Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 ноября 2016 г. N Ф07-10589/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти, о признании недействительным договора по уплате налогов
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
27 июля 2016 г. |
Дело N А56-66273/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Дмитриевой И.А., Лущаева С.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Добрияник Е.А.
при участии:
от заявителя: Ушаков А.Ю. по доверенности от 23.03.2016 N 62-16
от заинтересованного лица: Каруева М.М. по доверенности от 14.12.2015 N 05-18/13763, Дмитриева О.С. по доверенности от 13.01.2016 N 05-18/0014, Ведзижев У.А. по доверенности от 17.05.2016 N 05-18/04923
от 3-го лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4707/2016) Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 8 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2015 по делу N А56-66273/2015 (судья Хохлов Д.В.), принятое
по заявлению АО "Информационные спутниковые системы" им.Академика М.Ф.Решетнёва"
к Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 8
3-е лицо: ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт машиностроения"
о признании недействительным решения от 09.04.2014 N 26 и обязании возместить НДС в размере 1 152 000 руб.
установил:
Акционерное общество "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф. Решетнёва" (далее - АО "ИСС", заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 (далее - налоговый орган, заинтересованное лицо, инспекция) о признании недействительным решения от 09.04.2015 N 26 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части вывода о необоснованном применении заявителем ставки НДС 0 процентов к стоимости выполненных работ по заключенным договорам: N 102-1-12(112-3000-2012)-3005/363-2012 от 14.09.2012 и N 102-1-12 (112-3000-2012)-3005/363-2012 от 14.09.2012; уменьшения НДС к возмещению на 1 152 000 руб. и обязании МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 8 возместить налог на добавленную стоимость путем возврата 1 152 000 руб.
Определением суда от 19.10.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный научно-исследовательский институт машиностроения" (далее - ФГУП ЦНИИмаш).
Решением от 22.12.2015 требования удовлетворены в полном объеме.
Налоговый орган, не согласившись с решением суда первой инстанции, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просил судебный акт отменить, в удовлетворении требований отказать.
По мнению инспекции, поскольку выполненные налогоплательщиком рекламно-информационные работы по договорам от 08.08.2012 и от 14.09.2012 не могут быть признаны технологически обусловленными (необходимыми) и неразрывно связанными с выполнением работ (оказанием услуг) с использованием техники, находящейся непосредственно в космическом пространстве, положения подпункта 5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации применению не подлежат.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и настаивал на ее удовлетворении.
Представитель Общества с апелляционной жалобой не согласился, по основаниям, изложенным в отзыве. Заявлено ходатайство о проведении экспертизы, на предмет соотношения спорных работ к космической деятельности.
В удовлетворении ходатайства отказано.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, отзыв не представил.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 08.08.2012 между ФГУП ЦНИИмаш (заказчик) и АО "ИСС" (исполнитель) заключен договор на выполнение работ N (161-3000-2012)-3000/307-2012, согласно которому исполнитель обязуется выполнить работы: "Информационно-аналитическое обеспечение реализации федеральной целевой программы "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы" в части работ по подготовке и выпуску информационных и рекламных материалов о системе ГЛОНАСС в 2012-2015 годах. Сторонами согласована твердая цена договора в сумме 9 600 000 руб., НДС по ставке 0 процентов в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 164 НК РФ; финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета (пункты 1.1, 3.1 договора).
В пункте 3 Технического задания предусмотрено, что к задачам исполнителя относится подготовка и выпуск информационных и рекламных материалов о системе ГЛОНАСС.
Также между ФГУП ЦНИИмаш (заказчик) и АО "ИСС" (исполнитель) 14.09.2012 заключен договор на выполнение работ N 102-1-12(112-3000-2012)-3005/363-2012, согласно которому исполнитель обязуется выполнить работы: "Реализация мероприятий по обеспечению совместимости и взаимодополняемости глобальных навигационных спутниковых систем в части космических комплексов ГНСС; подготовка постоянной экспозиции ГЛОНАСС в Международном центре ООН в г. Вена; анализа специнформации". Сторонами согласована твердая цена договора в сумме 32 000 000 руб., НДС по ставке 0 процентов в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 164 НК РФ; финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета (пункты 1.1, 3.1 договора).
