г. Вологда |
|
29 июля 2016 г. |
Дело N А44-10663/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 29 июля 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Смирновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области в лице государственного областного казенного учреждения "Новгородское лесничество" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 17 марта 2016 года по делу N А44-10663/2015 (судья Федорова А.Е.),
установил:
Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области в лице государственного областного казенного учреждения "Новгородское лесничество" (место нахождения: 173002, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д. 13а; ОГРН 1075321000105, ИНН 5321114249; далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЭКОЦЕНТР" (место нахождения: 173002, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д. 17/22, оф. 14; ОГРН 1125321003532, ИНН 5321155051; далее - Общество) о возложении на Общество обязанности по уборке несанкционированных свалок отходов, расположенных на арендуемом лесном участке в Новгородской области, Новоселицком лесничестве, Вишерском участковом лесничестве, квартале 52, выделе 17, квартале 84, выделах 20, 29, квартале 89, выделе 20, квартале 240, выделе 9.
Решением суда от 17 марта 2016 года в удовлетворении иска отказано.
Комитет с решением суда не согласился, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. Считает, что в силу положений статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), пункта 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414 (далее - Правила санитарной безопасности в лесах), и условий договора аренды на Обществе как арендаторе лесного участка лежит обязанность по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе связанных с ликвидацией несанкционированных свалок бытовых отходов независимо от наличия его вины в организации данных свалок.
ООО "ЭКОЦЕНТР" в отзыве на апелляционную жалобу с доводами истца не согласилось, просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Сообщает, что возникновение свалок не связано с деятельностью Общества; проектом освоения лесов на лесном участке, арендуемом Обществом (далее - Проект), получившим положительное заключение государственной экспертизы, проведение мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок не предусмотрено. Отмечает, что Руководством по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий (далее - Руководство), утвержденным приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.12.2007 N 523, установлен единый порядок действий уполномоченных органов исполнительной власти при обнаружении в лесах несанкционированных свалок отходов производства и потребления. Со ссылкой на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 26-П (далее - Постановление КС РФ N 26-П) считает, что является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору, поскольку ответственность за сохранность лесов несут субъекты Российской Федерации, которые наделены соответствующими полномочиями и финансированием. Указывает, что вступившим в законную силу решением Новгородского районного суда от 21.10.2014 по делу N 2-7018/14 обязанность по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на арендованном Обществом лесном участке, а именно в выделе 16 квартала 52 Вишерского участкового лесничества Новоселицкого лесничества, возложена на Комитет.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим судебное заседание состоялось без участия представителей сторон в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, 30.11.2012 Комитетом (Арендодатель) и Обществом (Арендатор) на основании протокола от 14.11.2012 о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка заключен договор аренды лесного участка N 373, по условиям которого Арендатору во временное пользование для заготовки древесины передан лесной участок, находящийся в государственной собственности, общей площадью 4407,8 га, расположенный в Новгородской области, Новоселицком лесничестве, Вишерском участковом лесничестве, кварталах 43 - 65, 68 - 71, 74 - 78, 82 - 84, 89, 90, 96, 97, 229 - 231, 240 (пункты 1, 2 договора).
Схема расположения лесного участка и его характеристика приведены в приложениях 1 и 2 к данному договору.
Лесной участок передан Арендодателем Арендатору по акту приема-передачи от 30.11.2012.
В соответствии с пунктом 33 договора он заключен на срок 49 лет, исчисляемый с момента его государственной регистрации.
Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 18.12.2012.
Права и обязанности сторон определены в разделе 4 договора.
В соответствии с пунктом 18.9 договора Арендатор обязан осуществлять работы по охране, защите, воспроизводству лесов на лесном участке, проводить санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативно-технологическими требованиями и стандартами, действующими в лесном хозяйстве, за свой счет, в объемах и сроки, которые указаны в Проекте и в приложении 7 к настоящему договору.
На территории арендуемого лесного участка в квартале 52, выделе 17, квартале 84, выделах 20, 29, квартале 89, выделе 20, квартале 240, выделе 9 в августе 2015 года обнаружено шесть несанкционированных свалок отходов производства и потребления.
По результатам проверки, проведенной сотрудниками полиции по заявлению Общества, вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 31.08.2015, из которого следует, что лиц, причастных к выбросу мусора на лесном участке, установить не представилось возможным, общая сумма ущерба составляет 567 557 руб. (затраты на уборку данного мусора), повреждения деревьев не обнаружено, свалки находятся на съездах дорог, бытовые отходы не относятся к вредным отходам.
В претензии от 23.10.2015 Комитет предложил Обществу провести уборку мусора и рекультивацию данных лесных участков в срок до 09.11.2015.
Письмом от 19.11.2015 Комитет уведомил Общество о необходимости в срок до 01.12.2015 представить подтверждение проведенных работ по уборке несанкционированных свалок.
Указывая на то, что несанкционированные свалки отходов на арендованном лесном участке Обществом не ликвидированы, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал, посчитав, что Комитет при установлении факта наличия на арендуемом лесном участке несанкционированных свалок не принял должных мер по внесению корректировок в Проект, не решил вопрос о финансировании данных работ, и, следовательно, преждевременно обратился в суд с требованием об обязании Общества провести работы по очистке лесного участка от несанкционированных свалок, не предусмотренные Проектом.
Апелляционный суд находит решение суда подлежащим отмене в силу следующего.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 55 ЛК РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Частью 2 этой же статьи установлено, что указанные в пункте 4 части 1 настоящей статьи меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
Согласно пункту 28 Правил санитарной безопасности в лесах санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Пунктом 4 Правил санитарной безопасности в лесах установлено, что на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.
Аналогичные нормы содержались в пункте 6 Руководства, утратившего силу на основании приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 15.05.2015 N 158.
В настоящее время приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 09.06.2015 N 182 утвержден Методический документ по обеспечению санитарной безопасности в лесах, пункты 78, 79 которого повторяют положения статьи 55 ЛК РФ о составе санитарно-оздоровительных мероприятий и об обязанности арендаторов по проведению данных мероприятий на арендованных лесных участках.
Таким образом, в силу приведенных норм части 2 статьи 55 ЛК РФ и пункта 4 Правил санитарной безопасности в лесах арендатор обязан проводить санитарно-оздоровительные мероприятия на переданных в аренду лесных участках.
Согласно частям 1 и 2 статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 названного Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Частью 1 статьи 12 ЛК РФ предусмотрено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.
В силу пункта 3 части 5 статьи 12 ЛК РФ при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Согласно пункту 4 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки (далее - Состав проекта освоения лесов), утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69, проект освоения лесов должен содержать в числе прочего сведения о мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов.
В соответствии с пунктом 9 Состава проекта освоения лесов раздел "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов" предусматривает в том числе обоснование и характеристику видов и объемов проектируемых мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительных мероприятий, связанных с рубкой погибших и поврежденных лесных насаждений в соответствии с лесохозяйственным регламентом, технология работ; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).
Представленным Обществом Проектом предусмотрено, что санитарно-оздоровительными мероприятиями на арендуемом лесном участке являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления и иного негативного воздействия.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции посчитал, что поскольку рассматриваемый Проект, а также договор аренды с приложением 7 к нему не содержат сведений о необходимости уборки Арендатором лесного участка от несанкционированных свалок и о периодичности ее проведения, и соответствующие изменения, предусматривающие проведение данных мероприятий на лесных участках, в Проект не внесены, оснований для возложения на Арендатора обязанности по ликвидации выявленных свалок бытовых отходов не имеется.
Апелляционная коллегия не может согласиться с выводом суда в указанной части.
В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения; если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Из анализа изложенных выше положений ЛК РФ, Правил санитарной безопасности в лесах, Состава проекта освоения следует, что арендатор лесного участка обязан ликвидировать свалки бытовых отходов своими силами и за свой счет на арендуемом лесном участке, и при этом независимо от наличия вины в их возникновении.
Содержащаяся в нормах части 2 статьи 55 ЛК РФ, пункта 4 Правил санитарной безопасности в лесах оговорка о том, что санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются на основании проекта освоения лесов, не изменяет установленной этими нормами обязанности, а лишь указывает на необходимость включения санитарно-оздоровительных мероприятий в проект освоения лесов. При этом отсутствие соответствующих мероприятий в проекте освоения лесов не освобождает арендатора от обязанности по принятию мер по уборке лесных участков от несанкционированных свалок и не предоставляет отсрочку по исполнению данной обязанности до внесения соответствующих изменений в проект освоения лесов. Иной подход к исполнению данной обязанности противоречит целям сохранения лесов, защиты лесов от негативного воздействия и обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду.
В рассматриваемом случае речь идет не о гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, а об установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка в соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах в полном объеме.
