Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 ноября 2016 г. N Ф07-9882/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о возврате излишне уплаченных денежных средств, о признании незаконными действий, об оспаривании действий в связи с таможенным контролем
Вывод суда: жалоба возвращена, жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
27 июля 2016 г. |
Дело N А56-96795/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Протас Н.И., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Лутай В.В.,
при участии:
от заявителя: Горбунова Е.Н., по доверенности от 22.06.2016, Волынская Л.А., по доверенности от 23.12.2015
от заинтересованного лица: Сулименко Я.С., по доверенности от 28.12.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11063/2016) АО "Интер РАО-Электрогенерация" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.03.2016 по делу N А56-96795/2015 (судья Рыбаков С.П.), принятое
по заявлению АО "Интер РАО - Электрогенерация"
к Балтийской таможне
об оспаривании действий
установил:
Акционерное общество "Интер РАО-Электрогенерация" (ОГРН 1117746460358, ИНН 7704784450, место нахождения: 119435, г. Москва, ул. Большая Пироговская, д.27, стр.1; далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Балтийской таможне (ОГРН 1037811015879, ИНН 7830002014, место нахождения: 198184, г. Санкт-Петербург, Канонерский остров, д. 32-А; далее - Таможня, таможенный орган) о признании незаконными действий в части отказа в возврате излишне уплаченных денежных средств в сумме 260 300 руб. 62 коп. и об обязании Таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата 260 300 руб. 62 коп. излишне уплаченных денежных средств на его расчетный счет.
Решением суда от 04.03.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель не согласен со сведениями, указанными в отчете о расходовании денежных средств по декларации на товары (далее - ДТ) N 10216140/250214/00044449, представленными Таможней, согласно которым списание денежных средств в сумме 1 500 руб. по указанной ДТ произведено не с платежного поручения N 938 от 10.08.2012, а с платежного поручения N 645 от 26.02.2013, что подтверждается сведениями, заявленными в графе В данной ДТ.
По мнению Общества, исходя из положений части 3 статьи 121 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ), принимая во внимание отметку (штамп) на указанной ДТ "выпуск разрешен" с датой 28.02.2014, последнее распоряжение денежными средствами по спорному платежному поручению заявитель осуществил 28.02.2014.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Таможни против удовлетворения апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениях.
В составе суда в порядке и по основаниям статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена отсутствующей по уважительной причинен судьи Зотеевой Л.В. судьей Протас Н.И., после чего рассмотрение дела произведено с самого начала.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, платежными поручениями N 938 от 10.08.2012 на сумму 7 919 200 руб. и N 963 от 17.08.2012 на сумму 200 000 руб. Общество перечислило по реквизитам Таможни денежные средства в общей сумме 8 119 200 руб. в счет оплаты авансовых платежей и ввозной таможенной пошлины.
В августе 2012 года согласно ДТ N 10216140/250214/00044449 распоряжение об использовании денежных средств осуществлялось на сумму 7 857 399 руб. 38 коп.
Общество обратилось в адрес Таможни с заявлением вх. N 46871 от 17.11.2015 о возврате излишне уплаченных денежных средств в общей сумме 261 800 руб. 62 коп., перечисленных по указанным платежным поручениям.
В ответ на заявление Таможня письмом от 23.11.2015 исх.N 15-10/49649 отказала Обществу в возврате данных денежных средств со ссылкой на истечение срока, установленного статьей 122 Закона N 311-ФЗ, который составляет три года со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей.
Общество, полагая, что Таможней неверно исчислен срок последнего распоряжения об использовании денежных средств, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
Законом N 311-ФЗ установлен порядок уплаты ввозных, вывозных таможенных пошлин, налогов, в соответствии с которым плательщик может использовать различные механизмы уплаты, предусмотренные статьями 116, 119, 121 данного Закона, включая внесение авансовых платежей.
Правовой режим авансовых платежей определен статьей 73 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) и статьей 121 Закона N 311-ФЗ.
Так, согласно пункту 1 статьи 73 ТК ТС, статье 121 Закона N 311-ФЗ авансовыми платежами признаются денежные средства (деньги), внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров, если уплата таких платежей предусмотрена законодательством государств - членов таможенного союза.
Денежные средства (деньги), уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей либо денежных средств (денег), внесенных в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, до тех пор, пока лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи. В качестве распоряжения лица, уплатившего авансовые платежи, рассматриваются представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства (деньги) в качестве таможенных платежей либо обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, правовой режим авансовых платежей четко определен законодателем и предусматривает сохранение права собственности лица, внесшего указанные платежи, вплоть до распоряжения ими, в том числе путем подачи заявления на их возврат.
