Тула |
|
27 июля 2016 г. |
Дело N А09-15064/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.07.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.07.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Григорьевой М.А. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Федосеевой Ю.А., при участии от заинтересованного лица - инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску (г. Брянск, ОГРН 1133256000008, ИНН 3257000008) - Медведковой И.А. (доверенность от 29.12.2015), Тарасиковой Н.Г. (доверенность от 06.11.2015), Кузьминой О.С. (доверенность от 25.12.2015), в отсутствии заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Стройгрупп" (г. Брянск, ОГРН 1073250003056, ИНН 3250074265), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройгрупп" на решение Арбитражного суда Брянской области от 29.04.2016 по делу N А09-15064/2015 (судья Грахольская И.Э.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Стройгрупп" (далее - ООО "Стройгрупп", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании частично недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску (далее - налоговый орган, инспекция) о привлечении к налоговой ответственности от 27.04.2015 N 26 в части начисления налога на добавленную стоимость в размере 3 658 654 рублей, в том числе недоимка - 2 718 212 рублей, штраф - 542 817 рублей, пени - 397 625 рублей (с учетом уточненных требований, принятых судом первой инстанции к рассмотрению в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 29.04.2016 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
ООО "Стройгрупп" обратилось с апелляционной жалобой, указывая на то, что все нарушения, выявленные налоговым органом, произошли из-за технической ошибки по причине отсутствия надлежащей настройки программы 1С-Бухгалтерия.
Общество обращает внимание на то, что в целях пересчета доначисленных сумм НДС за 2011 - 2013 годы, а также подлежащих уплате пеней и штрафов, заявителем представлены книги продаж и книги покупок с внесенными изменениями, а также счета-фактуры для налоговых вычетов по НДС, не учтенные проверяющими в ходе проверки.
Заявитель ссылается на то, что налоговыми органами не учтено ходатайство о снижении размера налоговых санкций.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители заявителя в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей указанного лица не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей инспекции, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка ООО "Стройгрупп" за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.
По результатам проверки составлен акт от 11.11.2014 N 26.
Налогоплательщиком в инспекцию представлены письменные возражения по акту проверки и документы.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, возражений ООО "Стройгрупп", материалов дополнительных мероприятий налогового контроля налоговым органом 27.04.2015 принято решение N 26 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с решением N 26 ООО "Стройгрупп" доначислен налог на добавленную стоимость - 4 491 288 рублей, налог на прибыль организаций - 2 030 012 рублей, а также общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату (несвоевременную оплату) НДС - 381 770 рублей, налога на прибыль - 202 377 рублей и по статьей 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок документов и сведений - 7 500 рублей. Начислены пени по НДС - 856 730 рублей, по налогу на прибыль - 814 662 рублей.
Не согласившись с решением инспекции ООО "Стройгрупп" обратилось с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.
Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области, рассмотрев жалобу заявителя 31.08.2015 приняло решение, в соответствии с которым жалоба ООО "Стройгрупп" оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение налогового органа в части доначисления оспариваемой части НДС, пени и штрафа не соответствует закону, нарушает права и законные интересы налогоплательщика, ООО "Стройгрупп" обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость является реализация товаров (работ, услуг).
Пунктом 1 статьи 153 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база, облагаемая налогом на добавленную стоимость, при реализации товаров (работ, услуг) в соответствии с главой 21 Кодекса определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
В соответствии с пунктом 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Согласно пункту 1 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 настоящей статьи (пункт 2 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации).
Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода, который статьей 163 Налогового кодекса Российской Федерации определяется как квартал, применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации, момент определения налоговой базы которых, установленный статьей 167 Налогового кодекса Российской Федерации, относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде, если иное не предусмотрено главой 21 Кодекса (пункт 4 статьи 166 Налогового кодекса).
Таким образом, налоговая база по налогу на добавленную стоимость и сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, исчисляется на основании данных, имеющихся у налогоплательщика относительно произведенных им операций и их квалификации на момент окончания налогового периода, то есть с учетом всех возможных изменений.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Пунктами 1, 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету. Счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5, 5.1 и 6 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
Таким образом, право налогоплательщика на налоговые вычеты обусловлено приобретением им товаров (работ, услуг), используемых для осуществления деятельности, являющейся объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, принятием данных товаров (работ, услуг) на учет, наличием счетов-фактур и соответствующих первичных документов, достоверно подтверждающих факт совершения хозяйственной операции. При этом, наличие счета-фактуры является обязательным, но не единственным условием предоставления налоговых вычетов по НДС.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" разъяснено, что под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
По смыслу положений статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров (работ, услуг), поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиками.
В свою очередь налоговый орган в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязан доказать неполноту, недостоверность и (или) противоречивость сведений, содержащихся в документах, представленных налогоплательщиком, а также необоснованность получения им налоговой выгоды.
Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 24.11.2005 N 452-О, от 18.04.2006 N 87-О, от 16.11.2006 N 467-О, от 20.03.2007 N 209-О неоднократно подчеркивал, что разрешение споров о праве на налоговый вычет, касающихся выполнения обязанности по уплате налога, относится к компетенции арбитражных судов, которые не должны ограничиваться установлением только формальных условий применения норм законодательства о налогах и сборах, и в случае сомнений в правомерности применения налогового вычета обязаны установить, исследовать и оценить всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств.
В целях проверки полноты отражения налогоплательщиком в налоговых декларациях облагаемой базы по НДС и исчисленных с нее сумм НДС налоговым органом в ходе выездной проверки были истребованы документы по финансово-хозяйственным взаимоотношениям ООО "Стройгрупп" с контрагентов.
ООО "Корпорация строй комплекс" (далее - ООО "КСК") представлены договоры поставки, товарные накладные, товарно-транспортные накладные за 2 - 3 кварталы 2011 года, 2 - 4 кварталы 2012 года и 4 квартал 2013 года, в том числе счета-фактуры от 04.04.2011 N 00000083, от 20.04.2011 N 00000089, от 20.09.2011 N 0000138, от 30.09.2011 N 00000141, от 17.04.2012 N 52, от 14.05.2012 N 113, от 31.05.2012 N 134, от 16.06.2012 N 141, от 25.06.2012 N 150, от 04.06.2012 N 136, от 01.10.2013 N 733, от 01.10.2013 N 732, от 04.10.2013 N 738, от 04.10.2013 N 739, от 12.11.2013 N 801 по поставке товара.
По указанным документам ООО "Стройгрупп" осуществляло поставку в адрес ООО "КСК" материалов для изоляции сварных стыков.
Кроме того, представлены счета-фактуры от 20.12.2013 N А14, от 25.12.2013 N А15, от 26.12.2013 N А16, от 26.12.2013 N А17, от 26.12.2013 N А18, от 27.12.2013 N 19 по предварительной оплате по договору от 18.07.2013 N 25-Р/13.
При сверке данных книги продаж ООО "Стройгрупп" и счетами-фактурами, выставленными заявителем в адрес ООО "КСК", сведений о движении денежных средств по расчетному счету налоговой инспекцией установлено, что в нарушение приложения 5 пункта 17 раздела II постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" ООО "Стройгрупп" не зарегистрированы в книге продаж счета-фактуры по поставке товаров и по полученной предоплате.
ООО "Сталь-Трейд" представлены счета-фактуры от 01.07.2011 N 169, от 11.10.2011 N 332, от 31.10.2011 N 355, от 11.11.2011 N 360, от 28.11.2011 N 386, от 13.12.2011 N 425, от 23.12.2011 N 443, от 01.03.2012 N 40, акты выполненных работ, подтверждающие выполнение ремонтных работ ООО "Стройгрупп".
Заявителем указанные счета-фактуры не отражены в книге продаж и занижена налогооблагаемая база по НДС за 3 квартал 2011 года на сумму 1610 231 рублей, НДС - 289 842 рублей, за 4 квартал 2011 года на сумму 4 750 000 рублей, НДС - 724 576 рублей, за 1 квартал 2012 года на сумму 23 730 рублей, НДС - 3 620 рублей.
ООО "ТарПром" представлены счета-фактуры от 12.01.2012 N 6, от 16.02.2012 N 33, от 28.02.2012 N 38, товарные накладные. В книге покупок ООО "ТарПром" отражены указанные счета-фактуры, выставленные ООО "Стройгрупп" на сумму 4 374 000 рублей, в том числе НДС 667 220 рублей, а также счет-фактура N 38 на сумму 1 750 000 рублей, НДС - 266 949 рублей.
В книге продаж ООО "Стройгрупп" зарегистрирован счет-фактура от 28.02.2012 N 38 с суммой НДС 221 186 рублей.
ООО "Стройгрупп" занижена налогооблагаемая база за 1 квартал 2012 года на 254 237 рублей и НДС на сумму 45 763 рублей.
ООО "Перспектива" представлен счет-фактура от 16.10.2013 N 758 по приобретению порошка магнезитового каустического от ООО "Стройгрупп" на сумму 1 278 990 рублей, НДС - 195 100 рублей.
В книге продаж заявителя за 4 квартал зарегистрирован счет-фактура N 758 с суммой НДС - 25 608 рублей.
Перечисленные счета-фактуры, а также накладные и товарно-транспортные накладные, свидетельствующие о реализации товара либо выполненных работ ООО "Стройгрупп" подписаны руководителем Заявителя Долдоновым С.В.
Как следует из заявления и пояснений представителя заявителя, возражений по данным правонарушениям не имеется, допущены они вследствие технической ошибки по причине отсутствия надлежащей настройки программы 1С-Бухгалтерия.
Заявитель обосновывает неправомерность доначислений НДС по оспариваемому решению за 2, 3, 4 кварталы 2011 года, 1 и 2 квартал 2012 года, 4 квартал 2013 года, исходя из того, что ООО "Стройгрупп" вновь представлены счета-фактуры от 11.04.2011 N 332 - НДС 205 171 рублей 80 копеек, от 05.07.2011 N 637 - НДС 177 899 рублей 96 копеек, от 30.08.2011 N 863 - НДС 183 021 рублей 32 копейки, от 06.12.2011 N 1242 - НДС 81 042 рублей 55 копеек. Всего НДС составляет 694 042 рублей. Ранее эти счета-фактуры к налоговому вычету не предъявлялись.
В ходе проведения выездной налоговой проверки правомерности принятых на вычет сумм НДС, ООО "Стройгрупп" налоговым органом выставлено требование на представление документов, подтверждающих заявленные налоговые вычеты по НДС.
ООО "Стройгрупп" представлен счет-фактура от 03.09.2012 N 151 от ООО "Система" на сумму 1 750 448 рублей, в том числе НДС 267 017 рублей.
В ходе проведения проверки ООО "Стройгрупп" представлено письменное пояснение, что в связи с ошибкой при формировании книги покупок за 3 квартал 2012 года счета-фактуры от 03.09.2012 N 151 на сумму 1 750 447 рублей 94 копейки, в том числе НДС - 267 017 рублей 48 копеек и от 03.09.2012 N 152 на сумму 3 000 000 рублей, в том числе НДС - 457 627 рублей 11 копеек, полученные от ООО "Система" внесены в книгу покупок одной суммой 4 750 447 рублей 94 копейки, НДС - 724 644 рублей 60 копеек и представлена счет-фактура N 152 на общую сумму 3 000 000 рублей.
ООО "Система" документы в налоговый орган не представлены.
В ходе проведения проверки налоговой инспекцией установлено, что в книге покупок ООО "Стройгрупп" за 3 квартал 2012 года зарегистрированы счета-фактуры от 06.07.2012 N 702, от 26.07.2012 N 129, от 26.07.2012 N 128, от 31.07.2012 N 134, от 24.08.2012 N 144, от 24.08.2012 N 141, от 25.08.2012 N 145, от 27.08.2012 N 146, от 30.08.2012 N 149, от 03.09.2012 N 151, от 29.09.2012 N 158, от 27.09.2012 N 160, от 27.09.2012 N 161, от 30.09.2012 N 162, от 30.09.2012 N 163 на общую сумму 30 628 610 рублей 96 копеек, в том числе НДС 4 672 160 рублей 99 копеек.
Согласно счетам-фактурам в книге покупок и журналу учета счетов-фактур за 3 квартал 2012 года, выставленным ООО "Система" в адрес ООО "Стройгрупп" составляет за указанный период 27 628 611 рублей, в том числе НДС - 4 214 533 рублей.
Стоимость приобретенного товара у ООО "Система" за 3 квартал в размере 27 628 611 рублей также отражена в оборотно-сальдовой ведомости по счету 60 "Расчеты с поставщиками подрядчиками". Данные оборотно-сальдовой ведомости по счету 60 соответствуют данным главной книги ООО "Стройгрупп".
Таким образом, согласно данным бухгалтерского учета налогоплательщика за 3 квартал 2012 года к бухгалтерскому учету приняты товары (работы, услуги) от ООО "Система" на сумму 27 628 611 рублей. Сумма НДС, заявленная к вычету, завышена на 457 627 рублей.
Счет-фактура N 152 не зарегистрирован ни в книге покупок, ни в журнале учета счетов-фактур.
Налоговым органом представлены сведения о том, что в ИФНС России по г. Брянску имеется информация и документы, связанные с коммерческой деятельностью ООО "Система", полученные от МИФНС России N 5 по Калужской области.
Из информации следует, что МИФНС России N 5 по Калужской области проведена выездная налоговая проверка ООО "Система" за период 2011 - 2012 годы.
Директор ООО "Система" Клюев А.Л. документы в налоговую инспекцию не представил, сообщил, что его автомобиля были похищены рабочий ноутбук и чемодан с подлинниками документов (договоры, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, кассовые книги, приказы, главные книги и т.д.).
Исходя из того, что в рамках выездной налоговой проверки ООО "Система" не были представлены книги покупок, МИФНС России N 5 по Калужской области сравнивала суммы налоговых вычетов по НДС, по вновь представленным документам, с суммами налоговых вычетов по НДС, указанными ООО "Система" в налоговых декларациях по НДС и учла, вновь представленные к возражениям на акт ВНП, документы ООО "Система" по налоговым вычетам по НДС, в основном, по следующим контрагентам: ООО "Альянс", ООО "Вектор", ООО "Стройэнергомонтаж, ООО "Форвард-Центр-Сервис", ООО "Стройгрупп", ООО "Спецпоставка".
Учредителем и директором ООО "Стройгрупп" является Долдонов Сергей Владимирович, он же являлся учредителем ООО "Система" с 21.03.2011 по 30.07.2012.
Руководителями и учредителями организаций-контрагентов ООО "Система" являлись родственники Долдонова С.В. и его бывшей жены.
По итогам проверки ООО "Система" доначислено 3 000 000 рублей. По сделке по купле-продаже автомобиля, так как рамках выездной налоговой проверки МИФНС России N 5 по Калужской области не установлено отражения ООО "Система" реализации в размере 3 000 000 рублей и исчисления с этой суммы НДС в размере 457 627 рублей.
Счет-фактура на 3 000 000 рублей представлен ООО "Стройгрупп" в инспекцию не по требованию, а только 12 сентября 2014 года самостоятельно с пояснениями после вынесения 9 сентября 2014 года Арбитражным судом Брянской области решения по делу N А09-8236/2014, в котором ООО "Система" признано несостоятельным должником (банкротом). Правовых последствий для ООО "Система", в виде доначисления налогов с реализации, от представления дополнительного счета-фактуры от 03.09.2012 N 152 на сумму 3 000 000 рублей, в том числе НДС 457 627 рублей не последует, так как ООО "Система" уже признано банкротом.
Как следует из пояснений представителя ИФНС и дополнений к отзыву заявитель предъявляет к налоговому вычету сумму НДС в связи с доначислением такой же суммы ООО "Система". При проверке принятых на вычет сумм НДС налоговой инспекцией установлено, что обществом заявлен вычет по счету- фактуре от 04.10.2012 N 2212 на общую сумму 197 579 рублей, в том числе НДС 30 139 рублей от ООО НПФ "Адгезив".
ООО НПФ "Адгезив" представлены выписка из книги продаж и счет-фактура от 04.10.2012 N 2212 на сумму 98 790 рублей, в том числе НДС 15 070 рублей.
Таким образом, ООО "Стройгрупп" завышена сумма НДС к вычету за 4 квартал 2012 года на 15 070 рублей.
Кроме того, в результате проверки инспекцией установлено, что в нарушение подпункта 3 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиком в период пользования объектом лизинга не восстановлены суммы НДС, ранее принятые к вычету, по лизинговым платежам, уплаченным в качестве предоплаты на сумму 574 802 рублей.
По договорам от 02.12.2011 N Р11-11504-ДЛ, от 09.04.2012 N Р12-04879-ДЛ, от 09.04.2012 N Р12-04880-ДЛ, от 04.07.2012 N Р12-10808-ДЛ, от 04.07.2012 N Р12-10805-ДЛ предусмотрено, что Лизингодатель (ООО НПФ "Адгезив") на условиях, согласованных с Лизингополучателем (ООО "Стройгрупп"), обязуется приобрести в собственность у выбранного лизингополучателем продавца (ЗАО "Автобау") имущество, указанное в спецификации, которое обязуется предоставить лизингополучателю за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей, с правом последующего приобретения права собственности. Предметы договоров лизинга - легковой автомобиль иностранного производства марки ТС - VOLKSWAGEN TOUAREG, грузовой тягач седельный марки ТС - MANTGS 33/480 6*4BLS-WW, полуприцеп самосвал BODEXKIS 3W, полуприцеп самосвал BODEXKIS 3W, грузовой тягач седельный марки ТС - MANTGS 33.440 6*4BLS-WW.
При перечислении предоплаты лизингополучатель может принять к вычету НДС с суммы этой предоплаты, что предусмотрено пунктом 12 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании счета-фактуры, выставленного лизингодателем при получении предоплаты, при наличии у лизингополучателя документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм предоплаты, а также договора, предусматривающего такой порядок расчетов (пункт 9 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации), что было и сделано заявителем.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации, суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае перечисления покупателем сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Восстановление сумм налога производится покупателем в том налоговом периоде, в котором суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам) имущественным правам подлежат вычету в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету в отношении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
При проведении проверки налоговым органом установлено, что ООО "Стройгрупп" при получении счетов-фактур от лизингодателя предъявило НДС к вычету, не восстановив к уплате в бюджет суммы НДС, принятые к вычету с авансов.
Занижение налогооблагаемой базы, завышение вычетов по налогу на добавленную стоимость за проверяемый период установлено налоговой инспекцией и подтверждается материалами выездной налоговой проверки.
Возражений по установленным правонарушениям либо нарушению порядка проведения проверки заявителем не представлено.
Довод общества относительно несогласия с выводом инспекции о занижении налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет, поскольку в указанных периодах имело право на налоговые вычеты по названному налогу, которые не были заявлены (задекларированы) в налоговых декларациях за соответствующие периоды, но которые, по мнению общества, должны были быть выявлены и приняты инспекцией при проверке, справедливо отклонен судом первой инстанции.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 05.07.05 N 301-О, согласно которой в целях надлежащего исчисления налогов законодательство о налогах и сборах предусматривает, что налогоплательщик обязан вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, представлять налоговым органам и их должностным лицам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы, в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги (подпункты 3, 5 и 8 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации). Обязанности налогоплательщиков и налоговых органов служат обеспечению исполнения каждым конституционной обязанности по уплате налогов и сборов, согласуются с принципом равенства всех перед законом (часть 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации) и не могут рассматриваться как необоснованные либо ухудшающие положение плательщиков налогов. Обязанность налогоплательщика представлять налоговым органам необходимые для уплаты налогов документы и сведения является по своей сути одной из норм установленного в налоговом законодательстве порядка взимания налогов, который призван обеспечить безусловное выполнение каждым конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы.
Вычеты по НДС должны быть отражены в налоговой декларации.
Из изложенного следует, что применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость является правом налогоплательщика, носит заявительный характер посредством их декларирования в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях и может быть реализовано только при соблюдении установленных в главе 21 Кодекса условий.
Пунктом 1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Согласно пункту 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
На основании пункта 1 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога на добавленную стоимость при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 Налогового кодекса Российской Федерации исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
Пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные статьей 171 налоговые вычеты, порядок применения которых определен статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из пункта 1 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость является правом налогоплательщика, носит заявительный характер посредством их декларирования в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях и может быть реализовано только при соблюдении установленных в главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации условий.
Само по себе наличие у налогоплательщика документов, подтверждающих, по его мнению, право на применение налоговых вычетов, без отражения (указания, заявления) суммы налоговых вычетов в налоговой декларации не является основанием для уменьшения подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода налога на добавленную стоимость. Наличие документов, обуславливающих применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, не заменяет их декларирования.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что требования ООО "Стройгрупп" о признании недействительным оспариваемого решения в части начисления НДС, применения пени и штрафных санкций удовлетворению не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств дела и норм права и отклоняются судом апелляционной инстанции как не опровергающие правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 29.04.2016 по делу N А09-15064/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
М.А. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-15064/2015
Истец: ООО "Стройгрупп"
Ответчик: ИФНС по г. Брянску