Задачи исполнителя по данному договору предусмотрены в пункте 3 Технического задания, к числу которых относится:
- разработка предложений по основным направлениям международного сотрудничества в области спутниковой навигации на 2012-2020 годы в части космических комплексов ГНСС;
- подготовка материалов и обеспечение участия специалистов в работе международных организаций ИКАО, ИМО по разработке навигационных стандартов для космического комплекса ГНСС ГЛОНАСС со спутниками Глонасс-М и Глонасс-К по обеспечению совместимости и взаимодополняемости;
- подготовка предложений по реализации мероприятий обеспечения совместимости и взаимодополняемости космических комплексов ГНСС в ходе выполнения федеральной целевой программы "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы".
Исполнение АО "ИСС" обязательств по данным договорам в 2012 году подтверждается представленными в материалы дела актами сдачи-приемки выполненных работ от 25.10.2012 на сумму 900 000 руб. (по договору от 08.08.2012) и от 30.10.2012 на сумму 5 500 000 руб. (по договору от 14.09.2012) и не оспаривается налоговым органом.
Инспекцией проведена камеральная проверка декларации Общества за 4 квартал 2012, по результатам которой, 09.04.2014 приняты Решения: N 26 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и N 25 об отказе в возмещении НДС в сумме 1 208 201 руб.
Основанием для принятия указанных решений послужили выводы налогового органа о неправомерном применении заявителем налоговой ставки по НДС 0 процентов к стоимости работ, выполненных по договорам от 08.08.2012 и от 14.09.2012, в общем размере 6 400 000 руб., т.к. спорные работы не соответствуют требованиям подп.5 п.1 ст. 164 НК РФ
Апелляционная жалоба налогоплательщика решением ФНС России от 27.05.2015 N СА-4-9/9052@ оставлена без удовлетворения.
Считая решения налогового органа не соответствующими требованиям налогового законодательства, и нарушающим права хозяйствующего субъекта Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных актов инспекции, обязании возвратить НДС в сумме 1 152 000 рублей.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования налогоплательщика, указал, что у инспекции отсутствовали правовые основания для уменьшения суммы НДС, как излишне заявленного к возмещению в сумме 1 152 000 руб.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) в области космической деятельности.
Данные положения распространяются на подготовительные и (или) вспомогательные (сопутствующие) наземные работы (услуги), технологически обусловленные (необходимые) и неразрывно связанные с выполнением работ (оказанием услуг) по исследованию космического пространства и (или) с выполнением работ (оказанием услуг) с использованием техники, находящейся непосредственно в космическом пространстве.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.05.2007 N 638 "Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации" для обеспечения безопасности Российской Федерации аппаратура спутниковой навигации, приобретаемая для нужд федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций, должна функционировать с использованием сигналов системы ГЛОНАСС.
Функции координатора работ по поддержанию, развитию и использованию системы ГЛОНАСС в интересах гражданских, в том числе коммерческих, потребителей и для расширения международного сотрудничества Российской Федерации возложены на Федеральное космическое агентство.
Как установлено судами из материалов дела, подписанные ФГУП ЦНИИмаш и АО "ИСС" договоры на выполнение работ от 08.08.2012 и от 14.09.2012 заключены во исполнение обязательств ФГУП ЦНИИмаш перед Федеральным космическим агентством по государственным контрактам на выполнение работ (оказание услуг) N 851-С201/12 от 20.06.2012 и N 851-С200/12 от 08.08.2012, предметом которых являются работы: 1) "Реализация мероприятий по обеспечению совместимости и взаимодополняемости глобальных навигационных спутниковых систем"; 2) "Информационно-аналитическое обеспечение реализации федеральной целевой программы "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы" в части работ 2012-2015 годов.
