявителя и возврату из федерального бюджета не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102 - 112, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.08.2016 по делу N А64-2852/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Акулинцева Андрея Александровича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.Е. Алферова |
Судьи |
Н.П. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-2852/2016
Истец: ИП Акулинцев Андрей Александрович
Ответчик: ОГБУ Тамбовское социального обслуживания населения "Центр социальных услуг для населения г.Мичуринска и Мичуринского района"