Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 14 ноября 2016 г. N Ф09-9868/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
02 августа 2016 г. |
Дело N А47-1586/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Кузнецова Ю.А., Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дудоровой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строй-Сити" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02.06.2016 по делу N А47-1586/2016 (судья Цыпкина Е.Г.).
Общество с ограниченной ответственностью "Строй-Сити" (далее - заявитель, ООО "Строй-Сити", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - ответчик, Министерство, административный орган) об изменении постановления от 09.02.2016 N 9 в части административного штрафа в размере 180 000 рублей с назначением административного наказания ниже низшего предела в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 02.06.2016 (резолютивная часть объявлена 30.05.2016) в удовлетворении заявленного требования отказано. Суд признал постановление N 9 о назначении административного наказания от 09.02.2016, вынесенное старшим государственным инспектором Оренбургской области в области охраны окружающей среды Волковой Е.Е. от имени Министерства о привлечении ООО "Строй-Сити", к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 180 000 рублей, законным и обоснованным.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Строй-Сити" обратилось Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, производство по делу прекратить.
По мнению подателя апелляционной жалобы, дело неподведомственно арбитражному суду, так как правовая норма, предусматривающая состав административного правонарушения, имеет объектом посягательства общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом первой инстанции, на основании приказа заместителя министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области B.C. Белова "О проведении плановой выездной проверки юридического лица" от 25.08.2015 N 566 в период с 19.10.2015 по 30.10.2015 была проведена плановая выездная проверка по соблюдению требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами и в области охраны атмосферного воздуха в отношении ООО "Строй-Сити".
В ходе проведения плановой выездной проверки были выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами и в области охраны атмосферного воздуха.
Проверкой установлено, что ООО "Строй-Сити" эксплуатирует собственные объекты недвижимости: земельный участок площадью 1178 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права от 01.08.2011 г. 56-АБ 440475); производственно-административное здание офиса с гаражом площадью 826,4 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права от 01.08.2011 г. 56-АБ 440476) расположенные по адресу: 462407, Оренбургская область, город Орск, улица Гончарова, дом 22.
Производственно-административное здание ООО "Строй-Сити" отапливается котлом марки Protherm KLO100 работающим на газообразном топливе. Стационарным организованным источником выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является дымовая труба газового котла.
03.09.2012 между ООО "Строй-Сити" и ООО "Газпром межрегионгаз Оренбург" заключен договор поставки газа N 56-4-6602/13.
Согласно методике определения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30 тонн пара в час или менее 20 Гкал в час. Москва 1999, ГОСТ 30319.1-96 "Газ природный. Методы расчета физических свойств. Определение физических свойств природного газа, его компонентов и продуктов его переработки" при работе котла на газовом топливе в атмосферный воздух выделяются следующие вредные (загрязняющие) вещества: азота диоксид, азота оксид, углерода оксид. В результате чего оказывается негативное воздействие на окружающую среду.
На производственной территории, общество осуществляет производство тротуарной плитки, производство носит сезонный характер, с мая по август месяц. Доставка сырья (песок, щебень, цемент) осуществляется собственным автотранспортом. Цемент складируется в металлическом боксе, песок и щебень складируются на твердом покрытии (асфальт) на открытой территории.
При хранении и пересыпке сырья (песок, щебень, цемент) в месте складирования происходит пыление, согласно методическому пособию по расчету выбросов от неорганизованных источников в промышленности строительных материалов (ЗАО "НИПИОТСТРОМ" Новороссийск 2000 г.) в атмосферный воздух выделяется пыль неорганическая, склад сырья, является неорганизованным источником выбросов в атмосферу.
Так же на балансе общества числятся 2 электросварочных аппарата, переносной и стационарный, на момент проведения проверки стационарным сварочным аппаратом производилась работа на открытой территории.
Кроме того, общество осуществляет строительство зданий и сооружений на объектах заказчика. При осуществлении строительных работ ООО "Строй-Сити" использует 16 единиц автотранспортных средств, находящихся на балансе предприятия. Указанная техника в летний период находится на территории заказчика, в зимний период на территории ООО "Строй-Сити", техника ремонтируется силами общества на своей территории, согласно информационной справке. Автотранспорт является передвижным источником выбросов вредных (загрязняющих) веществ.
При въезде, выезде, рейсировании автотранспорта по территории ООО "Строй-Сити", согласно методике проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий (расчетным методом) (утв. Минтрансом РФ 28.10.1998) в результате работы двигателей внутреннего сгорания в атмосферный воздух выбрасываются следующие загрязняющие вещества: оксид углерода, оксид азота; углеводороды. В результате чего оказывается негативное воздействие на окружающую среду. Стационарным не организованным источником выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является территория предприятия.
ООО "Строй-Сити" осуществляет выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без специального разрешения, выданного уполномоченным органом исполнительной власти.
Административным органом в отношении ООО "Строй-Сити" составлен акт проверки N 329 ПП-В от 30.10.2015 (далее - акт проверки) и выданы предписания об устранении нарушений природоохранного законодательства от 30.10.2015 NN 329 ГШ-В/1, 329 ПП-В/2, 329 ПП-В/3, 329 ГШ-В/4, 329 ПП-В/5, 329 ПП-В/6, 329 ПП-В/7, 329 ПП-В/8, 329 ПП-В/9, 329 ГШ-В/10, 329 ГШ-В/11, 329 ГШ-В/12, 329 ГШ-В/13 (далее - предписания).
Административным органом в отношении ООО "Строй-Сити" составлен протокол об административном правонарушении N 542 от 30.11.2015 по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
На составление протокола об административном правонарушении законный представитель ООО "Строй-Сити" не явился, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом (письмо N ВБ-12-20/14077 от 17.11.2015).
09.02.2016 административным органом вынесено постановление N 9 о назначении административного наказания за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие представителя ООО "Строй-Сити", которое надлежащим образом было извещено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
В адрес общества направлялись определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 29.12.2015, определения об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении от 19.01.2016, 28.01.2016.
По результатам рассмотрения дела ООО "Строй-Сити" признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ "Нарушение правил охраны атмосферного воздуха", назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 180 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО "Строй-Сити" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции руководствовался выводами о доказанности наличия в действиях общества состава правонарушения и об отсутствии существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу частей 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий у административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность для юридических лиц в виде штрафа в размере от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Таким образом, объективная сторона вмененного обществу административного правонарушения выражается в выбросе вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.
Общество привлечено к административной ответственности за выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, образующихся от стационарных источников загрязнения, без специального разрешения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон N 96-ФЗ) под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
При этом нахождение (в том числе поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) определяет понятие "загрязняющее вещество" - это вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Из изложенного следует, что для отнесения какого-либо вещества к категории загрязняющих необходимо установить, что его количество и (или) концентрация превысили установленные нормативы.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, технологических нормативов.
Статьей 12 Федерального закона N 96-ФЗ определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 96-ФЗ выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Согласно пункту 4 статьи 23 Федерального закона N 7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 8 статьи 15 Федерального закона N 96-ФЗ действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Как следует из материалов дела, общество не представило доказательств, подтверждающих принятие всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды.
Таким образом, событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, имеет место.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях ООО "Строй-Сити" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами, субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
Доказательств наличия объективных препятствий к соблюдению заявителем установленных законом требований в материалах дела не имеется. В этой связи суд полагает также установленной вину заявителя в совершении вмененного ему правонарушения.
При таких обстоятельствах следует признать подтвержденным материалами дела наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое установлено частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, назначенное за совершенное административное правонарушение наказание соответствует минимальному пределу санкции части 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
Ссылка общества на неподведомственность спора арбитражному суду не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку рассмотрение дела арбитражным судом обеспечило право на судебную защиту, а также всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела. В этой связи суд не принимает данное обстоятельство в качестве существенного нарушения норм процессуального права, влекущего безусловную отмену судебного акта.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, обществом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02.06.2016 по делу N А47-1586/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строй-Сити" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-1586/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 14 ноября 2016 г. N Ф09-9868/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Строй-Сити"
Ответчик: Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области