Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 ноября 2016 г. N Ф04-5329/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
28 июля 2016 г. |
Дело N А45-25285/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.07.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.07.2016.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Павлюк Т.В.
судей Сбитнева А.Ю.
Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А.
при участии:
от заявителя: Семячкова А.В., представитель по доверенности N 01 от 28.01.2016, паспорт;
от заинтересованного лица: Концюс О.С., представитель по доверенности N 06-05/00831 от 22.01.2016, удостоверение; Ганенко Е.В., представитель по доверенности N 06-05/21530 от 28.12.2015, удостоверение;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Новосибирской таможни
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 05.05.2016 по делу N А45-25285/2015 (Судья Рубекина И.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания "УралТоргСервис", г. Екатеринбург к Новосибирской таможне, г. Новосибирск о признании незаконными решений,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Компания "УралТоргСервис" (далее - общество, заявитель, ООО "Компания "УралТоргСервис") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконными решений Новосибирской таможни о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций незаконными решений Новосибирской таможни (далее-заинтересованное лицо, таможня) о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций N 10609000-11-03-29/39 от 17.04.2015; N 10609060/20-03-50/15 от 15.04.2015; N 10609000-11-03-29/58 от 14.05.2014; N 10609000-11-03-29/59 от 14.05.2014; N 10609000-11-03-29/60 от 14.05.2014 г.; N 10609000-11-03- 29/61 от 14.05.2014; N 10609000-11-03-29/62 от 14.05.2014; N 10609000-11- 03-29/63 от 14.05.2014; N 10609000-11-03-29/64 от 14.05.2014; N 10609000- 11-03-29/65 от 14.05.2014; N 10609000-11-03-29/66 от 14.05.2014; N 10609000-11-03-29/67 от 14.05.2014; N 10609000-11-03-29/68 от 14.05.2014; N 10609000-11-03-29/69 от 14.05.2014; N 10609000-11-03-29/70 от 14.05.2014; N 10609000-11-03-29/71 от 14.05.2014; N 10609000-11-03-29/72 от 14.05.2014; N 10609000/11-03-29/87 от 02.07.2015; N 10609060/20-03- 50/11 от 31.03.2015; N 10609060/20-03-50/6 от 11.03.2015.
Решением суда от 05.05.2016 (резолютивная часть объявлена судом 26.04.2016) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Таможня обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Компания "УралТоргСервис" требований. Апелляционная жалоба мотивирована несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм процессуального и материального права.
Подробно доводы Новосибирской таможни изложены в апелляционной жалобе, письменных пояснениях.
Заявитель в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители апеллянта поддержали доводы жалобы, настаивали на ее удовлетворении.
Представитель общества просила в удовлетворении жалобы отказать, считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, письменных пояснений, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между компанией C.I. EXOTIC FARMS LTD и ООО "Компания "УралТоргСервис" 06.02.2012 года заключен контракт N 26, предметом которого является поставка цветочной продукции: свежих срезанных цветов, декоративной зелени, тропических цветов.
ООО "Компания "УралТоргСервис" на таможенный пост Аэропорт Толмачево Новосибирской таможни были поданы декларации товары (далее - ДТ) N 10609060/090914/0006529, 10609060/041114/0008280, 10609060/071114/0008383, 10609060/111114/0008461, 10609060/141114/0008591, 10609060/281114/0009030, 10609060/021214/0009116, 10609060/060115/0000023, 10609060/260115/0000403, 10609060/120215/0000911, 10609060/100215/0000813, 10609060/200115/0000238, 10609060/030614/0003979, 10609060/220714/0005228, 10609060/050814/0005604, 10609060/311014/0008222, 10609060/260914/0007097, 10609060/211014/0007853 10609060/281014/0008088, 10609060/190814/0005938.
В графе 31 продекларированы товары: "Розы свежие срезанные для составления букетов, искусственно выращенные, вид роз чайно-гибридный. Длина стебля 90 см, 80 см., 70 см., 60 см, 50 см. Изготовитель C.I. EXOTIC FARMS". Товары ввезены в рамках исполнения внешнеторгового контракта N 26 от 06.02.2012 между "СЛ. EXOTIC FARMS S.A." (Продавец, Колумбия) и ООО "Компания "УралТоргСервис" (Покупатель, Россия).
