Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 октября 2016 г. N Ф03-4608/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании долга, о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Владивосток |
|
01 августа 2016 г. |
Дело N А24-118/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 26 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 августа 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего И.С. Чижикова,
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.Н. Витко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа",
апелляционное производство N 05АП-5213/2016
на решение от 01.06.2016
судьи Т.А. Арзамазовой
по делу N А24-118/2016 Арбитражного суда Камчатского края
по исковому заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края "Ключевская районная больница" (ИНН 4109002349, ОГРН 1024101225389, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 19.12.2002)
к Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" (ИНН 2722103016, ОГРН 1112722003316, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 28.04.2011)
о взыскании 1 483 661,28 руб. задолженности по договору от 03.04.2013 N 44/4/Д-105-13 и процентов за пользование чужими денежными средствами,
при участии:
от истца: представитель Муратов Р.Н. по доверенности от 24.03.2016 сроком на 1 год, паспорт;
от ответчика: представитель Стремоус И.М. по доверенности N 29/179 от 16.12.2015 сроком на 1 год, паспорт,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Камчатского края "Ключевская районная больница" (далее - ГБУЗ "Ключевская районная больница", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" (далее - ФКУ "ОСК ВВО", ответчик) о взыскании 1 336 190 руб. 40 коп. задолженности и процентов по договору от 03.04.2013 N 44/4/Д-105-13.
В ходе рассмотрения дела судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) принято увеличение истцом исковых требований до 1 483 661 руб. 28 коп., из которых 1 336 190 руб. 40 коп. - задолженность по оплате услуг по договору от 03.04.2013 N 44/4/Д-105-13 и 147 470 руб. 88 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 01.06.2016 заявленные требования удовлетворены частично. С федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" в пользу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края "Ключевская районная больница" взыскано 1 336 190 руб. 40 коп. задолженности, 109 838 руб. 98 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами и 26 362 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины, всего 1 472 391 руб. 38 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ФКУ "ОСК ВВО" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. По мнению заявителя жалобы, ФКУ "ОСК ВВО" является казенным учреждением, в связи с чем к правоотношениям по возмездному оказанию медицинских услуг должны применяться нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которым предусмотрено обязательное заключение государственного контракта. Поскольку указанный порядок не соблюден, ответчик полагает, что медицинские услуги были оказаны без надлежащим образом оформленных обязательств. Считает недопустимыми доказательствами представленные в материалы дела акты оказанных услуг, поскольку из них невозможно установить какие и кому услуги были оказаны. Ссылается на отсутствие счетов-фактур на оплату оказанных услуг. Указывает, что истцом не представлено доказательств того, что медицинская помощь носила неотложный характер либо была оказана по направлению ведомственного медицинского учреждения. Полагая завышенной взысканную с ответчика сумму процентов за пользование чужими денежными средствами, учреждение просит снизить размер процентов путем применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации. Также ссылаясь на то обстоятельство, что ответчик является учреждением, финансируемым из федерального бюджета, заявитель просит снизить размер подлежащей взысканию государственной пошлины.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, дал аналогичные пояснения.
Представитель истца на доводы жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве, поступившем через канцелярию суда и в порядке статьи 262 АПК РФ приобщенном к материалам дела.
Заслушав представителей сторон, исследовав приобщенные к материалам дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с "Правилами возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС РФ, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911 между ФКУ "ОСК ВВО" (исполнитель) и ГБУЗ "Ключевская районная больница" (заказчик) заключен договор N 44/4/Д-105-13 от 03.04.2013 об оказании медицинской помощи военнослужащим воинских частей МО РФ ВВО.
Пунктами 1.1, 1.2 договора предусмотрено, что медучреждение оказывает медицинские услуги военнослужащим при отсутствии по месту военной службы, месту жительства и иного нахождения военно-медицинских учреждений Минобороны России или при отсутствии в них соответствующих отделений, либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях. Заказчик обязался оплатить оказанные медицинские услуги.
В соответствии с пунктом 1.3 договора для приема военнослужащих в учреждение здравоохранения на плановое лечение или обследование (освидетельствование) предоставляются: направление (приложение N 4) командира (начальника) соединения, воинской части, учреждения, согласованное с начальником медицинской службы округа с указанием в нем паспортных данных больного, диагноза - цели направления в учреждение здравоохранения, наименования территориального органа федерального органа исполнительной власти, к которому относится по подчиненности воинская часть, и его банковских реквизитов (номер расчетного счета), заверенное гербовой печатью воинской части, и документ, удостоверяющий личность. В неотложных случаях военнослужащие госпитализируются в учреждение здравоохранения немедленно с предоставлением в последующем указанных документов.
Согласно пункту 3.1 договора медицинская помощь оплачивается заказчиком по тарифам, предусмотренным по обязательному медицинскому страхованию (ОМС), действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в медучреждении здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи (приложение N 1).
На основании пункта 3.2 договора исполнитель ежемесячно по завершении лечения военнослужащих (обследования, освидетельствования) оформляет выписку из медкарты и счет-фактуру и реестр оказанных услуг с указанием данных военнослужащих, которым оказаны услуги.
