г. Санкт-Петербург |
|
02 августа 2016 г. |
Дело N А56-9381/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лущаева С.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Трощенковой Д.С.
при участии:
от заявителя: Гарипов И.Р. - доверенность от 25.12.2015;
от налогового органа: Привольнев М.А. - доверенность от 01.10.2015;
от 3-го лица: Занько Ю.М. - доверенность от 13.01.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12049/2016) ФГУП "Завод имени Морозова" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.03.2016 по делу N А56-9381/2016 (судья Тетерин А.М.), принятое
по иску ФГУП "Завод имени Морозова"
к Инспекции ФНС по Всеволожскому району Ленинградской области
3-е лицо: Управление ФНС по Ленинградской области
об оспаривании решений
установил:
ФГУП "Завод имени Морозова" (ОГРН 1034700561895; ИНН 4703009607) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области от 24.09.2015 N 46785 в части пунктов 2 и 3 и от 24.09.2015 N 102, а также обязании Инспекцию устранить допущенное нарушение прав и законных интересов предприятия путем возмещения налога на добавленную стоимость в сумме 15 258 228 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление ФНС по Ленинградской области.
Решением суда от 30.03.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Предприятие просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал заявленные требования.
Представители Инспекции и Управления возражали против удовлетворения заявленных требований.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Федеральным государственным унитарным предприятием "Завод имени Морозова" в Инспекцию была представлена уточненная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2014 года, в которой был заявлен НДС к возмещению из бюджета в размере 21 822 043 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки декларации налоговым органом составлен акт N 25121 от 19.06.2015 и вынесены решения от 24.09.2015 N 46785 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым уменьшена излишне заявленная к возмещению сумма НДС в размере 15 258 228 руб. 26 коп., и N 102 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, которым отказано в возмещении НДС в сумме 15 258 228 руб.
Решением УФНС России по Ленинградской области от 26.11.2015 N 16-21-03/14174@ апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Решением ФНС России от 09.03.2016 N СА-4-9/3816@ решение Инспекции и решение Управления оставлены без изменения, а жалоба предприятия - без удовлетворения.
Основанием для принятия оспариваемых решений послужил вывод о необоснованном принятии Предприятием НДС к вычету, в связи с несоблюдением положений статей 171 и 172 Налогового кодекса РФ (далее по тексту НК РФ) и уплаты спорного НДС за счет федерального бюджета.
В апелляционной жалобе налогоплательщик указывает, что все условия для получения налогового вычета, установленные статьями 171 и 172 НК РФ соблюдены, действующим законодательством не установлены какие-либо особенности для применения вычетов налогоплательщиками, получающими бюджетные инвестиции, а в сложившейся ситуации полученные бюджетные инвестиции выступают источником увеличения уставного фонда предприятия.
Апелляционная инстанция не может принять данную позицию Предприятия по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам согласно статье 172 НК РФ подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов. Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании соответствующих требованиям статьи 169 НК РФ счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.
Пунктом 2 статьи 171 НК РФ установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС, а также для перепродажи.
При соблюдении указанных требований главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе претендовать на получение налогового вычета при исчислении НДС.
Обладающими характером реальных и, следовательно, фактически уплаченными должны признаваться суммы налога, которые оплачиваются налогоплательщиком за счет собственного имущества или за счет собственных денежных средств. При этом передача собственного имущества (в том числе ценных бумаг, включая векселя, и имущественных прав) приобретает характер реальных затрат на оплату начисленных поставщиками сумм налога только в том случае, если передаваемое имущество ранее было получено налогоплательщиком либо по возмездной сделке и на момент принятия к вычету сумм налога полностью им оплачено, либо в счет оплаты реализованных (проданных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
В данном случае между Федеральным космическим агентством (Роскосмос), являющимся государственным заказчиком, и главным распорядителем средств федерального бюджета и Предприятием (застройщик) заключены соглашения от 12.05.2014 N 281-Д078/12/С и от 20.05.2014 N 281-Д120/13/376/С о передаче застройщику полномочий государственного заказчика на заключение и исполнение от имени Российской Федерации от лица Федерального космического агентства государственных контрактов.
Предметом названных соглашений является передача Роскосмосом, являющимся государственным заказчиком и главным распорядителем средств федерального бюджета, Застройщику исполнения своих полномочий при осуществлении бюджетных инвестиций на выполнение работ, связанных с реконструкцией и техническим перевооружением объекта капитального строительства в рамках реализации мероприятий "Реконструкция и техническое перевооружение производства для подготовки серийного производства изделий комплекса "ЗК-30", комплекса "Я", предусмотренных Федеральной целевой программой "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2013 N 449-13.
По условиям соглашений, ответственным исполнителем определено Предприятие в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1250-63 "О государственном оборонном заказе на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
Разделом 2 названных Соглашений определено, что Застройщик обеспечивает финансирование реконструкции и технического перевооружения Объектов за счет бюджетных инвестиций и за счет собственных средств.
По соглашению от 12.05.2014 N 281-Д078/12/С в период 2014 года объем денежных обязательств, подлежащих оплате, при осуществлении бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в основные средства Застройщика составляет 92 000 000 руб., в период 2014 года Застройщик обеспечивает финансирование реконструкции и технического перевооружения Объекта за счет собственных средств предприятия в объеме 17 482 034,83 руб.
По соглашению от 20.05.2014 N 281-Д120/13/376/С в 2014 году объем денежных обязательств, подлежащих оплате, при осуществлении бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в основные средства Застройщика составляет 60 000 000 руб., в период 2014 года Застройщик обеспечивает финансирование реконструкции и технического перевооружения Объекта за счет собственных средств предприятия в объеме 0 рублей.
По условиям указанных соглашений Застройщик принимает на себя обязательства: обеспечивать целевое направление средств подрядным организациям и осуществлять расчеты с подрядными организациями и поставщиками за выполненные работы (услуги), поставленную продукцию (подпункт 3.3.9 Соглашений); ежемесячно представлять в Роскосмос справки об исполнении принятых на учет бюджетных обязательств за истекший календарный месяц и по состоянию на первое число каждого месяца по форме согласно приложению N 7 к Порядку учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденному приказом Минфина России от 19.09.2008 N 98н (подпункт 3.3.13 Соглашений); вести учет и контроль расходования выделенных средств в соответствии с технологической структурой капитальных вложений (подпункт 3.3.26 Соглашений); организовать ввод законченного строительством (реконструкцией) объекта капитального строительства в эксплуатацию в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации (подпункт 3.3.29 Соглашений); по факту ввода Объекта в эксплуатацию представить акт о приеме-передаче здания (сооружения) по форме ОС-1а Роскосмосу в течение 15 дней со дня утверждения, но не позднее одного месяца со дня окончания работ по строительству (реконструкции) объекта, определенной государственным контрактом, поставить Объект на баланс (подпункт 3.3.29 Соглашений); в соответствии с законодательством Российской Федерации в 10-дневный срок со дня утверждения бухгалтерской отчетности за отчетный период направить в Роскосмос предложения об увеличении уставного фонда предприятия на размер бюджетных инвестиций, осуществленных в отчетном году. После принятия соответственного решения собственника его имущества осуществляет регистрацию необходимых изменений в уставе предприятия с предоставлением в Роскосмос заверенной копии устава (подпункт 3.3.30 Соглашений).
Роскосмос в свою очередь принимает на себя обязательства по обеспечению выделения средств на финансирование Объектов в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств по государственным капитальным вложениям из федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 N 13 (подпункт 3.1.2 Соглашений); доведения до Застройщика лимитов бюджетных обязательств по государственным капитальным вложениям из федерального бюджета, определенных на цели данными Соглашениями, с лицевого счета главного распорядителя средств федерального бюджета на лицевой счет получателя средств федерального бюджета (подпункт 3.1.1 Соглашений).
В соответствии с подпунктом 3.1.3 Соглашений Роскосмос осуществляет контроль за целевым использованием Застройщиком выделенных бюджетных средств на реконструкцию и техническое перевооружение Объекта.
Факт получения ФГУП "Завод имени Морозова" в 2014 году из федерального бюджета на реконструкцию и техническое перевооружение производства для подготовки серийного производства изделий комплексов "ЗК-30", "Я" 152 000 000 руб. не оспаривается Заявителем.
Во исполнение вышеуказанных соглашений Предприятием заключены договоры с ООО "Стройфинансгрупп" (договор подряда от 19.04.2013 N 69, государственный контракт от 19,09.2014 N 145, государственный контракт от 23.07.2014 N 114), с ООО "РМТ "Стройконтакт" (договор подряда от 23.12.2013 N 192, государственный контракт от 23.07.2014 N 115), с ОАО "СоюзпромНИИпроект" (государственный контракт от 10.11.2014 N34-14/158).
В вышеперечисленных договорах и государственных контрактах определена цена и порядок расчетов. По условиям договоров подряда и государственных контрактов оплата производилась в два этапа: аванс и окончательный расчет. Выплата аванса осуществлялась только при условии поступления денежных средств из федерального бюджета. Окончательный расчет производится после приемки фактически оказанных услуг или в течении 10, 30 дней по предоставлению акта о приемке выполненных работ по форме КС-2, справки о состоянии выполненных работ и затрат по форме КС-3, счета-фактуры, счета.
По результатам выполнения данных контрактов в 2014 году между предприятием и ООО "Стройфинансгрупп", ООО "РМТ "Стройконтакт" составлены справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3, связанными с реконструкцией и техническим перевооружением производства для подготовки серийного производства изделий комплексов "ЗК-30", "Я". Согласно указанных справок Заказчиком являлось Федеральное космическое агентство (Роскосмос), Подрядчиками соответственно выступали ООО "Стройфинансгрупп", ООО "РМТ "Стройконтакт". Оплата работ производится за счет средств федерального бюджета, что не оспаривается заявителем.
С учетом изложенного судом первой инстанции правильно установлено, что денежные средства выделялись налогоплательщику из федерального бюджета для исполнения налогоплательщиком функций застройщика, перечислялись безвозмездно и имели целевой характер - для осуществления бюджетных инвестиций в объект учреждения.
Выделенные денежные средства и созданные объекты являются федеральной собственностью. В связи с чем, НДС, уплаченный за счет средств федерального бюджета не подлежит вычету у налогоплательщика.
Доводы подателя жалобы о том, что осуществление бюджетных инвестиций федеральному предприятию сопряжено со встречным представлением Российской Федерации соответствующего эквивалента в виде увеличения стоимости принадлежащего Российской Федерации имущества, используемого унитарным предприятием, что оформляется увеличением уставного фонда предприятия, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку до настоящего времени изменений в Устав предприятия не внесено, уставный фонд предприятия не увеличен.
Доводы Предприятия о том, что денежные средства получены им на праве хозяйственного ведения не соответствуют действительности и опровергаются материалами судебного дела.
Факт открытия лицевых счетов в казначействе на Роскосмос, а не на предприятие не опровергается налогоплательщиком.
Более того, как обоснованно отметил суд первой инстанции, бюджетные средства, за счет которых уплачены выполненные работы, включали в себя, как средства на покрытие понесенных Предприятием расходов, так и суммы НДС, которые в дальнейшем были предъявлены подрядчиком в составе стоимости выполненных работ, что свидетельствует об отсутствии у Предприятия реальных затрат в том числе, по перечислению НДС в составе оплаты работ подрядчиков.
В данном случае налогоплательщик не понес реальных затрат по оплате выполненных работ, в том числе, с учетом НДС в составе их стоимости.
Средства, перечисляемые в качестве бюджетных инвестиций, являются бюджетными и по своей правовой природе относятся к собственности Российской Федерации, перечисление денежных средств не предполагает переход права собственности на данные денежные средства к предприятию, а предоставляет право исключительно целевого распоряжения ими в форме оплаты выполненных работ.
Покупателем работ (инвестором) является Российская Федерация, поскольку право собственности на объекты основных средств принадлежит Российской Федерации, а Предприятие может владеть данным имуществом только на праве хозяйственного ведения.
Таким образом, доводы налогоплательщика о наличии у него права на получение налогового вычета по НДС, уплаченного за счет средств федерального бюджета, в связи с получением в дальнейшем имущества, созданного на данные средства, не могут быть признаны правомерными.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 30.05.2016 N 307-КГ16-4816, постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.02.2016 по делу N А56-19203/2015.
Иные доводы Предприятия отклоняются апелляционным судом как необоснованные и не имеющие правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Кроме того, апелляционная инстанция находит правомерными доводы налогового органа о несоблюдении налогоплательщиком порядка и условий возмещения НДС из бюджета, установленных статьями 171, 172 Налогового кодекса РФ, по счетам-фактурам, выставленным в адрес Роскосмоса.
Ссылки налогоплательщика на письма Министерства Финансов РФ несостоятельны, поскольку в них идет речь о денежных средствах, выделяемых учредителем в виде взноса в уставных капитал. В настоящем деле спорные бюджетные инвестиции имеют иную правовую природу.
Учитывая, что при рассмотрении дела суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства, всесторонне и полно исследовав представленные сторонами доказательства, не допустил нарушений норм материального права и процессуального права, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.03.2016 по делу N А56-9381/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-9381/2016
Истец: ФГУП "Завод имени Морозова"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области, ИФФНС по Всеволожскому района ЛО
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области, УФНС по ЛО