Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 ноября 2016 г. N Ф04-4768/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании долга, о взыскании убытков
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Томск |
|
02 августа 2016 г. |
Дело N А02-147/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2016 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Е.В. Афанасьевой,
судей Е.И. Захарчука, О.Б. Нагишевой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.И. Хасанзяновым,
при участии в судебном заседании:
от истца: без участия (извещен);
от ответчиков: без участия (извещены);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Алтай (рег. N 07АП-6398/2016(1))
на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 14 июня 2016 года по делу N А02-147/2016 (судья С.В. Амургушев)
по иску исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления-Администрации города Горно-Алтайска (ОГРН 1030400726938, ИНН 0411112575, пр. Коммунистический, 18)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Управления Федерального Казначейства по Республике Алтай (ОГРН 1037739085636; 1020400745034; ИНН 7710168360; 0411008817; ул. Ильинка, 9, стр. 1, г. Москва; ул. Чаптынова, 4, г.Горно-Алтайск); Республике Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай (ОГРН 1020400753438, ИНН 0411005460, ул. Чаптынова, 24, г. Горно-Алтайск)
о взыскании убытков в размере 2 030 700 рублей,
УСТАНОВИЛ:
исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления-администрации города Горно-Алтайска обратился 04.02.2016 в Арбитражный суд Республики Алтай в защиту интересов и имущественных прав муниципального образования "Город Горно-Алтайск" с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Управления Федерального казначейства по Республике Алтай), Республике Алтай в лице Министерства финансов Республике Алтай о солидарном взыскании за счет средств казны Российской Федерации и за счет средств казны Республики Алтай 2 030 700 рублей убытков, связанных с предоставлением жилья семье, имеющей ребенка-инвалида.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 14.06.2016 (резолютивная часть объявлена 07.06.2016) исковые требования удовлетворены. С казны Республики Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай в бюджет муниципального образования г. Горно-Алтайск в лице исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - Администрации города Горно-Алтайска взысканы убытки в сумме 2 030 700 рублей, связанные с необходимостью исполнения решения Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 24.06.2015 по делу N 2-1658/2015 о предоставлении Лазаревой Наталье Юрьевне, действующей в своих интересах и в интересах Лазарева Артема Юрьевича на состав семьи их двух человек вне очереди благоустроенного жилого помещения. В удовлетворении исковых требований к казне Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай отказано.
Министерство финансов Республики Алтай не согласилось с решением Арбитражного суда Республики Алтай от 09.06.2016 части взыскания с казны Республики Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай в бюджет муниципального образования г. Горно-Алтайск в лице исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - Администрации города Горно-Алтайска взысканы убытки в сумме 2 030 700 рублей на предоставление жилого помещения Лазаревой Н.Ю., имеющей ребенка инвалида Лазарева А.Ю., обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его в указанной части отменить, направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права, выразившегося в неприменения положений статей 85, 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 19 Постановления Пленума ВСАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", определения Верховного Суда российской Федерации от 24.02.2015 N 303-ЭС15-1145 по делу N А04-3260/2014, на неверное толкование положений Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона о местном самоуправлении (статьи 14, 50), Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19), статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Кроме того, судом не исследовано обстоятельство о наличии у Российской Федерации неисполненных перед республиканским бюджетом Республики Алтай обязательств, связанных с финансированием мероприятий по предоставлению жилых помещений инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005; в решении отсутствуют данные о недостатке денежных средств у муниципального образования для исполнения решения Горно-Алтайского городского суда. Заявитель считает, что обязательства по обеспечению семей, имеющих детей-инвалидов, являются расходными обязательствами Российской Федерации, а исковые требования подлежат удовлетворению за счет средств казны Российской Федерации.
Стороны, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили, ходатайств об отложении заседания не поступало.
Истец и Министерство финансов Российской Федерации (УФК по РА) отзывы на апелляционную жалобу не представили.
На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Алтай от 14.06.2016, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 24.06.2015 по делу N 2-1658/2015, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 14.10.2015, на Администрацию города Горно-Алтайска возложена обязанность предоставить Лазаревой Наталье Юрьевне, действующей от своего имени и в интересах несовершеннолетнего Лазарева Артема Юрьевича на семью из двух человек вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее техническим и санитарным нормам, расположенное не выше второго этажа, общей площадью не менее 60 кв.м. с учетом права пользования Лазаревым Артемом Юрьевичем дополнительной жилой площадью.
Приказом Минстроя РФ от 14.01.2015 N 5/пр "О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2015 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на 1 квартал 2015 года" установлен норматив 33 845 рублей, поэтому в целях исполнения решения суда истцу для покупки квартиры необходимо 2 030 700 рублей.
Поскольку Администрация не получила субвенций для исполнения функций, возложенных на нее по статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон об инвалидах) в силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации стоимость квартиры, подлежащей передаче Лазаревой Н.Ю., действующей в интересах Лазарева А.Ю. на состав семьи из двух человек является убытками муниципального образования, которые должны быть возмещены солидарно за счет казны Российской Федерации и казны Республики Алтай.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления-администрации города Горно-Алтайска обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования за счет казны Республики Алтай, суд первой инстанции исходили из того, что затраты, связанные с обеспечением жильем инвалидов и их семей, являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации - Республики Алтай.
Оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции судом апелляционной инстанции не установлено.
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2002 N 258-О осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенной категории граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление названных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Закона об инвалидах предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По правилам статьи 17 Закона об инвалидах инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О указал, что в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями Федерального закона о местном самоуправлении (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона о местном самоуправлении).
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что часть 3 статьи 17 Закона об инвалидах, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), устанавливает только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, применительно к вышеперечисленным нормам подлежит финансированию, как верно отмечено судом первой инстанции, за счет субъектов Российской Федерации.
Отнесение этих расходов к расходным обязательствам Российской Федерации будет противоречить статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которой приведен перечень оснований возникновения расходных обязательств Российской Федерации.
Судом первой инстанции верно определена природа спорных правоотношений и подлежащие применению нормы права.
Указанный вывод суда согласуется с правовой позицией, сформулированной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2015 N 309-ЭС15-5872, от 11.12.2015 N 309-ЭС15-9501, от 29.01.2016 N 303-ЭС15-12441, от 02.03.2016 N 309-ЭС15-14045, а также Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016 (пункт 12).
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для наступления ответственности, установленной нормами упомянутой статьи, необходимо наличие совокупности следующих условий: факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей, (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также наличие собственно убытков.
Отсутствие хотя бы одного из условий ответственности не влечет удовлетворение иска.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Поскольку законами о бюджете Республики Алтай за период с 2005 по 2015 годы не были предусмотрены расходы на субсидирование муниципальных образований для выполнения функции по предоставлению жилых помещений семьям, имеющим детей-инвалидов и поставленным на учет нуждающихся после 01.01.2005, а также размер субсидирования на эти цели, то правомерен вывод суда первой инстанции о том, что бездействие Республики Алтай в лице Минфина Республики Алтай повлекло за собой возникновение убытков муниципального образования на выполнение государственных функций по социальной защите инвалидов.
Расчет убытков произведен истцом исходя из норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первый квартал 2015 года, утвержденный приказом Минстроя Российской Федерации от 14.01.2015 N 5/пр для Республики Алтай в размере 33 845 рублей.
Судом апелляционной инстанции расчет убытков проверен, признан верным.
С учетом изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению за счет Республики Алтай в лице Минфина Республики Алтай.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Несогласие Министерства финансов Республики Алтай с такой оценкой и иное толкование им положений действующего законодательства не являются основанием для отмены принятого по делу судебного акта.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на иную судебную практику не может быть принята апелляционным судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьями пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 14 июня 2016 года по делу N А02-147/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.В. Афанасьева |
Судьи |
Е.И. Захарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-147/2016
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 ноября 2016 г. N Ф04-4768/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления- администрация города Горно-Алтайска
Ответчик: Республика Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Управление Федерального Казначейства по Республике Алтай