Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 20 октября 2016 г. N Ф06-14306/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
02 августа 2016 г. |
Дело N А65-7510/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 августа 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Кувшинова В.Е., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Агро-Холдинг" - не явился, извещен,
от Межрайонной ИФНС N 18 по Республике Татарстан - не явился, извещен,
от Управления ФНС по Республике Татарстан - не явился, извещен,
от предпринимателя Бикмуллина Рамиля Камилевича - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Агро-Холдинг" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.06.2016 года по делу N А65-7510/2016 (судья Андриянова Л.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Агро-Холдинг",
к Межрайонной ИФНС РФ N 18 по Республике Татарстан,
с привлечением третьих лиц - Управления ФНС РФ по Республике Татарстан, предпринимателя Бикмуллина Рамиля Камилевича,
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Агро-Холдинг" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан о признании незаконным решения N4886А от 09.02.2016 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, обязании принять решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.06.2016 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Общество с ограниченной ответственностью "Агро-Холдинг" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.06.2016 года по делу N А65-7510/2016 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв Межрайонной ИФНС РФ N 18 по Республике Татарстан на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.06.2016 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители лиц участвующих в деле не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 01.02.2016 решением учредителя Заявителя - Зарипова И.Л. N 3 определено изменить адрес юридического лица с адреса: РТ, г.Казань, ул.Хусаина Мавлютова, д.46 на адрес: РТ, г.Казань, ул.Академика Павлова, д.50.
03.02.2016 заявитель обратился к ответчику с заявлением об изменениях, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме Р13001 - с адресом (местом нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица: 420127, Республика Татарстан, г.Казань, ул.Академика Павлова, д.50.
Ответчиком решением N 4886А от 09.02.2016 в соответствии с подпунктом "р" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N129-ФЗ) отказано в государственной регистрации в связи с наличием у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных документах сведений об адресе сведений об адресе (месте нахождения), предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Закона N129-ФЗ.
Заявитель обратился с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан на отказ в государственной регистрации юридического лица. Решением от 10.03.2015 N 2.14-0-19/00487зг@ в удовлетворении жалобы отказано.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами, посчитав, что действия ответчика по отказу в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, не соответствуют требованиям закона и нарушают его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с указанными требованиями.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Согласно пункту 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 4 и пункту 2 статьи 12 Федерального закона 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации и должно быть указано в уставе.
Сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, являющийся федеральным информационным ресурсом (пункт 1 статьи 4, подпункт "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ).
Формирование записей государственного реестра о месте нахождения юридического лица осуществляется согласно статье 12, пункту 1 статьи 14, пункту 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ, в частности, на основании соответствующего заявления о государственной регистрации, в котором, наряду с иными сведениями, указывается адрес юридического лица.
Установленный Законом N 129-ФЗ порядок государственной регистрации изменений, носит уведомительный характер, однако вышеприведенные нормы закона предусматривают, что лицо, подающее заявление о государственной регистрации, своей подписью подтверждает достоверность указанной им информации (подпункт "а" статьи 12, подпункт "а" пункта 1 статьи 14, подпункт "а" пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации).
При этом Закон N 129-ФЗ определяет государственную регистрацию как акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о юридических лицах в соответствии с данным законом (часть 2 статьи 1).
В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" изменения, внесенные в устав общества, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных настоящим законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию.
Государственные реестры, согласно пункту 1 статьи 4 Закона N 129-ФЗ, являются федеральными информационными ресурсами.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ) определено, что граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии с положениями статей 13 и 14 Закона N 149-ФЗ, федеральный информационный ресурс представляет собой информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе.
В соответствии со статьей 3 Закона N 149-ФЗ одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации.
Пунктом 1 статьи 6 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта.
То есть сведения из ЕГРЮЛ могут использоваться как гражданином, так и организацией в целях, не противоречащих законодательству. Следовательно, содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения должны быть достоверными, поскольку как вносятся, так и предоставляются органами государственной власти, что, в свою очередь, уже должно являться гарантией достоверности.
