г. Саратов |
|
04 августа 2016 г. |
Дело N А57-26293/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Александровой Л.Б.,
судей: Акимовой М.А., Веряскиной С.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
при участии представителя заявителя: Колпаковой Л.Ю., действующей на основании доверенности N 4863 от 15 октября 2015 года; административного органа: Сердюка С.В., действующего на основании доверенности N24 от 11 января 2016 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Оренбургнефть", ОГРН 1025601802357, ИНН 5612002469 (г. Бузулук Оренбургской области)
на решение арбитражного суда Саратовской области от 02 июня 2016 года по делу N А57-26293/2015 (судья Степура С.М.)
по заявлению публичного акционерного общества "Оренбургнефть", ОГРН 1025601802357, ИНН 5612002469 (г. Бузулук Оренбургской области)
к Волжскому межрегиональному территориальному управлению по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, ОГРН 1026401399782, ИНН 6439010461 (г. Балаково Саратовской области)
о признании незаконным и отмене постановления пор делу об административном правонарушении, об оспаривании предписания от 15 октября 2015 года N 13-16.1/15-Ц,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Оренбургнефть" (далее - заявитель, общество, ПАО "Оренбургнефть") обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - административный орган, Волжское МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора, Управление) от 27 октября 2015 года N ВУ-ПС-044-2015, в соответствии с которым ПАО "Оренбургнефть" привлечено к административной ответственности по ч. 17 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Определением арбитражного суда Саратовской области от 12 ноября 2015 года заявление ПАО "Оренбургнефть" принято к производству (дело N А57-26293/2015).
ПАО "Оренбургнефть" обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением об оспаривании предписания Волжского МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора от 15 октября 2015 года N 13-16.1/15-Ц.
Определением арбитражного суда Саратовской области от 02 февраля 2016 года заявление ПАО "Оренбургнефть" принято к производству (дело N А57-737/2016).
Определением арбитражного суда Саратовской области от 01 марта 2016 года дела N А57-26293/2015 и N А57-373/2016 объединены для совместного рассмотрения в одно производство с присвоением делу номера N А57-26293/2015.
Определением арбитражного суда Саратовской области от 29 марта 2016 года по делу приняты обеспечительные меры в виде приостановления исполнения предписания Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 13-16.1/15-Ц от 15 октября 2015 года до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 02 июня 2016 года в удовлетворении заявленного требования отказано. Обеспечительные меры, принятые определением арбитражного суда от 29 марта 2016 года, отменены.
ПАО "Оренбургнефть" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение по делу отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Волжское МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора представило отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ПАО "Оренбургнефть" поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просила апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Волжского МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора в судебном заседании возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело в арбитражном суде апелляционной инстанции рассматривается в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Заслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в период с 20 мая 2013 года по 22 мая 2013 года в отношении ОАО "Оренбургнефть" проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой был выявлен факт осуществления ОАО "Оренбургнефть" обращения с радиоактивными отходами без наличия соответствующего разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии.
По результатам проверки административным органом выдано предписание от 22 мая 2013 года N 13-07.1/13-Ц, на основании которого ОАО "Оренбургнефть" было предписано в срок до 01 октября 2013 года подготовить и направить в Волжское МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора документы на получение соответствующей лицензии.
ОАО "Оренбургнефть" не согласившись с вынесенным предписанием, обратилось в арбитражный суд Оренбургской области с требованием об отмене выданного предписания от 22 мая 2013 года N 13-07.1/13-Ц.
Решением арбитражного суда Оренбургской области от 20 ноября 2013 года по делу N А47-8631/2013 в удовлетворении заявленных требований ОАО "Оренбургнефть" было отказано.
В период с 27 марта 2014 года по 28 марта 2014 года в отношении ОАО "Оренбургнефть" была проведена внеплановая проверка выполнения ранее выданного предписания от 22 мая 2013 года N 13-07.1/13-Ц.
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 28 марта 2014 года N ВУ-ПР-024-2014 по признакам ч. 17 ст. 19.5 КоАП РФ. Постановлением от 14 апреля 2014 года N ВУ-ПС-024-2014 ОАО "Оренбургнефть" привлечено к административной ответственности по ч. 17 ст. 19.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.
В связи с невыполнением ОАО "Оренбургнефть" в установленный срок предписания от 22 мая 2013 года N 13-07.1/13-Ц и привлечением к административной ответственности, 28 марта 2014 года ОАО "Оренбургнефть" выдано новое предписание N 13-08.1/14-Ц, в соответствии с которым ОАО "Оренбургнефть" предписано получить лицензию в области использования атомной энергии в срок до 06 октября 2014 года.
В целях исполнения предписания от 28 марта 2014 года N 13-08.1/14-Ц ОАО "Оренбургнефть" обратилось в Волжское МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора с заявлением о выдаче лицензии с приложением необходимых документов.
