город Ростов-на-Дону |
|
28 июля 2016 г. |
дело N А32-47670/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Илюшина Р.Р., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смородиной Ю.А.,
при участии:
от Федерального казенного учреждения здравоохранения "Центр восстановительной медицины и реабилитации "Сосновый" МВД России: Гончаренко А.П. по доверенности от 19.07.2016 N 60/
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения здравоохранения "Центр восстановительной медицины и реабилитации "Сосновый" МВД России
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.05.2016 по делу N А32-47670/2015, принятое судьёй Мигулиной Д.А.,
по заявлению Федерального казенного учреждения здравоохранения "Центр восстановительной медицины и реабилитации "Сосновый" МВД России
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
при участии третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
о признании незаконным сообщения об отказе в государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ.
Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Центр восстановительной медицины и реабилитации "Сосновый" МВД России (далее - ФКУЗ "ЦВМ и Р "Сосновый" МВД России, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление, Управление Росреестра по Краснодарскому краю) о признании незаконным сообщения об отказе в государственной регистрации от 16.10.2015 N 23/013/201-1840, 1841 в части объекта "Пляжные сооружения" и обязании зарегистрировать право собственности на объект "Пляжные сооружения" с кадастровым номером 23:33:0108001:114.
К участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечёно Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.05.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что Управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район отменены выданные ранее письма о том, что спорный объект является вспомогательным, в связи с чем у регистрирующего органа не возникла обязанность осуществить государственную регистрацию в "упрощенном порядке".
Не согласившись с указанным судебным актом, Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Центр восстановительной медицины и реабилитации "Сосновый" МВД России обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы учреждение указало, что согласно акту от 18.03.1999 пляжные сооружения площадью 1 570,5 кв.м не являются разрушенными и неоконченными строительством, что подтверждается техническим паспортом данного сооружения о 28.08.2009. Согласно строительно-технической экспертизе, выполненной ОАО "Госземкадастрсъемка-ВИСХАГИ" 05.05.2014 и приложенной к материалам дела N А32-24734/2014, пляжные сооружения, литер Я.я, расположенные по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, п. Сосновый, территория ФКУЗ "ЦВМ и Р "Сосновый" МВД России, построены с соблюдением требований противопожарных, санитарно-эпидемиологических, строительных и градостроительных норм и правил, предъявляемых к аналогичным строениям, и не несут угрозы для жизни и здоровья граждан.
В судебном заседании представитель Федерального казенного учреждения здравоохранения "Центр восстановительной медицины и реабилитации "Сосновый" МВД России поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела технического паспорта сооружения - пляжные сооружения, акта строительно-технической экспертизы от 05.05.2014 N 23-33-871, письма отдела капитального строительства Главного управления внутренних дел Краснодарского края от 23.03.1999.
Рассмотрев заявленное ходатайство, учитывая, что технический паспорт спорного объекта приобщен к материалам дела не в полном объеме, в материалах дела имеются ссылки на письмо отдела капитального строительства Главного управления внутренних дел Краснодарского края от 23.03.1999, суд порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщил к материалам дела указанные документы.
Управление Росреестра по Краснодарскому краю и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае представителей в судебное заседание не направили, о времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей Управления Росреестра по Краснодарскому краю и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя учреждения, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, учреждение 03.07.2015 обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Туапсинский отдел с заявлением N 23/013/201/2015-1841 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимости - пляжные сооружения, к которому прилагались доверенность от 29.06.2015 N04/9077; декларация об объекте недвижимости от 03.07.2015; заключение от 04.03.2015 N5; письмо от 10.03.2015 N425/03.5; кадастровая выписка от 24.02.2015 N 2343/12/15-196400.
Указанные выше сооружения находятся на земельном участке с кадастровым номером 23:33:0000000:13, который находится в собственности Российской Федерации и постоянном бессрочном пользовании у истца (Свидетельство о государственной регистрации права от 06.07.2010 N 074490 серия 23-АИ; Свидетельство о государственной регистрации права от 29.03.2012 N 324633 серия 23-АК).
Регистрирующим органом 13.07.2015 была приостановлена государственная регистрации сроком до 13.08.2015 в связи с возникшими сомнениями в том, что объект имеет вспомогательное значение и направлением запроса в Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район для подтверждения того, что объект является вспомогательным.
Учреждением 16.09.2015 подано заявление о возобновлении государственной регистрации объекта недвижимости.
Сообщением от 16.10.2015 N 23/013/201/2015-4840, 1841 управлением отказано учреждению в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на пляжные сооружения. Отказ мотивирован тем, что у регистрирующего органа не возникла обязанность осуществить государственную регистрацию в "упрощенном порядке" в связи с непредставлением иных документов, подтверждающих факт ввода в эксплуатацию объекта.
