Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 2 ноября 2016 г. N Ф06-14074/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
03 августа 2016 г. |
Дело N А65-25414/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 августа 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Корнилова А.Б., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя закрытого акционерного общества "Нефтесервис" - Хлопцевой О.А. (доверенность от 15.07.2016 N 18),
представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и городе Альметьевске Республики Татарстан - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 июля 2016 года в помещении суда апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Нефтесервис",
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 февраля 2016 года по делу N А65-25414/2015 (судья Абульханова Г.Ф.),
по заявлению закрытого акционерного общества "Нефтесервис" (ОГРН 1021601625836, ИНН 1644014808), г.Альметьевск,
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и городе Альметьевске Республики Татарстан (ОГРН 1021601624802, ИНН 1644020495), г.Альметьевск,
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Нефтесервис" (далее - заявитель, общество, ЗАО "Нефтесервис") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и городе Альметьевске Республики Татарстан (далее - Учреждение, Пенсионный фонд) о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и городе Альметьевске Республики Татарстан от 09.10.2015 N 013 071 15 РВ 0001307/42 в части привлечения к ответственности за совершение правонарушение, предусмотренного частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 16438 руб. 31 коп., доначисление страховых взносов в размере 82191 руб. 50 коп., начисление пени за несвоевременную уплату страховых взносов в размере 12920 руб. 60 коп. (т.1 л.д.3-5).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.02.2016 по делу N А65-25414/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано (т.3 л.д.131-134).
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.3 л.д.142-144).
Пенсионный фонд апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на нее (т.4 л.д.5-8).
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2016 судебное заседание отложено на 27.06.2016.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2016 судебное заседание отложено на 27.07.2016.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2016 произведена замена судьи Рогалевой Е.М. на судью Корнилова А.Б., в связи с уходом судьи Рогалевой Е.М. в очередной ежегодный отпуск.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя Пенсионного фонда, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель общества поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя общества, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом проведена выездная проверка ЗАО "Нефтесервис" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов по обязательному социальному страхованию за период 2012-2014 г.г.
В ходе проверки выявлено, что общество за 2012 - 2013 года не начислило страховые взносы на выплаты, произведенные работникам в виде компенсации молока за вредные условия труда, не относящиеся в силу Приказа Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 45 "Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов" к вредным, поскольку фактический уровень производственных факторов и предельно допустимый уровень (концентрации) вредных веществ согласно картам аттестации рабочих мест (строка 60), представленных заявителем, находится в допустимой норме.
По результатам проверки Пенсионным фондом составлен акт камеральной проверки от 04.09.2015 N 013 071 15 АВ 0001323/42 (т.1 л.д.21-35), на который заявителем принесены возражения не принятые Пенсионным фондом с вынесением решения от 09.10.2015 N 013 071 15 РВ 0001307/42 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в виде штрафа в сумме 16 945,58 руб., с доначислением страховых взносов в сумме 84727,86 руб. и пени в сумме 13056,25 руб. за несвоевременную уплату страховых взносов (т.1 л.д.7-20).
Заявитель, считая, что решение Пенсионного фонда принято с нарушением действующего законодательства, обратился в арбитражный суд с вышеназванным заявлением о признании его в оспариваемой части недействительным.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применил нормы материального права.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхование Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхование Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются, в частности, организации.
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
При этом статьей 9 Закона N 212-ФЗ установлен исчерпывающий перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Согласно подпункту "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов у Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.
Согласно статье 219 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с Трудовым законодательством, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Статьей 222 ТК РФ установлено, что на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.
Нормы и порядок их выдачи определяются Правительством Российской Федерации, а именно - приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45 н (далее - Приказ N 45н)" который действует с 02.06.2009.
Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
Суд первой инстанции указывает, что заявителем в материалы дела представлены трудовые договоры и заявления работников на замену выдачи молока денежной компенсацией, карты аттестаций, при этом коллективный договор не представлен (т.1 л.д. 1-124).
Пунктом 2 Приложения 1 к Приказу N 45н, бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов положена работникам в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов (далее Перечень) (химический, биологический и физический (ионизирующее излучение)), при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, и уровни которых превышают установленные нормативы.
Из положений приведенного нормативного акта следует, что бесплатное молоко положено работникам, если одновременно выполняются два условия:
- на рабочем месте присутствуют определенные вредные производственные факторы (химический, биологический факторы и ионизирующее излучение), предусмотренные соответствующим Перечнем, утвержденным Приказом N 45н,
- уровень воздействия этих факторов превышает установленные нормативы.
В соответствии с дополнениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 19.04.2010 N 245н в пункт 13 вышеназванных Норм и условий, основанием для принятия работодателем решения о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам является наличие результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном на момент вступления в силу данного Приказа порядке, которые подтверждают отсутствие предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов на рабочих местах или отсутствие превышения установленных нормативов по выявленным при проведении аттестации рабочих мест вредным производственным факторам, указанным в Перечне.
При отсутствии данных о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда сохраняется прежний порядок бесплатной выдачи молока и других равноценных пищевых продуктов.
Следовательно, в соответствии с действующим законодательством работодатель обязан продолжать бесплатно выдавать молоко или выплачивать денежную компенсацию в эквивалентном размере работникам, фактически занятым на работах с вредными условиями труда, если это предусмотрено положениями заключенного коллективного договора, до получения результатов аттестации их рабочих мест, подтверждающих обеспечение безопасных (допустимых) условий труда, в случае если уровень воздействия этих факторов превышает установленные нормативы.
Статьей 209 ТК РФ дано определение аттестации рабочих мест по условиям труда, как оценке условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Обязанность работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в т.ч. по проведению аттестации установлена статьей 212 ТК РФ.
Суд первой инстанции указывает, что согласно перечню сотрудников заявителя, представленного пенсионным органом в период с января 2012 по январь 2014 года денежная компенсация взамен молока за вредные условия труд выдана 134 работникам (т.3 л.д.53-59).
Из материалов дела следует, что заявителем в подтверждение наличия на рабочих местах вредных производственных факторов, определяющих право работников на компенсационные выплаты взамен молоком или других равноценных пищевых продуктов в соответствии со статьей 222 ТК РФ представлены трудовые договоры, заявления работников, карты аттестационных рабочих мест.
Согласно представленных обществом карт аттестаций от 22.09.2008 N N1-2, 1,2, 3,4,5 рабочих мест по условиям труда: оператор по исследованию скважин, маляр, машинист экскаватора, мастер, мастер по защите трубопроводов от коррозии, специалист по неразрушающему контролю, дектоскопист, дектоскопист ренгено-гаммаграфирования, эксперт по промышленной безопасности, техник по ремонту рентгеновской техники в ЗАО "Нефтесервис", проведенной аттестационной комиссией, окончательная оценка рабочего места по степени вредности и опасности аттестационной комиссией определена (приложений к карте строка 060 "Фактическое состояние условий труда рабочих мест"):
- относительно химического фактора, как класс 2 - допустимый,
- относительно шума, микроклимата, освещения, тяжести и напряженности, как класс 2 -опасный.
-оценка других факторов и параметров не проводилась ( т.3 л.д.63, 68,79,83,87).
В строке 060 "Фактическое состояние условий труда рабочих мест" показатели значащиеся в графе "фактический уровень производственного фактора" не превышают показателей графы "ПДК, ПДУ допустимый уровень".
Следовательно, на вышеназванных рабочих местах работников заявителя, согласно карт аттестаций отсутствуют вредные производственные факторы, т.е условия, предусмотренные соответствующим Перечнем, утвержденным Приказом N 45н, свидетельствующих о наличии превышения допустимого уровня вредных производственных факторов (химический, биологический факторы и ионизирующее излучение), а также превышение установленных нормативов уровня воздействия этих факторов, для выдачи молока либо компенсации.
