Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 13 октября 2016 г. N Ф10-3602/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
29 июля 2016 г. |
Дело N А23-5835/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.07.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.07.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Рыжовой Е.В., судей Волковой Ю.А. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Дудкиным Я.В., при участии от истца - акционерного общества "Корпорация развития Калужской области" (город Калуга, ОГРН 1074027007780, ИНН 4027083322) - Снегиревой В.В. (доверенность от 11.01.2016), Масалыкиной И.А. (доверенность от 11.01.2016) и от ответчика - Городской управы города Калуги (город Калуга, ОГРН 1024001179113, ИНН 4027017947) - Казантаева Е.Н. (доверенность от 10.04.2014 N 01/83-14-д), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Городской Управы города Калуги на решение Арбитражного суда Калужской области от 18.04.2016 по делу N А23-5835/2015 (судья Акимова М.М.), установил следующее.
Акционерное общество "Корпорация развития Калужской области" обратилось в Арбитражный суд Калужской области с иском к Городской управе города Калуги (далее - управа) о взыскании неосновательного обогащения в размере 650 557 рублей 04 копеек (т. 1, л. д. 3 - 8).
Определением суда от 23.12.2015 принято к производству встречное исковое заявление управы города к АО "Корпорация развития Калужской области" о взыскании задолженности в сумме 437 259 рублей 82 копеек по договору аренды земельного участка от 27.08.2012 N 472/12 за период с 18.01.2012 до 01.01.2015 и пени в сумме 231 798 рублей 75 копеек за период с 01.07.2013 по 03.12.2015 (т. 1, л. д. 117 - 118; т. 2, л. д. 10).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 18.04.2016 исковые требования АО "Корпорация развития Калужской области" удовлетворены: с ответчика в пользу истца взысканы денежные средства в сумме 650 557 рублей 04 копеек и расходы по государственной пошлине в сумме 16 666 рублей 24 копеек.
В удовлетворении встречного иска управы отказано (т. 2, л. д. 82 - 86).
Не согласившись с судебным актом, управа обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме и удовлетворив встречные исковые требования в полном объеме (т. 2, л. д. 95 - 96). Указывает на то, что исчисление арендных платежей за землю за период с 18.01.2012 до 01.01.2016 по договору регламентированы следующими нормативными правовыми актами, устанавливающими годовую арендную плату: постановлениями Городской Управы города Калуги от 29.12.2011 N 290-п, от 27.12.2012 N 448-п, от 18.12.2013 N 419-п, от 15.01.2015 N 7-п; при расчете арендной платы управа действовала в соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015). Отмечает, что уточненные расчеты арендной платы за 2012, 2013 годы были подписаны сторонами по договору, следовательно, стороны подтвердили согласие на применение ставки 2,3 %. По мнению заявителя жалобы, земельный участок, предоставленный по договору для строительства трассы напорной дождевой канализации, используется истцом в целях обеспечения индустриального парка дождевой канализации, и не будет являться объектом инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и (или) объектом коммунального хозяйства, так как данная организация не относится к перечню предприятий, входящих в перечень коммунального хозяйства; истцом не представлено сведений, подтверждающих принадлежность объектов, расположенных на земельном участке, недвижимого имущества к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса; кроме того, такой вид деятельности, как оказание услуг в области жилищно-коммунального хозяйства, уставной целью истца не является, жилищно-коммунальные услуги на территории муниципального образования "Город Калуга" истец не оказывает, в обслуживании жилищного фонда на территории названного муниципального образования его имущество не используется. Указывает, что порядок применения индексов потребительских цен должен быть сопоставим с результатами кадастровой стоимости, и не может быть определен произвольно, на произвольную дату.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения (т. 2, л. д. 114 - 117). Отмечает, что согласно нормативным правовым актам Калужской области и Городской Управы города Калуги ставки арендной платы устанавливаются в процентах исходя из категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и вида его разрешенного использования, следовательно, размер ставки арендной платы за земельный участок не зависит от вида деятельности юридического лица, которому он предоставлен на праве аренды.
Полагает, что ответчик не предоставил доказательств, обосновывающих свою позицию о применении при расчете арендной платы за 2012 - 2014 годы ставки арендной платы в размере 2,3 % и опровергающих доводы АО "Корпорация развития Калужской области" о необходимости применения при расчете арендной платы за 2012 - 2014 годы ставки арендной платы в размере 0,7 %. Истец считает, что применение управой в расчете арендной платы за 2015 год индексов потребительских цен за 2012 - 2014 годы основано на ошибочном толковании норм законодательства в части периода, за который применяются индексы потребительских цен, а именно: привязкой периода, за который применяется годовой индекс потребительских цен, к дате, на которую формировался перечень земельных участков, вошедших в кадастровую оценку, а не к дате утверждения результатов кадастровой оценки. Указал на то, что датой утверждения результатов кадастровой оценки земель является дата вступления в законную силу нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки - Приказа Министерства экономического развития Калужской области от 15.11.2013 N 1375-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории городского округа "Город Калуга" Калужской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по городскому округу "Город Калуга" Калужской области", то есть 01.01.2015.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований АО "Корпорация развития Калужской области" отказать, встречные исковые требования управы удовлетворить.
Представители истца не согласились с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просили решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Калужской области от 18.04.2016 проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей истца и ответчика, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Между управой (арендодатель) и ОАО "Корпорация развития Калужской области" (арендатор) заключен договор от 27.08.2012 N 472/12 аренды находящегося в государственной собственности земельного участка из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером 40:25:000182:145 общей площадью 24 429 кв. м для строительства трассы напорной дождевой канализации (т. 1, л. д. 11 - 15).
По акту приема-передачи земельный участок передан истцу (т. 1, л. д. 21).
В соответствии с пунктом 2.1 договора срок аренды участка установлен на три года.
Размер и порядок расчета арендной платы указан в приложении N 2 к договору (пункт 3.1 договора).
Ссылаясь на то, что в спорный период со стороны истца имела место переплата денежных средств в качестве арендной платы, АО "Корпорация развития Калужской области" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском (т. 1, л. д. 3 - 8).
В свою очередь, ссылаясь на ненадлежащее исполнение АО "Корпорация развития Калужской области" обязательств по договору, управа обратилась в арбитражный суд с встречным иском (т. 1, л. д. 117 - 118; т. 2, л. д. 10).
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, правомерно удовлетворил исковые требования АО "Корпорация развития Калужской области" в полном объеме и отказал в удовлетворении встречных требований управы, исходя из следующего.
Статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Содержанием рассматриваемого обязательства является право потерпевшего требовать возврата неосновательного обогащения от обогатившегося и обязанность последнего возвратить неосновательно полученное (сбереженное) потерпевшему.
Правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении", правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате ошибочно исполненного.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Из материалов дела усматривается, что по условиям договора аренды от 27.08.2012 N 472/12 расчет арендной платы составляется ежегодно, размер и порядок расчета арендной платы указаны в приложении N 2 к договору (т. 1, л. д. 19).
В приложении N 2 к договору согласована формула определения размера арендной платы: А=С*К * П * И1 * _*И, где: А - размер арендной платы, С - ставка арендной платы, К - кадастровая стоимость земельного участка, П - поправочный коэффициент, И1 * _ И - индексы потребительских цен за период, прошедший с момента утверждения соответствующих результатов кадастровой оценки земель.
В силу Закона Калужской области от 06.02.2008 N 402-ОЗ "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков", действовавшего до 27.04.2015, ставки арендной платы устанавливаются в процентах исходя из целевого назначения и разрешенного использования земельного участка за земли, находящиеся в государственной собственности Калужской области, специально уполномоченным органом исполнительной власти Калужской области по управлению и распоряжению государственной собственностью Калужской области, за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов по месту расположения земельных участков.