При таможенном декларировании Обществом была заявлена льгота по уплате таможенных платежей в виде тарифной преференции по уплате ввозной таможенной пошлины по ввезенным товарам как происходящим из страны, в отношении товаров из которой Российская Федерация предоставляет тарифный преференциальный режим (из развивающейся страны - Колумбии). В качестве основания для предоставления тарифного преференциального режима декларантом предъявлены сертификаты о происхождении товаров формы "А" (далее - сертификаты): N N СО37002502211754,СО37002502209197,СО37002502212490, СОЗ7002502213201,СО37002502214592,СО37002502218851, СО37002502216985,СО37002502219263,СО37002502219463, СО37002502219744,СО37002502219851,СО37002502220095, СО37002502220322,СО37002502221235,СО37002502233058, СО37002502235469,СО37002502236783,СО37002502236614,
СО37002502235787, СО37002502234712.
При проведении документального контроля уполномоченным должностным лицом административного органа указанные сертификаты были приняты в качестве документов, подтверждающих заявленные сведения о стране происхождения ввезенных товаров, и применен тарифный преференциальный режим в отношении товаров, задекларированных по вышеуказанным ДТ. Товары выпущены в свободное обращение.
По результатам проверки таможенный орган пришел к выводу, что сертификаты формы "А", предоставленные в качестве документа, подтверждающего заявленные сведения в отношении страны происхождения товара, оформлены с нарушением требований к оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, следовательно, не могут служить основанием для предоставления тарифных преференций.
Новосибирской таможней приняты решения об отказе в предоставлении тарифных преференций N 10609000-11-03-29/39 от 17.04.2015; N 10609060/20-03-50/15 от 15.04.2015; N 10609000-11-03-29/58 от 14.05.2014; N 10609000-11-03-29/59 от 14.05.2014; N 10609000-11-03-29/60 от 14.05.2014 г.; N 10609000-11-03-29/61 от 14.05.2014; N 10609000-11-03-29/62 от 14.05.2014; N 10609000-11-03-29/63 от 14.05.2014; N 10609000-11-03-29/64 от 14.05.2014; N 10609000-11-03-29/65 от 14.05.2014; N 10609000-11-03-29/66 от 14.05.2014; N 10609000-11-03-29/67 от 14.05.2014; N 10609000-11-03-29/68 от 14.05.2014; N 10609000-11-03-29/69 от 14.05.2014; N 10609000-11-03-29/70 от 14.05.2014; N 10609000-11-03-29/71 от 14.05.2014; N 10609000-11-03-29/72 от 14.05.2014; N 10609000/11-03-29/87 от 02.07.2015; N 10609060/20-03-50/11 от 31.03.2015; N 10609060/20-03-50/6 от 11.03.2015 в качестве оснований для их вынесения послужили выводы о том, что нарушено требование к порядку заполнения сертификата о происхождении товара, а именно в графе 11 сертификата: оттиск круглой печати не соответствует образцу, имеющемуся в распоряжении таможенных органов, печати нанесены разными печатными формами.
По решению N 10609000-11-03-29/39 от 17.04.2015 помимо нарушения требования к порядку заполнения сертификата о происхождении товара (графы 11 сертификата - оттиск печати не соответствует образцу, имеющемуся в таможне), в качестве дополнительного основания отказа указано на нарушение заполнения графы 1 сертификата - отсутствует адрес экспортера.
Не согласившись с решениями таможни, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Принимая решение об удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из незаконности оспариваемого решения и наличии нарушений прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Из части 1 статьи 71 АПК РФ следует, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Подпункт 6 пункта 2 статьи 181 ТК ТС устанавливает, что в декларации на товары указываются сведения об исчислении таможенных платежей, в том числе ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, а также применение льгот по уплате таможенных платежей.
К льготам по уплате таможенных платежей относятся, в том числе, тарифные преференции (подпункт 1 пункта 1 статьи 74 ТК ТС).