В свою очередь уполномоченный орган, осуществляющий ведение федерального информационного ресурса обязан обеспечить достоверность и актуальность содержащейся в нем информации.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 61), при рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании пункта 1 статьи 23 Закона вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица.
При этом перечень обстоятельств, которые могут свидетельствовать о недостоверности адреса юридического лица, не является исчерпывающим.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 3 Постановления от 30.07.2013 N 61, регистрирующий орган должен мотивировать отказ в государственной регистрации, указав не только соответствующую норму Закона, но и все конкретные обстоятельства, которые, по его мнению, свидетельствуют о недостоверности сведений об адресе юридического лица.
С учетом вышеизложенного, представленные для регистрации документы об адресе юридического лица, на основании которых создается соответствующая часть государственного реестра, являющегося федеральным информационным ресурсом, должны содержать достоверную информацию.
При этом заявление, содержащее недостоверные сведения, должно расцениваться как отсутствие непосредственно самого документа - заявления о государственной регистрации юридического лица.
Аналогичная позиция сформулирована Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Президиума от 08.02.2011 N 12101/10.
В соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" утверждена форма N Р13001 "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица".
Пунктом 2.9. формы N Р13001 (стр. 002) предусмотрено указание в составе адреса юридического лица таких элементов адреса как вид помещения, в котором располагается соответствующее юридическое лицо (офис, квартира и. т.п.), и номер данного помещения.
Согласно пункту 3.3 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (приложение N 20 к приказу Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@) раздел 2 "Адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом" заполняется с учетом положений пункта 2.3 данных Требований.
Пунктом 2.3. Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган предусмотрено, что в разделе 2 "Адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом" в пунктах 2.3 - 2.9 показатели заполняются при наличии в адресе сведений о соответствующем элементе путем обязательного заполнения двух полей. В первом указывается тип адресного объекта, во втором - соответственно наименование или номер адресного объекта, в пунктах 2.7 - 2.9 тип адресного объекта указывается полностью.
Из материалов дела следует, что заявитель обратился к ответчику с заявлением об изменениях, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме Р13001 - с адресом (местом нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица: 420127, Республика Татарстан, г.Казань, ул.Академика Павлова, д.50.
Также заявителем представлены договор аренды нежилого помещения N 01/16 от 01.02.2016, заключенный между заявителем (Арендатор) и ИП Бикмуллиным Рамилем Камилевичем (Арендодатель), согласно которому Арендодатель предоставляет Арендатору во временное пользование за плату нежилое помещение общей площадью 10 кв.м., расположенном по адресу: РТ, г.Казань, ул.Академика Павлова, д.50; акт приема-передачи от 01.02.2016, свидетельство о государственной регистрации права от 18.01.2013 серия 16-АМ 192152 о праве собственности Бикмуллина Рамиля Камилевича на нежилое здание с кадастровым номером 16:50:220506:1306 площадью 1762,2 кв.м., инв.N 10766, литер Б, Б1, б2, б3, б, б1.
В целях проверки адреса, указанного в заявлении, ответчиком проведены контрольные мероприятия. Ответчик указывает, что собственник нежилого здания - ИП Рахимов Р.Ф., расположенного по адресу: 420127, Республика Татарстан, г.Казань, ул.Академика Павлова, д.50, отрицает заключение договора аренды, предоставление письменных гарантий на предоставление юридического адреса, представил письменный отказ от регистрации по данному юридическому адресу.
Согласно представленной в материалы дела выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 31.05.2016 N 16/001/2016-2756 право собственности на нежилое здание с кадастровым номером 16:50:220506:1306 площадью 1762,2 кв.м., инв.N 10766, литер Б, Б1, б2, б3, б, б1 зарегистрировано за Бикмуллиным Рамилем Камилевичем.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что материалы проверки регистрирующего органа противоречат обстоятельствам предоставления заявителю на праве аренды помещения в целях регистрации юридического адреса, и не могут быть положены в основание законности отказа ответчика в государственной регистрации изменений, связанных с изменением юридического адреса по мотиву его недостоверности.
