город Омск |
|
02 августа 2016 г. |
Дело N А75-1782/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания: Рязановым И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5588/2016) общества с ограниченной ответственностью "Гисмат" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05.04.2016 по делу N А75-1782/2016 (судья Дроздов А.Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гисмат" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре об оспаривании постановления от 23.11.2015 N 80 о привлечении к административной ответственности,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Гисмат" (далее - общество, заявитель, ООО "Гисмат") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - регистрирующий орган, Управление, Управление Росреестра, административный орган) об оспаривании постановления от 23.11.2015 N 80 о привлечении к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05.04.2016 по делу N А75-1782/2016 ООО "Гисмат" отказано в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления от 23.11.2015 N80 Управления Росреестра о назначении Обществу наказания по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал, что ООО "Гисмат" осуществляло использование земельного участка без правоустанавливающих документов, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый акт об удовлетворении требований ООО "Гисмат".
По мнению подателя апелляционной жалобы, ввиду особого климатического места нахождения и условий (район Крайнего севера) после проведения ярмарочной торговли павильон не представилось возможным вывезти (резкое понижение температурного режима с промерзанием основ к грунту). Как отмечает заявитель, в настоящее время павильон убран, территория земельного участка восстановлена, как следствие, основания для правления общества к административной ответственности отсутствуют.
Оспаривая доводы подателя жалобы, административный орган представил возражения на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от регистрирующего органа поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое суд апелляционной инстанции счел необходимым удовлетворить.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
На основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу и возражения на неё, установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что в рамках осуществления административного обследования, проведенного в соответствии с правилами проведения административного обследования объектов земельных отношений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 N 251, регистрирующим органом было выявлено нарушение земельного законодательства в части самовольного занятия и использования земельного участка ориентировочной площадью 29 кв.м., расположенного в кадастровом квартале 86:18:0020508 по адресу: г. Радужный, ул. Магистральная (район земельного участка с кадастровым номером 86:18:0020508:20) под размещение металлического павильона для проведения торговой деятельности на землях, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется органами местного самоуправления.
Как установлено материалами дела, земельный участок используется обществом под размещение металлического павильона для осуществления розничной торговли в рамках ярмарки "Рыбная феерия", что подтверждается письмом Управления потребительского рынка администрации города Радужный N 12/353 от 28.10.2015, согласно которому, общество уведомило уполномоченный орган местного самоуправления в сфере торговой деятельности о принятом решении по поведению ярмарки, в связи с чем, Управление потребительского рынка администрации города Радужный внесло решение организатора ярмарки в учет потребительских услуг г. Радужный. что подтверждается выпиской N 190-УТМР, рег. N 3191 от 05.102015 (л.д. 43, 77-80).
В соответствии с информацией, содержащейся в автоматизированной информационной системе государственного кадастра недвижимости (далее - АИС ГКН), используемый обществом для осуществления торговой деятельности земельный участок не сформирован, на государственном кадастровом учете не стоит и следовательно, не может являться объектом гражданско-правовых отношений, т.е. быть предметом сделок.
По информации Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Радужный, земельный участок под размещение торгового павильона обществу не предоставлялся, разрешение на размещение торгового павильона в качестве нестационарного торгового объекта не выдавалось (л.д.53).
Установив факт самовольного использования земельного участка с ориентировочной площадью 29 кв.м., расположенного в кадастровом квартале 86:18:0020508 по адресу: г. Радужный, ул. Магистральная (район земельного участка с кадастровым номером 86:18:0020508:20), Управлением Росреестра в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении 16.11.2015 N б/н по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.83-86).
Постановлением от 23.11.2015 по делу N 80 общество привлечено к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (л.д.19-21).
Не согласившись с данным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05.04.2016 по делу N А75-1782/2016 Обществу отказано в удовлетворении требований.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется ООО "Гисмат" в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Проверив в пределах, установленных статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судом первой инстанции норм материального и соблюдения норм процессуального права, апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с главами 3 и 4 Земельного кодекса Российской Федерации земля может находиться в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении, ограниченном пользовании, в аренде и безвозмездном срочном пользовании.
Согласно пунктам 1 статей 25 и 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ). Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с названным Федеральным законом. Такими документами являются свидетельства о государственной регистрации прав, которые выдаются правообладателю, арендатору земельных участков.
Использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Часть 7 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного распоряжаться земельным участком, является основанием государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования, заключения договора купли-продажи и регистрации права собственности либо заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного права.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в том числе для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок организации ярмарок и продажи товаров на них регулируется Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об основах государственного регулирования торговой деятельности).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности, ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются.
В случае, если организатором ярмарки является федеральный орган государственной власти, порядок организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней устанавливается организатором ярмарки с учетом положений настоящей статьи.
Частью 6 этой же статьи определено, что требования к организации продажи товаров (в том числе товаров, подлежащих продаже на ярмарках соответствующих типов и включению в соответствующий перечень) и выполнения работ, оказания услуг на ярмарках устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством в области охраны окружающей среды, и других установленных федеральными законами требований.
Понятие ярмарки дано в статье 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.07.2007 N 102-оз "Об организации деятельности ярмарок на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры": ярмарка - самостоятельное мероприятие, организуемое в установленном месте и на установленный срок с целью заключения договоров розничной купли-продажи (подряда, оказания услуг) и формирования муниципальных, межмуниципальных, региональных, международных и внешнеэкономических хозяйственных связей.
Ярмарка организуется на находящейся у организатора или устроителя ярмарки в собственности, аренде либо на другом законном основании ярмарочной площадке. При проведении ярмарки на открытой ярмарочной площадке территория площадки должна иметь твердое покрытие, обеспечивающее возможность торговли с автомашин, во временно установленных палатках, павильонах и в других торговых местах (часть 2 статьи 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.07.2007 N 102-оз "Об организации деятельности ярмарок на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры").
Названные нормы позволяют сделать вывод о том, что организации и индивидуальные предприниматели осуществляют розничную продажу на территории, отведенной для проведения ярмарок в определенное время.
Приведенные выше положения законодательства предполагают размещение нестационарных торговых объектов для проведения ярмарочных мероприятий временно, в период проведения ярмарки.
При постоянном нахождении нестационарного торгового объекта на земельном участке утрачивается признак периодичности, и осуществляемая торговля носит регулярный (постоянный) характер, а в этом случае для размещения торгового объекта необходимо наличие правоустанавливающих документов.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем факт постоянного нахождения на земельном участке торгового павильона ООО "Гисмат", несмотря на проведение ярмарок в определенные дни.
Таким образом, представляется обоснованным вывод суда первой инстанции о подтверждении факта использования ООО "Гисмат" земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, в связи с чем событие правонарушения является доказанным, а привлечение Общества к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - правомерным. Следовательно, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению.
Административный орган представил надлежащие доказательства, подтверждающие неправомерное использование Обществом земельного участка, в том числе, доказательства расположения на нем торгового павильона.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены все представленные Обществом и Управлением росреестра доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05.04.2016 по делу N А75-1782/2016-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-1782/2016
Истец: ООО "ГИСМАТ"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО-Югре