11 апреля 2014 года от Волжского МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора получен отказ (исх. N 03-04/6-1718 от 11 апреля 2014 года) в принятии документов к рассмотрению в связи с наличием замечаний к оформлению пакета направленных документов и отсутствием сведений о признании соответствующим органом управления использованием атомной энергии соискателя лицензии, пригодным эксплуатировать радиационный источник в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2014 N 88.
17 апреля 2014 года в адрес Министерства энергетики Российской Федерации (исх. N 02-33/1013п от 17 апреля 2014 года) направлен пакет документов для получения признания, с последующим информированием Волжского МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора (исх. N 02-33/1045 от 22 апреля 2014) о проделанной работе.
27 июня 2014 года получен ответ из Министерства энергетики Российской Федерации согласно которому, Министерством энергетики Российской Федерации направлен запрос в Ростехнадзор (исх. N АТ-6413/08 от 19 июня 2014 года) относительно основания отнесения оборудования, загрязненного природными радионуклидами, используемого ОАО "Оренбургнефть" в производственной деятельности, к категории объектов использования атомной энергии, и как следствие, необходимости признания ОАО "Оренбургнефть" организацией, пригодной эксплуатировать радиационные источники.
29 июня 2014 года ОАО "Оренбургнефть" направило заявление о предоставлении лицензии (исх. N 02-33/1914и от 29 июля 2014 года) и комплект документов в адрес Волжского МГУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора.
22 августа 2014 года от Волжского МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора получен ответ (исх. N 03-04/6-3967 от 22 августа 2014 года) "Об отказе в принятии документов к рассмотрению" по причине отсутствия сведений о признании ОАО "Оренбургнефть" организацией, пригодной эксплуатировать радиационные источники.
Для получения свидетельства о признании ОАО "Оренбургнефть" пригодным эксплуатировать радиационные источники возникла необходимость в предоставлении в Министерство энергетики Российской Федерации расчетного обоснования категории потенциальной радиационной опасности радиационных объектов ОАО "Оренбургнефть".
Для проведения работ по расчетному обоснованию категории потенциальной радиационной опасности радиационных объектов между ОАО "Оренбургнефть" и ООО "РЭСцентр" 26 ноября 2014 года заключен соответствующий договор. Работа выполнена 27 января 2015 года, отчет о проделанной работе предоставлен 09 февраля 2015 года.
Данное расчетное обоснование 27 февраля 2015 года направлено в Министерства энергетики Российской Федерации для передачи в Госкорпорацию "Росатом".
Учитывая длительность процедур по предоставлению лицензии на эксплуатацию радиационного источника: комплексов, в которых содержатся радиоактивные вещества, ОАО "Оренбургнефть" не выполнило предписание от 28 марта 2014 года N 13-08.1/14-Ц в установленный срок (до 16 октября 2014 года), в связи с чем обратилось в Волжское МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора с заявлением о продлении сроков выполнения предписания. Срок исполнения данного предписания был продлен до 06 апреля 2015 года, а затем до 06 октября 2015 года.
30 сентября 2015 года Министерством энергетики Российской Федерации в адрес ПАО "Оренбургнефть" направлен письменный отказ (исх. N 08-806 от 30 сентября 2015 года) в признании ПАО "Оренбургнефть" организацией, пригодной эксплуатировать объекты использования атомной энергии и осуществлять деятельность в области использования атомной энергии, что не позволяет выполнить п. 11а Постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2013 N 280 "О лицензировании деятельности в области использования атомной энергии".
05 октября 2015 года исх. N 02-01/1857и ПАО "Оренбургнефть" в адрес Волжского МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора направлено письмо с просьбой о рассмотрении вопроса о закрытии предписания от 28 марта 2014 года N 13-08.1/14-Ц в связи с невозможностью его исполнения.
На основании распоряжения Волжского МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора от 08 октября 2015 года N 431 в период с 13 октября 2015 года по 15 октября 2015 года в отношении ПАО "Оренбургнефть" проведена проверка исполнения ранее выданного предписания от 28 марта 2014 года N 13-08.1/14-Ц в установленный срок до 06 октября 2015 года с учетом продления данного срока.
В ходе проверки контролирующим органом установлено, что лицензия на право ведения работ в области использования атомной энергии отсутствует. Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 15 октября 2015 года N 13-16/15-Ц.
В связи с выявленными нарушениями в отношении ПАО "Оренбургнефть" 14 октября 2015 года составлен протокол об административном правонарушении N ВУ-ПР-044-2015 по ч. 17 ст.19.5 КоАП РФ.
15 октября 2015 года ПАО "Оренбургнефть" выдано новое предписание N 13/16.1/15-Ц об устранении выявленных нарушений, которым обществу предписывалось получить лицензию в области использования атомной энергии в срок до 15 апреля 2016 года.