Однако, заявителем в поданном заявлении о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, не указаны сведения, предусмотренные пунктом 2.9. формы N Р13001, - "Офис (квартира и т.п.)", "Номер офиса (квартиры и т.п.)".
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что отсутствие указания в ЕГРЮЛ таких элементов адреса как вид помещения, в котором располагается заявитель (офис, квартира и. т.п.), и номер данного помещения, затруднит осуществление связи с юридическим лицом, в том числе доставку заявлений, уведомлений, извещений, требований или иных юридически значимых сообщений от третьих лиц (контрагентов по сделкам, контролирующих органов и т.д.), риск наступления последствий неполучения которых по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, несет юридическое лицо, а также сделает невозможным осуществление регистрирующим органом функции контроля размещения юридического лица по месту государственной регистрации.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что представленные в материалы дела договор аренды нежилого помещения N 01/16 от 01.02.2016 г., акт приема-передачи от 01.02.2016 г. не могут быть приняты во внимание, поскольку данные документы не содержат указания на конкретное помещение, которое Арендодатель - Бикмуллин Р.К. обязуется предоставить заявителю после регистрации изменений.
Таким образом, заявителем не представлено суду доказательств возможности предоставления в аренду помещения, которое не может быть индивидуализировано путем поименования или нумерации.
Между тем, вид и номер помещения, в котором будет располагаться заявитель, подлежат согласованию с собственником здания до обращения в регистрирующий орган с целью указания соответствующих сведений при регистрации юридического лица и их внесения в ЕГРЮЛ в соответствии с положениями подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно посчитал, что указание заявителем неполного адреса без указания конкретных помещений, которые предоставлены в аренду, по существу является представлением недостоверных сведений относительно местонахождения юридического лица.
Принимая во внимание, что указание вида помещения, в котором располагается соответствующее юридическое лицо (офис, квартира и. т.п.) и номера данного помещения предусмотрено формой заявления, утвержденной уполномоченным органом и обязательной для использования лицами, обращающимися в регистрирующие органы, а также учитывая наличие обстоятельств, затрудняющих связь с создаваемым юридическим лицом по предполагаемому адресу его регистрации, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что ответчиком правомерно отказано заявителю в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Указанная правовая позиция подтверждается судебной практикой, постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 29.06.2015 N Ф06-25466/2015 по делу N А12-37696/2014, Определением ВАС РФ от 22.04.2014 N ВАС-4744/14 по делу N А40-63507/2013.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно посчитал доводы ответчика о том, что в рассматриваемом случае регистрирующему органу представлено решение учредителя N 3 от 01.02.2016 г., тогда как, согласно статье 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, изменение Устава общества отнесено к участникам корпорации, как несостоятельными.
В силу части 4.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Закон N 129-ФЗ не содержит норм, которые бы возлагали на регистрирующий орган полномочие по проверке соответствия учредительных документов (устава) федеральным законам.
Согласно пункту 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в силу пункта 4.1 статьи 9, пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ уполномоченный государственный орган не осуществляет проверку представленных документов на их соответствие федеральным законам или иным нормативным правовым актам, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом. Например, названный орган по общему правилу не уполномочен проверять содержание учредительных документов юридического лица на соответствие их закону как при учреждении юридического лица, так и при его реорганизации.
Вместе с тем, данное обстоятельство не влияет на вывод суда о законном отказе регистрирующего органа в государственной регистрации изменений, в связи с тем, что заявителем был указан недостоверный адрес места нахождения юридического лица.
На основании изложенного, в удовлетворении требования заявителя судом первой инстанции было обоснованно отказано.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.06.2016 года по делу N А65-7510/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-7510/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 20 октября 2016 г. N Ф06-14306/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Обществo с ограниченной ответственностью "Агро-Холдинг", г. Казань
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N18 по Республике Татарстан, г. Казань, Федеральная налоговая служба России, г. Москва
Третье лицо: ИП Бикмуллина Р. К., ИП Бикмуллина Р.К., Управление ФНС по РТ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан