Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 октября 2016 г. N Ф03-4830/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании долга и пени, о взыскании страховых взносов
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Хабаровск |
|
04 августа 2016 г. |
А04-2666/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Балинской И.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
от Государственного учреждения - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации: представитель не явился;
от Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Амурской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение от 02.06.2016
по делу N А04-2666/2016
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Басос М.А.
по заявлению Государственного учреждения - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Амурской области
о взыскании 3282,29 рублей,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Амурской области обратилось Государственное учреждение - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заявитель, Фонд, Амурское отделение ФСС РФ) с заявлением о взыскании с Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Амурской области (далее - ответчик) пеней за несвоевременное перечисление страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.07.2015 по 30.09.2015 в сумме 3282,29 рублей.
Заявитель уточнил период начисления взыскиваемых пеней - с 18.08.2015 по 15.10.2015.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом уточнения приняты.
Решением от 02.06.2016 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с судебным актом, Фонд обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, а также незаконностью и необоснованностью судебного акта и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
В своем отзыве Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Амурской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Амурской области зарегистрировано в качестве страхователя в Государственном учреждении - Амурского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации 19.01.2011.
08.10.2015 ответчиком в территориальный орган Фонда социального страхования представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату социального обеспечения.
27.10.2015 заявителем проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации плательщиком страховых взносов за период с 01.07.2015 по 31.09.2015.
В ходе камеральной проверки выявлена недоимка по страховым взносам за проверяемый период в сумме 240 156,1 рублей, начислены пени в размере 3282,29 рублей.
Специалистом Амурского отделения ФСС РФ составлена справка о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов от 27.10.2015 N 114330.
Требованием от 28.10.2016 N 114330 страхователю предложено уплатить пени в добровольном порядке в срок до 17.11.2015.
Поскольку в установленный заявителем срок требование ответчиком в добровольном порядке не исполнено, Фонд обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований Фонда, правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 4.1 Федерального закона от 24 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" страхователь обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации; вести учет и отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации и расходам на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам; предъявлять для проверки в территориальные органы страховщика документы, связанные с начислением, уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам.
В силу пункта 2.1 статьи 4.8 Федерального закона от 24 29.12.2006 N 255-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика отчеты (расчеты) по форме, утвержденной страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования: на бумажном носителе не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом; в форме электронного документа не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
В соответствии с положениями частей 1 - 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Взыскание недоимки по страховым взносам в судебном порядке производится, в том числе с организации, которой открыт лицевой счет.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении пеней и штрафов.
При этом в силу части 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Согласно частям 3, 5 и 6 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.
Из материалов дела следует, что фондом социального страхования по результатам камеральной проверки ответчика от 27.10.2015 (справка от 27.10.2015 N 114330) у последнего установлена недоимка по уплате страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.07.2015 по 30.09.2015, в связи с чем, с 18.08.2015 по 15.10.2015 начислены пени в сумме 3282,29 рублей.
Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Амурской области, возражая против взыскания пеней, считает ее начисление необоснованным, поскольку заявитель был уведомлен об отсутствии финансирования и невозможности уплатить страховые взносы своевременно, в связи с чем, обоснованно просил предоставить отсрочку по уплате страховых взносов.
В силу части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Из материалов дела усматривается, что 14.08.2015 Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Амурской области, получив письмо Главного распорядителя бюджетных средств - Следственного комитета Российской Федерации от 03.08.2015 N Исхск-289/1-20378-15 о задержке в 2015 году финансирования из федерального бюджета по КБК 03018890012121 КОСГУ 213 "Начисление на выплаты по оплате труда", обратилось в Государственное учреждение - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением N 228-02/145-15 о предоставлении отсрочки по уплате суммы страховых взносов в размере 161 709,09 рублей на период с 15.08.2015 по 31.12.2015. Приложив к заявлению, в том числе, копию отчета о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств, отчет по форме-4ФСС по состоянию на 01.08.2015 и письмо Следственного комитета Российской Федерации от 03.08.2015 N Исхск-289/1-20378-15.
Письмом от 11.09.2015 N 01-12/05/6464 фонд отказал следственному управлению в предоставлении отсрочки, указав, что отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов предоставляется только на суммы имеющейся задолженности; согласно представленному расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за полугодие 2015 года (форма 4-ФСС РФ) следственное управление задолженности по страховым взносам не имеет.
11.09.2015 ответчик вновь обратился с заявлением о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов в сумме 81203,61 рублей на период с 15.09.2015 по 31.12.2015.
Письмом от 22.09.2015 N 01-12/05/7313 фонд повторно отказал следственному управлению в предоставлении отсрочки, в обоснование отказа указав, что в качестве отсроченного (рассроченного) платежа предусматривается задолженность по страховым взносам, пени и штрафам, а не сумма текущих обязательных платежей; рассмотрение региональным отделением вопроса о предоставлении отсрочки возможно только после приема от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за девять месяцев 2015 года и установления факта недоимки по страховым взносам, начисления соответствующей суммы пени и получения заявлений на предоставление отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам; не представляется возможным принять решение о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов в связи с отсутствием задолженности по итогам отчетного периода - полугодия 2015 года.
Рассмотрев заявление следственного управления от 12.10.2015 о предоставлении отсрочки по уплате сумм страховых взносов за 3 квартал 2015 года в размере 240 156,13 рублей на период с 15.08.2015 по 31.12.2015, решением от 28.10.2015 N 1 фонд предоставил ответчику отсрочку по уплате стразовых взносов на сумму 243 438,42 рублей, включив в эту сумму страховые взносы в размере 240 156,13 рублей и начисленные пени в размере 3282,29 рублей. Отсрочка предоставлена на период с 16.10.2015 по 31.12.2015.
Суд первой инстанции, оценив решения от 11.09.2015 N 01-12/05/6464, от 22.09.2015 N 01-12/05/7313 об отказе в предоставлении отсрочки (рассрочки) об уплате страховых взносов правомерно посчитал, что основания отказа, приведенные фондом в указанных решениях, не соответствуют нормам действующего законодательства, а основания для отказа в предоставлении отсрочки отсутствовали ввиду следующего.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов имеют право получать отсрочку (рассрочку) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов представляет собой изменение срока уплаты страховых взносов при наличии оснований, предусмотренных данной статьей. Отсрочка (рассрочка) предоставляется на срок, не превышающий одного года, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности по страховым взносам.
В соответствии с частью 3 статьи 18.1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов может быть предоставлена плательщику страховых взносов, финансовое положение которого не позволяет уплатить эти страховые взносы в установленный срок, однако, имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты плательщиком страховых взносов таких страховых взносов возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов.
В силу пункта 2 части 3 статьи 18.1 Закона N 212-ФЗ одним из оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) является непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств плательщику страховых взносов и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до плательщика страховых взносов - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страховых взносов, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) плательщику страховых взносов из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страховых взносов, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных плательщиком страховых взносов услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд.
В части 1 статьи 18.4 Закона N 212-ФЗ приведен перечень документов, которые плательщик страховых взносов должен приложить к заявлению о предоставлении отсрочки (рассрочки):
1) акт совместной сверки расчетов по страховым взносам;
2) справка налогового органа по месту учета плательщика страховых взносов, содержащая перечень всех открытых плательщику страховых взносов счетов в банках;
3) справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче заявления шести месяцев по счетам плательщика страховых взносов в банках, а также о наличии у плательщика страховых взносов расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;
4) справки банков об остатках денежных средств на всех счетах плательщика страховых взносов в банках;
5) обязательство плательщика страховых взносов, предусматривающее на период предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении указанной отсрочки (рассрочки), а также предполагаемый плательщиком страховых взносов график погашения задолженности;
6) документы, подтверждающие наличие оснований предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, указанных в части 3 статьи 18.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 18.4 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ отсрочка (рассрочка) предоставляется по заявлению страхователя - получателю бюджетных средств, при этом к заявлению о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов по основанию, указанному в пункте 2 части 3 статьи 18.1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, должен прилагаться документ финансового органа и (или) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, содержащий сведения о сумме бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, которые не предоставлены (несвоевременно предоставлены) плательщику страховых взносов, и (или) сумме предельных объемов финансирования расходов, которые не доведены (несвоевременно доведены) до плательщика страховых взносов в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страховых взносов.
Как правомерно указал суд первой инстанции, из толкования норм статей 18.1 - 18.4 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ следует, что отсрочка представляет собой изменение срока уплаты страховых взносов.
Сроки уплаты страховых взносов установлены частями 4, 5 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, согласно которым в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей, ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
Таким образом, апелляционная инстанция поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что отсрочка может быть предоставлена только по итогам расчетного периода.
Согласно указанным выше нормам Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предоставление отсрочки возможно только при наличии сразу трех обязательных условий:
1) финансовое положение страхователя, которое не позволяет ему уплатить страховые взносы в установленный срок,
2) имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты плательщиком страховых взносов страховых взносов возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка),
3) тяжелое финансовое положение страхователя, вызвано одним из оснований, указанных в части 3 статьи 18.1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Из материалов дела усматривается, что следственное управление, обращаясь в фонд с заявлениями о предоставлении отсрочки страховых взносов за июль, август 2015 года представлял письмо главного распорядителя бюджетных средств о задержке финансирования в 2015 году, а также отчет о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств.
Претензий по пакету документов, предоставленных в обоснование заявлений об отсрочке, фонд не заявил, и при рассмотрении дела пояснил, что таковых не имелось.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, соответствующее обстоятельство, предусмотренное статьей 18.1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до плательщика страховых взносов - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страховых взносов) в качестве основания для предоставления рассрочки платежей, усматривается из представленных заявителем документов и является установленным, как и усматривается и возможность у ответчика уплатить страховые взносы в течение срока, на который испрашивалась отсрочка.
Материалами дела установлено, что заявления о предоставлении отсрочки за июль, август 2015 года были подана в фонд следственным управлением в срок до наступления даты очередного платежа (до 15-го числа месяца, следующего за календарным месяцем, за который им были начислены ежемесячные обязательные платежи), в заявлении указана сумма, оплату которой просит отсрочить комитет, срок, в течение которого будет погашена указанная задолженность, к заявлениям были приложены расчеты по страховым взносам.
Из расчетов по страховым взносам судом установлен размер задолженности по страховым взносам в конкретном испрашиваемом периоде в размере 161 709,02 рублей за июль 2015 года, 81203,64 рублей за август 2015 года, 240156,10 рублей за сентябрь 2015 года.
На данные суммы задолженности фондом начислены взыскиваемые суммы пеней согласно представленному фондом расчету.
Таким образом, апелляционная инстанция поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что доводы фонда о невозможности установить сумму задолженности, на которую следует предоставить отсрочку, до предоставления следственным управлением расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам по итогам расчетного периода являются необоснованными.
Статьей 18.2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлены обстоятельства, исключающие предоставление отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Как правомерно указал суд первой инстанции, поскольку указанные выше обстоятельства в отношении следственного управления не установлены, а представленные заявителем документы, по форме и содержанию соответствовали требованиям Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, то у фонда отсутствовали основания для отказа в предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов за июль, август 2015 года.
Кроме того, следуя позиции фонда о возможности предоставить отсрочку только после подачи расчета по итогам отчетного периода, фонд, принимая решение о предоставлении отсрочки от 28.10.2015 N 1, должен был предоставить отсрочку по уплате страховых взносов на период начиная с 15.08.2015, поскольку эта дата является первой датой оплаты ежемесячного платежа в третьем квартале, и из представленных документов возможно достоверно установить факт отсутствия у следственного управления возможности перечислить ежемесячный платеж.
Таким образом, суд первой инстанции, проведя всесторонний анализ обстоятельств дела, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для начисления следственному управлению пеней за несвоевременную уплату страховых взносов за период с 18.08.2015 по 15.10.2015.
Апелляционная инстанция отклоняет довод фонда о том, что суд вышел за пределы рассмотрения предмета спора, поскольку в соответствии с частью 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В данном случае судом обоснованно рассмотрены решения Амурского отделения ФСС РФ об отказе в предоставлении отсрочки об уплате страховых взносов от 11.09.2015, от 22.09.2015, оценены как несоответствующие нормам действующего законодательства.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 02.06.2016 по делу N А04-2666/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-2666/2016
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 октября 2016 г. N Ф03-4830/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ГУ - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Ответчик: Следственное управление СК РФ по Амурской области