город Омск |
|
29 июля 2016 г. |
Дело N А70-5022/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семёновой Т.П.,
судей Зориной О.В., Смольниковой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Бойченко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5288/2016) Администрации города Тюмени на определение Арбитражного суда Тюменской области от 04.03.2016 по делу N А70-5022/2014 (судья И.А. Опольская), вынесенное по результатам рассмотрения заявления конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Петровский" Акулинина Дениса Юрьевича о понуждении Администрации города Тюмени принять имущество должника нереализованного на торгах (дебиторская задолженность),
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Петровский" (ИНН 5017079488, ОГРН 1085017004940),
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 04.06.2014 по делу N А70-5022/2014 общество с ограниченной ответственностью Торговый Дом "Петровский" (далее - ООО "Торговый Дом "Петровский", должник) признано несостоятельным (банкротом) с открытием в отношении него конкурсного производства по упрощённой процедуре ликвидируемого должника.
Определением арбитражного суда от 10.11.2014 конкурсным управляющим утверждён Акулинин Денис Юрьевич (далее - Акулинин Д.Ю.).
В рамках дела о банкротстве в арбитражный суд 02.02.2016 обратился конкурсный управляющий Акулинин Д.Ю. с заявлением об обязании Администрации города Тюмени (далее - Администрация) принять в муниципальную собственность имущество (дебиторскую задолженность) ООО "Торговый Дом "Петровский", не реализованное в ходе конкурсного производства и не принятое кредиторами должника.
Определением арбитражного суда от 04.03.2016 орган местного самоуправления - Администрация обязана принять имущество ООО "Торговый Дом "Петровсикй" нереализованное в ходе конкурсного производства, а именно, дебиторскую задолженность.
Определением арбитражного суда от 04.03.2016 конкурсное производство завершено.
Не согласившись с вынесенным определением суда от 04.03.2016 об обязании принять имущество, Администрация подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить полностью, направить вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование своей жалобы Администрация приводит следующие доводы:
- Администрация не была извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;
- представленная конкурсным управляющим информация (письмо от 15.12.2015 N 1) не позволяет сделать вывод о том, что конкурсным управляющим приняты все необходимые меры по взысканию и реализации дебиторской задолженности, отсутствует документальное подтверждение факта проведения мероприятий по взысканию, реализации имущества и факта отказа от принятия кредиторами и учредителями нереализованного имущества;
- судом нарушена статья 148 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Отзывов на жалобу не поступило.
Представители лиц, участвующих в деле, извещённых о судебном заседании 12.07.2016 надлежащим образом, в него не явились. Суд апелляционной инстанции считает возможным на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого определения суда в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно реестру требований кредиторов должника по состоянию на 01.02.2016 (т. 13 л.д. 4-9) требования кредиторов первой и второй очереди отсутствуют, требования кредиторов третьей очереди, не обеспеченных залогом имущества должника, составляют 1 588 266 руб. 70 коп. основного долга и 538 607 руб. 73 коп. пени.
Единственным кредитором должника является УФНС России по Тюменской области.
Как указывает конкурсный управляющий, первоначальные торги (13.03.2015), повторные (10.07.2015) открытые торги в форме аукциона, а также открытые торги путём публичного предложения по продаже дебиторской задолженности (24.08.2015 - 08.11.2015) не состоялись по причине отсутствия предложений о цене имущества.
11.11.2015 конкурсный управляющий обратился к учредителю должника Шипилову П.М. с предложением выразить согласие (несогласие) в письменном виде на принятие имущества должника (т. 13 л.д. 25).
При этом суд отмечает, что при обращении в суд 02.02.2016 конкурсный управляющий не ссылался в своём заявлении на то обстоятельство, что учредители должника не выразили согласия на принятие спорного имущества должника.
В заявлении речь идёт исключительно о направлении предложения о принятии имущества должника единственному кредитору и его отказе.
На стадии рассмотрения спора конкурсным управляющим представлена суду 02.03.2016 копия предложения от 11.11.2015 в адрес учредителя должника, содержащая ссылку на то, что непредставление согласия в установленный срок будет расценено как отказ от принятия имущества.
Учредителю предложено дать ответ в срок, не превышающий 14 календарных дней с момента получения письма, которое получено 13.11.2015, о чём имеется отметка на письме.
Письменный ответ учредителя о согласии в материалы спора не представлен.
Исходя от обратного предполагается, что учредитель отказался от принятия имущества должника.
Письмом от 28.11.2015 уполномоченный орган сообщил конкурсному управляющему о невозможности удовлетворения его требований в натуральной форме (т. 13 л.д. 10).
15.12.2015 конкурсный управляющий обратился с письмом N 1 в Администрацию, в котором со ссылкой на статью 148 Закона о банкротстве просил принять акт о передаче имущества (дебиторской задолженности) ООО "Торговый Дом "Петровский" (т. 13 л.д. 11).
Администрация возвратила конкурсному управляющему письмом от 14.01.2016 акты приёма-передачи имущества с направленными документами, указывая на невозможность принятия имущества должника (т. 13 л.д. 12).
В связи с чем конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, пришёл к выводу об удовлетворении заявления конкурсного управляющего исходя из того, что материалами дела о банкротстве ООО "Торговый Дом "Петровский" подтверждён факт нереализации спорного имущества на первых, повторных торгах и торгах посредством публичного предложения; кредиторы отказались принимать имущество для погашения своих требований, соответствующие заявления учредителей (участников) должника о правах на спорное имущество в материалах дела отсутствуют. Иные условия для принятия имущества на баланс органами местного самоуправления по месту нахождения имущества законодательством не установлены. В ходе рассмотрения заявления конкурсного управляющего об обязании принять имущество судом установлено отсутствие разногласий, урегулирование которых предусмотрено в порядке, установленном пунктами 3 и 4 статьи 148 Закона о банкротстве.
Повторно рассмотрев настоящий спор, суд апелляционной инстанции считает ошибочным вывод суда первой инстанции об обязании Администрацию принять нереализованную конкурсным управляющим и непринятую кредиторами должника дебиторскую задолженность ООО "Торговый Дом "Петровский".
Суд первой инстанции не учёл следующего.
Согласно пункту 1 статьи 148 Закона о банкротстве при отказе кредиторов от принятия имущества для погашения своих требований, которое предлагалось к продаже, но не было продано в ходе конкурсного производства, и при отсутствии заявлений учредителей (участников) должника о правах на указанное имущество конкурсный управляющий направляет подписанный им акт о передаче указанного имущества должника в органы местного самоуправления по месту нахождения имущества должника или в соответствующий федеральный орган исполнительной власти.
Имущество, которое в силу закона не может принадлежать кредиторам или органам местного самоуправления, подлежит передаче в федеральную собственность.
В пунктах 2, 3 указанной нормы указано, что не позднее чем через тридцать дней с даты получения соответствующего акта о передаче имущества должника органы местного самоуправления или в предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи случаях федеральный орган исполнительной власти принимают указанное в пункте 1 настоящей статьи имущество и несут все расходы на его содержание.
При отказе или уклонении органа местного самоуправления либо в предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи случаях федерального органа исполнительной власти от принятия имущества, указанного в пункте 1 настоящей статьи, конкурсный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о понуждении соответствующего органа местного самоуправления или федерального органа исполнительной власти к принятию указанного имущества.
Из пункта 4 статьи 148 Закона о банкротстве следует, что в случае наличия разногласий между конкурсным управляющим и органом местного самоуправления или в предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи случаях федеральным органом исполнительной власти, связанных с передачей имущества, указанного в пункте 1 настоящей статьи, орган местного самоуправления или в предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи случаях федеральный орган исполнительной власти обязаны направить конкурсному управляющему протокол разногласий не позднее чем через четырнадцать дней с даты получения уведомления конкурсного управляющего.
При отклонении данного протокола конкурсный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о рассмотрении возникших разногласий.
Таким образом, из положений пунктов 1-3 статьи 148 Закона о банкротстве следует, что на конкурсного управляющего возложена обязанность по обращению в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о понуждении соответствующего органа местного самоуправления в случае его отказа либо уклонения от принятия имущества должника, которое не было продано в ходе конкурсного производства, кредиторы отказались принять это имущества для погашения своих требований, учредителями должника не заявлено о правах на это имущество.
При этом, из буквального толкования норм права следует, что передаче подлежит имущество должника, находящееся по месту нахождения самого должника, и расходы по содержанию которого несёт орган местного самоуправления после его принятия.
Как разъяснено в пункте 33 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 N 51 "О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей", если судебный пристав-исполнитель или конкурсный управляющий не сможет реализовать принадлежащее должнику имущество, в том числе принадлежащие ему права требования к третьим лицам, в установленном порядке и кредиторы откажутся от принятия названного имущества в счет погашения своих требований, то после завершения конкурсного производства по делу о банкротстве у должника восстанавливается право распоряжения указанным имуществом. При этом не реализованные судебным приставом-исполнителем или конкурсным управляющим вещи из состава конкурсной массы передаются должнику с составлением соответствующего акта; пункт 1 статьи 148 Закона о банкротстве при банкротстве граждан не применяется.
По смыслу названных разъяснений при банкротстве граждан правила статьи 148 Закона о банкротстве не действуют, при этом банкротстве должника-предпринимателя допускаются такие правовые последствия в случае нереализации конкурсным управляющим имущества должника, в том числе принадлежащие последнему права требования к третьим лицам (дебиторская задолженность), в установленном порядке и при отказе кредиторов от принятия названного имущества в счёт погашения своих требований, как после завершения конкурсного производства у должника-предпринимателя восстанавливается право распоряжения указанным имуществом, которое передаётся должнику с составлением соответствующего акта.
В рассматриваемом случае должником является юридическое лицо.
Тем не менее, с учётом положений статьи 148 Закона о банкротстве допускается считать, что в состав указанного в пункте 1 этой статьи нереализованного имущества входит и дебиторская задолженность.
Согласно статьям 131, 132 Закона о банкротстве в конкурсную массу включается всё имущество должника, за исключением имущества, изъятого из оборота.
Статья 148 Закона о банкротстве не содержит конкретный перечень имущества, которое подлежит передаче органу местного самоуправления, какой-либо оговорки о невозможности принятия имущества должника в виде дебиторской задолженности.
Следовательно, дебиторская задолженность не составляет исключения при применении статьи 148 Закона о банкротстве при банкротстве должника -юридического лица, в частности.
В этом случае конкурсный управляющий обязан по правилам статьи 65 АПК РФ порядок соблюдения пункта 1 статьи 148 Закона о банкротстве с приведением соответствующих доказательств.
Однако анализ имеющихся в деле доказательств свидетельствует о том, что конкурсным управляющим не представлены суду в рамках настоящего спора надлежащие доказательства, подтверждающие обоснованность его требования к Администрации.
Конкурсным управляющим:
- не указано конкретное имущество должника в виде дебиторской задолженности, подлежащего принятию Администрацией (наименование дебитора и размер дебиторской задолженности), что исключает возможность определить, какое именно имущество должника Администрация обязана принять на основании пункта 1 статьи 148 Закона о банкротстве,
- не представлены суду доказательства, подтверждающие реальность дебиторской задолженности, которую обязана принять Администрация (первичные документы в подтверждение дебиторской задолженности),
- не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что передаваемая Администрации дебиторская задолженность по каждому дебитору действительно ранее была выставлена на все торги, перечисленные конкурсным управляющим, и в отношении него не заявлено никаких предложений в целях приобретения.
То есть, конкурсным управляющим не приведена ни сумма дебиторской задолженности, не представлено первичных документов в её подтверждение.
Из материалов настоящего спора о наличии у ООО "Торговый Дом "Петровский" дебиторов усматривается лишь из текста письма от 11.11.2015 конкурсного управляющего в адрес учредителя.
В данном письме перечислено 22 дебитора с указанием номинальной (балансовой) стоимости дебиторской задолженности, начальной цены реализации имущества на первоначальных открытых торгах, окончательной цены реализации имущества на открытых торгах путём публичного предложения.
Далее, в силу положений статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о её взыскании в порядке, установленном настоящим Законом.
В материалы спора не представлены доказательства принятия конкурсным управляющим мер к взысканию долга в судебном порядке, учитывая специфику дебиторской задолженности, которая не только может быть продана с торгов в виде уступки прав требований с получением вознаграждения за эту уступку в порядке главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации, но и данная задолженность может быть погашена непосредственно самими дебиторами, в том числе в судебном порядке в общеисковом производстве.
Невозможность взыскания дебиторской задолженности в судебном порядке также из материалов спора не следует.
Кроме того, отсутствуют сведения о возможности списания части долга в связи с истечением срока исковой давности и признанием нереальной к взысканию из-за отсутствия подтверждающих документов, либо о невозможности списания дебиторской задолженности и по каким основаниям.
Нет сведений и о постановке конкурсным управляющим перед собранием кредиторов вопроса о списании задолженности, соответственно, о решении собрания кредиторов по этому вопросу.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что заявленное конкурсным управляющим требование о понуждении Администрации принять дебиторскую задолженность удовлетворено судом первой инстанции при отсутствии указания конкретного имущества должника, подлежащего принятию Администрацией, а также доказательств, свидетельствующих о том, что конкурсным управляющим были действительно предприняты в деле о банкротстве все меры, направленные как на взыскание самой дебиторской задолженности, так и подтверждающие эту задолженность и её продажу в установленном в порядке помимо лишь ссылок на такую продажу.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает необходимым на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ отменить обжалуемое определение суда, разрешить вопрос по существу, отказав в удовлетворении заявления конкурсного управляющего Акулинина Д.Ю. о понуждении Администрации принять в муниципальную собственность имущество (дебиторскую задолженность) ООО "Торговый Дом "Петровский", не реализованное в ходе конкурсного производства и не принятое кредиторами должника.
Апелляционная жалоба Администрации подлежит удовлетворению.
В то же время довод жалобы Администрации о том, что она не была извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку ею был представлен 15.02.2016 отзыв на заявление (т. 13 л.д. 18-19), и в деле имеется почтовое уведомление о вручении (т. 13 л.д. 21), что указывает о том, что Администрации было известно о начавшемся арбитражном процессе, а именно: назначенном судебном заседании на 25.02.2016 определением суда от 03.02.2016 (часть 6 статьи 121, часть 1 статьи 123 АПК РФ).
Копия судебного акта о назначенном судебном заседании вручена Администрации 08.02.2016.
Представитель Администрации принимал участие в заседании суда 25.02.2016 (т. 13 л.д. 28), которое отложено на 03.03.2016.
Неявка представителя Администрации в судебное заседание 03.03.2016 при вышеизложенных обстоятельствах не свидетельствует о том, что она не была надлежащим образом извещена судом об этом судебном заседании.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 270, пунктом 3 части 4 статьи 272, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Администрации города Тюмени удовлетворить.
Определение Арбитражного суда Тюменской области от 04.03.2016 по делу N А70-5022/2014 отменить.
Разрешить вопрос по существу.
В удовлетворении заявления конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Петровский" Акулинина Дениса Юрьевича о понуждении Администрации города Тюмени принять в муниципальную собственность имущество (дебиторскую задолженность) общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Петровский", не реализованное в ходе конкурсного производства и не принятое кредиторами должника, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.П. Семёнова |
Судьи |
О.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-5022/2014
Должник: ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ПЕТРОВСКИЙ"
Кредитор: Ликвидатор ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ПЕТРОВСКИЙ" Мещерякова Е. В.
Третье лицо: Администрация г. Тюмени, Акулинин Денис Юрьевич, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области, Некоммерческое партнерство ОАУ "Авангард", НП ОАУ "Авангард", ООО "ВЕЛЕС", ООО "Орбита", Управление Росреестра по Тюменской области, Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области, Управление Федеральной службы государственной регитсрации, кадастра и картографии по Тюменской области, Шуткин Павел Борисович, Конкурсный управляющий ООО "Торговый Дом "Петровский" Акулинин Денис Юрьевич, ООО Конкурсный управляющий "Торговый Дом "Петровский" Акулинин Денис Юрьевич