г. Санкт-Петербург |
|
26 июля 2016 г. |
Дело N А21-4363/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Баркановой Я.В., Колосовой Ж.В.
при ведении протокола судебного заседания: Ткаченко Я.А.
при участии:
от заявителя: Гриценко П.П., ген.директор, протокол от 15.06.2016; Булычев А.В., доверенность от 15.09.2015;
от заинтересованных лиц: 1. Готовчик А.Л., доверенность от 18.12.2015; 2-4 не явились, извещён;
от 3-х лиц: 1-2 не явились, извещены; 3. Булычев А.В., довеернность от 15.09.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9105/2016) жалобу ОАО "Балтик Экспо"
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.02.2016 по делу N А21-4363/2015 (судья Можегова Н.А.), принятое
по заявлению ОАО "Балтик Экспо"
заинтересованные лица: 1.Правительство Калининградской области; 2.Губернатор Калининградской области; 3. Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области; 4. Руководитель Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области - Васюкова Наталья Владимировна
3-и лица: 1.Правительство Российской Федерации, 2. Министерство спорта Российской Федерации, 3. "CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS, a.s.,"
о признании незаконным бездействия,
установил:
Открытое акционерное общество "БАЛТИК-ЭКСПО" (ОГРН: 1023901641719, место нахождения: г.Калининград, улица Октябрьская, дом 3а; далее - ОАО "БАЛТИК-ЭКСПО") обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Правительству Калининградской области
- о признании недействительной основной части Проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов г.Калининграда, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 N 1735-р в части строительства надземного пешеходного перехода через Московский проспект, соединяющего ул. Зарайскую, набережную Генерала Трибуца, набережную Генерала Карбышева, протяженностью 0,35 км., шириной в красных линиях 15-м., площадью 5,25 га., шириной проезжей части 8-м.; а также в части "красных линий" и "линий отступа от красных линий", проходящих по земельному участку с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. м. в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская 3а, а также проходящих по зданию выставочного комплекса площадью 3 045,2 кв.м. литер "В" и зданию выставочного павильона площадью 1 927,8 кв.м. литер "А";
- о признании недействующим постановления Правительства Калининградской области от 30 декабря 2014 N 929 об утверждении Проекта межевания территории Московского и Ленинградского районов г.Калининграда и самого Проекта межевания (в указанной выше части);
- о признании незаконным бездействия Правительства Калининградской области, выразившегося в невнесении им в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 07.06.2013 г. N 108-ФЗ, надлежащих изменений в Проект планировки территории Московского и Ленинградского районов г.Калининграда (касающихся исключения из этого Проекта пешеходного надземного перехода через Московский проспект, соединяющего ул. Зарайскую, набережную Генерала Трибуца, набережную Генерала Карбышева).
Определением от 14 сентября 2015 суд прекратил производство по делу в части требований о признании недействительной основной части Проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов г.Калининграда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 N 1735-р, и постановления Правительства Калининградской области от 30 декабря 2014 N 929 об утверждении Проекта межевания территории Московского и Ленинградского районов г.Калининграда и самого Проекта межевания (в оспариваемой заявителем части).
По ходатайству заявителя суд определением от 07.10.2015 привлек к участию в деле в качестве соответчиков губернатора Калининградской области Цуканова Николая Николаевича (как лицо, исполняющее обязанности председателя Правительства Калининградской области); Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области; Васюкову Наталью Владимировну (как лицо, исполняющее обязанности руководителя Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области).
