Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 31 октября 2016 г. N Ф10-3653/16 настоящее постановление оставлено без изменения
28 июля 2016 г. |
Дело N А83-5784/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2016 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Омельченко В.А.,
Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем Ждера А.Р.,
при участии:
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Охотниково" - Поповича И.Я.;
от заинтересованного лица, Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым - Савича А.С.;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 20 мая 2016 года по делу N А83-5784/2015 (судья Лукачев С.О.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Охотниково" (ул. Первомайская, 4, с. Охотниково, Сакский район, Республика Крым, 296540)
к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым (ул. Кечкеметская, 198, г. Симферополь, Республика Крым, 295022)
о признании недействительными приказа и уведомления,
установил:
Судом первой инстанции по заявленным обществом с ограниченной ответственностью "Охотниково" (ОГРН 1149102092402 - л.д. 24 т. 1, далее - ООО "Охотниково" или заявитель) требованиям к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым (ОГРН 1149102000860 - л.д. 32-36 т. 1, далее - Минприроды Крыма) принято решение (л.д. 133-143 т. 1), которым:
1) принят отказ от требований о признании недействительным (незаконным) уведомления Минприроды Крыма о досрочном прекращении права пользования недрами и производство по этим требованиям прекращено;
2) удовлетворены требования о признании недействительным приказа Минприроды Крыма о досрочном прекращении права пользования недрами;
3) взыскано с Минприроды Крыма в пользу ООО "Охотниково" судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 3.000 руб.;
4) возвращена заявителю из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 3.000 руб.
Судебный акт мотивирован тем, что Минприроды Крыма не известило заявителя за три месяца до принятия решения о досрочном прекращении специального разрешения на пользование недрами о допущенных нарушениях.
Минприроды Крыма подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда в удовлетворенной части требований и взыскания с Минприроды Крыма государственной пошлины, отказать в удовлетворении требований о признании недействительным приказа Минприроды Крыма о досрочном прекращении права пользования недрами по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального права. В апелляционной жалобе указано на то, что ООО "Охотниково" за три месяца до прекращения права пользования недрами уведомлялось о допущенных нарушениях, о чем указано в представлении и информации прокурора (л.д. 6-11 т. 2).
Отзыва на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании представитель Минприроды Крыма просил удовлетворить апелляционную жалобу; представитель ООО "Охотниково" с доводами апелляционной жалобы не согласился, поскольку заявителю не был представлен срок для устранения допущенных нарушений, постановление о привлечении заявителя к административной ответственности за нарушение пользования недрами обжаловано в арбитражный суд после отмены в кассационном порядке ранее принятых судебных актов, новое судебное решение не принято.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, поскольку в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта и лица, участвующие в деле, не заявили возражений против проверки в апелляционном порядке только части судебного акта.
На основании статьи 268 АПК РФ Двадцать первый арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
30 октября 2015 года Минприроды Крыма принят приказ N 1037, которым досрочно прекращено право пользования недрами, осуществляемого по специальному разрешению на пользование недрами N 4547 от 17 декабря 2007 года, выданного Министерством охраны окружающей природной среды Украины коллективному сельскохозяйственному предприятию "Крымская буровая компания" с целью добычи известняков на Ново-Журавлевском месторождении площадью 57,4 га в Сакском районе Республики Крым (л.д. 20, 111-112 т. 1).
11 ноября 2015 года копия этого приказа получена заявителем, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д. 113 т. 1).
В названном приказе указано, что он издан на основании статьи 17 Закона Республики Крым от 07 августа 2014 года N 45-ЗРК "О недрах", пунктов 2 и 3 части 2 статьи 20, абзаца 4 статьи 21 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N2395-1 "О недрах", пункта 8 Постановления Совета министров Республики Крым от 26 декабря 2014 года N 625 "Об утверждении Положения о порядке оформления лицензий на пользование участками недр местного значения на территории Республики Крым" и на основании решения Комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии, о продлении и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории Республики Крым по участкам недр, отнесенных к полномочиям Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым (пункт I протокола N 12 от 27 октября 2015 года).
До этого, 30 апреля 2015 года приказом Минприроды Крыма N 306 приостановлено действие названного специального разрешения с 30 апреля 2015 года и до устранения нарушений, решено уведомить заявителя о приостановлении действия специального разрешения (л.д. 98-99 т. 1).
