Тула |
|
25 июля 2016 г. |
Дело N А09-14920/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.07.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.07.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Григорьевой М.А. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Федосеевой Ю.А., в отсутствии истца - Департамента сельского хозяйства Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1023242735262, ИНН 3234014082), ответчика - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Саркисяна Сейрана Ражденовича (п.г.т. Красная Гора Брянской области, ОГРНИП 314325608700134, ИНН 321900006657), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Саркисяна Сейрана Ражденовича на решение Арбитражного суда Брянской области от 19.04.2016 по делу N А09-14920/2015 (судья Макеева М.В.), установил следующее.
Департамент сельского хозяйства Брянской области (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Брянской области с иском к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Саркисяну Сейрану Ражденовичу (далее - глава КФХ Саркисян С.Р., ответчик) о взыскании 915 315 рублей 83 копеек субсидий, полученных ответчиком, в том числе в качестве гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 735 491 рублей 23 копеек и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера в размере 179 824 рублей 60 копеек по платежным поручениям от 20.06.2014 N 73644 и от 23.06.2014 N 655329.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 19.04.2016 исковые требования удовлетворены.
Глава КФХ Саркисян С.Р. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить указанное решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Мотивируя свою позицию, ответчик указывает на факт регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя, а также на то, что сведения, содержащиеся в государственных реестрах, являются общедоступными и открытыми, в связи с чем у конкурсной комиссии имелась возможность проверить, ведет ли Саркисян С.Р. предпринимательскую деятельность или нет.
Заявитель жалобы также ссылается на целевое расходование денежных средств, что подтверждается созданием и развитием фермерского хозяйства. Кроме того, обращает внимание на то, что экспертиза, которая бы подтвердила проведение целевое расходование денежных средств, не проводилась.
Глава КФХ Саркисян С.Р. считает, что судом первой инстанции не установлено, допустил ли он нарушения при использовании гранта, являлась ли выдача ответчику субсидии основанием для отказа в ее выдачи другим участникам конкурса, какое количество претендентов имелось на выдачу данного рода субсидий, имелся ли лимит на выдачу данных субсидий и был ли исчерпан.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей указанных лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 15.04.2014 в адрес конкурсной комиссии по отбору начинающих фермеров на право получения гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство по ведомственной целевой программе "Поддержка начинающих фермеров в Брянской области" (2012 - 2014 годы) поступила заявка Саркисяна С.Р. на участие в конкурсном отборе на право получения гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство по ведомственной целевой программе "Поддержка начинающих фермеров в Брянской области" (2012 - 2014 годы) государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2014 - 2020 годы).
Согласно протоколу от 27.05.2014 N 1 заседания конкурсной комиссии по отбору начинающих фермеров на право получения гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство по результатам рассмотрения заявок, поступивших от глав крестьянских (фермерских) хозяйств на участие в конкурсном отборе по ведомственной целевой программе "Поддержка начинающих фермеров в Брянской области" (2012 - 2014 годы) государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2014 - 2020 годы), и списку глав крестьянских (фермерских) хозяйств, являющемуся Приложением N 1 к данному протоколу, ответчик - глава К(Ф)Х Саркисян С.Р. признан участником данной ведомственной целевой программы.
Между Департаментом сельского хозяйства Брянской области (Департамент) и главой К(Ф)Х Саркисяном С.Р. (начинающий фермер) 11.06.2014 заключено соглашение N 23 о взаимодействии при предоставлении мер государственной поддержки начинающим фермерам по ведомственной целевой программе "Поддержка начинающих фермеров в Брянской области" (2012 - 2014 годы) государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2014 - 2020 годы).
Согласно пункту 1.1 вышеуказанного соглашения оно определяет порядок взаимодействия сторон при предоставлении бюджетных ассигнований в форме гранта на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство в целях развития крестьянских (фермерских) хозяйств для увеличения производства и реализации сельскохозяйственной продукции и выполнения задачи по обеспечению условий для создания, расширения и модернизации производственной базы начинающих фермерских хозяйств, созданию условий для крестьянских (фермерских) хозяйств по доступности финансовых ресурсов, стимулированию перехода граждан, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства, в крестьянские (фермерские) хозяйства.
Порядок предоставления гранта начинающему фермеру регламентирован Порядком предоставления грантов и единовременной помощи на бытовое обустройство крестьянским (фермерским) хозяйствам по ведомственной целевой программе "Поддержка начинающих фермеров в Брянской области" (2012 - 2014 годы) государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2014 - 2020 годы), утвержденным постановлением администрации Брянской области от 03.07.2012 (пункт 1.2 соглашения).
В случае несоблюдения начинающим фермером обязательств, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами и соглашением, Департамент вправе принять решение о возврате гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера в соответствующие бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2.1.5 соглашения).
