Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 ноября 2016 г. N Ф03-5307/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Хабаровск |
|
01 августа 2016 г. |
А04-2247/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балинской И.И.
судей Песковой Т.Д., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Ресурс": представитель не явился;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области : представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Ресурс"
на решение от 13.05.2016
по делу N А04-2247/2016
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Д.С. Аныш
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Ресурс"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области
о признании недействительным предписания от 10.12.2015 N 43
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Ресурс" (далее - ООО "ЖКХ-Ресурс", общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области (далее -Управление Роспотребнадзора, орган надзора) от 10.12.2015 N 363.
Решением суда первой инстанции от 13.05.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "ЖКХ-Ресурс" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. В обоснование жалобы общество ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права. Общество указывает, что им неоднократно в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора направлялась программа качества питьевой воды, в согласовании которой органом надзора отказано по причине непредоставления положительного заключения Центра гигиены и эпидемиологии. Также считает оспариваемое предписание неисполнимым.
Управление Роспотребнадзора по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, ссылаясь на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, что согласно части 3 статьи 156, статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не явилось препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения суда, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора от 22.09.2015 N 915 в отношении ООО "ЖКХ-Ресурс" проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено, что обществом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, не организован производственный контроль качества питьевой воды и не согласована программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды.
По результатам данной проверки обществу выдано предписание от 08.10.2015 N 280 об устранении выявленных нарушений в срок до 20.11.2015.
Поскольку в установленный срок информация о выполнении предписания N 280 обществом не была представлена, органом надзора проведена внеплановая документарная проверка ООО "ЖКХ-Ресурс" и установлен факт неисполнения предписания от 08.10.2015 N 280.
В связи с этим обществу выдано новое предписание от 10.12.2015 N 363, которым предписано в срок до 01 февраля 2016 года:
- производственной лаборатории ООО "ЖКХ-Ресурс", осуществляющей контроль качества питьевой воды, получить аттестат аккредитации или заключить договор с лабораторией других организаций, аккредитованных в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний качества питьевой воды; договор представить в Территориальный отдел в г. Тында, Тындинском и Сковородинском районах;
- ООО "ЖКХ-Ресурс", осуществляющему эксплуатацию систем водоснабжения, разработать рабочую программу производственного контроля качества воды в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10 " О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды", рабочую программу согласовать с Территориальным отделом в г. Тында, Тындинском и Сковородинском районах.
Об устранении выявленных нарушений в срок до 01.02.2016 направить соответствующую информацию в Территориальный отдел в г. Тында, Тындинском и Сковородинском районах.
В ходе внеплановой проверки, проведенной органом надзора в период с 08.02.2016 по 17.02.2016, выявлен факт невыполнения обществом предписания от 10.12.2015 N 363 в установленный им срок.
12.02.2016 обществом повторно представлена на согласование рабочая программа производственного контроля качества воды филиала Сковородинский на 2015-2016 годы, в согласовании которой Управлением Роспотребнадзора отказано, о чем 04.03.2016 направлено уведомление.
20.04.2016 в Управление Роспотребнадзора по Амурской области поступило уведомление ООО "ЖКХ-Ресурс" о прекращении им с 31.03.2016 деятельности по оказанию услуг водоснабжения на территории г. Сковородино.
Не согласившись с предписанием от 10.12.2015 N 363, ООО "ЖКХ-Ресурс" обратилось в арбитражный суд с заявлением по рассматриваемому делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии закону оспариваемого предписания.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, статьи 200, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 (далее - Положение), эта Федеральная служба (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
При осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора Роспотребнадзор руководствуется законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе Законом N 52-ФЗ и санитарными правилами, утвержденными и введенными в действие в установленном законом порядке.
Согласно пункту 2 статьи 50 Закона N 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, в том числе о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, обязательные для исполнения в установленные сроки.
В соответствии с пунктом 6.5 Положения Роспотребнадзор в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.
Таким образом, осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора входит в компетенцию органов Роспотребнадзора, которые имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил.
Согласно статье 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В силу пункта 2 статьи 19 Закона N 52-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Статьей 32 Закона N 52-ФЗ установлено, что производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.
Пунктом 2 статьи 25 Закона о водоснабжении предусмотрено, что производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных данным Федеральным законом.
