г. Пермь |
|
04 августа 2016 г. |
Дело N А71-12991/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 августа 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Муравьевой Е.Ю., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К.,
при участии:
от заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Энерго" (ИНН 1824910458, ОГРН 1051800026684): не явились;
от заинтересованного лица - Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 5902290459, ОГРН 1025900533229): не явились;
от третьего лица - Прокуратуры Якшур-Бодьинского района: не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Энерго"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12 мая 2016 года
по делу N А71-12991/2015,
принятое судьей Иютиной О.В.,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Энерго"
к Западно-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
третье лицо: Прокуратура Якшур-Бодьинского района
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Энерго" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - заинтересованное лицо) от 21.10.2015 N 25-27/554эту-ПС о привлечении к административной ответственности по ст. 9.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12 мая 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает на то, что заявитель не наделен полномочиями самостоятельно определять начало и окончание отопительного сезона. Полагает, что обращение главы муниципального образования МО "Чернушинское" не может являться поводом для проведения проверки в не допущенной к эксплуатации котельной. Проверка проведена прокуратурой без предусмотренных законом оснований.
Заинтересованное лицо и третье лицо по мотивам, изложенным в письменных отзывах на апелляционную жалобу, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, что в порядке ч.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм права, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения жалобы не установил.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой Якшур-Бодьинского района проведена проверка соблюдения федерального законодательства в деятельности ООО "Энерго" в части эксплуатации объектов теплоснабжения (котельных) Якшур-Бодьинского района.
В ходе проверки установлено, что ООО "Энерго" является исполнителем по договору на выполнение услуг по эксплуатации котельных, работающих на газообразном топливе и тепловых сетей от 10.05.2012 N 04-11, условиями которого предусмотрена обязанность по соблюдению законодательства Российской Федерации.
По результатам проверки выявлено, что ООО "Энерго" допущены нарушения требований Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ N П5 от 24.03.2003, зарегистрированных Минюстом России N4358 от 02.04.2003 (далее - ПТЭТЭ), Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России N6 от 13.01.2003 (далее - ПТЭЭП), а именно:
В части соблюдения требований энергетической безопасности при эксплуатации тепловых энергоустановок:
- не назначен приказом заместителя ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок после проверки знаний Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, правил техники безопасности в комиссии органа государственного энергетического надзора (нарушены требования п.п. 2.1.2, 2.2.2 ПТЭТЭ);
- не прошел проверку знаний ПТЭТЭ член постоянно действующей комиссии по проверке знаний, назначенной приказом N 12/1 от 27.05.2015, директор Дедюхин Алексей Васильевич (нарушены требования п. 2.3.21 ПТЭТЭ, п. 8.10 Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики, утвержденных приказом N49 от 19.02.2000 Минтопэнерго РФ (далее - ПРсП));
- не разработаны графики подготовки к предстоящему отопительному периоду источников теплоты, тепловых сетей и систем теплопотребления (нарушены требования п. 11.2 ПТЭТЭ);
- не заносятся своевременно результаты технических освидетельствований тепловых энергоустановок и сетей в паспорта энергоустановок (с 2013 года) (нарушены требования п. 2.6.3 ПТЭТЭ);
- не проведена в установленный Правилами срок наладка принадлежащих организации тепловых сетей (нарушены требования п.2.7.12 ПТЭТЭ);
- не проведена периодическая ревизия водоподготовительного оборудования и его наладка (не реже 1 раза в 3 года; последний технический отчет по пуску и наладке оборудования водоподготовки и водного режима водогрейных котлов выполнен в 2007 году) (нарушены требования п. 12.11 ПТЭТЭ);
- не в полном объеме осуществляется контроль за соблюдением потребителями режимов потребления тепловой энергии, не у всех потребителей узлы учета прошли очередную поверку (нарушены требования п. 6.2.3 ПТЭТЭ);
- не в полном объеме выполнено ранее выданное предписание органом государственного надзора в установленные сроки (нарушены требования п.п.2.1, 2.2.5 ПТЭТЭ).
В части соблюдения требований энергетической безопасности при эксплуатации электроустановок выявлены следующие нарушения.
Общество не обеспечило содержание электроустановок в технически исправном и работоспособном состоянии, обеспечивающих безопасные условия труда и эксплуатации электроустановок, а именно:
- не нанесены надписи с указанием значения тока плавкой вставки на предохранителях в ШР котельных предприятий (нарушены требования п. 2.2.20 ПТЭЭП);
- в помещении котельной д. Чернушка эксплуатируются светильники со снятыми рассеивателями (колпаками) (нарушены требования п. 2.12.7 ПТЭЭП);
- открыто проложенные заземляющие проводники не предохранены от коррозии и не окрашены в черный цвет (нарушены требования п. 2.7.7 ПТЭЭП);
- не обеспечена проверка соответствия схем электроснабжения фактическим эксплуатационным с отметкой на них о проверке не реже 1 раз в 2 года (нарушены требования пп. 1.8.5,1.2.6 ПТЭЭП);
- в котельной БУЗ УР "РДС "Селычка МЗ УР", расположенной по адресу с. Селычка, пер. Фестивальный, светильники аварийного освещения не отличаются от светильников рабочего освещения знаками или краской (нарушены требования п.2.12.3 ПТЭЭП).
По результатам проверки Прокуратурой Якшур-Бодьинского района составлена справка от 08.09.2015 N 51-2015.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 15.09.2015.
Согласно объяснениям от 25.09.2015 Дедюхин Алексей Васильевич, исполняющий обязанности директора ООО "Энерго", признал нарушения.
15.10.2015 заместителем прокурора Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики в присутствии представителя ООО "Энерго" Дедюхина А.В. вынесено постановление о возбуждении в отношении общества производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ.
15.10.2015 постановление о возбуждении в отношении общества производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ, для рассмотрения направлено в Западно- Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
21.10.2015 постановлением заместителя начальника отдела государственного энергетического надзора по Удмуртской Республике Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Кузнецовым А.Э. N 25-27/554эту-ПС заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Несогласие общества с вынесенным постановлением послужило основанием для его обращения с заявлением в арбитражный суд.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда.
В силу ст. 9.11 КоАП РФ нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В целях обеспечения надежной, безопасной и рациональной эксплуатации тепловых энергоустановок и содержания их в исправном состоянии Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 года N 115 утверждены "Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок" (далее - Правила).
Согласно разделу 1 данные Правила устанавливают требования по технической эксплуатации следующих тепловых энергоустановок: производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 градусов Цельсия на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов; паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений); систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.
Электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок и эксплуатироваться в соответствии с правилами технической эксплуатации и правилами безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей. Устройство и безопасная эксплуатация поднадзорных Госгортехнадзору России паровых и водогрейных котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, газового хозяйства осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Госгортехнадзором России.
В организациях, осуществляющих эксплуатацию тепловых энергоустановок, ведется их учет в соответствии с Приложением N 1 к настоящим Правилам.
Надзор за соблюдением требований настоящих Правил, рациональным и эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов в организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности осуществляют органы государственного энергетического надзора. Ответственность за выполнение настоящих Правил несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом под тепловой установкой, в целях применения Правил, понимается энергоустановка, предназначенная для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления тепловой энергии и теплоносителя.
Под теплопотребляющей энергоустановкой, в целях применения Правил, понимается тепловая энергоустановка или комплекс устройств, предназначенные для использования теплоты и теплоносителя на нужды отопления, вентиляции, кондиционирования, горячего водоснабжения и технологические нужды.
Материалами дела, в том числе справкой от 08.09.2015, актом проверки от 15.09.2015, постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 15.10.2015, объяснениями исполняющего обязанности директора ООО "Энерго" Дедюхина А.В. от 25.09.2015, подтверждено, что заявителем при эксплуатации котельных допущены нарушения вменяемых правовых норм.
Таким образом, наличие события административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, является доказанным.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административном правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Материалами дела подтверждается наличие в действиях заявителя вины в нарушении требований действующего законодательства; доказательств того, что обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, суду не представлено. Вопрос вины был предметом исследования административным органом при рассмотрении дела, что нашло отражение в оспариваемом постановлении.
Доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих выполнению установленных законодательством обязанностей, обществом не представлено.
Таким образом, наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, в действиях заявителя доказано административным органом.
Доводы апеллятора о том, что заявитель не наделен полномочиями самостоятельно определять начало и окончание отопительного сезона, обращение главы муниципального образования МО "Чернушинское" не может являться поводом для проведения проверки в не допущенной к эксплуатации котельной, подлежат отклонению.
Как ранее было отмечено, ООО "Энерго" является исполнителем по договору на выполнение услуг по эксплуатации котельных, работающих на газообразном топливе и тепловых сетей от 10.05.2012 N 04-11, условиями которого предусмотрена обязанность по соблюдению законодательства Российской Федерации.
ООО "Энерго" несет ответственность за своевременность и безопасность обеспечения поставки тепловых ресурсов потребителям.
Отсутствие постановления Администрации МО "Якшур- Бодьинский район" о начале отопительного периода 2015-2015 не является основанием, влекущим за собой невозможность проведения проверки ООО "Энерго".
Информация Администрации МО "Чернушинское" использовалась прокуратурой при составлении анализа исполнения ООО "Энерго" законодательства о подготовке к отопительному периоду 2015-2016. Указанная информация, в том числе являлась основанием для проведения проверки прокуратурой. По результатам проведенного анализа установлено, что план подготовки к отопительному периоду обществом не утвержден, что могло отрицательно сказаться на выполнении всех необходимых мероприятий по подготовке к отопительному периоду 2015-2016, а также стать причиной несвоевременного начала отопительного периода.
В данном случае проверка в отношении заявителя проведена в рамках осуществления прокурорского надзора в соответствии с Федеральным законом от 07.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
Согласно п. 2 ст. 21 Федерального закона N 2202-1"О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Согласно п. 2 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Исходя из положений ст. 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
Представление в адрес директора ООО "Энерго", копия обращения Соболева Ю.Ф. от 01.09.2015, свидетельствуют о наличии у прокурора информации о факте нарушения закона, требующего принятия мер прокурором.
Таким образом, проверка в отношении общества проведена с соблюдением требований законодательства при наличии достаточных к тому оснований.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного ст.4.5 КоАП РФ. Наказание назначено в минимальном размере санкции ст.9.11 КоАП РФ.
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного. Оснований для переоценки данного вывода суд апелляционной инстанции также не усматривает.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, доказательства получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При указанных обстоятельствах, обжалуемый судебный акт отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12 мая 2016 года по делу N А71-12991/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Энерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
Е.Ю.Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-12991/2015
Истец: ООО "Энерго"
Ответчик: Западно-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Третье лицо: Прокуратура Якшур-Бодьинского района