Согласно пункту 1 статьи 36 Федерального закона от 21.05.1993 года N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе), Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации (абзац 1).
При этом под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли, либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза (абзац 2).
Статьей 38 Закона о таможенном тарифе установлено также, что если международным соглашением, участником которого является Российская Федерация, установлены иные нормы, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются нормы международного соглашения.
Согласно пункту 2 статьи 58 ТК ТС определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.
В соответствии с частью 1 статьи 109 Федерального закона от 27.11.2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) страна происхождения товаров определяется декларантом, а в случаях, установленных этим Законом, таможенным органом. Страна происхождения товаров заявляется декларантом таможенному органу при таможенном декларировании товаров. Происхождение товаров из заявляемой декларантом страны происхождения товаров должно быть документально подтверждено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
На основании статьи 59 ТК ТС в подтверждение страны происхождения товаров таможенный орган вправе требовать представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров (пункт 1). Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара (пункт 2).
Пунктом 1 статьи 62 ТК ТС предусмотрено, что при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Статья 61 ТК ТС определяет сертификат о происхождении товара как документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров. Если в сертификате о происхождении товара сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, применение которых предусмотрено международными договорами государств - членов таможенного союза, регулирующими вопросы правил определения страны происхождения товаров, страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, определенными этими международными договорами (пункт 1).
Согласно статье 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 года "О единых правилах определения страны происхождения товаров" (далее - Соглашение), правила определения страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран утверждаются отдельным соглашением между сторонами. В целях реализации этой статьи Соглашения 12.12.2008 года между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации заключено Соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (вступило в силу 01.07.2010 года).
В разделе I Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (далее - Правила) указано, что товар считается происходящим из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в случае, когда он полностью произведен в данной стране.
В соответствии со статьей VII Правил в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара по форме "А" (приложение N 1), принятую в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А" (приложение N 2). Срок применения сертификата в целях предоставления тарифных преференций ограничен 12 месяцами с даты его выдачи. В случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности заявленных сведений о происхождении товара таможенный орган вправе потребовать предоставления сертификата о происхождении товара.
Сертификат представляется таможенным органам на бумажном носителе в напечатанном виде на русском или английском языке. При необходимости таможенные органы могут требовать перевода сертификата на государственный язык.
Статьей 61 ТК ТС предусмотрено, что сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, под таможенную процедуру (пункт 3 статьи 61 ТК ТС).
Если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций (пункт 4 статьи 61 ТК ТС).
На основании пункта 1 статьи 62 ТК ТС при обнаружении признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) мер нетарифного регулирования, являются недостоверными, таможенные органы вправе потребовать представить документ, подтверждающий страну происхождения товаров.
Из приведенных выше взаимосвязанных норм таможенного законодательства следует, что наличие оснований для предоставления льготы по уплате таможенных платежей (в виде тарифной преференции) должно доказать заинтересованное лицо. При этом допустимым и достаточным доказательством данного обстоятельства является надлежащим образом оформленный сертификат о происхождении товара по форме "А".
Эквадор и Колумбия включены в Перечень развивающихся и наименее развитых стран-пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза, утвержденный решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) от 27.11.2009 года N 18 и решением Комиссии Таможенного союза от 29.11.2009 года N 130.
Таким образом, для подтверждения факта происхождения ввезенных из Эквадора и Колумбии товаров Общество обязано было представить в таможенный орган надлежащим образом оформленные сертификаты формы "А".
В силу раздела VII "Документальное свидетельство" Правил определения происхождения товаров в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара по форме "А", принятую в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А" (приложение N 2 к Правилам).
Согласно Требованиям к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товаров по форме "А" (приложением N 2 к Правилам определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран) в графе 7 деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А" указываются коммерческое наименование товара, его модель, марка, модификация, артикул, другие данные, позволяющие провести однозначную идентификацию товара с заявленным для целей таможенного оформления, а также расфасовка, вид упаковки и количество мест товара. Если для описания товаров в поле графы не хватает места, используются дополнительные листы, выполненные на таких же бланках, что и основной лист сертификата, которые должны быть заверены подписью и печатью компетентного органа, выдавшего сертификат, и иметь тот же регистрационный номер, что и основной лист сертификата.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что оригиналы сертификатов о происхождении товаров формы "А" предоставлены таможенному органу с заявлением о предоставлении тарифных преференций и зачете излишне уплаченных денежных средств. Доказательств их несоответствия требованиям, законодательства, действовавшего на момент представления спорного сертификата в таможенный орган, таможенным органом в материалы дела не представлено.
По результатам проверки Таможня пришла к выводу о невозможности принятия представленных Обществом сертификатов о происхождении товаров по форме "А" в качестве основания для предоставления тарифных преференций, в связи с чем вынесла оспариваемые решения об отказе в предоставлении тарифных преференций.
В обоснование невозможности применения тарифной преференции Таможня указала на то, что представленные Обществом сертификаты не соответствуют Требованиям к оформлению деклараций - сертификатов о происхождении товара по форме "А", утвержденным Соглашением от 12.12.2008 года, и не могут рассматриваться в качестве основания для предоставления тарифной преференции в отношении спорных товаров, в частности: в графе 11 "Удостоверение" представленных сертификатов формы "А" оттиски печатей компетентного органа Республики Колумбии, уполномоченного в соответствии с законодательством удостоверять происхождение товара отличны от образца, имеющегося в картотеке Российской национальной системы преференций, нанесены разными печатными формами.
Решение об отказе в предоставлении тарифных преференций от 02.07.2015 N 10609000/11-03-29/87 принято было в порядке ведомственного контроля решений таможенного поста Аэропорта Толмачево о предоставлении тарифных от 02.07.2015 N 10609000/020715/13.
В рамках данной дополнительной проверки была назначена технико-криминалистическая экспертиза сертификата СО37002502235787 от 23.01.2015. В соответствии с заключением таможенного эксперта от 24.02.2015 N 003706 оттиск круглой печати, расположенной в графе 11 сертификата, образец оттиска печати уполномоченного органа Колумбии имеющийся в картотеке РНСП, нанесены при помощи одной печатной формы. Не согласившись с выводами эксперта после выпуска товара Новосибирской таможней была назначена в ЭКС дополнительная технико-криминалистическая экспертиза Сертификата. Согласно заключения таможенного эксперта от 02.06.2015 N 014980 оттиск круглой печати, расположенный в графе 11 сертификата и оттиск печати уполномоченного органа Колумбии, доведенный письмом ФТС России от 11.09.2012 N 05-92/45898дсп "О сертификатах о происхождении товаров по форме "А", выдаваемых в Республике Колумбия" нанесены при помощи разных клише.
Решения об отказе в предоставлении тарифных преференций от 31.03.2015 N 10609060/20-03-50/11, от 15.04.2015 N 10609060/20-03-50/15 от 11.03.2015 N 10609060/20-03-50/6 приняты в ходе таможенного декларирования в рамках дополнительной проверки, в ходе которой получено заключение ЦЭКТУ ФТС России от 03.02.2015N 20/002660/2015,в соответствии с которым, оттиск круглой печати, расположенной в графе 11 сертификата от 16.01.2015 N СО37002502235469, образец оттиска печати уполномоченного органа Колумбии, имеющийся в картотеке РНСП, нанесены разными печатными формами, а также получены заключения таможенного эксперта от 23.03.2015 N 20/004787/2015, от 25.02.2015 N 004883 с теми же выводами по сертификатам от 06.02.2015 N СО3700250 2236614, N СО3700250 2236783.
Вместе с тем, Соглашением от 12.12.2008 года установлен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых сертификат о происхождении товара может быть признан недействительным. К таким исчерпывающим основаниями относятся: неполучение ответа в течение 6 месяцев относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара; имеются подтвержденные сведения от компетентных органов страны вывоза о том, что сертификат не выдавался (фальсифицирован) или выдан на основании недействительных документов и (или) недостоверных сведений: по результатам исследований, осуществленных таможенными органами страны ввоза, и (или) на основании информации, полученной по запросам, направленным в компетентные органы страны вывоза или страны происхождения товара, выявлено, что сертификат выдан в нарушение требований, установленных настоящими Правилами.
Товар из развивающейся или наименее развитой страны не считается происходящим из этой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, до тех пор, пока не будет представлен надлежащим образом оформленный сертификат о происхождении товара или запрошенные сведения.
Тарифные преференции для такого товара предоставляются лишь после получения удовлетворительного ответа компетентных национальных органов страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.
Однако ни одного из вышепоименованных доказательств наличия перечисленных оснований для признания сертификата происхождения товара недействительным таможенным органом не представлено.
В указанных случаях, а также, если были обнаружены признаки того, что сертификат содержит недостоверные сведения, таможенный орган вправе обратиться в компетентные национальные органы развивающейся или наименее развитой страны, заверившей сертификат о происхождении товара, с мотивированной просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения.
В запросе указываются причины сомнений таможенного органа, направившего запрос, в подлинности представленного документа или в достоверности приведенных в документе сведений.
Указанные правовые последствия ненадлежащего оформления документа о происхождении товара либо возникновения обоснованных сомнений в его безупречности предусмотрены как нормами международного права - Международной конвенцией от 18.05.1973 года об упрощении и гармонизации таможенных процедур, Соглашением от 12.12.2008 года, так и национальным законодательством Российской Федерации - пунктом 5 статьи 61 ТК ТС, Административным регламентом Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о стране происхождения товара, утвержденным Приказом ФТС России от 30.09.2011 N 1978.
Однако, вопреки требованиям действовавшего в момент предоставления сертификатов по форме "А" международного договора Российской Федерации, а также ее национального законодательства, таможенный орган не осуществил действий по проверке подлинности сертификата и правильности заявления декларантом страны происхождения товара.
Целью таможенного контроля является установление правильного либо неправильного указания страны происхождения товара, так как основанием для предоставления тарифных преференций выступает факт происхождения товара из страны, входящей в перечень стран-пользователей схемой преференций.
Из материалов дела следует, что таможня не оспаривает факт происхождения товара из Колумбии и отнесение спорного товара к товару, в отношении которого предоставляются тарифные преференции, однако указывает на то, что в предоставленных обществом спорных сертификатах (графа 11) проставлен оттиск печати, который не доведен до таможни, что не позволяет осуществить идентификацию печати на предмет ее подлинности.
Таможня, усомнившись в действительности представленных обществом сертификатов, ограничилась констатацией сомнений основанных на выводах, содержащихся в заключениях таможенных экспертов относительно невозможности соотнесения оттиска печати уполномоченного органа Республики Колумбия расположенного в графе 11 спорных сертификатов с изображением образца оттиска, который имеется в картотеке РНСП, не проводя каких-либо дополнительных проверочных мероприятий, направленных на получение сведений от компетентных органов страны происхождения товара.
Учитывая, что основанием для предоставления тарифных преференций выступает факт происхождения товара из страны, входящей в перечень стран - пользователей схемой преференций, целью таможенного контроля в данном случае является установление правильного либо неправильного указания страны происхождения товара, что таможенным органом не принято во внимание.
Обжалуемые решения содержит лишь ссылки на сомнения в подлинности представленных сертификатов, вызванных несоответствием форм сравниваемых оттисков печатей уполномоченного органа Республики Колумбия с имеющимся образцом в распоряжении таможни.
Вместе с тем, в обжалуемых решениях не содержится каких-либо выводов относительно того, что подпись, наименование, адрес места нахождения, лица, заверившего сертификаты, не соответствует образцу, имеющемуся в его распоряжении.
