Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21 декабря 2016 г. N Ф05-16948/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании убытков
г. Москва |
|
27 июля 2016 г. |
Дело N А40-253465/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Сазоновой Е.А.,
Судей: Банина И.Н., Елоева А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рагимовой Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Публичного акционерного общества "Международный аэропорт Нижний Новгород
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.04.2016 г.
по делу N А40-253465/15, принятое судьей Сорокиным В.П. (шифр судьи 83-2123)
по иску Публичного акционерного общества "Международный аэропорт Нижний Новгород (ОГРН 1035204887497, 603056, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, поселок Аэропорт, д. 0)
к 1.Министерству финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1)
2.Федеральному агентству воздушного транспорта (ОГРН 1047796301002, 125993, г. Москва, проспект Ленинградский, д. 37)
о взыскании 19.679.892 руб. 39 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Хорошилова Е.К. по доверенности от 18.05.2016;
от ответчика 1: не явился, извещен;
от ответчика 2: Коблов Д.М. по доверенности от 15.09.2015;
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд города Москвы обратилось Публичное акционерное общество "Международный аэропорт Нижний Новгород" с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации и Федеральному агентству воздушного транспорта о взыскании убытков в размере 19.679.892 руб. 39 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27 апреля 2016 года по делу N А40-253465/15 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявитель полагает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика 2 в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по доводам изложенным в письменных пояснениях.
Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя ответчика 1, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что ПАО "Международный аэропорт Нижний Новгород" (далее - Аэропорт) в 2014 году на безвозмездной основе оказало услуги по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства следующим лицам:
- Войсковая часть 3797 МВД РФ;
- Войсковая часть 3694 ВВ МВД России;
- Войсковая часть 3553 МВД РФ;
- Войсковая часть 42829 МО;
- Войсковая часть 3731 ВВ МВД России;
- ФТС Приволжское таможенное управление;
- ФТС Уральское таможенное управление;
- ФГБУ "Авиационно-спасательный центр МЧС России";
- ФГБУ "Авиационно-спасательный центр ПРЦ МЧС России";
- ФГБУ "Авиационно-спасательный центр ЮРЦ МЧС России";
- ФГУАП МЧС России (ИНН 5013028387);
- Объединенный авиационный отряд специального назначения ФСБ России;
- ФГКУ "АБ ФСБ России".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 г. N 37 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги" (далее - Правила) утверждены Правила, устанавливающие порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги (далее - субсидии).
Согласно пункту 3 Правил, субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Росавиации.
Истец письмом от 15.09.2015 г. N 01-37/2313 обратился в Росавиацию с заявлением о предоставлении субсидии.
Росавиация, осуществив проверку предоставленных истцом документов, письмом от 30.11.2015 г. N АН1.13-3997, в соответствии с п. 6 Правил, отказала истцу в предоставлении субсидии по причине отсутствия лимитов бюджетных обязательств.
Апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции, оценив в совокупности все представленные в материалы дела доказательства, правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований возражений.
Статьей 15 ГК РФ установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрен возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного праве утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующее закону или иному правовому акту акта государственного органа или орган местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальные образованием.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту, акта госоргана или орган; местного самоуправления, подлежит возмещению.
Возмещение убытков по основаниям, предусмотренным ст. 1064 ГК РФ возможно при наличии совокупности следующих оснований: причинение лицам и их имуществу убытков неправомерности действий (бездействием), а также решений госорганов или из должностных лиц, причинно-следственной связи между неправомерным действиям или бездействиям (решением) госоргана или его работника и наступившим вредом а также вина лица в причинении убытков.
Отсутствие одного из указанных оснований является достаточным для отказа в удовлетворении требований о возмещении убытков.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что в нарушение ст. 65 АПК РФ истцом не представлено доказательств противоправности действий должностных лиц Минфина России, Росавиации, а также доказательств причинно- ледственной связи между неправомерными действиями или бездействиями (решениями) госоргана или его работника и наступившим вредом, а также вины лица в причинении убытков.
Так, из материалов дела следует, что истец обратился с заявлением о предоставлении субсидии в Росавиацию согласно заявлению от 23.04.2015 г., на которое Росавиация предоставило ответ от 30.11.2015 г. N АН1.13-3997, согласно которому истцу было отказано в выплате понесенных им затрат в связи с исчерпанием лимитов бюджетных средств, утвержденных на возмещение недополученных доходов от предоставления аэропортовых услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 г. N 37 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги (далее - Правила), согласно п. 3 которых субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Федеральному агентству воздушного транспорта на цели, указанные в п. 1 настоящих Правил.
Следовательно, суммы, заявленные истцом ко взысканию, не относятся ни к расходам, ни к недополученным расходам, поскольку если исходить из предположения наличия потерь в доходах в заявленной сумме, то они возникли не в результате нарушения права, а в результате исполнения закона, что одновременно свидетельствует и о том, что данные суммы не связаны с действием (бездействием) государства, что как исключается наличие причинно- следственной связи между предполагаемые ущербом и незаконным бездействием государства.
Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с Кодексом или иными федеральными законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган юридическое лицо или гражданина.
Пунктом 3 ст. 125 ГК РФ установлено, что в случаях и в порядке, предусмотренными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ, по специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы. В развитие указанных норм в п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что от имени Российской Федерации по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту, выступает в суде главный распорядитель средств федерального бюджета.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. N 396 Росавиация осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Росавиации и реализацию возложенных на Росавиацию функций.
В действующей системе правового регулирования Росавиация выступает в суде от имени Российской Федерации по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц.
Следовательно, Минфин России является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
При этом, согласно пояснениям представителя Минфин России, Минфин России в полном объеме выделил Росавиации средства из федерального бюджета на основании положений Федерального закона от 02.12.2013 г. N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", Приложение 6. Ведомственная структура расходов. Раздел 107. Федеральное агентство воздушного транспорта: Субсидии на возмещение организациям недополученных доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за них, в рамках подпрограммы "Гражданская авиация и аэронавигационное обслуживание" государственной программы РФ "Развитие транспортной системы" (иные бюджетные ассигнования) было выделено 358 119 500 руб.
По состоянию на 01.02.2015 г. на лицевой счёт Росавиации на 2015 г. по коду бюджетной классификации 10704082436437810240 поступило 322 307 500 руб., что подтверждается материалами дела.
Исходя из подп. 1 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, п.п. 6, 7, 9 и 10 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полётов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобождённых в соответствии с законодательством РФ от платы за эти услуги, утверждённых постановлением Правительства РФ от 25.01.2013 N 37 (далее - Правила предоставления субсидий), право лица на получение субсидии и корреспондирующая ему обязанность Росавиации её выплатить возникают в случае, соблюдения заявителем всех условий, предусмотренных в действующем законодательстве.
24.04.2015 г. в Росавиацию поступило заявление ПАО "Международный аэропорт Нижнего Новгорода" о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов за 2014 г. от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полётов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобождённых в соответствии с законодательством РФ от платы за эти услуги в размере 19 679 892,39 руб., что подтверждается сопроводительным письмом N 1-7388.
25.05.2015 г. Росавиация направила в ПАО "Международный аэропорт Нижнего Новгорода" уведомление о необходимости представления недостающих документов и уточнения сведений, что подтверждается письмом N 13.03-125.
23.06.2015 г. и 03.08.2015 г. ПАО "Международный аэропорт Нижнего Новгорода" на рассмотрение и принятие решения представило дополнительные документы к заявлению истца от 24.04.2015 г., что подтверждается письмами N 1-11122 и N 1-13884.
Письмами от 08.07.2015 г. N 6.13-1543 и от 17.08.2015 г. N 13.03-268 Росавиация сообщила истцу о неустранении им выявленных при первичном рассмотрении заявления от 24.04.2015 г. недостатков.
16.09.2015 г. и 29.09.2015 г. истец представил некоторые исправленные документы к заявлению от 24.04.2015 г., что подтверждается сопроводительными письмами N 1-17103 и N 1-17917.
Итоговая версия дополнительных документов истца к заявлению от 24.04.2015 г. на рассмотрение и принятие решения в Росавиацию поступила только 19.10.2015 г., что подтверждается письмом N 1- 19385.