Постановлением от 27 октября 2015 года N ВУ-ПР-044-2015 ПАО "Оренбургнефть" привлечено к административной ответственности по ч. 17 ст.19.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.
Полагая, что предписание об устранении выявленных нарушений и постановление по делу об административном правонарушении являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, ПАО "Оренбургнефть" обратилось в арбитражный суд Саратовской области с соответствующими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия у ПАО "Оренбургнефть" обязанности получить лицензию на право осуществления деятельности в области использования атомной энергии.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).
В силу положений п. 1 ст. 65 и п. 4 ст. 210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно нормам действующего КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения (ст. 26.1 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 17 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 400 000 до 700 000 рублей.
Объективной стороной указанного правонарушения является неисполнение в установленный срок законного предписания, вынесенного уполномоченным органом.
Под неисполнением в срок предписания понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения в целом.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (далее - Закон об использовании атомной энергии) федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии - это нормативные правовые акты, устанавливающие требования к безопасному использованию атомной энергии, включая требования безопасности объектов использования атомной энергии, требования безопасности деятельности в области использования атомной энергии, в том числе цели, принципы и критерии безопасности, соблюдение которых обязательно при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии. После введения в действие федеральных норм и правил они являются обязательными для всех лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и действуют на всей территории РФ.
Федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - орган государственного регулирования безопасности) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п. 2 Положения о федеральном государственном надзоре в области использования атомной энергии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2012 N 1044, государственный надзор осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, являющейся уполномоченным органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии", Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.
В силу положений п. 13 ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.
Так, согласно ст. 24.1 Закона об использовании атомной энергии к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, организацией и проведением проверок (инспекций) юридических лиц, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок (инспекций), установленных ч. 4 - 20 настоящей статьи и иными федеральными законами, а предметом проверки (инспекции) является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности в области использования атомной энергии обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий), необходимых для обеспечения безопасности в области использования атомной энергии, а также соответствие объектов использования атомной энергии, их элементов и систем указанным требованиям.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Пунктом 6 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2011 N 703 (далее - Административный регламент N 703), предусмотрено, что должностные лица Ростехнадзора при осуществлении государственного контроля (надзора) имеют право выдавать юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований при сооружении, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов использования атомной энергии и требований к физической защите, учету и контролю ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
В соответствии с Законом об использовании атомной энергии и Законом N 294-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 373 утверждено Положение о режиме постоянного государственного надзора на объектах использования атомной энергии.
Данное Положение устанавливает порядок осуществления постоянного государственного надзора (в том числе проверок и отдельных мероприятий по контролю) на объектах использования атомной энергии, включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов использования атомной энергии, в отношении которых вводится режим постоянного государственного надзора (далее соответственно -объекты повышенной опасности, надзор).
Режим надзора на объектах повышенной опасности обеспечивается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии (п. 2 Положения).
Согласно п. 6 Положения при осуществлении надзора проводится мониторинг соблюдения (выполнения) требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, регламентов и инструкций по эксплуатации объектов повышенной опасности; предписаний, выданных по результатам проведения проверок и отдельных мероприятий по контролю при осуществлении надзора.
Пунктом 12 Положения установлено, что в случае выявления в ходе проведения проверок и отдельных мероприятий по контролю нарушений организацией (филиалом) и (или) ее должностными лицами требований законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии, направленных на обеспечение безопасности, уполномоченные лица принимают меры по пресечению таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом в журнале постоянного государственного надзора делается соответствующая запись, а выписка из указанного журнала направляется уполномоченными лицами руководителю организации (филиала), эксплуатирующей объекты повышенной опасности, для ознакомления.
В ходе рассмотрения дела арбитражным судом установлено, что контролирующим органом в деятельности ПАО "Оренбургнефть" выявлены нарушения, допущенные в области использования атомной энергии, а именно допущено обращение с радиоактивными отходами без наличия соответствующего разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии.
В связи с допущенными нарушениями обществу выдано предписание N 13-08.1/14-Ц от 28 марта 2014 года, которым предписано в срок до 06 октября 2015 года получить лицензию в области использования атомной энергии.
В ходе рассмотрения дела арбитражным судом установлено, что предписание N 13-08.1/14-Ц от 28 марта 2014 года ПАО "Оренбургнефть" в установленный срок не исполнено.
Арбитражным судом Оренбургской области по делу N А47-8631/2013 ОАО "Оренбургнефть" отказано в удовлетворении требования о признании незаконным предписания от 22 мая 2013 года N 13-07.1/13-Ц, выданного обществу Оренбургским отделом по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Волжского МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора.
В ходе рассмотрения указанного дела арбитражный суд пришел к выводу о том, что используемая обществом технология работы приводит к образованию и накапливанию радиоактивных отходов.
Поскольку образование в деятельности общества радиоактивных отходов является результатом применяемой обществом технологии, арбитражный суд в ходе рассмотрения дела N А47-8631/2013 пришел к выводу о том, что характер деятельности общества, независимо от отсутствия спорных отходов во время проведения проверки (на площадке временного хранения), требует получения разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии.
Данное решение вступило в законную силу 04 февраля 2014 года.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, в силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившее в законную силу решение арбитражного суда Оренбургской области от 20 ноября 2013 года по делу N А47-8631/2013 имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, поскольку в рамках спора по делу N А47-8631/2013 с участием тех же лиц рассматривался вопрос о необходимости получения ОАО "Оренбургнефть" разрешения (лицензии).
Как указано выше, вступившим в законную силу решением арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-8631/2013 установлено, характер деятельности общества, требует получения разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии.
Оснований для иных выводов при рассмотрении настоящего спора, не имеется.
Оспариваемое в рамках настоящего дела постановление о назначении административного наказания вынесено по результатам проведения контролирующим органом проверки исполнения ранее выданного предписания
Как было указано выше, обязанность по получению лицензии на право ведения работ в области использования атомной энергии была установлена арбитражным судом при рассмотрении дела N А47-8631/2013. На момент проведения проверки в период с 13 октября 2015 года по 15 октября 2015 года необходимая лицензия у общества отсутствовала.
С учетом изложенного суд пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ПАО "Оренбургнефть" состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч. 17 ст. 19.15 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает несостоятельными доводы, изложенные в апелляционной жалобе, об отсутствии вины общества в совершении вменяемого правонарушения, приведенные заявителем в качестве оснований для отмены оспариваемого постановления об административном правонарушении.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 16.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст. 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Факт невыполнения ПАО "Оренбургнефть" предписания в установленный срок не оспаривается и подтвержден совокупностью представленных доказательств.
ПАО "Оренбургнефть" совершило административное правонарушение в результате непринятия своевременных и достаточных мер по выполнению в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии, т.е. в результате бездействия.
Обстоятельства, свидетельствующие о том, что ПАО "Оренбургнефть" предприняты все необходимые и достаточные меры для выполнения предписания представлены не были.
Оснований для квалификации совершенного обществом административного правонарушения в качестве малозначительного в силу ст. 2.9 КоАП РФ судебными инстанциями не установлено.
При таких обстоятельствах постановление от 27 октября 2015 года N ВУ-ПС-044-2015 о привлечении ПАО "Оренбургнефть" к административной ответственности по ч. 17 ст. 9.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 600 000 рублей является законным и обоснованным.
Как следует из материалов дела, ПАО "Оренбургнефть" также оспаривается предписание от 15 октября 2015 года N 13-16.1/15-Ц об устранении выявленных нарушений, которые аналогичны изложенным в постановлении о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При оценке доводов сторон суд принимает во внимание положения ч. 5 ст. 200 АПК РФ, согласно которой обязанность доказывания обоснованности принятия оспариваемого акта лежит на органе, принявшем оспариваемый ненормативный акт. Вместе с тем бремя доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо в обоснование своих требований и возражений в соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ лежит на лице, которое ссылается на указанные обстоятельства.
Оспариваемое предписание от 15 октября 2015 года N 13-16.1/15-Ц выдано ПАО "Оренбургнефть" в связи с невыполнением в установленный срок предписания от 28 марта 2014 года N 13-08.1 /14-Ц, которое в свою очередь выдано в связи с невыполнением в установленный срок предписания от 22 мая 2013 года N 13-07.1/13-Ц и привлечением ПАО "Оренбургнефть" к административной ответственности постановлением от 14 апреля 2014 N ВУ-ПС-024-2014 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 17 ст. 19.5 КоАП РФ.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предписание, выданное Волжским МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора в целях устранения выявленных нарушений, соответствует положениям действующего законодательства, не нарушает права и интересы заявителя, законность требования, содерждащегося в оспариваемом предписании, проверена при производстве по делу N А47-8631/2013.
Судами не установлено совокупности условий, предусмотренных ст. 198, 200, 201 АПК РФи необходимых для признания предписания недействительным.
Нарушений порядка выдачи оспариваемого предписания не установлено.
В материалы дела обществом не представлены доказательства позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые меры и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
Доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии с его стороны обязанности по получению лицензии на право осуществления деятельности в области использования атомной энергии подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права и неверной оценке фактических обстоятельств дела. Они не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта. Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, в их совокупности в соответствии со ст. 71 АПК РФ. Суд правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права при производстве по настоящему делу не допущено. Оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Апелляционная жалоба ПАО "Оренбургнефть" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 02 июня 2016 года по делу N А57-26293/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Оренбургнефть" (г. Бузулук Оренбургской области) - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Л.Б. Александрова |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-26293/2015
Истец: ПАО "Оренбургнефть"
Ответчик: Волжское межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору