г. Москва |
|
02 августа 2016 г. |
Дело N А40-55142/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: |
Попова В.И., Москвиной Л.А., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жильцовой М.П., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Югводоканал"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.05.2016 по делу N А40-55142/16, принятое судьей Лапшиной В.В. (шифр судьи: 94-482)
по заявлению ООО "Югводоканал"
к Федеральной антимонопольной службе
третье лицо: Региональная энергетическая комиссия - Департамента цен и тарифов Краснодарского края (г. Краснодар)
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
Савина С.Г. по доверенности от 24.12.2015; |
от заинтересованного лица: |
Шишкин Е.С. по доверенности от 21.09.2015; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 25.05.2016 в удовлетворении заявленных ООО "Югводоканал" (далее - заявитель, Общество) требований об оспаривании решения Федеральной антимонопольной службы (далее - ответчик, антимонопольный орган) от 19.01.2016 N СП/2023/16 о прекращении рассмотрения заявления о досудебном рассмотрении спора, отказать полностью
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель третьего лица, надлежащим образом извещенный о дате и времени рассмотрения дела, в суд не явился, ходатайств об отложении судебного разбирательства не представил. С учетом мнения явившихся представителей участвующих в деле лиц, суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие, в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, изложил свои доводы.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в ФСТ России с заявлением о досудебном рассмотрении спора по вопросу установления тарифов на питьевую воду с Региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края (далее также - РЭК Краснодарского края).
Приказом ФСТ России от 03.03.2015 N 359-д заявление Общества принято к рассмотрению.
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2015 N 373 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования" полномочия ФСТ России переданы ФАС России.
В результате рассмотрения заявления ФАС России 19.01.2016 принято решение N СП/2017/16 о прекращении рассмотрения заявления Общества от 19.02.2015 N 4-427 о досудебном рассмотрении спора с РЭК Краснодарского края.
Полагая, что решения антимонопольного органа от 19.01.2016 N СП/2023/16, не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушением их изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу действия отдельных положений Закона о водоснабжении, Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 1746-э, в отношении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, участвующих в многостадийном процессе коммунального водоснабжения, устанавливаются регулируемые уполномоченным государственным органом тарифы.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 31 Закона о водоснабжении регулированию в сфере холодного водоснабжения подлежит, в том числе, тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение).
Согласно части 2 статьи 32 Закона о водоснабжении порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования).
В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) и Законом о водоснабжении постановлением Правительства РФ от 12.10.2007 N 669 утверждены Правила, которые определяют порядок и сроки рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий, в том числе в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила).
Исходя из пункта 2 Правил основанием для рассмотрения спора является заявление хозяйствующего субъекта.
На основании пункта 2 Правил Общество заявило требование о признании экономически обоснованными и подлежащими учету при расчете объема финансовых потребностей для реализации производственной программы в 2015 году и установлении тарифов на услуги холодного водоснабжения на 2015 год для заявителя расходов по статьям затрат, не принятых Региональной энергетической комиссией - Департаментом цен и тарифов Краснодарского края при установлении тарифа на 2015 год для РЭУ "Троицкий групповой водопровод" на оказываемые услуги по холодному водоснабжению потребителей.
В рамках рассмотрения материалов по досудебному спору было установлено, что Приказом N 67/2014-окк на основании экспертного заключения и решения правления РЭК Краснодарского края установлены тарифы на питьевую воду на период действия с 01.01.2015 по 31.12.2015 включительно с календарной разбивкой; утверждены производственные программы в сфере холодного водоснабжения со сроком реализации на аналогичный период.
Предметом рассмотрения спора в силу действия пункта 3(1) Правил являются требования заявителей, связанные с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях, а также цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, регулируемых в соответствии с Законом о водоснабжении.
Основы ценообразования определяют систему, принципы и методы регулирования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений и городских округов (в случае если законами субъектов Российской Федерации полномочия на осуществление государственного регулирования тарифов переданы органам местного самоуправления поселений и городских округов) тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Законом о водоснабжении (пункт 1 Основ ценообразования).,
По смыслу пункта 12 Основ ценообразования регулирование тарифов осуществляется органами регулирования тарифов в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Законом о водоснабжении, настоящим документом, Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
В случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью (пункт 15 Основ ценообразования).
Ответчик при рассмотрении заявления Общества установил, что оспариваемый Приказ N 67/2014-окк является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере регулирования тарифов в сфере водоотведения и опубликованным в установленном законом порядке.
Как указано в Решении антимонопольный орган не наделен полномочиями по отмене или принятию решений, в результате которых необходимо внесение изменений в правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, которые фактически утратили силу и на момент рассмотрения спора не действуют.
В случае несогласия с установленными органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения тарифами на 2016 год, организация вправе обратиться в ФАС России с соответствующим заявлением в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе с аналогичными требованиями, если они не были учтены органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения и водоснабжения при тарифном регулировании на 2016 год.
В соответствии с пунктом 12 Правил рассмотрение спора прекращается в случае выявления в ходе рассмотрения спора, в том числе по результатам проведения экспертизы, обстоятельств, свидетельствующих о том, что рассмотрение вопросов, содержащихся в заявлении, не относится к предмету рассмотрения спора.
Оспариваемое решение, вопреки доводам жалобы, не лишает заявителя права на судебную защиту, нарушенных, по его мнению прав, путем обращения в суд.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований и не допустил нарушений норм процессуального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.05.2016 по делу N А40-55142/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Югводоканал" (ОГРН 1062320038384, г. Краснодарский край, г. Крымск) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-55142/2016
Истец: ООО "Югводоканал"
Ответчик: ФАС РФ, Федеральная антимонопольная служба России
Третье лицо: Региональная энергетическая комиссия-Департамент цен и тарифов Краснодарского края, РЭК департамента цен и тарифов Краснодарского края