Финансирование данных государственных контрактов осуществляется за счет средств федерального бюджета, НДС предусмотрено по ставке 0 процентов в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как правомерно указал суд первой инстанции, выполняемые АО "ИСС" работы по договорам N (161-3000-2012)-3000/307-2012 от 08.08.2012 и N 102-1-12(112-3000-2012)-3005/363-2012 от 14.09.2012 следует рассматривать во взаимосвязи с обязательствами ФГУП ЦНИИмаш, принятыми по обозначенным государственным контрактам, предусматривающие финансирование за счет федерального бюджета.
АО "ИСС" непосредственно осуществляет изготовление космических аппаратов "Глонасс - М", а также выполняет опытно-конструкторскую работу по теме: "Развитие космического комплекса системы ГЛОНАСС" в рамках обязательств по заключенным с Федеральным космическим агентством государственным контрактам N 307-С202/12 от 17.07.2012 и N 307-Г054/12 от 13.09.2012.
Согласно части 2 статьи 2 Закона Российской Федерации от 20.08.1993 N 5663-1 "О космической деятельности" космическая деятельность включает в себя создание (в том числе разработку, изготовление и испытания), использование (эксплуатацию) космической техники, космических материалов и космических технологий и оказание иных связанных с космической деятельностью услуг, а также использование результатов космической деятельности и международное сотрудничество Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства.
Таким образом, АО "ИСС" как лицо, непосредственно осуществляющее опытно-конструкторские работы по развитию космического комплекса системы ГЛОНАСС, изготавливающие данные космические аппараты, также выполняет работы по использованию полученных результатов применительно к международному сотрудничеству и взаимодействию Российской Федерации в области исследования и использования космического и земного пространства, что соотносится с понятием космической деятельности применительно к статье 2 Закона Российской Федерации от 20.08.1993 N 5663-1 "О космической деятельности".
В силу положений заключенных между Федеральным космическим агентством и ФГУП ЦНИИмаш государственных контрактов на выполнение работ (оказание услуг) N 851-С201/12 от 20.06.2012 и N 851-С200/12 от 08.08.2012, выполняемые АО "ИСС" работы по договорам от 08.08.2012 и от 14.09.2012 направлены на поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС в области космической деятельности.
Как правильно установлено судом первой инстанции, доказательством выполнения налогоплательщиком спорных работ (оказания услуг) в космическом пространстве является невозможность использования результатов данных работ в иных целях. Весь комплекс работ по исследованию работы системы ГЛОНАСС и его пребывание в космосе является единым целым, представляет собой законченный цикл от подготовительных работ на земле, в данном случае фактически обмен информацией о работе указанной системы как самостоятельно, так и совместно с американской системой космической навигации, до работ непосредственно в космическом пространстве (ст. 164,165, 169, 171 НК РФ).
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу, что АО "ИСС" правомерно отнесены выполненные в 2012 году работы по договорам на выполнение работ N (161-3000-2012)-3000/307-2012 от 08.08.2012 и N 102-1-12(112-3000-2012)-3005/363-2012 от 14.09.2012 к вспомогательным (сопутствующим) наземным работам (услугам), технологически обусловленных (необходимых) и неразрывно связанных с оказанием услуг по исследованию космического пространства и с выполнением работ (оказанием услуг) с использованием техники, находящейся непосредственно в космическом пространстве.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение по НДС по данным работам производится по налоговой ставке 0 процентов, в связи с чем решение МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 8 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 26 от 09.04.2014 правомерно признано недействительным в части уменьшения суммы НДС на 1 152 000 руб. с необходимостью возмещения заявителю указанной суммы налога.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.
В апелляционной жалобе инспекция не приводит иных доводов, которые не были бы надлежащим образом оценены судом первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2015 по делу N А56-66273/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-66273/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 ноября 2016 г. N Ф07-10589/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "Информационные спутниковые системы" им.Академика М. Ф.Решетнёва"
Ответчик: Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8
Третье лицо: ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт машиностроения"