Как следует из пункта 4 статьи 25 Закона о водоснабжении, проведение лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации
Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 5 статьи 25 Закона о водоснабжении).
В силу пункта 6 статьи 25 Закона о водоснабжении программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды включает в себя: 1) перечень показателей, по которым осуществляется контроль; 2) указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, и абонентов; 3) указание частоты отбора проб воды.
Санитарные правила и нормы 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 N 24 (далее - СанПин 2.1.4.1074-01) устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест (далее - системы водоснабжения). Указанные правила разработаны для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункты 1.1 и 1.3).
Пунктом 1.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 установлено, что требования данных санитарных правил применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды (далее - рабочая программа) в соответствии с правилами, указанными в приложении 1. Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе (далее - центр Госсанэпиднадзора) и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке (пункт 2.4 СанПиН 2.1.4.1074-01).
Согласно пункту 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Пунктом 4.7 СанПиН 2.1.4.1074-01 установлено, что производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой осуществляется лабораториями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих системы водоснабжения, или по договорам с ними лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды.
Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.01.2015 N 10, вступившим в силу с 01.07.2015 (далее - Правила).
Согласно пунктам 6 и 7 Правил программа производственного контроля включает в себя: а) перечень показателей, по которым осуществляется контроль; б) указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих водоснабжение, и абонентов; в) указание частоты отбора проб воды. Программа производственного контроля должна предусматривать проведение лабораторных исследований и испытаний качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, не реже 1 раза в месяц, а также информирование территориального органа о выявленном по результатам лабораторных исследований и испытаний несоответствии качества воды установленным требованиям
Таким образом, в силу приведенных правовых норм производственный контроль качества питьевой воды, осуществляется исключительно в соответствии с программой производственного контроля качества воды, разработанной организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласованной с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Судом по материалам дела установлено, что ООО "ЖКХ-Ресурс" на время проверки и выдачи оспариваемого предписания осуществляло эксплуатацию систем водоснабжения.
Зафиксированные в предписании N 363 нарушения санитарного законодательства обществом не опровергнуты.
По обоснованному выводу судом первой инстанции, производственный контроль предполагает наличие соответствующей аккредитации у лаборатории ООО "ЖКХ-Ресурс" или заключенного договора с лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды.
Поскольку доказательств наличия аккредитации у лаборатории ООО "ЖКХ-Ресурс" или заключенного договора с аккредитованными лабораториями других организаций в деле не имеется, требование пункта 1 оспариваемого предписания соответствует закону.
Пунктом 2 предписания N 363 общество должно разработать рабочую программу производственного контроля качества воды и согласовать ее с территориальным органом Роспотребнадзора, что соответствует пункту 12 Правил. Доказательств наличия такой программы, разработанной и согласованной в установленном порядке на момент выдачи оспариваемого предписания, в дело не представлено.
Таким образом, требование, изложенное в пункте 2 оспариваемого предписания, также основано на нормах действующего законодательства.
Судом установлено, что договор аренды муниципального недвижимого имущества для предоставления холодной (питьевой) воды ООО "ЖКХ-Ресурс" заключен 24.11.2014. При этом Постановление Правительства РФ N 10, которым утверждены вышеназванные Правила, принято 06.01.2015 и вступило в силу с 01.07.2015.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно указал, что у общества имелось достаточно времени для выполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства по разработке и согласованию программы производственного контроля качества питьевой воды.
При таких обстоятельствах орган надзора, установив, что обществом не исполнены вышеуказанные требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правомерно вынес предписание N 363 об устранении выявленных нарушений.
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд признает правильным вывод суда первой инстанции о том, что предписание N 363 по своему содержанию соответствует требованиям закона, вынесено уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий и не нарушает прав общества.
На основании изложенного, совокупность оснований для признания оспариваемого предписания недействительным, судом первой инстанции обоснованно не установлена.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, доказательства получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
В апелляционной жалобе не содержится доводов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы существенное значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьей 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.05.2016 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-2247/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.И. Балинская |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-2247/2016
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 ноября 2016 г. N Ф03-5307/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ЖКХ-Ресурс"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Амурской области в г. Тында, Тындинском и Сковородинском районах