г. Челябинск |
|
04 августа 2016 г. |
Дело N А47-2067/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2016 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Матвеевой В.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23 мая 2016 года по делу N А47-2067/2016 (судья Сиваракша В.И.).
Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Оренбургской области (далее - заявитель, Следственное управление) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с требованиями к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Оренбурге (далее - заинтересованное лицо, ГУ УПФР в г. Оренбурге, Пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 17.12.2015 N 4 об отказе в предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней, штрафов, обязании предоставить отсрочку (рассрочку) по уплате страховых взносов на период с 15.09.2015 по 03.12.2015 и задолженности по уплате страховых взносов за август, сентябрь, октябрь 2015 года в размере: 57 710 руб. - страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, 1 879 578,84 руб. - страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования до 03.12.2015.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 23.05.2016 по настоящему делу в удовлетворении требований Следственного управления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Следственное управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, оснований для отказа в удовлетворении заявления признании недействительным решения ГУ УПФР в г. Оренбурге от 17.12.2015 N 4 об отказе в предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, y Арбитражного суда Оренбургской области не имелось. В мотивировочной части решения суда приведены не все доказательства, на которых суд основывает свое мнение, и не дана оценка доводам сторон. На странице 9 обжалуемого решения, суд указал, что "на дату обращения в Управление с заявлением о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, Следственное управление не имело недоимки по страховым взносам, в том числе на страховую часть трудовой пенсии составляла 57 710,0 рублей, по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования задолженность составляла 1 879 578,84 рублей". Из приведенной невозможно сделать однозначный вывод, признал ли суд наличие у следственного управления недоимки по страховым взносам или нет. Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ, и письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 25.03.2015 года N НП-30-26/3781, не установлено, что принятие уполномоченным органом решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов либо об отказе в ее предоставлении состоит в какой-либо зависимости с наличием задолженности на дату рассмотрения заявления. Единственным обстоятельством, которое в соответствии с частью 7 статьи 18.1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ должно учитываться на день подачи заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, является отсутствие задолженности по страховым взносам на финансирование накопительной пенсии. При подаче заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование данное условие следственным управлением было соблюдено, и это обстоятельство не было предметом судебного рассмотрения в рамках заявленных требований. Вывод суда о том, что заявителем не предоставлены установленные пунктами 3 и 4 части 1 статьи 18.4 Федерального закона N 212-ФЗ документы, ничем не мотивирован. Из текста обжалуемого решения суда неясно, какие именно документы, определенные пунктами 3 и 4 части 1 статьи 18.4 Федерального закона N 212-ФЗ, не были предоставлены Следственным управлением. Относительно вывода суда об истечении срока для предоставления отсрочки на момент обращения, Следственное управление считает, что Федеральный закон N 212-ФЗ не предусматривает ни права, ни обязанности территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации на установление каких-либо временных критериев для определения взаимосвязи между датой подачи страхователем заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки по уплате страховых взносов, пеней и штрафов и сроком для предоставления такой отсрочки (рассрочки). Кроме того, при вынесении решения суд применил закон, не подлежащий применению, поскольку статья 18.5 Федерального закона N 212-ФЗ регламентирует вопросы прекращения действия отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, а не отказа в её предоставлении.
Отзыв на апелляционную жалобу Пенсионным фондом в материалы дела не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет; в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Следственное управление обратилось в ГУ УПФР в г. Оренбурге с заявлением об отсрочке погашения сумм страховых взносов по обязательному пенсионному и обязательному медицинскому страхованию за август-декабрь 2015 года.
Письмом от 19.08.2015 N 13-08/84822 заинтересованное лицо разъяснило заявителю порядок предоставления отсрочки уплаты страховых взносов.
Следственное управление письмом от 17.09.2015 N исх-229-299-15/ направило в адрес ГУ УПФР в г. Оренбурге пакет документов для предоставления отсрочки погашения сумм страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию за август 2015 года.
Решением от 29.09.2015 N 2 ГУ УПФР в г. Оренбурге отказало заявителю в предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней, штрафов.
ГУ УПФР в г. Оренбурге письмом от 03.11.2015 N 10-21/15874 разъяснило Следственному управлению возможность повторного обращения в ГУ УПФР в г. Оренбурге с заявлением о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов с приложением всех предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 18.4 Федерального закона N 212-ФЗ документов.
Следственное управление письмом от 04.12.2015 N исх-229-384-15/ повторно обратилось в ГУ УПФР в г. Оренбурге с заявлением о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов на период с 15.09.2015 по 03.12.2015, приложив необходимый пакет документов для предоставления отсрочки погашения сумм страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию за август и сентябрь 2015 года.
Решением от 17.12.2015 N 4 ГУ УПФР в г. Оренбурге отказало Следственному комитету в предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, в связи с истечением срока для предоставления отсрочки, а также отсутствием недоимки по страховым взносам, непредставлением документов, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 1 статьи 18.4 Федерального закона N 212-ФЗ.
Не согласившись с данным решением, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия у Следственного управления задолженности по уплате страховых взносов на дату рассмотрения заявления, а также истечения срока, до которого испрашивалась отсрочка платежей.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам, и оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит.
Согласно части 1 статьи 198, а также части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей и удовлетворения такого заявления является несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей или создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом N 212-ФЗ.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ на плательщиков страховых взносов возложена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 29 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в порядке и случаях, которые предусмотрены федеральным законом.
Диспозиция указанной статьи предусматривает обязательное условие - наличие задолженности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
С 1 января 2015 года такой порядок установлен непосредственно в указанном Законе. Кроме того, закреплено и право плательщика страховых взносов получать данную отсрочку или рассрочку (пункт 13 части 1 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 2 части 3 статьи 18.1 Федерального закона N 212-ФЗ отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов может быть предоставлена плательщику страховых взносов, финансовое положение которого не позволяет уплатить эти страховые взносы в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты плательщиком страховых взносов возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов, при наличии не предоставления (несвоевременное предоставления) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств плательщику страховых взносов и (или) не доведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до плательщика страховых взносов - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страховых взносов, а также не перечисление (несвоевременное перечисление) плательщику страховых взносов из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страховых взносов, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных плательщиком страховых взносов услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд.
Порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов установлен статьей 18.4 Федерального закона N 212-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 18.4 Федерального закона N 212-ФЗ отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов предоставляется по заявлению плательщика страховых взносов в соответствующий орган, в компетенцию которого входит принятие решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
К заявлению о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов прилагаются следующие документы:
1) акт совместной сверки расчетов по страховым взносам;
2) справка налогового органа по месту учета плательщика страховых взносов, содержащая перечень всех открытых плательщику страховых взносов счетов в банках;
3) справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче заявления шести месяцев по счетам плательщика страховых взносов в банках, а также о наличии у плательщика страховых взносов расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;
4) справки банков об остатках денежных средств на всех счетах плательщика страховых взносов в банках;
5) обязательство плательщика страховых взносов, предусматривающее на период предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении указанной отсрочки (рассрочки), а также предполагаемый плательщиком страховых взносов график погашения задолженности;
6) документы, подтверждающие наличие оснований предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, указанных в части 3 статьи 18.1 Федерального закона N 212-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 18.4 Федерального закона N 212-ФЗ к заявлению о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов по основанию, указанному в пункте 2 части 3 статьи 18.1 настоящего Федерального закона, плательщику страховых взносов, которому не перечислены (несвоевременно перечислены) денежные средства из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страхового взноса, в том числе в счет оказанных плательщиком страховых взносов услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд, прилагается документ получателя бюджетных средств, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) плательщику страховых взносов из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате страховых взносов, либо документ государственного, муниципального заказчика, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) плательщику страховых взносов в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате страховых взносов, в счет оплаты оказанных плательщиком страховых взносов услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд.
Пенсионный фонд Российской Федерации в письме от 20.04.2015 N НП-30-26/4958 разъяснил, что бюджетные организации вместо справок банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче заявления шести месяцев по счетам плательщика в банках, а также о наличии у плательщика страховых взносов расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке, справок банков об остатках денежных средств на всех счетах плательщика в банках предоставляют соответствующие справки из управления федерального казначейства.
Сведения, содержащиеся в представленных плательщиком документах, с учетом нормы, предусмотренной в части 3 статьи 18.1 Федерального закона N 212-ФЗ, могут быть использованы в качестве инструмента для определения наличия достаточных оснований полагать, что возможность уплаты плательщиком страховых взносов в установленные Федеральным законом N 212-ФЗ сроки может возникнуть в течение периода, на который ему может быть предоставлена отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения Следственного комитета в арбитражный суд послужил отказ ГУ УПФР в г. Оренбурге в предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
Одним из оснований для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов явился вывод Пенсионного фонда об истечении срока для предоставления отсрочки.
Из заявления Следственного управления от 04.12.2015, поступившего в Пенсионный фонд 07.12.2015 следует, что заявитель просит о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов на период с 15.09.2015 по 03.12.2015.
Вместе с тем, требование Следственного комитета не основано на нормах права, поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрено предоставление отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов за периоды истекшие на дату обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Кроме того, материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что Следственным управлением задолженность, указанная в заявлении от 04.12.2015 о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, погашена 03.12.2015.
Таким образом, на дату обращения в Пенсионный фонд с заявлением о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, Следственное управление не имело недоимки по страховым взносам, в том числе на страховую часть трудовой пенсии в сумме 57 710 руб. и по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1 879 578,84 руб.
Поскольку задолженность по уплате страховых взносов на дату рассмотрения заявления Следственного управления отсутствовала, и на дату рассмотрения заявления истек срок, до которого испрашивалась отсрочка платежей, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности решения Пенсионного фонда от 17.12.2015 N 4.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
По мнению суда апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23 мая 2016 года по делу N А47-2067/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-2067/2016
Истец: Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Оренбургской области
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге