г. Вологда |
|
27 июля 2016 г. |
Дело N А13-14485/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 27 июля 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Холминова А.А. и Черединой Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вершининой Т.Н.,
при участии от Сокольского муниципального района в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом - Шилова Н.А. по доверенности от 15.04.2016, от государственного унитарного предприятия "Вологдаоблстройзаказчик" - Ананьева И.С. по доверенности от 25.02.2016, от Департамента финансов Вологодской области - Кононюк О.Е. по доверенности от 07.12.2015, от Правительства Вологодской области - Кононюк О.Е. по доверенности от 12.07.2016, от Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области - Дернова Р.Н. по доверенности от 13.01.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам суда первой иск Сокольского муниципального района в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом (место нахождения: 162130, Вологодская обл., Сокольский р-н, г. Сокол, ул. Советская, д. 73; ОГРН 1023502494333, ИНН 3527009318) к Департаменту имущественных отношений Вологодской области (место нахождения: 160009, г. Вологда, ул. Предтеченская, д. 72; ОГРН 1033500036998, ИНН 3525057122), Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Вологодской области" (место нахождения: 160009, г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 34; ОГРН 1033500050154, ИНН 3525055710), государственному унитарному предприятию "Вологдаоблстройзаказчик" (место нахождения: 160000, г. Вологда, просп. Советский, д. 34; ОГРН 1023500888113, ИНН 3525006336) о признании за муниципальным образованием Сокольский муниципальный район права муниципальной собственности на объект недвижимости - административное здание, кадастровый номер 35:26:0202012:164, общей площадью 2352,8 кв.м, расположенное по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Советская, 79,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Вологодской области, Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области, Департамента финансов Вологодской области, Правительства Вологодской области,
установил:
Сокольский муниципальный район в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом (место нахождения: 162130, Вологодская обл., Сокольский р-н, г. Сокол, ул. Советская, д. 73; ОГРН 1023502494333, ИНН 3527009318, далее - Комитет) обратился в арбитражный суд с иском к Департаменту имущественных отношений Вологодской области (место нахождения: 160009, г. Вологда, ул. Предтеченская, д. 72; ОГРН 1033500036998, ИНН 3525057122, далее - Департамент), Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Вологодской области" (место нахождения: 160009, г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 34; ОГРН 1033500050154, ИНН 3525055710), государственному унитарному предприятию "Вологдаоблстройзаказчик" (место нахождения: 160000, г. Вологда, просп. Советский, д. 34; ОГРН 1023500888113, ИНН 3525006336) о признании за муниципальным образованием Сокольский муниципальный район права муниципальной собственности на объект недвижимости - административное здание, кадастровый номер 35:26:0202012:164, общей площадью 2352,8 кв.м, расположенное по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Советская, 79.
Определением от 05 ноября 2015 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Вологодской области, Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области.
Определением от 14 января 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов Вологодской области.
Решением суда от 09 марта 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Комитет с решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалобу мотивирует тем, что спорное административное здание расположено на территории Сокольского муниципального района; участвующие в софинансировании его строительства органы и организации не претендуют и не предпринимают никаких действий для регистрации права собственности на указанный объект. Земельный участок, на котором располагается административное здание, является неразграниченной государственной собственностью. Истец не располагает всеми необходимыми документами для регистрации права собственности. Завершение строительства объекта осуществлялось за счет средств бюджета Сокольского муниципального района.
В силу части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) независимо от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 названного Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Установив нарушение, предусмотренное пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ, согласно которому основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, суд апелляционной инстанции на основании пункта 6.1 статьи 268 АПК РФ определением от 20 июня 2016 года перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. Привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Правительство Вологодской области
В судебном заседании представитель Комитета поддержал изложенные в иске доводы. Пояснил, что ввиду отсутствия полного комплекта разрешительной документации ввести здание в эксплуатацию, и как следствие, зарегистрировать право муниципальной собственности не представляется возможным. В настоящее время помещения в здании на праве безвозмездного пользования занимают военный комиссариат Вологодской области, бюджетное учреждение защиты в чрезвычайных ситуациях Сокольского муниципального района "Аварийно-спасательная служба Сокольского муниципального района", МКУ Сокольского муниципального района "Специализированный центр".
Заслушав пояснения сторон, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В соответствии с Постановлением администрации г.Сокол и Сокольского района N 1349 от 01.12.1994 "О предоставлении земельных участков" горвоенкомату в постоянное пользование был предоставлен земельный участок площадью 3500 кв.м. по ул.Советской, 79 для разработки проекта привязки и строительства административного здания по индивидуальному проекту в кирпичном исполнении не менее трех этажей, со строительством гаражей на своей территории.
Земельному участку присвоен кадастровый номер 35:26:0202012:5.
Строительство административного здания для размещения военного комиссариата (отдела по городу Соколу) было начато в 1994 году, но в 1999 году приостановлено в связи с отсутствием финансирования.
В 2000 году строительство было возобновлено, при этом администрацией Сокольского муниципального района с ГУП "Вологдаобластройзаказчик" был заключен договор от 06.05.2000 N 109 по завершению строительства, для чего были выделены средства областного бюджета и бюджета района.
В 2003 году между Правительством области (Инвестор), Объединенным военным комиссариатом г. Сокола (Учреждение), Сокольским районом (Администрация) и ГУП "Вологдаоблстройзаказчик" (Заказчик) был заключен четырехсторонний договор от 24.12.2003 N 184(д) о порядке финансирования строительства административного здания районного военкомата в г. Соколе (т.1 л.98-99).
Договором было предусмотрено выделение средств областного бюджета в размере 4 666 800 рублей, за счет которых были достроены и введены в эксплуатацию подвал, первый и второй этажи спорного здания (акты приемки законченных строительством объектов приемочной комиссией от ноября 2003 года (т.1 л.100-101)).
По условиям договора также было предусмотрено, что после завершения строительства затраты областного бюджета (доля Вологодской области в праве собственности на объект) будут переданы федеральной организации - Объединенному военному комиссариату г. Сокола.
По утверждению Комитета, в 2004 - 2005 годах строительство здания было завершено за счет средств бюджета Сокольского муниципального района.
Однако завершение строительства и ввод объекта в эксплуатацию надлежащим образом оформлены не были, здание постановлено на кадастровый учет, но права на объект не оформлены.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что строительство объекта осуществлялось за счет средств бюджетов разных уровней (федерального, областного и муниципального).
Согласно информации предоставленной Правительством в настоящее время в реестре собственности Вологодской области в составе объектов незавершенного строительства, закрепленных на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием "Вологдаоблстройзаказчик", с реестровым номером 3739041 числится объект незавершенного строительства - Военкомат г. Сокол, со сметной стоимостью 7 596 764 руб.
Комитет в обоснование иска указал на то, что административное здание расположено на территории Сокольского муниципального района, участвующие в софинансировании его строительства органы не предпринимают мер для регистрации права собственности (права долевой собственности) на указанный объект недвижимости, следовательно, истец правомерно обратился в суд с иском о признании права муниципальной собственности.
Суд апелляционной инстанции полагает, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований Комитета не имеется.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 154 (часть 11) Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случае, если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти (к которым относятся и военные комиссариаты) для целей, установленных данным Федеральным законом, а имущество, используемое муниципальными организациями для реализации полномочий и решения вопросов местного значения соответствующего муниципального образования - должно находиться в муниципальной собственности.
В силу постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" по каждому объекту недвижимого имущества, подлежащего передаче в связи с разграничением полномочий, должны быть представлены документы, подтверждающие право собственности соответствующего публичного образования на указанное имущество (выписка из ЕГРП о зарегистрированных правах на предлагаемое к передаче недвижимое имущество или документы, подтверждающие право собственности, в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в ЕГРП).
В соответствии с положениями статьи 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Из материалов дела видно, и сторонами не оспаривается, что строительство здания осуществлялось за счет средств бюджетов разных уровней (федерального, областного и муниципального), следовательно, в данной ситуации может идти речь о возникновении общей долевой собственности на рассматриваемый объект недвижимого имущества (статьи 244, 245 ГК РФ).
Об этом же указано и в пункте 4.2.11 четырехстороннего договора от 24.12.2003 N 184(д) о порядке финансирования строительства административного здания районного военкомата в г. Соколе.
Так, из содержания указанного пункта следует, что для передачи затрат областного бюджета по законченному строительством объекту Учреждению (доля Вологодской области в праве собственности на объект) ГУП "Вологдаоблстройзаказчик", в месячный срок с момента выхода постановления об утверждении акта приемочной комиссии, обязано представить в орган управления имуществом области экземпляр акта приемочной комиссии и постановление об утверждении акта приемочной комиссии, справку о стоимости затрат по строительству объекта в сметных и действующих ценах с разбивкой по источникам финансирования, технический паспорт на объект, а также иные необходимые документы.
Далее, Учреждение в установленном законом порядке принимает от Заказчика и Администрации затраты областного и местного бюджета по завершению строительства объекта и представляет документы для государственной регистрации права на объект, согласно доле вложенных сторонами в строительство средств (пункт 4.3.3 договора от 24.12.2003 N 184(д)).
Таким образом, после ввода здания в эксплуатацию в отношении спорного объекта недвижимости возможно установление только долевой собственности, определенной пропорционально доле вложенных сторонами в строительство средств.
Вместе с тем, поскольку до настоящего времени в установленном законом порядке объект в эксплуатацию не введен, окончательный расчет сумм, затраченных на его возведение из различных источников отсутствует, отношения по определению долей в праве собственности на данный объект не оформлялись.
При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения иска Сокольского муниципального района о признании права муниципальной собственности на объект недвижимости - административное здание, с кадастровым номером 35:26:0202012:164, общей площадью 2352,8 кв.м, расположенное по адресу: Вологодская область, г. Сокол, улица Советская, 79, не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 09 марта 2016 года по делу N А13-14485/2015 отменить.
В удовлетворении исковых требований Сокольскому муниципальному району в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.А. Холминов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-14485/2015
Истец: Сокольский муниципальный район в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района
Ответчик: ГУП "Вологдаоблстройзаказчик", Департамент имущественных отношений Вологодской области, Отдел военного комиссариата Вологодской области по городу Сокол и Усть-Кубинскому району, ФКУ "Военный комиссариат Вологодской области"
Третье лицо: Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области, Департамент финансов в Вологодской области, Территориальное управление Росимущества по Вологодской области, Управление Росреестра по Вологодской области