Довод таможенного органа о том, что декларантом при подаче заявления о восстановлении тарифных преференций не были представлены все документы, подтверждающие указанные в сертификатах сведения, не обоснован, противоречит положениям п. 28 Приказа ФТС России от 02.08.2012 года N 1565 "Об утверждении формы и порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций", в силу которого к заявлению о восстановлении преференционального режима прилагаются оригиналы документов, подтверждающих страну происхождения товаров (такими документами согласно п. 2 ст. 59 Таможенного кодекса Таможенного союза являются декларация о стране происхождения товара или сертификат о стране происхождения товара). Иные документы одновременно с заявлением о восстановлении тарифного преференционального режима не предоставляются. Таможенный кодекс Таможенного союза содержит также перечень документов, которые декларант предоставляет в таможенный орган при декларировании товара. Указанные документы были предоставлены в таможенный орган при ввозе товара на территорию Таможенного союза, были проверены таможенным органом и товар был выпущен в свободное обращение на территорию Таможенного союза. О необходимости предоставления дополнительных документов (после предоставления которых Обществу бы были восстановлены тарифные преференции) стало известно только в ходе судебного заседания в суде первой инстанции. В нарушение предоставленных полномочий таможенный орган в ходе проведения проверки обоснованности восстановления преференционального режима ни у Общества, ни в органе, выдавшем сертификаты, дополнительные документы и сведения не запрашивал.
Довод таможенного органа о расхождении подписи сотрудника Carlos Arturo Neira Rivera в сертификатах и в письмах ФТС России- от 21.05.2012 г., от 11.09.2012 г., от 27.03.2015 г. с указанием перечня лиц, имеющих право выдавать сертификаты по форме А в Республике Колумбия, следовательно, данные сертификаты не выдавались/подписаны неуполномоченным лицом, не принимается, так как в материалах дела отсутствуют доказательства того, что имеющийся в ФТС образец оттиска печати сотрудника регионального таможенного управления в Боготе Carlos Arturo Neira Rivera и печати Дирекции по налогам и национальной таможни Республики Колумбия является единственно действующим на момент выдачи сертификата. Образцы подписей и оттисков печатей, с которыми производилось визуальное сравнение, были доведены до сведения ФТС России в 2012 году, сертификаты были выданы в 2015 году. Кроме того, согласно письма Первого Секретаря Посольства Республики Колумбия в РФ от 17 марта 2015 года N 016 господин Карлос Артуро Нейра Ривера наделен правом выдачи сертификатов по форме А. образец его подписи и личной печати имеется в приложении к письму. Следовательно, указанный сотрудник имел право выдачи сертификатов, вопрос о сопоставлении подписей должен был решаться путем направления запроса в компетентный орган Колумбии.
Довод таможенного органа о том, что несмотря на решение об отказе в предоставлении тарифных преференций 10609060/20-03-50/6 от 11.03.2015 года, тарифная преференций по ДТ 10609060/120215/0000911 была предоставлена, следовательно, в этой части решение суда первой инстанции является необоснованным и подлежит отмене, отклоняется апелляционным судом, так как указанное решение до тех пор, пока оно является действительным, порождает определенные права таможенного органа, в том числе доначислить таможенные платежи и сборы, чем будут нарушены права и законные интересы общества.
Кроме этого как указывает таможня, в графе 2 ДТ N 10609060/060115/0000023 Обществом указан Отправитель/Экспортер: "СЛ. EXOTIC FARMS LTD. Колумбия BOGOTA CALLE 151 NO. 13-A-50, TORRE 3".Согласно Контракту N 26 от 06.02.2012 продавцом и поставщиком товара является "О. EXOTIC FARMS LTD". Адрес: "Колумбия BOGOTA CALLE 151 NO. 13-A-50, TORRE 3, APARTAMENTO 1801".В авианакладных отправителем указано "ЕХОТ1С FARMS S.A.S, CALLE 151 NO. 13A 50, TORRE 3 APTO 1801 BOGOTA COLOMBIA", "С.1.ЕХОТ1С FARMS LTD. CALLE 151 NO. 13-A-50, TORRE 3, BOGOTA, COLOMBIA". В инвойсе N 31458 от 02.01.2015 в указана следующая информация о поставщике: "О.ЕХОМС FARMS S.A. Calle 151 N . 13-А-50, Torre 3, apto 1801, Bogota, Colombia)). Аналогичные наименование экспортера (поставщика) и его адрес указаны в спецификациях на каждую поставку. Согласно дополнительного соглашения от 08.02.2012 N 1 к контракту от 06.02.2012 N 26 продавцом и производителем товара является компания "C.I.EXONIC FARMS S.A.", адрес "CALLE 100 N 9А-45 OF 602 ED 100 STREET COLOMBIA)). Вместе с тем в графе 1 "Экспортер" представленных ООО "Компания "УралТоргСервис" сертификатов указан "ЕХОТ1С FARMS S.A.S., VDA EL PORVENIR FINCA LA TRIFULCA COLOMBIA)).
Таким образом, по мнению таможни, в графе 1 наименование и адрес экспортера (поставщика) не соответствует товаросопроводительным документам.
Между тем, из сертификата о происхождении товара по форме "А" СО37002502234712 от 02.01.2015 (л.д.107) следует, что графа 1 заполнена - в ней указано наименование экспортера и адрес: ЕХОТIС FARMS S.A.S., VDA EL PORVENIR FINCA LA TRIFULCA COLOMBIA.
Таким образом, поскольку таможенный орган не доказал, что спорные сертификаты содержат недостоверные сведения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у таможни отсутствовали правовые основания для непринятия представленной Обществом сертификатов в качестве основания для предоставления тарифных преференций и вынесения оспариваемых решений.
При изложенных обстоятельствах оспариваемые действия таможенного органа по отказам в предоставлении тарифных преференций, выраженным в принятии решений N 10609000-11-03-29/39 от 17.04.2015; N 10609000/20-03-50/15 от 15.04.2015; N 10609000-11-03-29/58 от 14.05.2014; N 10609000-11-03-29/59 от 14.05.2014; N 10609000-11-03-29/60 от 14.05.2014 г.; N 10609000-11-03-29/61 от 14.05.2014; N 10609000-11-03-29/62 от 14.05.2014; N 10609000-11-03-29/63 от 14.05.2014; N 10609000-11-03-29/64 от 14.05.2014; N 10609000-11-03-29/65 от 14.05.2014; N 10609000-11-03-29/66 от 14.05.2014; N 10609000-11-03-29/67 от 14.05.2014; N 10609000-11-03-29/68 от 14.05.2014; N 10609000-11-03-29/69 от 14.05.2014; N 10609000-11-03-29/70 от 14.05.2014; N 10609000-11-03-29/71 от 14.05.2014; N 10609000-11-03-29/72 от 14.05.2014; N 10609000/11-03-29/87 от 02.07.2015; N 10609000/20-03-50/11 от 31.03.2015; N 10609000/20-03-50/6 от 11.03.2015., не соответствуют положениям приведенных выше норм таможенного законодательства и, как следствие, нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем имеются в совокупности условия, предусмотренные статьями 198, 200, 201 АПК РФ, необходимые для признания их незаконными, о чем правильно указал суд первой инстанции в обжалуемом решении.
Довод подателя жалобы о том, что процессуальный срок обжалования, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, не может быть восстановлен в рассматриваемом случае, поскольку, по мнению апеллянта, Общество злоупотребило своими правами, так как в каждом своем заявлении о восстановлении преференциального режима просило направлять уведомления о принятом решении по адресу: 620142, г. Екатеринбург, а/я 323, отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными - решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, копии всех решений по юридическому адресу заявителя не были направлены таможенным органом; при этом направление решений на абонентский ящик Общества при невозможности идентификации лица, получившего корреспонденцию, не является надлежащим доказательством вручения Обществу решений; кроме того, Общество в своих заявлениях о предоставлении тарифных преференций указывало на необходимость направления на абонентский ящик не самих решений, а просило направить туда только уведомление о принятом решении.
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, таможенным органом в материалы дела не представлено.
С заявлением в Арбитражный суд Новосибирской области Общество обратилось 01.12.2015, поэтому суд первой инстанции обоснованно восстановил срок и рассмотрел заявление.
Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции не противоречат упомянутым выше нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит ссылки на обстоятельства, ставящие под сомнение выводы суда и свидетельствующие о незаконности обжалуемого решения, доводы жалобы повторяют правовую позицию заявителя, изложенную им в суде первой инстанции, которая получила надлежащую оценку в решении суда.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 05.05.2016 по делу N А45-25285/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Павлюк Т.В. |
Судьи |
Сбитнев А.Ю. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-25285/2015
Истец: ООО "Компания "УралТоргСервис"
Ответчик: Новосибирская таможня