Апелляционный суд отклоняет ссылку Общества на положения пунктов 66 и 67 Руководства, которыми предусматривалось, что при обнаружении на территории земель лесного фонда захламления (загрязнения) строительными, древесными, промышленными и иными отходами, токсичными веществами уполномоченные органы исполнительной власти предпринимают меры по выявлению нарушителей и инициируют применение к ним штрафных, административных или уголовных санкций в соответствии с действующим законодательством; очистка леса от захламления производится за счет нарушителя, а в случае если в течение года нарушитель не обнаружен, мероприятия по очистке ставятся в план санитарно-оздоровительных мероприятий.
Как указывалось ранее, приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 15.05.2015 N 158 данный нормативный правовой акт отменен. Кроме того, установление впоследствии лиц, виновных в захламлении лесных участков мусором, бытовыми отходами может служить основанием для применения к данным лицам мер гражданско-правовой ответственности за причинение вреда и, таким образом, защите прав и интересов арендатора.
Поскольку в данном случае лесной участок находится в аренде у Общества, необходимо руководствоваться частью 2 статьи 55 ЛК РФ и пунктом 4 Правил санитарной безопасности в лесах, пунктом 18.9 договора, возлагающими ответственность за ликвидацию свалок на Общество.
Таким образом, учитывая, что обязанность арендатора по содержанию арендованного лесного участка прямо установлена законом, и материалами дела подтверждается факт нахождения несанкционированных свалок на предоставленном Обществу в аренду лесном участке, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности исковых требований Комитета.
Доводы ответчика со ссылкой на Постановление КС РФ N 26-П о том, что Общество является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору, поскольку ответственность за сохранность лесов несут субъекты Российской Федерации, которые наделены соответствующими полномочиями и финансированием, не принимаются судебной коллегией. Вопреки позиции ответчика в данном постановлении не содержится выводов об отсутствии у арендатора обязанности по осуществлению мероприятий, направленных на защиту и сохранение лесов на переданном в пользование лесном участке. Напротив, в пункте 5.1 постановления указывается, что установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 51 ЛК РФ). Более того, в названном Постановлении отмечается, что мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя, по смыслу взаимосвязанных положений статьи 55 ЛК РФ и утвержденных во исполнение части 3 данной статьи Правил санитарной безопасности в лесах, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них.
Ссылка Общества на решение Новгородского районного суда от 21.10.2014 по делу N 2-7018/14, которым обязанность по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов возложена на Комитет, также не принимается судом. Предметом указанного спора по иску прокурора Новгородского района являлась ликвидация свалки, расположенной в выделе 16 квартала 52 Вишерского участкового лесничества, тогда как в рамках настоящего спора рассматривается требование Комитета к Обществу по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных в иных выделах лесных кварталах арендуемого Обществом участка. Также судебная коллегия отмечает, что в силу части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, в отношении обстоятельств, установленных данным решением. При этом вопросы применения норм материального права преюдициального значения не имеют.
В свете изложенного решение суда, которым Комитету отказано в удовлетворении иска, подлежит отмене, а требование о возложении на Общество обязанности по ликвидации несанкционированных свалок отходов, находящихся на арендуемом лесном участке, - удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 174 АПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
С учетом указанных положений АПК РФ апелляционный суд полагает возможным предоставить ответчику месячный срок для принятия мер по ликвидации свалок, считая данный срок достаточным и разумным для реализации данных мероприятий.
В связи с удовлетворением иска и апелляционной жалобы Комитета на основании частей 3, 5 статьи 110 АПК РФ и подпункта 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации с Общества в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 9000 рублей за рассмотрение иска и апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 17 марта 2016 года по делу N А44-10663/2015 отменить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "ЭКОЦЕНТР" в месячный срок со дня принятия настоящего постановления ликвидировать несанкционированные свалки отходов, расположенные на арендуемом лесном участке в Новгородской области, Новоселицком лесничестве, Вишерском участковом лесничестве, квартале 52, выделе 17, квартале 84, выделах 20, 29, квартале 89, выделе 20, квартале 240, выделе 9.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ЭКОЦЕНТР" (место нахождения: 173002, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д. 17/22, оф. 14; ОГРН 1125321003532, ИНН 5321155051) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение иска и апелляционной жалобы в размере 9000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-10663/2015
Истец: Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области в лице ГОКУ "Новгородское лесничество"
Ответчик: ООО "ЭКОЦЕНТР"
Хронология рассмотрения дела:
25.01.2017 Определение Арбитражного суда Новгородской области N А44-10663/15
25.10.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8871/16
29.07.2016 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3712/16
17.03.2016 Решение Арбитражного суда Новгородской области N А44-10663/15