Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 ноября 2016 г. N Ф08-8381/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании убытков
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Ессентуки |
|
26 июля 2016 г. |
Дело N А63-14072/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко О.В.,
судей: Егорченко И.Н., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайловым В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу:
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.02.2016 по делу N А63-14072/2015
по иску открытого акционерного общества "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" (г. Ростов-на-Дону, ОГРН 1076162005864)
к Ставропольскому краю в лице: Правительства Ставропольского края (г. Ставрополь, ОГРН 1022601978607), Министерства финансов Ставропольского края (г. Ставрополь, ОГРН 1022601983337)
о взыскании 164 743 363 рублей убытков в счет возмещения потери в доходах, возникших в результате государственного регулирования тарифов при перевозке пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении на территории Ставропольского края за период с 01.01.2012 по 31.12.2012,
с участием третьих лиц: Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта
Ставропольского края (г. Ставрополь, ОГРН 1022601961777) Региональной тарифной комиссии Ставропольского края (г. Ставрополь, ОГРН 1082635013450),
при участии в судебном заседании:
от Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края: представитель Супрунова А.В. (по доверенности от 11.12.2015),
от Правительства Ставропольского края: представитель Супрунова А.В. (по доверенности от 24.12.2015),
в отсутствие иных представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд с иском к Ставропольскому краю в лице: Правительства Ставропольского края, к Министерству финансов Ставропольского края о взыскании 164 743 363 руб. в счет возмещения потери в доходах, возникших в результате государственного регулирования тарифов при перевозке пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении на территории Ставропольского края за период с 01.01.2012 по 31.12.2012 (с учетом уточнения).
Решением суда от 19.02.2016 в удовлетворении требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что обществом не доказано превышение понесенных им расходов по сравнению с бюджетным возмещением на сумму предъявленных убытков (выпадающих доходов).
Общество не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить. Заявитель жалобы считает, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Правительство Ставропольского края, Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края и Региональная тарифная комиссия Ставропольского края в отзывах на апелляционную жалобу сослались на несостоятельность ее доводов, просят оставить решение суда без изменения.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, а также Правительства Ставропольского края просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить обжалуемый судебный акт без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность, на несостоятельность доводов истца.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.02.2016 по делу N А63-14072/2015 отмене не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 30.12.2011 между Правительством Ставропольского края и обществом заключен договор N 564 об организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Ставропольского края в 2012.
Согласно пункту 2.3.5 договора общество обязалось обеспечить перевозку пассажиров в пригородных поездах по пригородным маршрутам, установленным договором, с заключением договоров перевозки пассажиров в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предоставлением льгот и преимуществ по провозной плате. Объем перевозок и маршруты движения железнодорожных пригородных поездов по территории Ставропольского края на 2012 были установлены в Приложении к договору.
В соответствии с указанным договором, а также представленными обществом материалами, Региональной тарифной комиссией определен экономически обоснованный тариф на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Ставропольского края в 2012.
27.01.2012 между обществом и Министерством промышленности, энергетики и транспорта Ставропольского края заключен договор N 3 о предоставлении субсидии в 2012 на компенсацию части потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по использованию железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые при осуществлении перевозок пассажиров в пригородном сообщении на территории Ставропольского края.
Предметом договора является предоставление в 2012 субсидий обществу на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении на территории Ставропольского края, в пределах бюджетных ассигнований на соответствующие цели, предусмотренные в бюджете Ставропольского края на 2012. Размер субсидий по условиям договора составил 18 726 470 рублей (с учетом изменений, внесенных дополнительным соглашением к договору от 08.10.2012 N С-3/2012).
В 2013 общество обратилось в Региональную тарифную комиссию с целью досудебного урегулирования спора, связанного с установлением и применением регулируемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях цен (тарифов) за 2012. Приказами Федеральной службы по тарифам от 13.02.2013 N 91-д и от 31.10.2013 N 135-д приняты решения о частичном удовлетворении требований заявителя за 2012 на сумму 12,8 млн. рублей.
В связи с указанными обстоятельствами, в бюджете Ставропольского края была предусмотрена сумма в размере 12 799 790 рублей за 2012, в целях компенсации потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов.
Предусмотренная договором субсидия на компенсацию оговоренных потерь в определенном договором и краевым бюджетом размере - 12 799 790 рублей истцом получена в полном объеме. Истец, помимо полученной субсидии, заявил за 2012 указанную в иске сумму, в компенсации которой ему отказано ввиду полного исполнения договорных обязательств, отсутствия бюджетного финансирования в большем объеме.
Согласно аудиторской проверке в 2012 совокупный доход общества от оказания услуг по перевозке пассажиров составил 250 141 923 руб., расходы - 453 014 953 руб. (301 694 646,37) руб. - пользование инфраструктуры, плата за аренду, ремонт, обслуживание подвижного состава, 113 982 294,81 руб. - общепроизводственные, 36 221 771,04 руб. - управленческие (общехозяйственные), 1 116 240,48 - иные расходы).
Полагая, что ответчики не выполнили условия договора о предоставлении субсидий на возмещение убытков, возникших в виде разницы между экономически обоснованными затратами общества и тарифами, установленными Региональной тарифной комиссией Ставропольского края, общество обратилось с иском в суд.
В силу пункта 1 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В случаях, когда в соответствии с законами или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров или багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета (п. 5 ст. 790 Кодекса).
В соответствии с подп. 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ от 06.10.1999, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта, относится реализация субъектом Российской Федерации права на государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
При реализации субъектом Российской Федерации права на государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, у последнего возникает обязанность по возмещению перевозчику убытков за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 950 утверждено Положение об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля. Согласно пунктам 1, 3, 4 и 6 этого Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении посредством установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" N 643 от 05.08.2009 утверждено Положение о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок.
Перевозка пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении относится к естественно-монопольным видам деятельности, подлежащим государственному ценовому регулированию, осуществляемому посредством установления цен (тарифов).
Кроме того, во исполнение указанного Положения о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, Федеральной службой по тарифам разработана Методика N 235-т/1.
Основным методом государственного регулирования тарифов на пассажирские железнодорожные перевозки является метод экономически обоснованных затрат. Вместе с тем, органы регулирования могут применять и иные методы ценового регулирования. В частности, в целях обеспечения доступности услуг железнодорожного транспорта для населения при установлении тарифов при необходимости определяются меры по компенсации потерь в доходах субъекта регулирования в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 13 Положения N 643).
Таким образом, Положение N 643 допускает отступление от метода экономически обоснованных затрат для обеспечения доступности транспортных услуг. Подобное отступление влечет за собой установление тарифа на уровне ниже экономически обоснованного. В таком случае на публично-правовом образовании, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение, лежит обязанность по возмещению перевозчику соответствующих убытков, если публично-правовым образованием не были приняты меры, направленные на компенсацию потерь иным способом. Сходная правовая позиция изложена Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П. Поскольку упомянутые убытки возникают вследствие учета платежеспособности населения субъектом Российской Федерации, действующим в пределах предоставленных ему полномочий по государственному регулированию цен на пригородные пассажирские железнодорожные перевозки, для взыскания убытков, вызванных тарифным регулированием, оспаривание акта об установлении тарифа не требуется.
Правительством Ставропольского края урегулированы в Постановлении Правительства Ставропольского края от 23.11.2011 N 464-п вопросы предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении на территории Ставропольского края, для реализации которых 27.01.2012 между обществом и Министерством промышленности, энергетики и транспорта Ставропольского края заключен договор N 3 о предоставлении субсидий, который надлежащим образом исполнен.
Пассажирская компания предъявила к возмещению разницу между ее доходами и расходами от спорных перевозок за вычетом полученных субсидий.
Вместе с тем, каких-либо документов, подтверждающих экономическое обоснование затрат на аренду подвижного состава, ремонт, техническое обслуживание подвижного состава, истцом в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела также не представлено.
В то же время, при формировании экономически обоснованных тарифов затраты перевозчиков подлежат оценке с экономической точки зрения с целью исключения из расчетной базы расходов, вызванных нерациональным использованием производственных ресурсов.
На публично-правовое образование не могут быть переложены те затраты, которые не связаны с тарифным регулированием и обусловлены действиями самого перевозчика (ошибки в управленческих решениях, установление экономически необоснованных цен в договорах, заключаемых с контрагентами, утрата или повреждение арендованного имущества и т.п.).
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 302-ЭС15-11950 по делу N А10-554/2013.
При формировании экономически обоснованных тарифов на перевозку железнодорожным транспортом в пригородном сообщении затраты перевозчиков подлежат оценке с экономической точки зрения.
Позиция пассажирской компании, уклоняющейся от проверки возможности учета показателей ее хозяйственной деятельности применительно к экономически обоснованному тарифному регулированию, ведет по существу к бесконтрольному увеличению затрат с последующим их возложением на публично-правовое образование, что противоречит целям и задачам законодательства о естественных монополиях.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и не влияют на правильность принятого по делу судебного акта, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.02.2016 по делу N А63-14072/2015 является законным и обоснованным, оснований для его отмены и принятию нового судебного акта не имеется.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отнесению на заявителя, но взысканию не подлежит, поскольку уплачена при подаче жалобы в суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.02.2016 по делу N А63-14072/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В.Марченко |
Судьи |
И.Н.Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-14072/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 ноября 2016 г. N Ф08-8381/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания"
Ответчик: Министерство Финансов Ставропольского края, Правительство Ставропольского края
Третье лицо: Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, Региональная тарифная комиссия Ставропольского края, Федоренко К Н