По состоянию на 19.10.2015 г. лимит бюджетных обязательств был фактически исчерпан - все имеющиеся бюджетные ассигнования распределены между получателями субсидии, своевременно представившими в полном объёме и надлежащим образом оформленные документы для получения субсидии (реестр очерёдности предоставления субсидий, копия Справки Межрегионального операционного управления Федерального казначейства об исполнении принятых на учёт бюджетных обязательств и выписка из указанной справки по коду бюджетной классификации 10704082436437810241 и 10704082436437810242 приложены к материалам дела).
По состоянию на 28.11.2015 г. - день вступления в силу Федерального закона от 28.11.2015 г. N 329-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов") остаток, не поступивший на лицевой счёт Росавиации в размере 35 812 000 руб., был перераспределён на иные статьи расходов федерального бюджета.
Поскольку лимит бюджетных обязательств по указанному виду субсидий был исчерпан, Росавиация приняла решение об отказе ПАО "Международный аэропорт Нижнего Новгорода" в выдаче субсидии.
Исходя из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данных в постановлении от 22.06.2006 г. N 23, взысканию подлежат убытки, вызванные неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, в том числе когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
Однако, существо искового заявления ПАО "Международный аэропорт Нижний Новгород" заключается фактически в оспаривании решения (действий) государственного органа (Росавиации), совершённых в отношении истца, не надлежащим образом исполнившим порядок получения субсидии из федерального бюджета.
В соответствии с позицией Верховного Суда РФ, изложенной в постановлении Пленума от 29.05.2014 г. N 8, процессуальным законодательством предусмотрены различия в порядке рассмотрения дел, возникающих из публичных и иных правоотношений, в связи с чем особое значение приобретает правильное установление характера правоотношений сторон. В тех случаях, когда отношения носят публично- правовой характер, деятельность государственных органов предполагает осуществление полномочий государства, требования разрешаются в порядке рассмотрения дел об оспаривании решений и действий (бездействий) государственных органов.
Деятельность уполномоченных государственных органов по предоставлению субсидий юридическим лицам предполагает осуществление полномочий государства, следовательно, оспаривание решения государственного органа производится в порядке, определяемом главой 24 АПК РФ.
Таким образом, истцом избран ненадлежащий способ защиты права.
Согласно ст. 21 и ст. 69 Бюджетного кодекса РФ субсидии - это бюджетные ассигнования; один из видов расходов, включённых в бюджетную систему Российской Федерации.
Правовое регулирование предоставления субсидий юридическим лицам осуществляется в соответствии с требованиями ст.ст. 2, 3 и 78 БК РФ, Федерального закона от 01.12.2014 г. N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", Правил предоставления субсидий, и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
В частности, в силу ст. 78 БК РФ и п. 3 Правил предоставления субсидий субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утверждённых в установленном порядке.
Таким образом, исчерпание лимитов бюджетных обязательств является основанием для отказа в предоставлении указанной субсидии.
Данный вывод также отражен в определении ВАС РФ от 23.09.2013 г. N ВАС-13284/13 по делу N А63-12918/2012.
Все доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения при разрешении дела по существу судом первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Истец не доказал наличие обстоятельств, на которых основаны его исковые требования, а также доводы апелляционной жалобы
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств и материалов дела судом первой инстанции и истцом, также не является правовым основанием для отмены или изменения решения суда по настоящему делу.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Расходы по госпошлине распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.04.2016 г. по делу N А40-253465/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу Публичного акционерного общества "Международный аэропорт Нижний Новгород - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Сазонова |
Судьи |
И.Н. Банин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-253465/2015
Истец: ПАО Международный аэропорт Нижний Новгород
Ответчик: Министерство Финансов РФ, Росавиация, Федеральное агентство воздушного транспорта
Хронология рассмотрения дела:
21.10.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-50907/19
06.08.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16948/16
16.04.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-6967/19
10.12.2018 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-253465/15
02.11.2018 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-253465/15
21.12.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16948/16
27.07.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-30932/16
27.04.2016 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-253465/15