Поэтому доводы заявителя со ссылками на судебные акты по аналогичным делам, в которых не проведен анализ наличия превышения установленных нормативов уровня воздействия этих факторов, предусмотренный Приказом N 45н, судом не могут быть положены в основу принятого ненормативного акта.
В соответствии с пунктом 4.2 "Руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса по степени вредности и опасности Р 2.2.2006 - 05" условия труда подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
При этом, вредные условия труда (3 класс) характеризуется вредным фактором, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и/или его потомство.
Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство.
Допустимые условия труда относят к безопасным.
Статьей 219 ТК РФ определено, что в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест, компенсации работникам не устанавливаются.
Суд первой инстанции указывает, что на вышеназванных рабочих местах, согласно результатам карт аттестаций отсутствуют факторы, предусмотренных Приказом N 45н, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока.
Поскольку обеспечение молоком производится с целью компенсации воздействия на организм работника при наличии определенных вредных производственных факторов и направлено на обеспечение нормальных условий труда, то при безопасных (допустимых) условиях труда выдача молока не носит компенсационный характер.
Соответственно, денежные выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока не имеют компенсационный характер и не могут быть исключены из базы для начисления страховых взносов на основании подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, следовательно, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке в соответствии со статьей 7 Закона N 212-ФЗ.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции оспариваемое решение Пенсионного фонда признал законным и обоснованным и отказал в удовлетворении требований заявителя.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, не учел следующие обстоятельства.
Согласно Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2); каждому гарантируется социальное обеспечение в предусмотренных законом случаях (статья 39, часть 1).
Из оспариваемого решения Пенсионного фонда от 09.10.2015 N 013 071 15 РВ 0001307/42 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах следует, что заявитель совершил следующие правонарушения:
в 2012 году - не включил в объект обложения страховыми взносами, выплаченную сотрудникам денежную компенсацию взамен молока за вредные условия труда в сумме 159581,30 руб. (159035,45 по ставке 22% и 545,85 руб. по ставке 10%);
в 2013 году - не включил в объект обложения страховыми взносами, выплаченную сотрудникам денежную компенсацию взамен молока за вредные условия труда в сумме 131911,10 руб. (129434,50 по ставке 22% и 2476,60 руб. по ставке 10%);
в 2014 году - в январе не включил в объект обложения страховыми взносами, выплаченную сотрудникам денежную компенсацию взамен молока за вредные условия труда в сумме 6760,60 рублей (6160,00 по ставке 22% и 600,60 руб. по ставке 10%).
Основанием для доначисления обществу страховых взносов, пени и штрафов в оспариваемой части послужил вывод Пенсионного фонда об отсутствии у работодателя данных о результатах аттестации рабочих мест и заключения государственной экспертизы условий труда, а работодатель выплачивал компенсацию взамен выдачи молока только лишь на основании внутренних положений организации.
В обоснование своих доводов общество указывает, что согласно имеющимся в материалах дела приказам на выдачу денежной компенсации, эквивалентной стоимости молока, за дни работы во вредных условиях заявителем за период с января 2012 по январь 2014 были произведены выплаты работникам следующих профессий: Электросварщик ручной сварки; Монтер по защите трубопроводов от коррозии; Маляр; Мастер по строительству; Специалист по неразрушающему контролю; Дефектоскопист УЗК; Машинист экскаватора; Дефектоскопист рентгенно-гаммаграфирования; Оператор по исследованию скважин; Техник по ремонту рентгеновской техники; Штукатур-маляр; Техник; Рабочий-отделочник; Подсобный рабочий; Водитель; Эксперт по промышленной безопасности.
Согласно статье 222 ТК РФ на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.
Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания, порядок осуществления компенсационной выплаты, предусмотренной частью первой настоящей статьи, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Нормы и условия выдачи бесплатного молока за работу с вредными производственными факторами установлены Постановлением Правительства РФ от 13.03.2008 N 168.
