г. Тула |
|
28 июля 2016 г. |
Дело N А54-1009/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.07.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.07.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Григорьевой М.А. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондаренко О.А., в отсутствие надлежаще извещенных участвующих в деле лиц, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Защитник" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 26.04.2016 по делу N А54-1009/2014, принятого по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Защитник" (Рязанская область, Рязанский район, 180 км автодороги Москва-Самара, ОГРН 1026201271964) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046209031384), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Защитник-Авто" (г. Рязань, ОГРН 1026200951688), администрация муниципального образования Рязанский муниципальный район Рязанской области (г. Рязань); филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Рязанской области (г. Рязань), о признании незаконным отказа в регистрации права собственности, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Защитник" (далее - "Защитник", общество) в арбитражный суд обратилось с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (далее - Управление), с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Защитник-Авто" (далее - ООО "Защитник-Авто"), о признании незаконными сообщения об отказе в государственной регистрации права собственности от 10.10.2013 N 12/186/2013-245, от 10.10.2013 N 12/186/2013-247, от 10.10.2013 N 12/186/2013-248, от 10.10.2013 N 12/035/2013-137, от 10.10.2013 N 12/035/2013-138, от 10.10.2013 N 12/186/2013-246, от 10.10.2013 N 12/035/2013-139, от 07.10.2013 N12/036/2013-210, от 07.10.2013 N 12/036/2013-211, от 07.10.2013 N 13/036/2013-209 и от 10.10.2013 N 12/035/2013-140; обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на объекты недвижимого имущества и выдать свидетельства о государственной регистрации права собственности в установленный законом срок.
Определением суда от 28.02.2014 по делу N А54-6835/2013 требование общества о признании незаконным сообщения об отказе в государственной регистрации права собственности от 07.10.2013 N 12/036/2013-209 выделено в отдельное производство с присвоением делу номера - А54-1009/2014. Данным определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Рязанский муниципальный район Рязанской области (далее - администрация).
Определением суда от 25.03.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Рязанской области (далее - учреждение).
Решением суда от 26.04.2016 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции заявитель указывает, что сооружение - здание (нежилое) общей площадью 586,5 кв. м (кадастровый номер 62:15:0010133:37) - склад автомасел, входит в состав сложного строительного объекта - АЗС, год ввода в эксплуатацию 2000, является объектом капитального строительства, является объектом недвижимости и поставлен на государственный кадастровый учет как объект недвижимости, неразрывно связан с земельным участком, является объектом недвижимости и подлежит государственной регистрации в соответствии со статьями 2.4, 8.9, 10.13, 16.17, 18, 20, 31 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и статьями 128 и 130 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Управлением представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против ее доводов, решение суда просит оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, представителей в судебное заседание не направили. Судебное заседание проведено в их отсутствие на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Кодекса в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Кодекса, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, общество в 1996-2000 годах построило и ввело в эксплуатацию комплекс придорожного сервиса. На основании распоряжения главы администрации Рязанского района от 10.01.2001 N 03-р в связи с завершением строительства комплекса АЗС на 180 км автодороги Москва-Самара был зарегистрирован акт от 25.12.2000 приемки в эксплуатацию комплекса АЗС (т. 1, л. д. 57-59). В указанном акте (далее - акт N 1) указано на то, что в эксплуатацию вводятся АЗС, СТО, кафе-гостиница, стоянка.
В последующем акт (далее - акт N 2) был изменен в части указания объектов, принятых законченным строительством, а именно: АЗС и магазин, стоянка, СТО, кафе-гостиница (т. 1, л. д. 57-59).
В последней редакции акта (далее - акт N 3) в составе комплекс придорожного сервиса были указаны:
- автозаправочная станция (операторная) и магазин, литер Б-Б1, инвентарный номер 10499;
- водопровод (водоснабжение АЗС на 4 колонки контейнерного типа при автодороге Москва - Самара) (кадастровый номер 62:00:0000000:12);
- линии электропередач напряжением 380/220 В для электроснабжения АЗС общего пользования на 200 заправок в сутки (кадастровый номер 62:15:0010133:39);
- нежилое здание (металлическое) - одноэтажное (кадастровый номер 62:15:0010133:37);
- топливораздаточные колонки Нара 28-16 (для выдачи нефтепродуктов в топливные баки автотранспортных средств и тару потребителя) (кадастровый номер 62:15:0010133:41);
- топливный резервуар РГС-60 (5 штук) - назначение для хранения нефтепродуктов (кадастровый номер 62:15:0010133:40);
- комплектная трансформаторная подстанция КТП 160/10 N 5618 10/0,4 кВА, назначение - электроснабжение АЗС на 4 колонки контейнерного типа при автодороге Москва-Самара) (кадастровый номер 62:15:0010133:43);
- ВЛ 10 кВ от ПС "Элеватор" ф1 до КТП 160/10 N 5618 10/0,4 кВА;
- примыкание к федеральной автомобильной дороге "Москва-Самара", для въезда;
- стоянка: замощение автозаправочного комплекса - для стоянки и проезда автотранспортных средств (кадастровый номер 62:15:0010133:42); ограждение комплекса придорожного сервиса (кадастровый номер 62:15:0010133: 38);
- станция технического обслуживания (СТО): станция технического обслуживания, литер В, инвентарный номер 10499; нежилое здание (кирпичное) одноэтажное (кадастровый номер 62:15:0010133:36);
- кафе-гостиница: кафе-гостиница, литер А, инвентарный номер 10499; жилой дом двухэтажный (кадастровый номер 62:15:0010133:44) (том 1 л.д.74-76).
03.04.2001 Рязанской областной регистрационной палатой зарегистрировано право собственности Ообществана нежилое здание, 170,3 кв. м, инв. номер 10499, литера А (кафе-гостиница); нежилое здание, 127,1 кв. м, инв. номер 10499, лит. Б, Б1 (автозаправочная станция (операторная) и магазин); нежилое здание, 250 кв. м, инв. номер 10499, лит. В (СТО). На регистрацию был представлен акт приемки законченного строительством объекта в редакции N 2.
19.08.2013 общество обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на здание, адрес: Рязанская область, Рязанский район, Тюшевское сельское поселение, федеральная автомобильная дорога "Москва-Самара", 180 км, кадастровый номер 62:15:0010133:36. К заявлению были приложены доверенность от 10.07.2013, кадастровый паспорт здания от 19.06.2013, платежное поручение от 19.08.2013 N 14 (т. 1, л. д. 35-41).
Уведомлением от 06.09.2013 N 12/036/2013-209 регистрирующий орган приостановил государственную регистрацию в связи с наличием противоречий в представленных документах и документах, имеющихся в управлении, а именно: между актом N 3, заверенного печатью администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области (ОГРН 1026200702330), и актом N 2, заверенного печатью администрации Рязанского района Рязанской области. В акте N 2 отсутствует указание на введение в эксплуатацию здания. В связи с указанными несоответствиями управление обратилось в прокуратуру Рязанского района Рязанской области (т. 1, л. д. 24-25).
01.10.2013 общество представило в Управление следующие документы: декларацию об объекте недвижимого имущества от 20.09.2013, заключение от 28.12.2000 о соответствии завершенного строительством объекта проекту, действующим природоохранным нормам, заключение от 27.12.2000, акты о приемки законченного строительством объекта от 25.12.2000 (т.1, л. д. 53-67).
07.10.2013 Управлением отказано обществу в государственной регистрации. Отказ выражен в сообщении N 12/036/2013-209. Основанием для отказа в государственной регистрации послужило несоответствие в акте приемки законченного строительством объекта и актом, имеющимся в правоустанавливающем деле, а также непредставление документов, подтверждающих факт создания заявленного к регистрации здания. Кроме того заявителем не представлены документы, устанавливающие право ООО "Защитник" на земельные участки, в пределах которых расположен объект недвижимого имущества (т. 1, л. д. 22-23).
Не согласившись с указанным отказом в государственной регистрации, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд апелляционной инстанции полагает, что отказ суда первой инстанции в удовлетворении заявления правомерен, исходя из следующего.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государственном возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В силу статьи 9 Закона N 122-ФЗ в компетенцию регистрирующего органа входит проверка деятельности поданных заявителем документов, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав. При осуществлении государственной регистрации в соответствии с порядком, установленным статьей 13, проводится правовая экспертиза документов, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В связи с изложенным, ответственность за подлинность и достоверность документов, а также полноту сведений, в них содержащихся, лежит на лицах их предоставивших, либо органа выдавших представленные для регистрации документы.
Основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлены статьей 17 Закона N 122-ФЗ, в том числе: ими являются акты изданные органами местного самоуправления, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.
Пунктом 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ установлены основания для государственной регистрации прав, из которого следует, что основанием для государственной регистрации прав являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд (пункт 3 статьи 20 Закона N 122-ФЗ).
В силу статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
В ходе проведения в установленном статьей 13 Закона N 122-ФЗ порядке правовой экспертизы были выявлены обстоятельства препятствующие проведению государственной регистрации.
В силу пункта 1 статьи 25 Закона N 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании следующих документов: правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества; правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством РФ требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.
Согласно пункту 1 статьи 25.3 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Предоставление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества (пункт 3 статьи 25.3 Закона N 122-ФЗ).
Пунктом 7 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества, утвержденных приказом Росрегистрации от 08.06.2007 N 113, предусмотрено, что документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (часть 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
До введения ГрК РФ в действие (с 30.12.2004) таким документом являлся акт государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта (пункт 8 постановления Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов", пункт 3.4 СНиП "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения").
В соответствии с пунктами 7, 9 и 10 Временного положения по приемке законченных строительством объектов, утвержденного письмом Госстроя России от 09.07.1993 N БЕ-19-11/13, заказчик производит приемку объекта на основе результатов проведенных им обследований, проверок, контрольных испытаний и измерений, документов исполнителя работ, подтверждающих соответствие принимаемого объекта утвержденному проекту, нормам, правилам и стандартам, а также заключений органов надзора. Приемка законченного строительством объекта оформляется актом по форме, приведенной в Приложении N 1 к упомянутому письму. Факт ввода в действие принятого объекта регистрируется заказчиком (пользователем объекта) в местных органах исполнительной власти в порядке, установленном этими органами.
Из материалов дела усматривается, что на государственную регистрацию представлен акт приемки законченного строительством объекта в редакции N 3 заверенного печатью администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области (ОГРН 1026200702330). В акте указано на то, что он зарегистрирован распоряжением главы администрации от 10.02.2001 N 03-Р (т. 1, л. д. 74). Между тем, согласно распоряжению от 10.01.2001 N0 3-Р зарегистрирован акт от 25.12.2000 (т. 1, л. д. 42, 57-59), содержащий указание на окончание строительства комплекса АЗС на 180 км автодороги Москва-Самара, состоящего из АЗС, СТО, кафе-гостиница, стоянка.
Спорный объект - здание, СТО-покрасочная, в акте от 25.12.2000 не упоминается, следовательно отсутствуют доказательства того, что акт в редакции N 3 прошел регистрацию в органах местного самоуправления.
В суде первой инстанции представитель администрации, пояснил, что какого-либо отдельного распоряжения к акту N 3 не издавалось.
Кроме того, исходя из плана усадьбы, составленного по состоянию на 08.07.2004 органом БТИ к техническому плану строения лит. А, спорный объект находился в стадии строительства (т. 2, л. д. 78). Указанные обстоятельства свидетельствует о том, что спорное здание на момент регистрации акта от 25.12.2000 не существовало.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 25 Закона N 122-ФЗ представление правоустанавливающего документа на земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном Законом порядке.
Положение указанного абзаца касается того случая, когда на основании правоустанавливающего документа ранее было зарегистрировано право заявителя на земельный участок, в связи с чем также не дает основания для обратного вывода.
Как следует из декларации общества об объекте недвижимого имущества от 20.09.2013, спорное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 62:15:0133:3 (т. 1, л. д. 29).
Из кадастрового паспорта также следует, что спорный объект недвижимого имущества построен на земельном участке с кадастровым номером 62:15:0010133:3 (т. 1, л. д. 40). Между тем из ситуационного плана к кадастровому паспорту следует, что часть здания выходит за границы земельного участка с кадастровым номером 62:15:0010133:3 (т. 1, л. д. 41). Доказательств возможности осуществления строительства спорного объекта за пределами границ земельного участка с кадастровым номером 62:15:0010133:3 в нарушение требований статьи 25 Закона N 122-ФЗ и статьи 65 Кодекса заявитель не представил.
На основании изложенного, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 Кодекса, суд первой инстанции, установив, что общество не представило правоустанавливающих документов и законных оснований строительства спорного объекта за пределами границ принадлежащего ему земельного участка, правомерно расценил отказ Управления как соответствующий статье 20 Закона N 122-ФЗ и не усмотрел оснований для удовлетворения требований.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), не установлено.
В силу статьи 110 Кодекса с общества надлежит взыскать в доход федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 26.04.2016 по делу N А54-1009/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Защитник" в доход федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
М.А. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-1009/2014
Истец: ООО "Защитник"
Ответчик: Управление Росреестра по Рязанской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области
Третье лицо: Администрация МО - Рязанский муниципальный район Рязанской области, Администрация МО - Ряязанский муниципальный район Рязанской области, Администрация МО Рязанский муниципальный район Рязанской области, ООО "Защитник авто", ООО "Защитник-Авто", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Рязанской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Рязанской области