Начинающий фермер обязуется в соответствии с планом расходов в течение 12 месяцев со дня поступления денежных средств на счет начинающего фермера использовать грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства на реконструкцию животноводческого помещения для содержания животных, приобретение сельскохозяйственных животных, приобретение сельскохозяйственной техники; использовать единовременную помощь на бытовое обустройство начинающего фермера строго на подведение водопровода к жилому дому, покупку домашней мебели, бытовой техники, компьютера (пункт 2.2.2 соглашения).
Начинающий фермер несет ответственность за целевое использование гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера, а также за достоверность, полноту и своевременность представления в Департамент сведений, предусмотренных соглашением (пункт 3.1 соглашения).
В случае использования гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера не по целевому назначению выделенные денежные средства подлежат возврату начинающим фермером в добровольном или судебном порядке в соответствии с действующим законодательством (пункт 3.2 соглашения).
Порядок предоставления грантов и единовременной помощи на бытовое обустройство крестьянским (фермерским) хозяйствам Брянской области был утвержден постановлением администрации Брянской области от 03.07.2012 N 600 "Об утверждении порядка предоставления грантов и единовременной помощи на бытовое обустройство крестьянским (фермерским) хозяйствам Брянской области по ведомственной целевой программе "Поддержка начинающих фермеров в Брянской области" (2012 - 2014 годы) государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2014 - 2020 годы)".
В соответствии с пунктом 5.1 вышеуказанного Порядка заявитель, подающий заявку в конкурсную комиссию для признания его участником программы, не должен был осуществлять предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) являться учредителем (участником) коммерческой организации.
В целях распределения средств, полученных из областного бюджета на финансирование вышеуказанной ведомственной целевой программы, Департаментом сельского хозяйства Брянской области изданы приказы от 17.06.2014 N 185, N 186, о перечислении главам крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе ответчику, суммы грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров.
Платежными поручениями от 20.06.2014 N 73644 на сумму 210 526 рублей 33 копеек и от 23.06.2014 N 655329 на сумму 704 789 рублей 40 копеек ответчику перечислены денежные средства в общей сумме 915 315 рублей 73 копейки.
Истец направил в адрес ответчика претензию от 22.10.2015 исх. N 8-5381, в которой со ссылкой на нарушение со стороны ответчика положений пункта 5.1 постановления администрации Брянской области от 03.07.2012 N 600 рекомендовал ему в срок до 09.11.2015 произвести возврат денежных средств в сумме 915 315 рублей 73 копейки в добровольном порядке.
В предложенный срок ответчик денежные средства в указанной сумме не возвратил, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
При этом нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления грантов и единовременной помощи на бытовое обустройство крестьянским (фермерским) хозяйствам Брянской области по ведомственной целевой программе "Поддержка начинающих фермеров в Брянской области" (2012 - 2014 годы) государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2014 - 2020 годы), утвержденный постановлением Администрации Брянской области от 03.07.2012 N 600 (далее - Порядок) определяет критерии отбора крестьянских (фермерских) хозяйств, имеющих право на получение субсидий, цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 5.1 вышеуказанного Порядка заявитель, подающий заявку в конкурсную комиссию для признания его участником программы, не должен был осуществлять предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) являться учредителем (участником) коммерческой организации (в редакции постановления Правительства Брянской области от 24.03.2014 N 89-п).
Субсидии начинающим фермерам предоставляются в форме: гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; единовременной помощи на бытовое обустройство главам крестьянских (фермерских) хозяйств, признанным начинающими фермерами (пункт 6 Порядка).
В соответствии с пунктом 8 Порядка гранты и помощь носят целевой характер; в случае нарушения условий, установленных при предоставлении грантов и помощи, их нецелевого использования главой крестьянского (фермерского) хозяйства, неосуществления или прекращения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в текущем финансовом году возврат грантов и помощи осуществляется на счет главного распорядителя бюджетных средств - департамента; департамент перераспределяет эти средства другим получателям на цели, предусмотренные настоящим Порядком; возврат субсидий прошлых лет в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий, нецелевого использования субсидий начинающим фермером, неосуществления или прекращения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется в доход областного бюджета.
Несоответствие ответчика на дату подачи им заявки в конкурсную комиссию для признания его участником ведомственной целевой программы условиям предоставления грантов и помощи, предусмотренным пунктом 5.1. Порядка, подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРИП в отношении Саркисяна Сейрана Ражденовича, согласно которой ответчик зарегистрирован 28.02.2006 в качестве индивидуального предпринимателя, 28.03.2014 в ЕГРИП внесена запись о прекращении его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал на то, что ответчик осуществлял предпринимательскую деятельность в предшествующие три года до обращения 15.04.2014 в конкурсную комиссию для признания его участником ведомственной целевой программы.
При этом доводы ответчика о том, что полученные денежные средства были потрачены по их целевому назначению, все основные требования для получения субсидии были им соблюдены: ранее ответчик не являлся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, крестьянское (фермерское) хозяйство которого ранее было ликвидировано или переоформлено в установленном законодательством Российской Федерации порядке; крестьянское (фермерское) хозяйство ответчика не находилось в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства в соответствии с законодательством Российской Федерации, не имело просроченной задолженности по налоговым и (или) иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, состояло на налоговом учете в территориальном налоговом органе Брянской области, справедливо отклонены судом первой инстанции в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела, в заявке в конкурсную комиссию для признания участником ведомственной целевой программы, подписанной ответчиком, в пункте 3 указано, что ответчик подтверждает, что ранее не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение трех последних лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) не являлся учредителем (участником) коммерческой организации.
Согласно информации из Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Брянской области об имеющихся в налоговом органе сведениях о доходе индивидуального предпринимателя Саркисяна Сейрана Ражденовича, полученном в 2011, 2012, 2013 годы, следует, что сумма полученных доходов индивидуального предпринимателя Саркисяна Сейрана Ражденовича составила за 2011 год - 54 000 рублей, за 2012 год - 60 000 рублей, за 2013 год - 70 000 рублей. Данные сведения подтверждаются также имеющимися в материалах дела налоговыми декларациями по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2011 год, 2012 год, 2013 год.
Постановление администрации Брянской области от 03.07.2012 N 600 об утверждении Порядка предоставления грантов и единовременной помощи на бытовое обустройство крестьянским (фермерским) хозяйствам Брянской области по ведомственной целевой программе "Поддержка начинающих фермеров в Брянской области" (2012 - 2014 годы) государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2014 - 2020 годы) утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Брянской области от 07.04.2014 N 148-п (в редакции постановления Правительства Брянской области от 15.09.2014 N 427-п).
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что на момент обращения ответчика с заявкой в конкурсную комиссию для признания его участником ведомственной целевой программы, признания его участником данной программы, выделения субсидий действовало постановление администрации Брянской области от 03.07.2012 N 600, которое подлежало применению к спорным правоотношениям сторон, требования которого были нарушены ответчиком.
Факт возможного заблуждения ответчика относительно отсутствия необходимости соблюдения вышеуказанного требования для получения субсидий (отсутствие осуществления предпринимательской деятельности в течение трех последних лет) не освобождает ответчика от обязанности возвратить неосновательно полученные в качестве субсидий денежные средства. Также факт отсутствия со стороны истца надлежащей проверки представленных ответчиком при проведении конкурса сведений не лишает истца права взыскать полученные ответчиком с нарушением вышеуказанных требований бюджетные денежные средства. Кроме того, как указано выше, пунктом 3.1. соглашения от 11.06.2014 N 23 ответственность за достоверность, полноту и своевременность представления в Департамент сведений, предусмотренных соглашением, была возложена на ответчика. Подписав заявку на участие в конкурсном отборе от 15.04.2014, ответчик подтвердил, что ранее не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение трехх последних лет.
Более того, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что доводы ответчика о целевом расходовании полученных субсидий хоть и подтверждаются материалами дела, однако не имеют существенного значения при разрешении настоящего спора, поскольку в данном случае в обоснование иска истец не ссылался на нецелевое использование бюджетных денежных средств ответчиком. В данном случае основанием иска является нарушение ответчиком условий, установленных при предоставлении гранта и помощи, что влечет за собой возврат гранта и помощи на счет главного распорядителя бюджетных средств - Департамента сельского хозяйства Брянской области в силу пункта 8 постановления администрации Брянской области от 03.07.2012 N 600.
Доказательств, подтверждающих возврат ответчиком полученных субсидий в сумме 915 315 рублей 83 копейки, в том числе в качестве гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 735 491 рублей 23 копейки и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера в размере 179 824 рублей 60 копеек, ответчиком в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования истца о взыскании с ответчика 915 315 рублей 83 копеек.
Доводы жалобы повторяют позицию истца, изложенную суду первой инстанции, которая не нашла своего подтверждения, направлена на переоценку выводов суда, в связи с чем судебной коллегией отклоняются.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 19.04.2016 по делу N А09-14920/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
М.А. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-14920/2015
Истец: департамент сельского хозяйства Брянской области
Ответчик: ИП Глава К(Ф)Х Саркисян Сейран Ражденович, ИП Глава КФХ Саркисян Сейран Ражденович, ИП Главе КФХ Саркисяну С.Р.
Третье лицо: МО МВД России "Клинцовский", Отдел адресно-справочной работы УФМС России по брянской области