06 мая 2015 года Минприроды Крыма письменно уведомило ООО "Охотниково" о приостановлении действия специального разрешения и направило копию приказа Минприроды Крыма N 306 от 30 апреля 2915 года и выписку из протокола заседания Комиссии от 24 апреля 2015 года N 3 (л.д. 96-97 т. 1). Доказательств вручения этого уведомления заявителем судам первой и второй инстанций не представлено.
Данное уведомление Минприроды Крыма расценивает как уведомление о допущенных нарушениях, которое ООО "Охотниково" не исполнил в течение трех месяцев.
Из представленных доказательств следует, что Комиссией по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии, о продлении и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории Республики Крым были рассмотрены вопросы и приняты решения:
1) протоколом N 3 от 24 апреля 2015 года (пункт V) - приостановить действие специального разрешения, уведомить ООО "Охотниково" о приостановлении действия специального разрешения (л.д. 100-107 т. 1);
2) протоколом N 11 от 14 октября 2015 года (пункт VII) - уведомить ООО "Охотниково" о необходимости устранения нарушений в течение 3 месяцев со дня получения уведомления (л.д. 49-53 т. 1);
3) протоколом N 12 от 27 октября 2015 года (пункт I) - отменено решение Комиссии от 14 октября 2015 года по VII вопросу касаемо уведомления ООО "Охотниково" об устранении нарушений, досрочно прекращено ООО "Охотниково" право пользования недрами по указанному выше специальному разрешению (л.д. 58-61 т. 1).
Принятие 14 и 27 октября 2015 года указанной Комиссией решений было связано с вынесенным в адрес Минприроды Крыма 14 октября 2015 года представлением заместителя прокурора Республики Крым (л.д. 45-48 т. 1) и 27 октября 2015 года информации о ненадлежащем рассмотрении представления (л.д. 55-57 т. 1), из которых следует, что ООО "Охотниково" в 2014-2015 годах самовольно, за пределами лицензионной площади и горного отвода на площади 0,62 га произвело добычу пильного известняка; не имело в аренде специальной техники; представление прокурора рассмотрено ненадлежаще, поскольку в мае 2015 года ООО "Охотниково" уведомлялось о допущенных нарушениях.
26 октября 2015 года во исполнение принятого 14 октября 2015 года названной Комиссией решения Минприроды Крыма в адрес ООО "Охотниково" вынесено уведомление N 16537/12.215 (л.д. 21, 54, 108-109 т. 1), которым заявитель уведомлен о допущенных им нарушениях условий пользования недрами по специальному разрешению на пользование недрами:
1) невыполнение оперативного пересчета запасов пильных известняков месторождения и непредоставление результатов такого перерасчета Минприроды Крыма;
2) невыполнение рекультивации участков с отработанными запасами полезного ископаемого в соответствии с проектом и непредоставление Минприроды Крыма информации о выполненных работах.
В этом уведомлении указано на причинение из-за допущенных нарушений ущерба в сумме 11.050.294 руб. и о необходимости устранения заявителем нарушений в течение трех месяцев со дня поучения заявителем уведомления.
30 октября 2015 года уведомление получено заявителем, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д. 110 т. 1).
07 июля 2016 года постановлением Арбитражного суда Центрального округа по делу N А83-1680/2015 отменены судебные акты судов первой и второй инстанций по требованиям ООО "Охотниково" об обжаловании постановления о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ за добычу полезных ископаемых по специальному разрешению N 4547 за пределами границ отвода на территории 0,62 га Ново-Журавлевского месторождения Сакского района Республики Крым; дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Крым; до настоящего времени по сути дело не рассмотрено (л.д. 27-29 т. 2).
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, который принял оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Полномочия Минприроды Крыма по принятию приказа о досрочном прекращении права пользования участками недр не оспариваются и подтверждаются:
- пунктами 1.15 и 22 соглашения между Федеральным агентством по недропользованию и Советом министров Республики Крым о передаче Совету министров Республики Крым осуществления части полномочий Российской Федерации в сфере недропользования, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2014 года N 886-р, которым с 26 мая 2014 года на три года Совету министров Республики Крым переданы полномочия Российской Федерации по принятию решений о досрочном прекращении права пользования участками недр;
- пунктом 3.4 Положения о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 24 июня 2014 года N 136, которым в целях выполнения поставленных задач на Министерство в установленном законодательством порядке возложены функции в сфере регулирования отношений недропользования по переданным полномочиям Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования, в том числе принятие решений о досрочном прекращении права пользования участками недр (л.д. 30-31 т. 2).
Согласно части 3 статьи 20 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 (ред. от 13 июля 2015 года) "О недрах" (далее - Закон о недрах) право пользования участком недр федерального значения для разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, досрочно прекращается органами, предоставившими такую лицензию, на основании решения Правительства Российской Федерации, принятого в соответствии с частью пятой статьи 2.1 настоящего Закона.
Части 2 и 3 статьи 3 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 161-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере пользования недрами в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусматривают, что пользование участками недр на территориях Республики Крым на основании специальных разрешений (лицензий), выданных государственными органами Украины до дня вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", осуществляется на условиях таких специальных разрешений (лицензий) в соответствии со статьей 12 указанного Федерального конституционного закона; эти специальные разрешения (лицензии), а также условия таких специальных разрешений (лицензий) изменению и переоформлению не подлежат.
Частью 2 статьи 20 Закона о недрах установлен исчерпывающий перечень случаев досрочного прекращения права пользования недрами, в частности:
- пункт 2 - за нарушение пользователем недр существенных условий лицензии,
- пункт 3 - за систематическое нарушение пользователем недр установленных правил пользования недрами.
Эти пункты указаны в оспариваемом приказе о досрочном прекращении права пользования недрами.
При этом, статья 21 Закона о недрах устанавливает порядок досрочного прекращения права пользования недрами, по которому:
- в случаях, предусмотренных пунктами 1 (возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами) и 4 (возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие) части второй и частью третьей статьи 20 настоящего Закона, пользование недрами прекращается непосредственно после принятия компетентным органом решения об этом с письменным уведомлением пользователя недр;
- в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 5 и 8 части второй статьи 20 настоящего Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Как следует из материалов дела и пояснений представителей участников, данных в судебном заседании суда апелляционной инстанции, обстоятельств, связанных с нарушениями со стороны заявителя, при которых возникает непосредственная угроза жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, или возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие), не установлено.
Минприроды Крыма не направляло заявителю уведомление об устранении нарушений пользования недрами и лицензионных условий с установлением трехмесячного срока для устранения таких нарушений. Вынесенное 06 мая 2015 года уведомление таким уведомлением не является, поскольку не содержит требования об устранении нарушений в трехмесячный срок; кроме того, не представлено доказательств получения заявителем уведомления от 06 мая 2015 года.
Представление и информация прокурора не заменяет установленного порядка досрочного прекращения права пользования недрами.
Таким образом, Минприроды Крыма нарушена процедура досрочного прекращения права пользования недрами, что является нарушением закона и прав заявителя, так как без специального разрешения на пользование недрами заявитель не вправе осуществлять свой основной вид деятельности - добыча декоративного и строительного камня, известняка, гипса, мела и сланцев (код 8.11), и, как следствие, основанием для признания ненормативного правового акта недействительным.
Такая позиция изложена в постановлении суда кассационной инстанции по делу N А83-332/2015.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ Минприроды Крыма не доказало и не привело в оспариваемом приказе о досрочном прекращении права пользования недрами обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта. Данный приказ содержит только ссылку на нормы законодательства, в соответствии с которыми принят приказ, без указания конкретных обстоятельств и оснований для досрочного прекращения права пользования недрами.
Отсутствие обоснования в ненормативном правовом акте влечет для государственного органа, принявшего оспариваемый акт, утрату возможности доказать законность и обоснованность принятия такого акта. Такая позиция высказана в постановлении суда кассационной инстанции по делу N А83-809/2015.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Ссылка Минприроды Крыма на нормы Налогового кодекса Российской Федерации, как на основание освобождения от уплаты понесенных заявителем судебных расходов (государственной пошлины), является несостоятельной, так как часть 1 статьи 110 АПК РФ регулирует вопрос распределения судебных расходов между сторонами по итогам рассмотрения дела, а статья 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации - оплаты государственной пошлины в доход федерального бюджета.
Как установлено, судом первой инстанции судебный акт принят в пользу ООО "Охотниково", а потому Минприроды Крыма обязано возместить этому участнику понесенные судебные расходы - уплаченную при подаче заявления государственную пошлины. Факт уплаты подтвержден квитанцией (л.д. 28 т. 1).
Как ответчик, освобожденный от уплаты государственной пошлины в доход федерального бюджета, Минприроды Крыма воспользовалось предоставленной льготой при подаче апелляционной жалобы, подав ее без уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права, иных оснований для отмены судебного акта не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 20 мая 2016 года по делу N А83-5784/2015 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
В.А. Омельченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-5784/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 31 октября 2016 г. N Ф10-3653/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ОХОТНИКОВО"
Ответчик: Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым
Третье лицо: Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым