г. Санкт-Петербург |
|
27 июля 2016 г. |
Дело N А56-4747/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Протас Н.И., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Лутай В.В.
при участии:
от истца (заявителя): до перерыва Воробьева И.Б. по доверенности от 10.11.2015, после перерыва Чекстер Т.В. по доверенности от 02.02.2016
от ответчика (должника): Рожков В.И. по доверенности от 03.11.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13155/2016) Федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.04.2016 по делу N А56-4747/2016 (судья Константинова Е.В.), принятое
по заявлению Федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу
об обжаловании постановления
установил:
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования " Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об обжаловании постановления N 1174/15 от 20.12.2015, вынесенного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее - Управление).
Решением от 18.04.2016 арбитражный суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Учреждение направило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, в действиях Учреждения отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.8 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заинтересованного лица против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 78:31:0001259:2 по адресу: Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 61, литера А. используется ФГОБ ВПО "СПбГУТ". Основанием для использования указанного земельного участка является постоянное (бессрочное) пользование Свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования от 19 сентября 2012 года серия 78-АЖ N 0752010.
В ходе проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 78:31:0001259:2, площадью 5858 кв.м, расположено нежилое здание с кадастровым номером 78:31:0001259:1007 площадью застройки 4780 кв.м., находящиеся в оперативном управлении ФГОБ ВПО "СПбГУТ", что подтверждено Свидетельством о праве оперативного управления от 19 августа 2014 года серия 78-А 3 N 470145.
В данных государственного кадастра недвижимости для земельного участка с кадастровым номером 78:31:0001259:2 зарегистрировано разрешенное использование: "для размещения объектов образования".
Заявитель использует часть помещений в нежилом здании с кадастровым номером 78:31:0001259:1007 под цели образования.
Часть помещений в нежилом здании с кадастровым номером 78:31:0001259:1007 Заявитель предоставляет во временное пользование арендаторам под цели не связанные с образованием, а именно:
под размещение магазинов-салонов, общей полезной площадью 557,5 кв.м.;
под размещение арткафе с авторской кухней, общей полезной площадью 320,3 кв.м.;
под размещение офисные помещения, площадью 21,1 кв.м.;
под размещение магазинов одежды, общей полезной площадью 628,2 кв.м.;
под размещение под ночной клуб-кафе, общей полезной площадью 244,7 кв.м.
По факту выявленных нарушений Управлением в отношении Учреждения, составлен протокол об административном правонарушении N 17915, по ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ.
Постановлением от 22.12.2015 N 1174/15, Учреждением признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ, и назначен штраф в размере 100.000 руб.
Учреждение не согласилось с постановлением и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Учреждения состава и события вмененного административного правонарушения.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению на основании следующего.
В силу положений части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективной стороной данного административного правонарушения является использование земельного участка не по целевому назначению, что подразумевает осуществление землепользования не в соответствии с правовым режимом (установленной категорией земель и разрешенным использованием), определенным компетентным органом.
На основании подпункта 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Статьей 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса (пункт 1).
Все названные категории земель используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункт 2).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 8 ЗК РФ категория земель указывается, в частности, в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков и договорах, предметом которых являются земельные участки.
В силу положений части 1 статьи 7, части 1, части 2 статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенными способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами.
Градостроительным кодексом Российской Федерации установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
Согласно пункту 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом в силу пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
Из материалов дела следует, что Учреждение использует земельный участок с кадастровым номером 78:31:0001259:2, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения объектов образования.
В ходе проверки административным органом установлено, что на указанном земельном участке расположено здание (кадастровый номер 78:31:0001259:1007), часть помещений в котором используется под цели образования, а часть заявитель предоставляет во временное пользование арендаторам под цели не связанные с образованием.
Управление посчитав, что использование заявителем части здания не под цели образования, свидетельствует об использовании земельного участка не в соответствии с его разрешенным использованием и образует в действиях Учреждения событие административного правонарушения по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Между тем, то обстоятельство, что часть здания, расположенного на спорном земельном участке, используется не по назначению целей и видов деятельности Университета, само по себе не свидетельствует об использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Функциональное назначение здания относится к вопросу использования объекта недвижимости, а не земельного участка.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, вынесший оспариваемое постановление.
Управлением не доказано, что установленный вид разрешенного использования именно земельного участка ограничивает право заявителя использовать часть расположенного на нем здания не в образовательных целях.
Вследствие этого, доказательства эксплуатации части здания не в целях образования не подтверждают использование обществом земельного участка для иных целей, установленных для категории земель населенных пунктов, как и использование участка не в соответствии с разрешенным использованием.
Таким образом, по мнению апелляционного суда, Управлением не установлено наличие объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным.
С учетом вышеизложенного у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных Учреждением требований, что влечет отмену решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.04.2016 по делу N А56-4747/2016 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу от 20.12.2015 N 1174/15.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-4747/2016
Истец: Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования " Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им.проф.М.А.Бонч-Бруевича"
Ответчик: Управление Фдеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу