Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 ноября 2016 г. N Ф04-4922/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: об аннулировании лицензии
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения
город Омск |
|
28 июля 2016 г. |
Дело N А46-1906/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6279/2016) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 14.04.2016 по делу N А46-1906/2016 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области (ИНН 5503083235, ОГРН 1045504022740) к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищник-1" (ИНН 5514007839, ОГРН 1075514001265) об аннулировании лицензии,
при участии в судебном заседании:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области - представитель Ерузалимова Ксения Сергеевна, предъявлен паспорт, по доверенности N 02/3474 от 05.07.2016 сроком действия 1 год;
от общества с ограниченной ответственностью "Жилищник-1" - представитель Шубин Олег Валерьевич, предъявлен паспорт, по доверенности N 12-843 от 31.12.2015 сроком действия до 31.12.2016, представитель Сушко Дмитрий Максимович, предъявлен паспорт, по доверенности N 12-845 от 21.12.2015 сроком действия по 31.12.2016;
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением об аннулировании лицензии серии 055 N 00065, выданной 24.10.2012 обществу с ограниченной ответственностью "Жилищник-1" (далее - заинтересованное лицо, Общество, ООО "Жилищник-1") на осуществление деятельности по размещению отходов IV класса опасности.
Решением Арбитражного суда Омской области от 14.04.2016 по делу N А46-1906/2016 Управлению отказано в удовлетворении требований.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что обращение Управления с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов IV класса опасности, выданной Обществу, до истечения срока, указанного в предписании об устранении нарушений лицензионных требований, является преждевременным.
Кроме того, суд первой инстанции установил отсутствие у заявителя реальной возможности устранить выявленные нарушения лицензионных требований в предусмотренный срок.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 14.04.2016 по делу N А46-1906/2016 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указало, что факт грубого нарушения Обществом лицензионных требований был установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Омской области от 14.01.2016 по делу N А46-13819/2015; вопрос о том, достаточен ли семидневный срок административного приостановления деятельности для устранения нарушений, не входит в предмет настоящего спора.
Общество в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали заявленные доводы.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Согласно данным федерального информационного ресурса, ООО "Жилищник- 1" зарегистрировано в качестве юридического лица 18.12.2007 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Омской области за номером 1075514001265.
На основании решения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.10.2012 N 937 обществу была предоставлена лицензия серии 055 N 00065 на осуществление деятельности по размещению отходов IV класса опасности, бессрочно; место осуществления лицензируемого вида деятельности: в северо-западном направлении от г. Исилькуль, Исилькульский р-н, Омская обл., 55:33:21 01 01: 127.
На основании распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области от 02.10.2015 N 214-р в период с 12.10.2015 по 09.11.2015 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Жилищник-1", в ходе которой установлено, что общество осуществляет деятельность по размещению отходов IV класса опасности на земельном участке с кадастровым номером 55:33:21 01 01:127 общей площадью 39 840 кв.м; участок расположен по адресу: Омская область, Исилькульский район, в 2 км в северо-западном
направлении от г.Исилькуль. Земельный участок относится к категории земель населённых пунктов.
Данный земельный участок находится в долгосрочной аренде на основании договора аренды N АЗ-33-11/0110 от 29.08.2011, заключённого между ООО "Жилищник-1" и Администрацией Исилькульского муниципального района Омской области.
На вышеуказанном земельном участке усматриваются признаки объекта сооружения для размещения отходов I - IV класса опасности. Спланирована территория для размещения отходов, проведены работы по созданию вала высотой до 2,0 -2,5 м.
При этом объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов. Данный объект эксплуатируется без проектно-разрешительной документации. Данный объект не может быть использован в качестве сооружения, поскольку он не введён в эксплуатацию и не прошёл государственную экологическую экспертизу; земельный участок из категории земель населенных пунктов не переведен в иную категорию.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки N ЗТ-617в от 09.11.2015.
По результатам контрольных мероприятий 09.11.2015 государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Омской области Душутина Е.С., установив в действиях общества нарушения подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности", составила в отношении ООО "Жилищник-1" протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Омской области от 14.01.2016 по делу N А46- 13819/2015 ООО "Жилищник-1" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде административного приостановления деятельности по обезвреживанию и размещению отходов IV класса опасности на основании лицензии серии 055 N 00065 от 24.10.2012 на семь суток.
Письмом от 22.01.2016 N 05-06/210 Управление запросило у заинтересованного лица сведения, подтверждающее исполнение означенного судебного акта, а также сведения, подтверждающие устранение грубых нарушений лицензионных требований, установленных в ходе проведения внеплановой проверки ООО "Жилищник-1" и зафиксированных в акте от 09.11.2015 N ЗТ-617.
В ответ ООО "Жилищник-1" представило копию приказа от 14.01.2016 N 23А "О приостановлении деятельности" и акта от 14.01.2016 N 1 "О приостановлении деятельности".
Принимая во внимание, что в соответствии с частью 9 статьи 20 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензиат не уведомил лицензирующий орган в письменной форме об устранении им грубого нарушения лицензионных требований, повлёкшего за собой назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата, Управление обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим требованием.
Решением Арбитражного суда Омской области от 14.04.2016 по делу N А46-1906/2016 Управлению отказано в удовлетворении требований.
Означенное решение обжалуется Управлением в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Как верно указал суд первой инстанции, решением Арбитражного суда Омской области от 14.01.2016 по делу N А46-13819/2015 установлено грубое нарушение Обществом лицензионных требований и условий, а именно, подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 (далее - Положение N 1062).
Обстоятельства, установленные указанным судебным актом, в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора и вновь доказыванию не подлежат.
Статьей 20 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлен порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии (далее по тексту - Закон N 99-ФЗ).
В соответствии с частью 11 статьи 20 Закона N 99-ФЗ в случае, если в установленный судом, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, срок административного наказания в виде административного приостановления деятельности и приостановления действия лицензии или в установленный лицензирующим органом срок исполнения вновь выданного предписания лицензиат не устранил грубое нарушение лицензионных требований, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
В соответствии с частью 12 статьи 20 Закона N 99-ФЗ лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.
Таким образом, основаниями для обращения лицензирующего органа в суд с заявлением об аннулировании лицензии являются:
- неустранение лицензиатом грубого нарушения лицензионных требований в срок административного наказания в виде административного приостановления деятельности;
- неустранение лицензиатом грубого нарушения лицензионных требований в срок приостановления действия лицензии;
- неустранение лицензиатом грубого нарушения лицензионных требований в срок, установленный вновь выданным предписанием.
Как было указано ранее, суд первой инстанции отказал Управлению в удовлетворении его заявления об аннулировании лицензии, выданной Обществу.
При этом, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание следующее.
Земельный участок с кадастровым номером 55:33:21 01 01:127, на котором осуществляется размещение отходов принадлежит ООО "Жилищник-1" на праве аренды на основании договора N АЗ-33-11/0110 от 29.08.2011, заключенного с Администрацией Исилькульского муниципального района Омской области. При этом на ООО "Жилищник-1" возложена обязанность использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением.
Свидетельством о государственной регистрации права серии 55-АБ N 171156 от 16.07.2015 подтверждается, что участок отнесён к категории земель - земли населённых пунктов - для складирования твёрдых бытовых отходов.
Частью 5 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлен запрет захоронения отходов в границах населённых пунктов.
По положениям части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, осуществляется органами местного самоуправления.
Без осуществления такого перевода заинтересованное лицо лишено возможности включить расположенный на участке объект в государственный реестр объектов размещения отходов.
Как правильно установил суд первой инстанции, Общество неоднократно обращалось в Администрацию Исилькульского муниципального района Омской области с просьбой о переводе земель, а также в Исилькульскую межрайонную прокуратуру и Министерство природы Омской области.
Учитывая указанное, суд первой инстанции обоснованно заключил, что в установленный судом семидневный срок административного наказания в виде административного приостановления деятельности у лицензиата отсутствовала реальная возможность устранения грубых нарушений лицензионных требований.
Кроме того, по результатам проведенных в период с 12.10.2015 по 09.11.2015 контрольных мероприятий Управлением было выдано Обществу предписание от 09.11.2015 N ЗТ-917в, где срок устранения нарушений установлен до 01.08.2016.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что обращение Управления с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов IV класса опасности, выданной Обществу, до истечения срока, указанного в предписании, является преждевременным.
Довод апелляционной жалобы о том, что достаточность семидневного срока административного приостановления деятельности для устранения нарушений не входит в предмет настоящего спора, апелляционным судом отклоняется.
В предмет настоящего спора входит установление наличия (отсутствия) законных оснований для аннулирования лицензии, выданной Обществу. Для этого суд должен исследовать и оценить все имеющие для дела обстоятельства. Наличие либо отсутствие у Общества объективной возможности для устранения выявленных нарушений лицензионных требований является важным для вывода о возможном аннулировании лицензии.
Предоставление Обществу дополнительного срока для устранения таких нарушений путем выдачи предписания со сроком исполнения до 01.08.2016 подтверждает обоснованность вывода об отсутствии у Общества возможности устранить в семидневный срок допущенные нарушения лицензионных требований, а также указывает на отсутствие оснований для принятия решения об аннулировании судом лицензии ранее срока, установленного данным предписанием. Основания не принимать во внимание данный факт у суда первой инстанции отсутствовали.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, отказав в удовлетворении требований Управлению, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов по апелляционной жалобе апелляционным судом не рассматривается, поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Управление от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 14.04.2016 по делу N А46-1906/2016 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-1906/2016
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 ноября 2016 г. N Ф04-4922/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Управление Росприроднадзора по Омской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области
Ответчик: ООО "ЖИЛИЩНИК-1"
Третье лицо: Администрация Исилькульского муниципального района Омской области