В силу пункта 3.3 договора заказчик проверяет счета-фактуры и сведения об оказанной медицинской помощи, обоснованности приема на лечение, качества и продолжительности их лечения и при отсутствии претензий по представленным документам в 20-дневный срок производит оплату учреждению здравоохранения счетов-фактур, либо дает мотивированный отказ от оплаты.
Как видно из материалов дела, в период февраль-декабрь 2014 года истец оказал медицинские услуги ответчику на сумму 1 336 190 руб. 40 коп.
Указанное обстоятельство подтверждено актами оказанных услуг.
Претензией от 24.04.2015 истец обратился в адрес ответчика с требованием о погашении сложившейся задолженности, которая последним оставлена без ответа.
Поскольку оказанные медицинские услуги ответчиком не оплачены, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, при этом односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В пункте 2 статьи 16 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинские организации).
При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, военно-медицинских организаций и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования, а также в экстренных или неотложных случаях военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.
Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудникам правоохранительных органов и членам их семей" утверждены Правила, регулирующие порядок возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил установлено, что расходы учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам, а также гражданам, уволенным с военной службы, возмещаются военным округом, региональным командованием внутренних войск, территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, где проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники, на территории которого проживают граждане, уволенные с военной службы, (далее - территориальный орган федерального органа исполнительной власти), по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в учреждении здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом федерального органа исполнительной власти (по представлению командиров (начальников) соединений, воинских частей, учреждений и организаций, органов безопасности, органов внутренних дел и др.) и учреждением здравоохранения
Согласно пункту 4 Правил скорая медицинская помощь оказывается военнослужащим и сотрудникам, а также гражданам, уволенным с военной службы, беспрепятственно и бесплатно всеми учреждениями здравоохранения независимо от территориальной и ведомственной подчиненности и формы собственности при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастные случаи, травмы, отравления, другие состояния и заболевания).
При оказании медицинской помощи военнослужащим или сотрудникам по неотложным показаниям учреждением здравоохранения, не заключившим договор об оказании медицинской помощи с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, это учреждение здравоохранения оформляет договор, счет-фактуру и другие документы, указанные в пункте 3 Правил, и направляет их для подписания и оплаты в указанный территориальный орган федерального органа исполнительной власти (пункт 5 Правил).
Учреждение здравоохранения представляет счет-фактуру и другие документы, указанные в пункте 3 Правил, для оплаты медицинской помощи, оказанной по неотложным показаниям военнослужащему или сотруднику, находящемуся вне постоянного места жительства в связи с отпуском, командировкой и в иных случаях, после завершения его лечения в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, с которым заключен договор об оказании медицинской помощи (пункт 7 Правил).
Таким образом, положения указанного нормативного акта предусматривают, что оказание учреждением здравоохранения военнослужащим и сотрудникам воинских частей медицинской помощи может осуществляться как на основании заключенного с территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти договора, так и без наличия такового.
Ответчик факт того, что медицинские услуги оказаны лицам, на которых распространяется действие Правил, надлежащим образом, не опроверг. Претензий относительно объема и качества оказанных услуг, применения тарифов, не предъявлял.
В данном случае ГБУЗ "Ключевская районная больница" (заказчик) не могло отказать в медицинской помощи или прервать лечение военнослужащих, сославшись на отсутствие договора или финансирования, поскольку жизнь и здоровье военнослужащих имеют приоритет над формальными доводами ответчика, своевременно не позаботившегося об урегулировании правовых и финансовых вопросов.
В соответствии с актами об оказании услуг от 06.10.2013 N 00000174, от 08.11.2013 N 00000201, от 09.12.2013 N 000221, от 27.02.2014 N 00000026, от 22.05.2014 N 00000084, N 00000085, N 00000089 - 00000091, от 09.07.2014 N 000127, от 13.08.2014 N 000167, N 000168, от 14.10.2014 N 000229, N 000230, от 10.11.2014 N 248, от 08.12.2014 N 264 общая стоимость оказанных услуг составила 1 399 550 руб. 91 коп.
Согласно представленному в материалы дела акту сверки взаимных расчетов, подписанному обеими сторонами, по состоянию на 31.12.2014 задолженность ответчика перед истцом составила 1 336 190 руб. 40 коп.
Довод заявителя жалобы о том, что из содержания актов об оказании услуг не понятно, какие именно услуги оказывались ответчику, не может быть признан состоятельным.
Исходя из правового смысла главы 39 ГК РФ фактическое оказание исполнителем возмездных услуг заказчику подтверждается любыми доказательствами по правилам статьи 65 АПК РФ.
То обстоятельство, что ответчик подписал вышеперечисленные акты, свидетельствует о том, что он знал и понимал, какие именно услуги оказал истец, за какую стоимость, какого объема. При этом был заинтересован в данных услугах и в их выполнении именно истцом.
Также вопреки доводам апелляционной жалобы отсутствие счетов-фактур и направлений военнослужащих в медучреждение не опровергает содержащихся в подписанных актах сведений. Факт оказания услуг ответчиком не опровергнут.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, и установив, что факт оказания медицинской помощи подтвержден материалами дела и ответчиком не оспорен, доказательств того, что ответчик при исполнении договора заявлял о его недействительности не представлено, претензий относительно качества и объема оказанных услуг, применения тарифов не заявлено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у ФКУ "ОСК ВВО" обязанности оплатить медицинские услуги.
Помимо взыскания основного долга истец заявил о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 147 470 руб. 88 коп. за период с 01.01.2015 по 11.04.2016, которые суд первой инстанции, проведя самостоятельный расчет, удовлетворил в размере 109 838 руб. 98 коп.
Согласно пункту 1 статьи 395 ГК РФ (в редакции, действующей на дату возникновения задолженности) за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
С 01.06.2015 года указанная норма применяется в новой редакции, согласно которой размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц.
В силу пункта 50 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" просрочка уплаты задолженности свидетельствует о пользовании ответчиком чужими денежными средствами.
Таким образом, законом установлена мера ответственности за неисполнение или просрочку исполнения денежного обязательства в виде уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами.
Поскольку факт наличия задолженности ответчика перед истцом подтвержден документально, требование о взыскании процентов заявлено правомерно.
Так, судом первой инстанции установлено, что истцом применена ставка 8,6 %, которая не соответствует ставкам процентов, установленным в соответствующие периоды неисполнения обязательств.
Применив к правоотношениям сторон положения новой редакции статьи 395 ГК РФ, суд обоснованно за период с 01.01.2015 по 31.05.2015 применил ставку банковского процента в размере 8,25% годовых, а с 01.06.2015 по 11.04.2016 - средние ставки банковского процента по вкладам физических лиц по Дальневосточному федеральному округу.
Доказательства в обоснование доводов о завышенном размере процентов, контррасчет процентов ответчиком не представлены. Возражений относительно расчета процентов, в том числе периода просрочки исполнения обязательств по оплате, равно как и требование о снижении размера процентов ответчик в суде первой инстанции не заявлял.
Поскольку требования истца частично удовлетворены, применительно к части 1 статьи 110 АПК РФ с ответчика в пользу истца взыскана государственная пошлина в сумме 26 362 руб.
Доводы ответчика об уменьшении размера государственной пошлины по иску апелляционным судом не могут быть приняты по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 102 АПК РФ основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
Пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.1997 N 6 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине" разъяснено, что отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера производятся по письменному ходатайству заинтересованной стороны.
В ходатайстве должны быть приведены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере при подаче искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы.
К документам, устанавливающим имущественное положение заинтересованной стороны, относятся: подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты (включая счета филиалов и представительств юридического лица - заинтересованной стороны); подтвержденные банком (банками) данные об отсутствии на соответствующем счете (счетах) денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины, а также об общей сумме задолженности владельца счета (счетов) по исполнительным листам и платежным документам. К ходатайству об уменьшении размера государственной пошлины прилагаются документы о находящихся на счете (счетах) денежных средствах.
Ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера может быть удовлетворено арбитражным судом только в тех случаях, когда представленные документы свидетельствуют об отсутствии на банковских счетах денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины. При отсутствии таких документов в удовлетворении ходатайства должно быть отказано.
Из анализа указанных норм следует, что ходатайство об отсрочке или рассрочке государственной пошлины, уменьшении ее размера подается стороной при подаче заявления в арбитражный суд или при подаче апелляционной, кассационной жалобы (имеется в виду государственная пошлина, уплачиваемая стороной при обжаловании судебного акта).
Как следует из материалов дела, ответчиком в суде первой инстанции документы, подтверждающие невозможность уплаты госпошлины, исходя из имущественного положения стороны, не представлены.
Обращаясь в апелляционный суд с ходатайством о снижении госпошлины, ответчиком также не представил соответствующих письменных доказательств. В обоснование ходатайства Учреждение указало лишь на то, что является некоммерческой организацией и финансируется из средств федерального бюджета. Однако данное обстоятельство не является надлежащим доказательством отсутствия на банковских счетах денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения заявленного ответчиком ходатайства.
Дав повторную оценку приобщенным в дело доказательствам, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований для изменения или отмены решения суда. Доводы заявителя свидетельствуют об ином понимании ответчиком названных норм материального права, что само по себе основанием отмены решения не является. Нарушение судом норм материального права или процессуального права, в том числе влекущих отмену судебного акта в любом случае, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 01.06.2016 по делу N А24-118/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
И.С. Чижиков |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-118/2016
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 октября 2016 г. N Ф03-4608/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Камчатского края "Ключевская районная больница"
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа"
Хронология рассмотрения дела:
24.10.2016 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4608/16
01.08.2016 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5213/16
27.07.2016 Определение Арбитражного суда Камчатского края N А24-118/16
01.06.2016 Решение Арбитражного суда Камчатского края N А24-118/16