г. Москва |
|
29 июля 2016 г. |
Дело N А40-237021/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: |
Овчинниковой С.Н., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИП Шульженко А.А.
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.05.2016 по делу N А40-237021/15, принятое судьей Скачковой Ю.А. (шифр судьи 37-579)
по иску ИП Шульженко А.А.
к 1. ГУП г.Москвы Московский научно-исследовательский и проектный институт жилищного хозяйства "МОСЖИЛНИИПРОЕКТ", 2. Государственная жилищная инспекция г.Москвы
о признании объекта не соответствующим законодательству,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 19.05.2016 в удовлетворении исковых требований индивидуального предпринимателя Шульженко Алексея Алексеевича (далее - истец, Шульженко А.А.) к ГУП г.Москвы Московский научно-исследовательский и проектный институт жилищного хозяйства "МОСЖИЛНИИПРОЕКТ" (далее - Предприятие, МОСЖИЛНИИПРОЕКТ) и Государственной жилищной инспекции г.Москвы (далее - Инспекция, Мосжилинспекция) о признании выполненного по заказу N 2013-01749-01-0 и адресу: г. Москва, ул. Южнопортовая, д. 12, кв. 57 ГУП Мосжилниипроект проекта соответствующим/не соответствующим законодательству РФ 2013 года со всеми вытекающими последствиями из этого факта и освобождении его собственности от всех посторонних притязаний на нее, отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Дело рассмотрено в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Как следует из материалов дела, Шульженко А.А. является собственником квартиры, общей площадью 69,8 кв.м., расположенной на 1 этаже дома по адресу: г. Москва, Южнопортовая ул., д. 12 кв. 57, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации от 09.11.2012 г. (запись регистрации N 77-77-04/041/2012-323).
Как указывает истец, данная квартира приобреталась для ведения предпринимательской деятельности, в связи с чем, было принято решение о переводе жилого помещения в нежилое.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Жилищного кодекса Российской Федерации и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно п. 4 ст. 22 ЖК РФ перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).
Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения) (п. 2 ст. 23 ЖК РФ).
С целью подготовки и оформления в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения истец обратился с заявлением от 31.05.2013 в Мосжилниипроект с заказом N 2013-01749-00-0, 2013-01749-01-0, 2013-01749-33-0.
В материалы дела истцом представлена разработанная на основании заказа N 2013-01749-01-0 проектная документация на переустройство квартиры N 57 с переводом в нежилой фонд по адресу: ул. Южнопортовая, д. 12 (Раздел I Архитектурно-строительные решения).
Как указывает истец, с заявлением и проектом он обратился в Департамент, который в свою очередь проект направил в Мосжилинспекцию для проведения технической экспертизы.
Мосжилинспекция отказала в переводе квартиры в нежилое помещение, дав техническое заключение, что проект не соответствует законодательству без технических объяснений, доказательств и ссылок на законодательство.
25.12.2013 Мосжилинспекция заключением N 1025/Д-13 о возможности переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения, переводимого из жилого (нежилого) в нежилое (жилое) помещение сообщило Шульженко А.А. о принятии решения об отказе в согласовании переустройства и перепланировки нежилого помещения в соответствии с представленной проектной документацией по п. 1 ч. 1 ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом ответчиком указано, что в пакете заявки отсутствуют документы, предусмотренные ч. 2 ст. 26 Жилищного Кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Москвы от 25 октября 2011 года N 508-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах", а именно:
- решение (протокол) общего собрания собственников многоквартирного жилого дома о передаче в пользование части общего имущества (не менее 67 % или 2/3 голосов на устройство входной группы);
- заключение ГлавАПУ Москомархитектуры;
- техническое заключение ОПС Мосгоргеотрест;
- заключение Роспотребнадзора по проектным материалам;
- техническое заключение ГУП "МосжилНИИпроект";
- необходимо дополнить ПД решениями по устройству звукоизоляции потолка и. стен, а также разделами "ВК" и "ОВ".
Также заявителю (истцу) рекомендовано представить указанные документы.
Истцом в материалы дела представлено Решение Мосжилинспекции от 15.06.2015 N ЮВ-0445-15/О-234-15, которым рассмотрено обращение истца на портал госуслуг с заявлением о намерении провести переустройство и перепланировку жилого помещения с переводом в нежилое помещение, и отказано в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения в соответствии с представленным проектом (проектной документацией) на основании неадресности, пункт 2 части 1 статьи 27 Жилищного кодекса РФ: представление документов в ненадлежащий орган.
Перевод жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение осуществляется в соответствии со следующими правовыми актами Российской Федерации и города Москвы:
- Жилищным кодексом Российской Федерации;
- Законом города Москвы от 27 января 2010 года N 2 "Основы жилищной политики города Москвы";
- постановлением Правительства Москвы от 21 августа 2007 года N 712-ПП "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Москве";
- постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2007 года N 382-ПП "Об утверждении регламента подготовки по принципу "одного окна".
Департамент городского имущества города Москвы осуществляет функции уполномоченного органа по подготовке по принципу "одного окна" уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещение нежилое (жилое) помещение и предоставляет заявителям одноименную государственную услугу.
В случае необходимости проведения переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, Департамент городского имущества города Москвы направляет в Мосжилинспекцию проектную документацию на переустройство и (или) перепланировку данного помещения с целью рассмотрения технической возможности производства ремонтно-строительных работ с учетом конструктивных особенностей жилого строения и соблюдения строительных норм и правил.
Мосжилинспекцией даны рекомендации по дальнейшим действиям заявителя: обратиться в Департамент городского имущества города Москвы.
Документов, подтверждающих обращение истца в ДИГМ с заявлением о намерении провести переустройство и перепланировку жилого помещения с переводом в нежилое помещение, суду не представлено.
Также истцом представлено Решение от 02.11.2015 г. N ЮВ-0769-15/О-0422-15, которым Мосжилинспекция рассмотрела заявление Шульженко А.А. о намерении провести переустройство и перепланировку жилого помещения, и отказала в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения в соответствии с представленным проектом (проектной документацией) на основании: несоответствия представленной проектной документации ст. 26 и ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановлению Правительства Москвы от 25 октября 2011 г. N 508-ПП, а именно: ввиду отсутствия: Экспертного заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной, предпроектной документации ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" (Роспотребнадзор) на основании п. 13 приложения 3 к постановлению Правительства Москвы от 25 октября 2011 года N 508-ПП; заключения ОПС Мосгоргеотрест; оригинала проекта необходимостью: в соответствии с п. 5 приложения 3 включить протокол "решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о передаче в пользование части общего имущества, использованного при переустройстве и (или) перепланировке", по форме, установленной Мосжилинспекцией; в соответствии с п. 8 приложения 3 "при производстве работ, связанных с изменением внешнего архитектурного облика многоквартирного дома, требуется согласование проекта
Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы, выданное на основании анализа объектов недвижимости для оценки возможности проведения работ, выполненного уполномоченной Комитетом по архитектуре и градостроительству города организацией".
Департамент городского имущества города Москвы осуществляет функции уполномоченного органа по подготовке по принципу "одного окна" уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещение нежилое (жилое) помещение и предоставляет заявителям одноименную государственную услугу в соответствием с постановлением Правительств Москвы от 15.05.2007 N 382-ПП "Об утверждении регламента подготовки по принципу "одного окна".
В случае необходимости проведения переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, Департамент городского имущества города Москвы направляет в Мосжилинспекцию проектную документацию на переустройство и (или) перепланировку данного помещения с целью рассмотрения технической возможности производства ремонтно-строительных работ с учетом конструктивных особенностей жилого строения и соблюдения строительных норм и правил.
Дана рекомендация по дальнейшим действиям заявителя: устранить указанные замечания.
Истцом в материалы дела представлено письмо Мосжилниипроект N 1515 от 16.11.2015, в котором ответчик на замечания Мосжилинспекции от 17.09.15г. N 99999-1100-557/15 указал, что проект выполнен в соответствии со СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные", ВСН 61-89(р) "Реконструкция и капитальный ремонт жилых домов", СНиП 2.01.97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", Постановление Правительства г. Москвы от 25 октября 2011 г. N 508-ПП (в редакции 840-ПП от 26.12.2012) "О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории г. Москвы". В составе проектной документации согласно договора и калькуляции стоимости проектных работ не предусматривается получение технического заключения ОАО "Мосгаз" о наличии технической возможности выноса газопровода из квартиры.
В связи с изложенным, истец обратился в суд с иском о признании проекта Мосжилниипроект, выполненного по заказу N 2013-01749-01-0 и адресу: г. Москва, ул. Южнопортовая, д. 12, кв. 57 соответствующим/не соответствующим законодательству РФ 2013 года со всеми вытекающими последствиями из этого факта и освобождении его собственности от всех посторонних притязаний на нее.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в указанной статье, а также иными способами, предусмотренными законом.
При этом, по смыслу ст. 4 АПК РФ предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
Как верно установлено судом первой инстанции, заявленные требования о признании проектной документации, разработанной Мосжилниипроект не соответствующей/соответствующей действующему законодательству, относятся к требованиям, рассматриваемым в исковом производстве, а потому в силу общего правила, установленного ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец несет обязанность доказать несоответствие/соответствие проектной документации законодательству.
Таких доказательств истцом не представлено, а также не указано на соответствие/не соответствие, каким именно нормам законодательства РФ должен соответствовать представленный проект.
При этом суд первой инстанции правильно принял во внимание, что проектная документация изготовлена ответчиком Мосжилниипроект на основании заявки, а также договора и калькуляции стоимости сметных работ. Указанные документы в материалы дела не представлены.
Как следует из существа спора, заявленные требования направлены на защиту права истца на перевод, принадлежащей ему квартиры в нежилое помещение с предварительным переустройством и перепланировкой жилого помещения, а также компенсации финансовых потерь.
Однако перевод жилого помещения в нежилое помещение осуществляется на основании решения органа местного самоуправления, а переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления.
Кроме того, признание проекта не соответствующим законодательству, само по себе не является основанием для компенсации понесенных истцом затрат и финансовых потерь.
Требование истца об освобождении его собственности от всех посторонних притязаний на нее удовлетворению не подлежит, поскольку какие-либо притязания со стороны ответчиков или иных третьих лиц из материалов дела и существа спора не усматриваются.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом предмета сформулированных заявителем требований, фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.05.2016 по делу N А40-237021/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
С.Н. Овчинникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-237021/2015
Истец: ИП Шульженко А. А., ИП Шульженко А.А., Шульженко А. А.
Ответчик: Государственная жилищная инспекция г. Москвы, ГУП г.Москвы Московский научно-исследовательский институт жилищного хозяйства, ГУП г.Москвы Московский научно-исследовательский институт жилищного хозяйства "МОСЖИЛНИИПРОЕКТ", ГУП ГОРОДА МОСКВЫ МОСКОВСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ ЖИЛИЩНОГО ХОЗЯЙСТВА "МОСЖИЛНИИПРОЕКТ"