В ходе судебного разбирательства Общество неоднократно изменяло и дополняло заявленные требования, в окончательном уточненном заявлении от 13.01.2016 (том 11, листы дела 65-73) Общество просило признать незаконным бездействие, допущенное Правительством Калининградской области и его исполнительным органом в лице Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, а также допущенное Председателем Правительства Калининградской области Цукановым Николаем Николаевичем и и.о. Руководителя Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области Васюковой Натальей Владимировной, выразившееся:
- в не обеспечении указанными лицами подготовки предложений по внесению изменений и внесению изменений, восстанавливающих права ОАО "БАЛТИК-ЭКСПО", в порядке, предусмотренном статьёй 27 Федерального закона от 07 июня 2013 г. N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее -Закон N108-ФЗ), в распоряжение Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2015 г. N1735-р "Об утверждении основной части проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45000 зрительских мест, финансирование строительства которого предусмотрено за счет средств федерального бюджета", в том числе, выразившееся в не подготовке предложений в проект распоряжения правительства РФ и проекта распоряжения Правительства РФ "О внесении изменений в основную часть проекта планировки территории Московского и Ленинградского района г. Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45000 зрительских мест, финансирование строительства которого предусмотрено за счет средств федерального бюджета", ранее утвержденного распоряжением Правительства РФ от 05 сентября 2015 г. N 1735-р в части, касающейся строительства надземного пешеходного перехода через Московский проспект, соединяющего ул. Зарайскую, набережную Генерала Трибуца, набережную Генерала Карбышева;
- в не обеспечении указанными лицами подготовки предложений по внесению изменений и внесению изменений, восстанавливающих права ОАО "БАЛТИК-ЭКСПО" в порядке, предусмотренном Законом N 108-ФЗ, в чертежи проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов г.Калининграда, предназначенной для строительства стадиона на 45 000 зрительских мест, в том числе, не внесении ими изменений в "Чертеж красных линий" этого проекта планировки территории в части, касающейся "красных линий", обеспечивающих функционирование вышеуказанного надземного пешеходного перехода и для этого проходящих по земельному участку с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв.м. в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская 3а, находящемуся в аренде у ОАО "БАЛТИК-ЭКСПО", и проходящих по принадлежащим обществу объектам недвижимости (нежилое здание площадью 3045,2 кв.м. литер В и нежилое здание площадью 1927,8 кв.м. литер В), препятствующих реконструкции и строительству Международного выставочного центра "Евразийского сотрудничества" в г.Калининграде" в соответствии с договором о совместной деятельности от 07 ноября 2014 г., заключенным между ОАО "БАЛТИК-ЭКСПО" и компанией "CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS, a.s", осуществляемому на основании градостроительного плана земельного участка N RU39301000-5015 от 26 июня 2014 г., которым на земельном участке с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе г.Калининграда по ул. 4 Октябрьская, 3а разрешено строительство экспоцентров, международных выставок, гостиниц, выставочных центров, торгово-выставочных комплексов, многоуровневых гаражей и т.д. этажностью: 4-16 этажей;
- в не представлении указанными лицами в Минстрой РФ и, соответственно, в Правительство РФ вышеуказанных изменений, предложений и проектов изменений в порядке, предусмотренном статьей 27 Закона N 108-ФЗ;
- в не исполнении требований ОАО "БАЛТИК-ЭКСПО", изложенных в обращении к Председателю Правительства Калининградской области Цуканову Н.Н. от 30 июля 2015 г., об устранении нарушений прав и законных интересов заявителя, а также Чехословацкого акционерного общества "CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS, a.s.", действующих в интересах и на основании договора о совместной деятельности по реконструкции и строительству "Международного выставочного центра Евразийского сотрудничества в г.Калининграде" путем подготовки и внесения предложений в Минстрой РФ, в части касающейся изменений в Проект планировки территории Московского и Ленинградского районов города Калининграда, предназначенного для размещения стадиона на 35 000 зрительных мест, финансирование которого предусмотрено за счет федерального бюджета, а также в части внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2014 г. N 1735-р в части исключения строительства надземного пешеходного перехода через Московский проспект, соединяющий ул. Зарайскую, набережную Генерала Трибуца, набережную Генерала Карбышева (протяженностью: 0,35 км.; шириной в красных линиях: 15 метров; площадью 5,25 га; шириной проезжей части 8 метров) из приложения N2 "Характеристика проектной улично-дорожной сети" к Распоряжению Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2014 г. N 1735-р, исключения пункта 4 "Пешеходные мосты" объект-1 из раздела 2 "Искусственные сооружения улично-дорожной сети" Приложения N 3 "Основные объемы работ по развитию улично-дорожной сети и транспортного обслуживания" к