По правилам пункта 5 статьи 73, статьи 90 ТК ТС возврат авансовых платежей осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно части 1 статьи 122 Закона N 311-ФЗ возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано лицом, внесшим авансовые платежи (его правопреемником), в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей.
Таким образом, авансовая форма внесения денежных средств в счет предстоящих таможенных операций является одной из форм исполнения субъектами таможенных отношений своих обязанностей, возникающих в связи с уплатой таможенных платежей, и направлена на рационализацию взаимоотношений плательщиков с таможенными органами, в частности, при осуществлении ими множественных таможенных операций.
Использование данного механизма уплаты является также гарантией реализации публичного интереса, связанного со своевременной и полной уплатой таможенных пошлин и сборов.
Согласно части 2 статьи 121 Закона N 311-ФЗ авансовые платежи уплачиваются на счета Федерального казначейства, а их использование производится как по распоряжению лица, внесшего авансовые платежи, путем представления таможенной декларации, так и таможенного органа, наделенного правом производить зачет и принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе и за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей (статья 150 настоящего Закона).
Статьей 122 Закона N 311-ФЗ закреплен порядок возврата авансовых платежей, аналогичный правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано лицом, внесшим авансовые платежи (его правопреемником) в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей. Если указанным лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. По истечении указанного срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.
Из содержания данной нормы Закона следует, что исчисление срока на возврат авансовых платежей с даты поступления денежных средств на счет Федерального казначейства производится только в том случае, когда данные суммы не были востребованы ввиду отсутствия соответствующего распоряжения лица, внесшего такой аванс.
В случае использования авансовых средств для целей исполнения обязанностей в рамках таможенных отношений, указанный срок исчисляется с последнего распоряжения об использовании авансовых платежей, под которым понимается, исходя из положений Закона N 311-ФЗ, не только представление таможенной декларации, но и списание либо взыскание данных средств таможенным органом.
Следовательно, в ситуации, когда плательщик осуществляет внешнеэкономические операции, вступая в таможенные отношения с соответствующим таможенным органом, независимо от формы списания авансовых платежей - по распоряжению плательщика либо в результате действий таможенного органа, авансы утрачивают признак невостребованных средств и подлежат возврату в течение трех лет с момента последнего распоряжения авансовыми средствами плательщика, имеющимися на счете Федерального казначейства, безотносительно даты зачисления отдельных платежей.
Иное толкование положений статей 121 - 122 Закона N 311-ФЗ нарушает баланс между частными и публичными интересами в сфере таможенных отношений, возлагая на плательщика, внесшего авансовые платежи на счет Федерального казначейства и осуществившего декларирование, дополнительную обязанность по контролю за действиями таможенного органа, производящего списание средств в пределах лимита внесенного аванса, в целях исключения случаев необоснованного первоочередного зачета авансовых платежей по платежным документам, имеющим более позднюю дату (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2015 N 305-КГ15-8888).
Условие о лимите времени для использования или возврата авансовых платежей является одним из необходимых условий, характеризующих правовой режим таких платежей в отношениях, связанных с таможенным регулированием.
Соответственно, это условие заранее известно участникам указанных отношений, которые при самостоятельном решении вопроса об уплате авансовых платежей добровольно соглашаются следовать всем установленным законом правилам. Федеральный законодатель, вводя указанное ограничительное условие, исходил из необходимости обеспечения баланса между частными интересами лиц, уплативших авансовые платежи, и публичными интересами, связанными с рационализацией функционирования финансово-бюджетной системы.
При этом обязанность по администрированию внесенных плательщиком авансов в счет уплаты предстоящих вывозных пошлин возложена на таможенный орган (часть 4 статьи 121 Закона N 311-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 73 ТК ТС по требованию плательщика таможенный орган представляет отчет о расходовании денежных средств (денег), уплаченных в качестве авансовых платежей, но не более чем за период, установленный законодательством государств - членов таможенного союза для возврата авансовых платежей.
В соответствии с отчетом о расходовании денежных средств (л.д. 93) последнее распоряжение денежными средствами по платежным поручениям от 10.08.2012 N 938, от 17.08.2012 N 963 осуществлялось Обществом 20.08.2012, заявление же на возврат излишне уплаченных авансовых платежей подано Обществом в таможенный орган 17.11.2015, то есть, с пропуском трехлетнего срока установленного статьей 122 Закона N 311-ФЗ.
Данные по указанным распоряжениям соответствуют сведениям в ранее поданной ДТ N 10216140/200812/0001929 (л.д.13).
Вопреки доводам апелляционной жалобы, помимо отчета о расходовании денежных средств, со сведениями которого не согласен заявитель, материалы дела содержат ДТ N 10216140/250214/0004449 (л.д. 95), в графе В которой указано распоряжение на списание денежных средств в размере 1 500 руб. не со спорных платежных поручений, а с платежного поручения от 26.02.2013 N 645.
В ДТ в графе 1 указана отметка "ЭД" - электронная декларация.
Следовательно, оригинал электронной декларации находится в программном средстве АИСТ-М (скриншоты данных представлены Таможней в материалы дела).
С направлением указанных данных заявитель в суде не спорит.
Общество не оспорило пояснения Таможни, что после выпуска ДТ декларанту поступает не только уведомление о выпуске, но и формализованный вид ДТ с отметками таможенного органа в графе С ДТ, таким образом, декларант после выпуска ДТ видит, каким образом заполнены графы ДТ. При этом наличие отметок таможенного органа в электронной декларации формализуется в графе С в виде напечатанного текста (а не штампа).
Однако, Общество к своему документу не представило иное содержание в распечатке электронного вида ДТ.
В то же время Общество ссылается на другой экземпляр ДТ, в которой аналогичным образом в графе 1 указана отметка "ЭД" - электронная декларация, однако, в ней с проставлением синего штампа таможенного поста содержатся иные данные о распоряжении (списании) денежных средств, а именно: с платежного поручения от 10.08.2012 N 938 на сумму 1 500 руб. (л.д.23).
Между тем, в силу вышеуказанного Общество не отрицает, что подаче электронной декларации синий штамп проставляться не может. Как указала Таможня, есть основания полагать, что по просьбе декларанта таможенным органом проставлены штампы "выпуск разрешен", а также номер личной печати таможенного инспектора, который не обратил внимания на то, что информация в графе В не соответствует действительности. Между тем такое поведение не может рассматриваться как добросовестное и совершенное в рамках имевшейся (электронной) процедуры декларирования.
Как отмечено выше, в качестве распоряжения лица, уплатившего авансовые платежи, рассматриваются представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства (деньги) в качестве таможенных платежей либо обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Между тем вышеуказанные обстоятельства не свидетельствуют о том, что Общество совершило в надлежащем порядке и надлежащие действия, выражающие намерения об ином использовании денежных средств, нежели том, которое значится в электронной декларации, полученной Таможней в автоматизированной системе.
Апелляционный суд особо отмечает, что в данном случае не идет речь о сопоставлении оригинала и копии одного и того же документа, а идет речь о двух различных по содержанию и одновременно признаваемых заявителем документах, один из которых получен Таможней в установленном порядке при заявленной электронной форме декларирования и исполнен согласно распоряжению Общества.
Согласно пункту 4 статьи 73 ТК ТС по требованию плательщика таможенный орган представляет отчет о расходовании денежных средств (денег), уплаченных в качестве авансовых платежей, но не более чем за период, установленный законодательством государств - членов таможенного союза для возврата авансовых платежей.
Отчет о расходовании денежных средств является официальным документом, подтверждающим движение денежных средств. Форма отчета о расходовании денежных средств утверждена приказом Федеральной таможенной службы от 23.12.2010 N 2554 "Об утверждении форм подтверждения уплаты таможенных пошлин, налогов и отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.02.2011 N 19882).
Именно плательщики авансовых платежей, будучи собственниками соответствующих денежных средств, призваны проявлять должную заботливость в отношении их использования на цели, для которых они предназначены, и, соответственно, могут нести неблагоприятные последствия, связанные с отсутствием с их стороны надлежащей осмотрительности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 413-О).
Действуя разумно и предусмотрительно, с учетом вышеуказанных обстоятельств Общество имело возможность обратиться в таможенный орган для получения отчета о расходовании денежных средств для проверки их движения по платежным поручениям, чем не воспользовалось.
Кроме того, необходимо отметить, что, отстаивая в суде позицию по платежному поручению N 938 от 10.08.2012, заявитель в любом случае не объясняет правомерность своих требований по суммам второго спорного платежного поручения - N 963 от 17.08.2012, по которым не приводит иных данных о последнем распоряжении, кроме как 20.08.2012.
При всей совокупности вышеизложенного оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось.
При таких обстоятельствах решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием к отмене судебного акта, не установлено.
Заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1 500 руб. госпошлины в связи с излишней уплатой по данной категории дел.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.03.2016 по делу N А56-96795/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Интер РАО - Электрогенерация" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы платежным поручением от 11.04.2016 N 602.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-96795/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 ноября 2016 г. N Ф07-9882/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "Интер РАО-Электрогенерация"
Ответчик: Балтийская таможня