Согласно постановлениям управы от 29.12.2011 N 290-п, от 27.12.2012 N 448-п, от 18.12.2013 N 419-п, установившим ставки арендной платы и коэффициентах к ним для исчисления арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования "Город Калуга", ставка арендной платы за земельные участки, предоставленные для строительства и эксплуатации объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и (или) объектов коммунального хозяйства, включая площадки для хранения материалов, конструкций и оборудования, используемых для строительства, обслуживания и ремонта автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных (инженерных) сооружений в границах муниципального образования "Город Калуга" составляет 0,7 %.
Судом установлено, что одной из целей деятельности истца является развитие инфраструктуры индустриальных парков и технопарков на территории Калужской области; корпорация обеспечивает подведение инженерной и транспортной инфраструктуры до границ земельного участка, предоставляемого инвестору.
В соответствии с пунктом 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
Сети инженерно-технического обеспечения - это совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений (пункт 20 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пункт 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83).
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" определено, что водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Централизованная система водоотведения (канализации) представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
Положениями пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" прямо предусмотрена возможность нахождения сетей водоотведения в собственности юридических лиц, при этом собственники и иные законные владельцы канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их канализационным сетям сточных вод в целях обеспечения водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих канализационных сетей.
Из положений ГОСТа 25150-82 "Канализация. Термины и определения" следует, что ливневая канализация представляет собой сложную систему ливнеотводов, ливнеспусков, железобетонных труб. На вновь строящиеся сооружения для ливневых стоков распространяются нормы СП 32.13330.2012. "Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85", утвержденные приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/11, согласно которому:
- система канализации: совокупность взаимосвязанных сооружений, предназначенных для сбора, транспортирования, очистки сточных вод различного происхождения и сброса очищенных сточных вод в водоем-водоприемник или в подачу на сооружения оборотного водоснабжения. Включает в себя канализационные сети (в том числе снегоплавильные пункты и сливные станции), насосные станции, регулирующие и аварийно-регулирующие резервуары, и очистные сооружения. Подразделяется на общесплавную, полураздельную и раздельную;
- поверхностные (дождевые, ливневые, талые) сточные воды: сточные воды, которые образуются в процессе выпадения дождей и таяния снега;
- раздельная система канализации: система канализации, при которой устраиваются две или более самостоятельные канализационные сети: сеть для отведения хозяйственно-бытовых и части производственных сточных вод, допускаемых к сбросу в систему городской канализации; сеть для загрязненных производственных сточных вод, не допускаемых к совместному отведению и очистке с бытовыми сточными водами; сеть для отведения с селитебных территорий и площадок предприятий дождевого, талого и поливомоечного стока, который перед сбросом в водоем подвергается очистке.
Поверхностные сточные воды с территорий промышленных зон, строительных площадок, складских хозяйств, автохозяйств, а также особо загрязненных участков, расположенных на селитебных территориях городов и населенных пунктов (бензозаправочные станции, автостоянки, автобусные станции, торговые центры), перед сбросом в дождевую канализацию или централизованную систему коммунальной канализации должны подвергаться очистке на локальных очистных сооружениях.
В силу пункта 16 раздела II Генерального плана городского округа "Город Калуга", утвержденного постановлением Городской Думы городского округа "Город Калуга" от 31.01.2007 N 23 "Об утверждении Генерального плана городского округа "Город Калуга" на территории городского округа "Город Калуга", система канализации принята полная раздельная, при которой хозяйственно-бытовая сеть (для отведения стоков от жилой и общественной застройки, промышленных предприятий) и сеть дождевой канализации (для отвода поверхностных стоков) прокладываются отдельно друг от друга.
Постановлением Городской Управы города Калуги от 29.10.2014 N 14546-пи утверждена Схема реконструкции, развития и технического перевооружения объектов городской водоотводящей системы поверхностного стока города Калуги на 2015 - 2025 годы.
В соответствии со Схемой развития городской водоотводящей системы поверхностного стока муниципального образования "Город Калуга" разработанной во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения" по разделу "Водоотведение", поверхностные стоки с территорий предприятий и города поступают в самотечные коллекторы ГВСПС и без очистки сбрасываются в водные объекты и на водосборные площади.