распоряжению Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2014 г. N 1735-р, исключения из основной части проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда строительства пешеходного надземного перехода через Московский проспект, соединяющего ул. Зарайскую, набережную Генерала Трибуна, набережную Генерала Карбышева; изменений основной части Проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда "красные линии" в части, проходящих по земельному участку с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская За, приведения их в соответствие с "красными линиями" и "линиями отступа от красных линий", предусмотренными Градостроительным планом земельного участка N RU39301000-5015 от 26 июня 2014 г., изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: 39:15: 140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская, 3а и приведения его в соответствии с Градостроительным планом земельного участка N RU39301000-5015 от 26 июня 2014 г. в части, позволяющей осуществить строительство и реконструкцию объектов недвижимости, расположенных на данном земельном участке согласно постановлению Мэра г.Калининграда от 09 апреля 2003 г. N 731;
- в ненадлежащем рассмотрении обращения ОАО "БАЛТИК-ЭКСПО" от 29 июня 2015 г., в котором общество просило губернатора Калининградской области Цуканова Н.Н. предоставить в распоряжение ОАО "БАЛТИК-ЭКСПО" для представления им в суд действующие в настоящее время Программы (федеральную, Калининградскую областную и муниципальную г. Калининграда), формирующие затраты соответствующих бюджетов в целях подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 г., разработанные и откорректированные по настоящее время на основании Указа Президента РФ от 25 марта 2013 г. N 282 "Об организации подготовки чемпионата мира по футболу 2018 г. в Российской Федерации" и постановления Правительства РФ от 20 июня 2013 г. N518 "О программе подготовки к проведению в 2018 г. чемпионата мира по футболу", которыми были бы предусмотрены затраты соответствующих бюджетов на строительство в г.Калининграде пешеходного надземного перехода через Московский проспект, соединяющего ул. Зарайскую, набережную Генерала Трибуца, набережную Генерала Карбышева, на земельном участке с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская 3а, а также затраты на изъятие у ОАО "БАЛТИК-ЭКСПО" земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 и объектов недвижимости, расположенных на нем; действующие в настоящее время проект планировки и проект межевания Московского района г. Калининграда в части, касающейся строительства пешеходного надземного перехода через Московский проспект, соединяющего ул. Зарайскую, набережную Генерала Трибуца, набережную Генерала Карбышева, на земельном участке с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская 3а; решения уполномоченного законом лица, предусматривающие строительство на земельном участке с кадастровым номером 39:15:140302:18, расположенном по адресу: г. Калининград ул. Октябрьская 3а, пешеходного надземного перехода через Московский проспект, соединяющий ул. Зарайскую, набережную Генерала Трибуца, набережную Генерала Карбышева, межевание земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18 в целях строительства на нем спорного надземного перехода; технические задания проектировщику, выданные уполномоченным законом лицом на разработку проекта планировки и проекта межевания территории Московского района, в части касающейся строительства и обустройства на изымаемом земельном участке пешеходного надземного перехода, на разработку проектной и рабочей документации, необходимой для строительства и обустройства на изымаемом земельном участке с КН 39:15:140302:18 пешеходного надземного перехода;
- в не выполнении требований ОАО "БАЛТИК-ЭКСПО" от 15 октября 2015 г. о представлении информации для каких именно конкретных государственных нужд и в каких именно целях у ОАО "БАЛТИК-ЭКСПО" изымается часть земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская 3а, площадью 8749 кв. метров (на основании какого именно правового акта РФ строительство общественно-жилых зданий до 6-ти этажей возможно отнести к строительству, осуществляемому для государственных нужд, а именно - в целях проведения чемпионата мира по футболу 2018 г.) и достоверных сведений о том - какой именно конкретный и индивидуально определенный объект (инженерные сети для какого именно конкретного и индивидуально определенного объекта, а также улицы (дороги), их названия и параметры) будет в действительности строиться в целях проведения чемпионата мира по футболу 2018 г. на земельном участке с КН 39:15:140302:18, изымаемом у ОАО "БАЛТИК-ЭКСПО" согласно постановления Правительства Калининградской области N 156 от 25 марта 2015 г.; достоверных сведений, какой именно из Программ (федеральной, региональной Калининградской области или муниципальной г. Калининграда) и каким именно бюджетом (федеральным, региональным Калининградской области или муниципальным г. Калининграда) предусмотрено финансирование и строительство для государственных нужд, а именно в целях проведения чемпионата мира по футболу 2018 г., конкретных и индивидуально определенных объектов (инженерных сетей для конкретного и индивидуально определенного объекта, а также улиц, дорог (с указанием их названий) на земельном участке с кадастровым номером 39:15:140302:18.
В порядке восстановления нарушенных прав общество просит обязать Правительство Калининградской области и его исполнительный орган в лице Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, а также Председателя Правительства Калининградской области Цуканова Николая Николаевича и и.о. руководителя Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области Васюкову Наталью Владимировну в установленный судом срок подготовить предложения, изменения и проекты изменений в распоряжение Правительства РФ от 05 сентября 2015 г. N 1735-р "Об утверждении основной части проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45000 зрительских мест, финансирование строительства которого предусмотрено за счет средств федерального бюджета" (в части, касающейся строительства надземного пешеходного перехода через Московский проспект), в чертежи проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, предназначенной для строительства стадиона на 45 000 зрительских мест, в том числе, в "Чертеж красных линий" проекта планировки территории в части, касающейся "красных линий", обеспечивающих функционирование вышеуказанного надземного пешеходного перехода, и для этого проходящих по земельному участку с кадастровым номером: 39:15:140302:18, внести в них изменения, которыми исключить строительство надземного пешеходного перехода через Московский проспект; изменить "красные линии" в "Чертеже красных линий" проекта планировки территории Московского и Ленинградского района г. Калининграда, предназначенной для строительства стадиона на 45 000 зрительских мест в части прохождения по земельному участку с кадастровым номером 39:15:140302:18; привести "красные линии" вышеуказанного "Чертежа красных линий" в соответствие с действительными государственными нуждами Калининградской области в целях подготовки и проведения чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 г., а также в соответствие с "красными линиями", предусмотренными Градостроительным планом земельного участка от 26 июня 2014 г. N RU39301000-5015; изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: 39:15: 140302:18; в соответствии с вышеуказанными изменениями подготовить проект распоряжения Правительства РФ "О внесении изменений в основную часть проекта планировки территории Московского и Ленинградского района г. Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45000 зрительских мест, финансирование строительства которого предусмотрено за счет средств федерального бюджета", ранее утвержденную распоряжением Правительства РФ от 05 сентября 2015 г. N 1735-р, а также изменений в "Чертежи проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45000 зрительских мест, финансирование строительства которого предусмотрено за счет средств федерального бюджета", в том числе, в "Чертеж красных линий", в части, касающейся строительства надземного пешеходного перехода через Московский проспект, "красных линий", обеспечивающих функционирование вышеуказанного надземного пешеходного перехода и для этого, проходящих по земельному участку с кадастровым номером: 39:15:140302:18 в порядке, предусмотренном п. 1 и 2 статьи 27 Закона N108-ФЗ; обязать губернатора Калининградской области - Председателя Правительства Калининградской области Цуканова Николая Николаевича в установленный судом срок рассмотреть обращения ОАО "БАЛТИК-ЭКСПО" от 30 июля 2015 г. и от 29 июня 2015 г. и предоставить обществу действующие в настоящее время Программы (федеральную, Калининградскую областную и муниципальную г. Калининграда), формирующие затраты соответствующих бюджетов в целях подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 г., разработанные и откорректированные по настоящее время на основании Указа Президента РФ от 25 марта 2013 г. N 282 "Об организации подготовки чемпионата мира по футболу 2018 г. в Российской Федерации" и Постановления Правительства РФ от 20 июня 2013 г. N518 "О программе подготовки к проведению в 2018 г. чемпионата мира по футболу", которыми были бы предусмотрены затраты соответствующих бюджетов на строительство в г.