Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Москва |
|
03 августа 2016 г. |
Дело N А41-10642/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 августа 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Ефимовым А.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Помазков В.В., доверенность от 20.02.2016,
от заинтересованного лица: Данилов К.В., доверенность от 16.12.2015 N 2202-1/02-21,
от третьих лиц:
от Министерства имущественных отношений Московской области - не явился, извещен надлежащим образом;
от Комитета по управлению имуществом Администрации Орехово-Зуевского муниципального района - Селезнева Т.В., доверенность от 18.01.2016 N 3,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области и Комитета по управлению имуществом администрации Орехово-Зуевского муниципального района на решение Арбитражного суда Московской области от 26.05.2016 по делу N А41-10642/16, принятое судьей Федуловой Л.В., по заявлению ООО "Мещера-Р" к администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства имущественных отношений Московской области, Комитета по управлению имуществом Администрации Орехово-Зуевского муниципального района, о признании незаконным решения органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Мещера-Р" (далее - ООО "Мещера-Р", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области (далее - Администрация, заинтересованное лицо) с требованиями:
- признать незаконным решение администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области, выраженное в письме N 174-3/02-21 от 12.02.2016 об отказе в согласовании договора аренды сроком на 10 лет земельного участка с кадастровым номером 50:24:0000000:73697, площадью 200 000 кв.м., под строительство водоема для организации производственного рыбного хозяйства по адресу: Московская обл., Орехово-Зуевский муниципальный район, с.п. Ильинское, вблизи д. Ащерино;
- обязать администрацию Орехово-Зуевского муниципального района Московской области принять решение о заключении договора аренды сроком на 10 лет земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 50:24:0000000:73697 площадью 200 000 кв.м., с разрешенным использованием - рыболовство, по адресу: Московская обл., Орехово-Зуевский муниципальный район, с.п. Ильинское, вблизи д.Ащерино.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечены: Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет по управлению имуществом администрации Орехово-Зуевского муниципального района.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.05.2016 по делу N А41-10642/16 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, администрация Орехово-Зуевского муниципального района Московской области и Комитет по управлению имуществом администрации Орехово-Зуевского муниципального района обратились с апелляционными жалобами по делу, в которых просят обжалуемый судебный акт отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представители администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области и Комитета по управлению имуществом Администрации Орехово-Зуевского муниципального района поддержали доводы своих апелляционных жалоб, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционные жалобы - удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционных жалоб, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Министерство имущественных отношений Московской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд апелляционной инстанции не направило, в связи с чем, дело рассмотрено в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 26 июля 2013 года в газете "Информационный вестник Орехово-Зуевского района" N 29(369) опубликовано сообщение об информировании населения о возможном выделении земельного участка под строительство водоема для организации производственного рыбоводного хозяйства по выращиванию ценных пород рыб, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, с.п.Ильинское, северо-восточнее дер.Ащерино, ориентировочная площадь 20 га.
20 апреля 2014 года ГБУ по водному хозяйству по Московской области "Мособлводхоз" изготовлен Акт обследования водного объекта N 227/6 с целью определения возможного негативного воздействия на водный объект в результате использования земельного участка.
29 декабря 2014 года Постановлением Главы Орехово-Зуевского муниципального района Московской области N 2896 утверждена схема расположения земельного участка общей площадью 200 000 кв.м на кадастровой карте территории, местоположением: Московская область, Орехово-Зуевский район, с.п.Ильинское, вблизи дер.Ащерино, под размещение водоема для организации производственного рыбоводного хозяйства по выращиванию ценных пород рыб, предварительно согласовано место размещение водоема и утвержден акт комиссии по выбору земельного участка.
31 марта 2015 года участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:24:0000000:73697.
17 сентября 2015 года постановлением Главы Орехово-Зуевского муниципального района Московской области N 1916 установлен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:24:0000000:73697 "рыбоводство".
14 декабря 2015 года заявитель обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:24:0000000:73697 площадью 200 000 кв.м., расположенного на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, с.п.Ильинское, вблизи д.Ащерино, для использования по назначению - рыболовство, с предварительным согласованием места размещения объекта (далее - спорный земельный участок).
Администрация отказала в предоставлении спорного земельного участка в аренду
заявителю.
Отказ выражен в письме N 174-3/02-21 от 12.02.2016 и мотивирован тем, что Межведомственной комиссией по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области и градостроительным советом Московской области принято решение об отказе в согласовании договора аренды указанного земельного участка.
Из представленного в материалы дела протокола N 1 межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 14.01.2016 следует, что комиссией рекомендовано Министерству имущественных отношений Московской области внести на рассмотрение Градостроительного совета Московской области вопроса об отказе в согласовании проекта договора аренды администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области спорного земельного участка; Администрации - провести процедуру предоставления земельного участка путем проведения торгов по продаже права аренды земельного участка; учитывая допущенные нарушения ст.31 ЗК РФ отказать в согласовании проекта договора аренды спорного земельного участка.
Посчитав данный Администрацией ответ нарушающим права и законные интересы, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со ст.4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В силу ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в п.1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
П.6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст.12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Из содержания п. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ (действующего в редакции до 01.03.2015 года) следует, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или
муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных
органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
Пункт 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ устанавливает, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Исходя из содержания пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
После поступления данного заявления соответствующий орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и
иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Согласно пункту 4 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
Из содержания пунктов 5, 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, после чего принимается решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно пункту 1 статьи 32 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе (пункт 2 статьи 32 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, действовавшим до 01.03.2015 года законодательством, была предусмотрена обязательная процедура, необходимая для принятия решения о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, которая заявителем соблюдена.
В соответствии с Законом Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области", Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 08.07.2015 N 12ВР-1073 "Об утверждении временных порядков направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений по распоряжению земельными участками, проектов решений об изменении видов разрешенного использования и категории земельных участков, проектов договоров безвозмездного пользования земельными участками, проектов договоров купли-продажи земельных участков, проектов договоров аренды земельных участков (и соглашений к ним)"подготовленный проект договора подлежит направлению в Министерство имущественных отношений Московской области.
Согласно пункту 1 Положения о Межведомственной комиссии по земельно- имущественным отношениям в Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 03.09.2012 N 1078/31, Межведомственная комиссия по земельно-имущественным отношениям в Московской области является коллегиальным совещательным органом, обеспечивающим взаимодействие исполнительных органов государственной власти Московской области по вопросам изменения категории земельных участков, приобретения земельных участков в собственность Московской области, передачи земельных участков из собственности Московской области в собственность муниципальных образований Московской области, передачи Московской области полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, об участии Московской области в проектах государственно-частного партнерства.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что принимаемые комиссией решения являются предварительными и не влекут каких-либо правовых последствий для заявителя. Решение Межведомственной комиссии, а также решение Градостроительного совета Московской области, на которые в своем отказе ссылался Администрация, сами по себе не могли в соответствии с нормами федерального законодательства служить основанием для принятия решения об отказе в предоставлении заявителю в аренду спорного земельного участка.
При этом как правильно установлено судом первой инстанции, процедура предоставления земельного участка соответствует требованиям статьи 31 ЗК РФ в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений.
На вопрос апелляционного суда представители администрации и комитета не смогли пояснить, в чем выразилось нарушение порядка предоставления земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта, установленного требованиями статьи 31 ЗК РФ.
Доказательств, свидетельствовавших о наличии заявлений иных лиц после публикации сообщения о предоставлении земельного участка под строительство, возражающих против предоставления земельного участка в заявленных целях либо намеренных также получить его в аренду, в материалы дела не представлено.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права является правильным вывод суда первой инстанции о том, что решение администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области, выраженное в письме N 174-3/02-21 от 12.02.2016 об отказе в согласовании договора аренды сроком на 10 лет земельного участка с кадастровым номером 50:24:0000000:73697, площадью 200 000 кв.м., под строительство водоема для организации производственного рыбного хозяйства по адресу: Московская обл., Орехово-Зуевский муниципальный район, с.п. Ильинское, вблизи д.Ащерино, является незаконным.
Доводы апелляционных жалоб проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26.05.2016 по делу N А41-10642/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-10642/2016
Истец: ООО "Мещера-Р"
Ответчик: Администрация Орехово-Зуевского муниципального района Московской области
Третье лицо: Министерство им-нных отношений МО, УЧРЕЖДЕНИЕ "КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ОРЕХОВО-ЗУЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА", Администрация Орехово-Зуевского муниципального района Московской области