В разделе 6 Схемы развития городской водоотводящей системы поверхностного стока содержится Программа финансирования мероприятий по развитию сети ГВСПС МО "Город Калуга", где указано, что строительство новых коллекторов предусматривает развитие сети в комплексе с развитием городских территорий; планируется поэтапное развитие сети ГВСПС; финансирование может осуществляться на основе консолидации бюджетных и коммерческих средств; бюджетные средства требуются на строительство главных коллекторов, коммерческие средства (средства застройщиков и предприятий) привлекаются для строительства периферийных сетей.
Судом установлено, что построенная истцом ливневая канализация является инженерным сооружением, предназначенным для отвода (транзита) уже очищенного поверхностного стока с территории намечаемых к строительству предприятий индустриального парка "Калуга-Юг" и состоит из следующих элементов: два участка самотечной сети общей протяженностью 1 530,9 м, по самотечной сети поверхностный сток поступает в проектируемый пруд-накопитель; пруд-накопитель стоков (земляная емкость); для подачи стока из пруда предусмотрена канализационная насосная станция; участок напорной канализации протяженностью 460 м от проектируемой КНС до подключения к действующей сети ливневой канализации Д = 1 000 мм по улице Энтузиастов.
Установив изложенные обстоятельства, арбитражный суд перовой инстанции сделал верный вывод о том, что технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод от предприятий, расположенных в индустриальном парке "Калуга-Юг" с последующей передачей их в систему центральной ливневой канализации муниципального образования "Город Калуга" обуславливает единство системы водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования и позволяет отнести объект, для строительства которого истцу был предоставлен в аренду земельный участок, к объектам коммунального хозяйства.
Согласно положениям статьи 2 Закона Калужской области от 26.06.2015 N 747-ОЗ "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов" объекты коммунального назначения представляют собой объекты коммунального хозяйства и объекты бытового обслуживания, предназначенные для обслуживания населения, а также промышленных и иных объектов, а именно: а) объекты тепло-, газо-, электро-, водоснабжения, водоотведения (хозбытового и ливневого), связи и сети Интернет; б) объекты размещения отходов, объекты обезвреживания отходов; в) объекты временного размещения и проживания граждан; г) объекты благоустройства территории; д) бесплатные гостевые стоянки и парковки общедоступного пользования.
В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 359, объект канализация (124527372) входит в класс "сооружения коммунального хозяйства специализированные", подраздел "сооружения жилищно-коммунального хозяйства, охраны окружающей среды и рационального природопользования".
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильные выводы о том, что инженерные сети, строительство которых осуществляет истец, являются сетями инженерно-технического обеспечения и относятся к объектам коммунального хозяйства, поскольку являются неотъемлемыми частями централизованной (общей) системы канализации. Деятельность истца по строительству инженерных сетей - обеспечение инвестору точки подключения - носит комплексный и продолжительный характер и направлена на развитие городской инфраструктуры (системы коммунальной инфраструктуры) в целом.
Из материалов дела усматривается, что 30.07.2015 утвержден акт приемки законченного строительством объекта - ливневая канализация (т. 2, л. д. 45 - 46).
При заключении договора аренды сторонами был подписан расчет арендной платы от 14.09.2012 с применением ставки арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования участка - 0,7 % (т. 1, л. д. 20).
Впоследствии истцом и ответчиком подписано уточненное уведомление по срокам платежей к расчету арендной платы за 2012 год от 23.05.2013 также с применением ставки 0,7 % (т. 1, л. д. 23).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что размер арендной платы за 2012 год составляет 402 511 рублей 03 копейки, за 2013 год - 44 828 рублей 89 копеек, за 2014 год - 44 773 рубля 51 копейка, всего - 492 113 рублей 43 копейки (т. 2, л. д. 16).
В силу постановления управы от 15.01.2015 N 7-п "О ставках арендной платы и коэффициентах к ним для исчисления в 2015 году арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования "Город Калуга" размер арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования "Город Калуга", определяется по формуле с применением индексов потребительских цен за период, прошедший с момента утверждения соответствующих результатов кадастровой оценки земель.
Приказом Минэкономразвития Калужской области от 15.11.2013 N 1375-п, вступившим в силу с 01.01.2015, утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории городского округа "Город Калуга" Калужской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по городскому округу "Город Калуга" Калужской области.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости. Аналогичная норма содержится в статье 24.15 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". По смыслу абзаца первого статьи 24.17 указанного Федерального закона дата утверждения удельных показателей, использованных при определении кадастровой стоимости отдельных объектов, указанных в статье 24.19 данного закона, не является датой определения кадастровой стоимости таких объектов. В соответствии со статьей 24.17 названного Федерального закона датой утверждения результатов кадастровой оценки считается дата вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой оценки и соответствующей нормы такого акта.
В пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что при рассмотрении дел о кадастровой стоимости, судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки. Для целей исчисления арендной платы, указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными.
Приказом Минэкономразвития Калужской области от 15.11.2013 N 1375-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель по городскому округу "Город Калуга" Калужской области, приказ вступил в законную силу с 01.01.2015.
Как верно указал суд первой инстанции, с учетом приведенных норм права и правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", датой утверждения кадастровой оценки земельных участков является дата вступления в законную силу нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки.
По условиям порядка расчета арендной платы за землю, установленного в договоре аренды земельного участка от 27.08.2015 N 472/12, годовые индексы потребительских цен определяются ежегодно и применяются в расчетах, включая индекс, сложившийся за год, в котором были утверждены соответствующие результаты кадастровой оценки земель.
Аналогичная норма содержится в постановлении Правительства Калужской области от 18.03.2015 N 146 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Калужской области, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов", действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 01.03.2015. Согласно указанному постановлению при расчете арендной платы учитываются годовые индексы потребительских цен за период, прошедший с момента утверждения соответствующих результатов кадастровой оценки земель.
Раннее указанная норма содержалась в Законе Калужской области от 06.02.2008 N 402-03 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков", действовавшем до 27.04.2015, а именно, при расчете арендной платы за землю применяются годовые индексы потребительских цен за период, прошедший с момента утверждения соответствующих результатов кадастровой оценки земель.
Таким образом, и на основании условий договора аренды, и на основании соответствующих действующих нормативно-правовых актов, годовые индексы потребительских цен применяются при расчете арендной платы с момента (с года) утверждения результатов кадастровой оценки земли. Поскольку датой утверждения кадастровой оценки земельных участков является дата вступления в законную силу нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, индексы потребительских цен при расчете арендной платы должны применяться, начиная с 01.01.2015.
Судом установлено, что в рассматриваемом случае размер арендной платы за 2015 год составляет 36 262 рубля 30 копеек (т. 1, л. д. 7).
Как усматривается из материалов дела, истцом за период с 18.01.2012 по 31.12.2014 произведена оплата арендных платежей на сумму 1 178 932 рублей 77 копеек.
Таким образом, истцом излишне уплачены арендные платежи по договору аренды земельного участка в общем размере 650 557 рублей 04 копеек (т. 1, л. д. 7).
Следовательно, имело место пользование ответчиком денежными средствами без установленных законом либо сделкой оснований, что порождает между сторонами внедоговорные обязательства вследствие неосновательного обогащения.
При таких обстоятельствах, с учетом отсутствия доказательств, подтверждающих правовые основания для получения ответчиком от истца спорных денежных средств, суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что сумма неосновательного обогащения ответчика составляет 650 557 рублей 04 копейки и подлежит взысканию с последнего в пользу истца.
Принимая во внимание изложенное, при наличии факта переплаты арендных платежей, правовые основания для удовлетворения встречных исковых требований отсутствуют.
С учетом изложенного, проанализировав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции и получили свою правовую оценку, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в сумме 3 000 рублей не подлежит уплате в доход федерального бюджета заявителем - управой.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 18.04.2016 по делу N А23-5835/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Городской Управы города Калуги (город Калуга, ОГРН 1024001179113, ИНН 4027017947) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Рыжова |
Судьи |
Ю.А. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-5835/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 13 октября 2016 г. N Ф10-3602/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Корпорация развития Калужской области", ОАО Корпорация развития Калужской области
Ответчик: Городская Управа города Калуги