Калининграде пешеходного надземного перехода через Московский проспект, соединяющего ул. Зарайскую, набережную Генерала Трибуца, набережную Генерала Карбышева, на земельном участке с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская 3а, а также затраты на изъятие у ОАО "БАЛТИК-ЭКСПО" земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 и объектов недвижимости, расположенных на нем; действующие в настоящее время проект планировки и проект межевания Московского района г. Калининграда в части, касающейся строительства пешеходного надземного перехода через Московский проспект, соединяющего ул. Зарайскую, набережную Генерала Трибуца, набережную Генерала Карбышева, на земельном участке с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская За; решения уполномоченного законом лица, предусматривающие строительство на земельном участке с кадастровым номером: 39:15:140302:18, расположенном по адресу: г. Калининград ул. Октябрьская, 3а, пешеходного надземного перехода через Московский проспект, соединяющий ул. Зарайскую, набережную Генерала Трибуца, набережную Генерала Карбышева, межевание земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18 в целях строительства на нем спорного надземного перехода; технические задания проектировщику, выданные уполномоченным законом лицом на разработку проекта планировки и проекта межевания территории Московского района, в части касающейся строительства и обустройства на изымаемом земельном участке пешеходного надземного перехода, на разработку проектной и рабочей документации, необходимой для строительства и обустройства на изымаемом земельном участке с кадастровым номером 39:15:140302:18 пешеходного надземного перехода; а также предоставить следующую информацию: для каких именно конкретных государственных нужд и в каких именно целях у ОАО "БАЛТИК-ЭКСПО" изымается часть земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18 в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская 3а, площадью 8749 кв. метров (на основании какого именно правового акта РФ строительство общественно-жилых зданий до 6-ти этажей возможно отнести к строительству, осуществляемому для государственных нужд, а именно - в целях проведения чемпионата мира по футболу 2018 г.), представить достоверные сведения о том - какой именно конкретный и индивидуально определенный объект (инженерные сети для какого именно конкретного и индивидуально определенного объекта, а также улицы, дороги (их названия и параметры) будет в действительности строиться в целях проведения чемпионата мира по футболу 2018 г. на земельном участке с кадастровым номером 39:15:140302:18, изымаемом у ОАО "БАЛТИК-ЭКСПО" согласно постановления Правительства Калининградской области N156 от 25 марта 2015 г.; представить достоверные сведения о том, какой именно из Программ (федеральной, региональной Калининградской области или муниципальной г. Калининграда) и каким именно бюджетом (федеральным, региональным Калининградской области или муниципальным г. Калининграда) предусмотрено финансирование и строительство для государственных нужд, а именно в целях проведения чемпионата мира по футболу 2018 г., конкретных и индивидуально определенных объектов (инженерных сетей для конкретного и индивидуально определенного объекта, а также улиц, дорог - с указанием их названий) на земельном участке с кадастровым номером 39:15:140302:18. В судебном заседании заявитель поддержал уточненные и дополненные требования в полном объеме.
Решением суда от 15.02.2016 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что на спорном земельном участке, изымаемом на основании постановления Правительства Калининградской области от 25.03.2015 N 156, не предполагается строительство каких-либо объектов инфраструктуры федерального значения в целях проведения чемпионата мира по футболу 2018, предусмотренного федеральной Программой подготовки Российской Федерации за счёт средств федерального бюджета, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 518.
Рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось в целях дополнительного исследования обстоятельств дела.
В связи с отпуском судьи Тимухиной И.А. в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Тимухиной И.А. на судью Колосову Ж.В. Рассмотрение дела в судебном заседании 20.07.2016 начато сначала.
Представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, а также заявил ходатайства о приостановлении производства по делу до завершения рассмотрения дела А40-214548/2015 (145-1778) в арбитражном суде г. Москвы и вступления окончательного судебного акта по этому делу в законную силу, а также до завершения рассмотрения арбитражных дел А21-347/2016; о фальсификации доказательств, о проведении почерковедческой экспертизы, об истребовании документов, о воспроизведении и прослушивании в судебном заседании аудиозаписи судебного заседания суда первой инстанции, о восстановлении срока подачи замечаний на протокол судебного заседания суда первой инстанции.
Представитель Правительства Калининградской области возражал против удовлетворения заявленных ходатайств, а также против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве.
Рассмотрев заявленные ходатайства, апелляционный суд не установил оснований для их удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Открытое акционерное общество "БАЛТИК- ЭКСПО" является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв.м., по адресу: г.Калининград, улица Октябрьская 3а.