Полагая, что данный отказ является незаконным, учреждение обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации прав на недвижимое имущество) основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии со статьей 13, пунктом 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество при государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза представленных на регистрацию документов. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Согласно общему правилу, установленному нормами Градостроительного кодекса РФ, строительство, т.е. создание зданий, строений, сооружений осуществляется на основании разрешения на строительство. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом (ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 25 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
В качестве документа, подтверждающего факт создания объекта недвижимого имущества и содержащего описание объекта недвижимого имущества, учреждением регистрирующему органу представлена декларация об объекте недвижимого имущества.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию учреждение регистратору не представило, поскольку полагает, что сооружение является вспомогательным по отношению к спальному корпусу.
Вместе с тем вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное (статья 135 ГК РФ).
Согласно пункту 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случаях строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Для отнесения спорного сооружения к вспомогательному следует установить ряд обстоятельств:
- возведенное строение должно располагаться на земельном участке, отведенном для этого в установленном порядке, соответствовать строительным нормам и правилам и не нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц;
- следует учитывать фактическое целевое использование спорного строения, для отнесения его к вспомогательным оно должно использоваться исключительно для обслуживания действующего объекта;
- критерием является также невозможность самостоятельного использования для иной деятельности, предназначенность для обслуживания и эксплуатации основного объекта.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель учреждения пояснил и из материалов дела следует, что пляжные сооружения представляют собой террасу с лестницами (приподнятую над землей площадку для отдыха) площадью 1 570,5 кв.м (терраса площадью 1 295,3 кв.м, лестницы площадью 253,7 кв.м и 21,5 кв.м).
Вместе с тем доказательства того, что указанное сооружение невозможно самостоятельно использовать или оно используется исключительно для обслуживания главного спального корпуса в материалы дела не представлены.
В целях регистрации спорного сооружения в упрощенном порядке учреждением регистрирующему органу были представлены письмо от 10.03.2015 N 425/03.5 Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район и заключение южного филиала отделения по городу Туапсе и Туапсинскому району ОАО "Госземкадастрсъемка-ВИСХАГИ" от 04.0.2015 N 5 о том, что пляжные сооружения с кадастровым номером 23:33:0108001:114 являются вспомогательным объектом для обслуживания главного спального корпуса (т.1 л.д. 13, 14).
Однако, в дальнейшем по результатам обращения начальника Туапсинского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю в связи с приостановлением государственной регистрации спорного объекта и направления запроса о подтверждении, что спорный объект является вспомогательным, Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район, выданные ранее письма о том, что данные объекты являются вспомогательными, отменены.
На запрос суда первой инстанции Управление архитектуры и градостроительства муниципального образования Туапсинский район в письме от 06.04.2016 N 895/03.2 подтвердило информацию о том, что пляжные сооружения не являются вспомогательными сооружениями по отношению к спальному корпусу (т.1 л.д. 21).
Учитывая отсутствие доказательств, что пляжные сооружения являются вспомогательными сооружениями, а также непредставление документов, разрешающих строительство и подтверждающих ввод в эксплуатацию спорного строения, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что у регистрирующего органа не возникла обязанность осуществить государственную регистрацию права собственности.
Судебная коллегия отклоняет довод учреждения о необходимости исключения из мотивировочной части решения: "Суд установил, что данные сооружения частично разрушены, не завершены строительством, разрешение на строительство не было выдано, а истцом не представлено достаточных доказательств для признания права собственности РФ".
Установление технического состояния пляжных сооружений на настоящий момент не входило в предмет настоящего дела, поскольку основанием для отказа в регистрации права собственности Российской Федерации явилось отсутствие обязанности регистрирующего органа произвести государственную регистрацию в упрощенном порядке в связи с непредставлением документов, подтверждающих факт ввода в эксплуатацию объекта.
Суд не производил оценку спорных сооружений. При этом указание в судебном акте, что решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-24734/2014 от 12 декабря 2014 года отказано в удовлетворении требований заявителя о признании права оперативного управления, в том числе на пляжные сооружения литер Я,я., общей площадью 1570,5 кв.м., расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:33:0000000:13; суд установил, что данные сооружения частично разрушены, не завершены строительством, разрешение на строительство не было выдано, а истцом не представлено достаточных доказательств для признания права собственности РФ, не влияет на законность принятого судебного акта.
Доводы жалобы направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судом первой инстанции, поэтому не могут служить основанием для изменения или отмены судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.05.2016 по делу N А32-47670/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-47670/2015
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ЦЕНТР ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ И РЕАБИЛИТАЦИИ "СОСНОВЫЙ" МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", ФКУЗ "ЦВМ и Р "Сосновый" МВД России
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, ТУ Росимущества по Краснодарскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в Туапсинском районе