Постановлением Правительства РФ от 13.03.2008 N 168 установлено, что работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов осуществляется в соответствии с перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, нормами и условиями бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов (абзац 3 пункта 1 Постановления).
Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов (далее - Перечень), утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.03.2003 N 126 (действовал в спорный период).
В суд апелляционной инстанции заявителем представлены карты аттестации рабочих мест по следующим профессиям: электросварщик ручной сварки, монтер по защите трубопроводов от коррозии, маляр, мастер по строительству, специалист по неразрушающему контролю, дефектоскопист УЗК, машинист экскаватора, дефектоскопист рентгенно-гаммаграфирования, оператор по исследованию скважин, техник по ремонту рентгеновской техники, штукатур-маляр, техник, рабочий-отделочник, подсобный рабочий, водитель, эксперт по промышленной безопасности. Также представлен приказ от 02.06.2009 N 176 "О выдаче молока работникам, занятым на работах с вредным условиям труда", перечень профессий, имеющих право на получение молока или других равноценных пищевых продуктов за работу во вредных условиях труда от 02.06.2009, приказ от 01.11.2009 N 428 о внесении изменений в приказ N 176, перечень профессий, имеющих право на получение молока или других равноценных пищевых продуктов за работу во вредных условиях труда от 01.11.2010, дополнительный перечень работников, имеющих право на получение молока или других равноценных пищевых продуктов за работу во вредных условиях труда.
Карты аттестаций подписаны председателем аттестационной комиссии, а также членами аттестационной комиссии, работником организации. Приказы подписаны генеральным директором общества, и согласованы с председателем профкома ОО "Профессиональный союз" ЗАО "Нефтесервис". Перечни профессий работников организации, имеющих право на получение молока или других равноценных пищевых продуктов за работу во вредных условиях труда, утверждены генеральным директором ЗАО "Нефтесервис" и согласованы с председателем профкома ОО "Профессиональный союз" ЗАО "Нефтесервис".
В строке 090 всех карт аттестации по профессиям, указанным выше, дано заключение о необходимости выдачи 0,5 литра молока за наличие вредных производственных факторов в соответствии с приказом Минздрава РФ от 28.03.2003 N 126 и постановления Министерства труда и социального развития РФ от 31.03.200 N 13.
В дальнейшем вступил в законную силу Приказ Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н "Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока".
Согласно Приказа Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н:
- бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов (далее - Перечень), приведенного в приложении N 3, и уровни которых превышают установленные нормативы (пункт 2);
- норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 литра за смену независимо от продолжительности смены (пункт 4).
В силу пункта 13 Приказа N 45н в случае обеспечения безопасных (допустимых) условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест и заключением государственной экспертизы условий труда, работодатель принимает решение о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
Таким образом, основанием для бесплатной выдачи работнику молока или других равноценных пищевых продуктов является его фактическая занятость на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, предусмотренных Перечнем.
При этом работодатель обязан продолжать бесплатно выдавать молоко или выплачивать денежную компенсацию в эквивалентном размере работникам, фактически занятым на работах с вредными условиями труда, если это предусмотрено положениями заключенного коллективного договора, до получения результатов проводимой в соответствии со статьей 212 ТК РФ аттестации их рабочих мест, подтверждающих обеспечение безопасных (допустимых) условий труда.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции установил, что деятельность ЗАО "Нефтесервис" связана с наличием вредных производственных факторов, поскольку основным видом деятельности организации, согласно выписке в Едином государственном реестре юридических лиц, является предоставление прочих услуг, связанных с добычей нефти и газа (код 11.20.4) (т.1 л.д. 131-148).
В 2008 году ЗАО "Нефтесервис" проведена аттестация рабочих мест, результаты которой подтвердили наличие вредных производственных факторов, что и послужило основанием для обеспечения работников молоком на основании приказа руководителя общества, а также для выплаты соответствующих сумм компенсации, на основании заявлений работников.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что работодатель обязан продолжать бесплатно выдавать молоко или выплачивать денежную компенсацию в эквивалентном размере работникам, фактически занятым на работах с вредными условиями труда, если это предусмотрено положениями заключенного коллективного договора, до получения результатов аттестации их рабочих мест, подтверждающих обеспечение безопасных (допустимых) условий труда.
Доказательств того, что на данных рабочих местах обеспечены безопасные условия труда и у работников, занятых на этих работах, отсутствовали правовые основания для получения молока, либо компенсации, эквивалентной его стоимости, Пенсионный фонд в материалы дела не представил.
Непроведение работодателем аттестации рабочих мест не освобождает его от обязанности предоставить работнику компенсацию стоимости молока в дни его фактической занятости на работах, связанных с наличием на рабочем месте вредных производственных факторов.
Представленные в суд апелляционной инстанции акты аттестации рабочих мест подтверждают правомерность выдачи работодателем компенсации, эквивалентной стоимости молока.
В нарушение статьи 65 АПК РФ Пенсионный фонд не представил доказательств, опровергающих данный вывод.
Иных доводов в оспариваемом решении Пенсионного фонда не имеется.
В решении Пенсионного фонда от 09.10.2015 N 013 071 15 РВ 0001307/42 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, отсутствуют выводы о несоответствии вредных производственных факторов указанных в аттестационных картах.
Суд первой инстанции необоснованно дал оценку степени вредности и опасности рабочего места, характеризуя их как 2 класс опасности, исходя из строки 060 "Фактическое состояние условий труда рабочих мест".
Из актов аттестации следует, что строка 061 предусматривает оценку условий труда для каждой профессии отдельно: по степени вредности и опасности в холодный период - 3.3, 3.2, 3.1, в теплый период - 3.3, 3.2, 3.1, по степени травмобезопасности - 2.
Суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу, что отсутствует вредные производственные факторы на вышеуказанных рабочих местах, исходя из оценки условий труда только по степени травмобезопасности, не учитывая степень вредности и опасности в холодный и теплый период.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует отменить, заявленные обществом требования удовлетворить, признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и городе Альметьевске Республики Татарстан от 09.10.2015 N 013 071 15 РВ 0001307/42 в части привлечения к ответственности за совершение правонарушение, предусмотренного частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в виде штрафа в размере 16438 руб. 31 коп., доначисление страховых взносов в размере 82191 руб. 50 коп., начисление пени за несвоевременную уплату страховых взносов в размере 12920 руб. 60 коп.
Судебные расходы общества по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции, согласно статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, следует отнести на Пенсионный фонд.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 февраля 2016 года по делу N А65-25414/2015 отменить.
Принять новый судебный акт.
Заявленные требования закрытого акционерного общества "Нефтесервис" удовлетворить.
Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и городе Альметьевске Республики Татарстан от 09.10.2015 N 013 071 15 РВ 0001307/42 в части привлечения к ответственности за совершение правонарушение, предусмотренного частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, в виде штрафа в размере 16438 (Шестнадцать тысяч четыреста тридцать восемь) руб. 31 коп., доначисление страховых взносов в размере 82191 (Восемьдесят две тысячи сто девяносто один) руб. 50 коп., начисление пени за несвоевременную уплату страховых взносов в размере 12920 (Двенадцать тысяч девятьсот двадцать) руб. 60 коп.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и городе Альметьевске Республики Татарстан (ОГРН 1021601624802, ИНН 1644020495) в пользу закрытого акционерного общества "Нефтесервис" (ОГРН 1021601625836, ИНН 1644014808) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 (Четыре тысячи пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-25414/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 2 ноября 2016 г. N Ф06-14074/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "Нефтесервис", г. Альметьевск
Ответчик: ГУ - управление пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и городе Альметьевске Республики Татарстан, г. Альметьевск