Указанный земельный участок предоставлен ОАО "БАЛТИК-ЭКСПО" в аренду по договору от 09.06.1998 N 001764, заключенному с Мэрией г. Калининграда.
Письмом от 13.03.2015 N 1335-1/15 (том 1, лист дела 117) Правительство Калининградской области уведомило ОАО "БАЛТИК-ЭКСПО" о том, что проектом межевания, разработанным в соответствии с проектом планировки территории, в границах существующего земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв.м. с видом разрешенного использования "под существующее здание выставочного павильона ОАО "БАЛТИК-ЭКСПО" сформирован земельный участок для размещения транспортной и инженерной инфраструктуры, который подлежит изъятию.
25.03.2015 Правительством Калининградской области издано постановление N 156 "Об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных нужд Калининградской области" со ссылкой на статью 30 Федерального закона от 07.06.2013 г. N 108-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 г. N 518 "О программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу", статьи 5, 31 Закона Калининградской области "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области".
Данным постановлением предусматривается изъятие для государственных нужд Калининградской области земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв.м., расположенного по адресу: г.Калининград, улица Октябрьская, 3а, находящегося в государственной неразграниченной собственности, и расположенных на нем объектов недвижимого имущества (согласно приложению) для строительства улично-дорожной сети острова Октябрьский, обеспечивающей подъезд к стадиону.
Письмом от 28.09.2015 г. N 07-5-16/3396 (том 9, листы 45-46) Министерство спорта Российской Федерации уведомило генерального директора ОАО "БАЛТИК-ЭКСПО" о том, что Программой подготовки к проведению чемпионата, утвержденной постановлением Правительства РФ N 518, строительство пешеходного надземного перехода через Московский проспект не предусмотрено.
Данное обстоятельство подтверждается письмом главы городского округа "Город Калининград" от 25.01.2016 г. N 100/п.
С учётом указанного обстоятельства, а также того, что действующие Программы подготовки к чемпионату (федеральная, региональная и муниципальная) не предусматривают затраты на строительство указанного пешеходного перехода, Общество посчитало, что необходимость в изъятии для нужд чемпионата спорного земельного участка и принадлежащего обществу недвижимого имущества отсутствует.
30 июля 2015 ОАО "БАЛТИК-ЭКСПО" обратилось к губернатору Калининградской области, как Председателю Правительства Калининградской области, с просьбой (том 7, листы дела 62-67) о подготовке и внесении в Минстрой 11 РФ предложений, касающихся изменений в Проект планировки территории Московского и Ленинградского районов города Калининграда, а именно - исключения из этого проекта пешеходного надземного перехода через Московский проспект. По мнению заявителя, в результате внесения таких изменений в Проект планировки и, соответственно, в проект межевания, необходимость изъятия спорного имущества отпадет, таким образом, права общества будут восстановлены.
Письмами от 29.06.2015 г. и от 15.10.2015 Общество потребовало представить ему сведения и документы, касающиеся строительства спорного пешеходного перехода. Ответ на указанные обращения получен не был.
Полагая, что бездействие ответчиков, выразившееся в не принятии ими мер по внесению соответствующих предложений в Министерство строительства РФ, в Правительство РФ, является незаконным и нарушающим его права, ОАО "БАЛТИК-ЭКСПО" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В обоснование заявленных требований Общество указывает, что допущенным бездействием нарушаются его права как арендатора земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв.м., расположенного по адресу: г.Калининград, улица Октябрьская 3а.
Вместе с тем, как правильно установлено судом первой инстанции, 07.06.2013 принят Федеральный закон N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N 108-ФЗ).
Программой подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 г. N 518, предусмотрено строительство в г.Калининграде стадиона на 45 000 зрительских мест (35 000 мест с учётом внесенных изменений) и указаны источники финансирования (проектные и изыскательские работы за счёт бюджета субъекта РФ с софинансированием из федерального бюджета; строительно-монтажные работы за счёт средств федерального бюджета).
В силу статьи 27 Закона N 108-ФЗ и статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых планируется размещение объектов инфраструктуры.
Во исполнение требований Федерального закона N 108-ФЗ и на основании постановления Правительства Калининградской области от 16 декабря 2013 г. N 931 "О разработке документации по планировке территории", соответствующему заданию на разработку документации Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области обеспечило выполнение работ по разработке документации по планировке территории Московского и Ленинградского районов города Калининграда, предназначенной для размещения стадиона. Доработанные и согласованные материалы проекта планировки территории (с графическим разделом основной части проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов города Калининграда, предназначенной для размещения стадиона) были направлены Правительством Калининградской области в адрес заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации для обеспечения дальнейшего проведения процедуры по утверждению Правительством Российской Федерации проекта планировки.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2014 N 1735-р утверждена основная часть проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов города Калининграда (в составе текстовой и графической частей), предназначенной для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, финансирование строительства которого предусмотрено за счет средств федерального бюджета.
Графическая часть проекта планировки утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2014 N 1735-р в составе чертежей: чертеж границ зон планируемого размещения объектов; чертеж красных линий; чертеж объектов транспортной инфраструктуры; чертеж объектов инженерной инфраструктуры. Приложением N1 к основной части проекта планировки предусмотрено строительство надземного пешеходного перехода через Московский проспект, соединяющего улицу Зарайскую, Набережную Генерала Трибуца, набережную генерала Карбышева (том 2, лист дела 8 - оборотная сторона).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2014 г. N 1735-р в составе проекта планировки территории утверждены красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Проект планировки территории Московского и Ленинградского районов города Калининграда, предназначенной для размещения стадиона, в соответствии с требованиями статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, администрацией городского округа "Город Калининград" размещен в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте администрации городского округа "Город Калининград", раздел "Строительство".
Основная часть проекта планировки территории - текстовая часть (Положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального, местного значения и характеристиках планируемого развития и графическая) и графическая часть (в составе 4-х чертежей) опубликована полностью в специальном выпуске газеты "Гражданин" N 34 от 08 июля 2015 года.
Решением Верховного суда Российской Федерации от 24 июля 2015 г. по делу N АКПИ15-735 (том 6, листы дела 152-156) обществу было отказано в удовлетворении заявления об оспаривании распоряжения Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2014 г. N 1735-р.
Утвержденный Правительством РФ проект планировки территории Московского и Ленинградского районов города Калининграда явился основанием для выполнения проекта межевания этой территории, который был утвержден постановлением Правительства Калининградской области от 30 декабря 2014 г. N 929.
В соответствии с проектом межевания территории земельный участок площадью 8749 кв. метров, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. м. по улице Октябрьская 3а, предоставленного ОАО "БАЛТИК-ЭКСПО" для размещения выставочного торгового центра, расположен в границах земельного участка, образованного для размещения инженерной, транспортной инфраструктуры (по проекту межевания - участок N 138).
Объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, проектирование и строительство которых документацией по планировке территории Московского и Ленинградского районов города Калининграда предусмотрено, в том числе, и в границах спорного земельного участка, необходимы для обслуживания объекта инфраструктуры федерального значения - стадиона и проведения чемпионата мира по футболу 2018 года.
Таким образом, земельный участок площадью 8 749 кв. метров, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров по улице Октябрьская 3а, в соответствии с проектной документацией планируется использовать исключительно для размещения инженерных сетей и строительства дорог (размещения улично-дорожной сети), обслуживающих объекты чемпионата мира по футболу 2018 года.
При этом "Строительство улично-дорожной сети на территории острова, обеспечивающей подъезд к стадиону в городе Калининграде" является одним из мероприятий, включенных в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 г. N 518.
Именно для этих целей земельный участок площадью 8 749 кв. метров, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. м. по улице Октябрьская 3а, вошел в перечень земельных участков (частей земельных участков), подлежащих изъятию для государственных нужд Калининградской области для размещения объектов инфраструктуры к чемпионату мира по футболу 2018 года (таблица 2 проекта межевания - том 10, листы дела 56-70).
С учётом указанных обстоятельств, апелляционный суд приходит к выводу о недоказанности заявителем того обстоятельства, что оспариваемое в рамках настоящего спора бездействие само по себе непосредственно нарушает права Общества, поскольку спорная часть земельного участка, как указано выше подлежит изъятию для государственных нужд Калининградской области.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Калининградской области от 25.03.2015 N 156 "Об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных нужд Калининградской области" подлежит изъятию для государственных нужд Калининградской области земельный участок с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29459 кв. м, находящийся в государственной неразграниченной собственности, и расположенные на нем объекты недвижимого имущества согласно приложению к настоящему постановлению для строительства улично-дорожной сети острова Октябрьского, обеспечивающей подъезд к стадиону, путем прекращения права аренды на земельный участок и выкупа объектов недвижимого имущества. Местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Россия, Калининградская область, г. Калининград, ул. Октябрьская, д. 3а. Категория земель - земли населенных пунктов. Разрешенное использование - под существующее здание выставочного павильона.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется способами, установленными данной нормой, в том числе путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, а также способами, установленными специальным законом.
Способ защиты своих прав и законных интересов является исключительным способом и применяется в случае, если иные способы не приведут к более быстрому и эффективному восстановлению нарушенных либо оспариваемых прав и интересов.
Выбор способа защиты гражданских прав является прерогативой истца, между тем он должен осуществляться с таким расчетом, что удовлетворение заявленных требований приведет к восстановлению нарушенных и (или) оспариваемых прав и законных интересов путем удовлетворения заявленных истцом требований.
Исходя из вышеприведенных норм права, заявленные Обществом требования могут быть удовлетворены только при наличии совокупности обстоятельств: несоответствие бездействия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя допущенным бездействием, при это обязание совершить действие должно привести к восстановлению нарушенного права.
Как указывалось выше, земельный участок, в защиту права аренды которого заявлены требования, подлежит изъятию, при этом требования Общества по сути направлены на оспаривание постановления Правительства Калининградской области об изъятии земельного участка и иных актов органа власти.
Вместе с тем, решение по заявленным в рамках настоящего дела требованиям не может привести к восстановлению прав заявителя на спорный земельный участок.
Кроме того, указанные в просительной части заявления требования об обязании совершить действия не основаны на нормах права, устанавливающих безусловную обязанность органов власти совершить испрашиваемые в заявлении действия.
Помимо изложенного, суд первой инстанции правомерно отклонил доводы Общества о допущенном Правительством Калининградской области и губернатором Калининградской области бездействии, выразившемся в не представлении обществу ответов, сведений и документов по требованиям (обращениям) от 29.06.2015 г., от 30.07.2015 г. и от 15.10.2015 г., поскольку Законом N 108-ФЗ, на нарушение требований которого ссылается заявитель, не предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых планируется размещение объектов инфраструктуры, предоставлять заинтересованным лицам какую-либо документацию в обоснование необходимости совершения тех или иных действий, направленных на обеспечение проведения чемпионата.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловными основаниями к отмене судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учётом изложенного, судебная коллегия полагает, что обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.02.2016 по делу N А21-4363/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
Я.В. Барканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4363/2015
Истец: ОАО "Балтик Экспо"
Ответчик: Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, Васюкова Наталья Владимировна - руководитель Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию КО, губернатор Калининградской области Цуканов Н. Н., И. О. руководителя агентства по архитектуре Васюкова Наталья Владимировна, Правительство Калининградской области
Третье лицо: "CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL, "CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS, a. s.", "CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS, a. s." (представитель-Булычев А. В.), "CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS, a. s.,, Булычевой А. В. представитель компании "CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL, Министерство спорта РФ, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Правительство Российской Федерации, Агентство по имуществу Калининградской области
Хронология рассмотрения дела:
27.04.2017 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-4363/15
28.03.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2114/17
09.01.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-29503/16
01.11.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9084/16
03.10.2016 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-4363/15
22.09.2016 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-4363/15
26.07.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9105/16
19.04.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7480/16
24.03.2016 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7314/16
23.03.2016 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2174/16
17.03.2016 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-4363/15
15.02.2016 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-4363/15
12.02.2016 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-4363/15
10.02.2016 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-677/16