Требование: о привлечении к административной ответственности
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
03 августа 2016 г. |
Дело N А32-2771/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Илюшина Р.Р.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель Климан Ю.А. по доверенности от 21.10.2015;
специалистов гастроэнтерологического отделения ГБОУ ВПО "Ростовский государственный медицинский университет": врачей Леоновой Г.Н., Иванникова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клиника Екатерининская" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.03.2016 по делу N А32-2771/2016 по заявлению Министерства здравоохранения Краснодарского края к заинтересованному лицу - обществу с ограниченной ответственностью "Клиника Екатерининская" о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, принятое в составе судьи Хахалевой Н.В.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Краснодарского края (далее - министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Клиника Екатерининская" (далее - общество, клиника) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.03.2016 заявленное требование удовлетворено. Общество привлечено к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа в размере 30000 руб. Решение мотивировано наличием в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Общество с ограниченной ответственностью "Клиника Екатерининская" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована следующим.
Судом не учтено, что клиника не применяла стандарты оказания медицинской помощи больным панкреатитом и мочекаменной болезнью поскольку таковые регламентируют порядок лечения. Предметом договора оказания медицинских услуг, заключенного между клиникой и Иващенко Г.А., являлась консультация терапевта и врач лишь при первичном осмотре установил предварительный диагноз. Стандарты оказания медицинской помощи не регламентируют установление предварительного диагноза.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство просило решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Апелляционным судом в порядке ст. 55.1. АПК РФ были заслушаны пояснения специалистов гастроэнтерологического отделения ГБОУ ВПО "Ростовский государственный медицинский университет" врачей Леоновой Г.Н., Иванникова В.В.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя министерства, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании, назначенном на 12 час. 30 мин. 25.07.2016, объявлялся перерыв до 12 час. 40 мин. 01.08.2016.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, специалистов, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью "Клиника Екатерининская" имеет лицензию от 23.11.2015 г. N ЛО-23-01-009469 на осуществление медицинской деятельности, выданную Министерством здравоохранения Краснодарского края.
На основании приказа от 28.12.2015 г. N 7506 "О проведении внеплановой документарной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя" административным органом в период с 28.12.2015 г. по 01.02.2016 г. была проведена проверка по вопросам соблюдения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности, в связи с обращением гражданина Иващенко Г.А. (входящий от 23.12.2015 г. N И-6263/15/1).
В результате проведенной проверки министерством было установлено, что 19.11.2015 г. между ООО "Клиника Екатерининская" и Иващенко Г.А. был заключен договор на оказание платных медицинских услуг N 15138171 (далее по тексту - договор).
19.11.2015 г. пациент Иващенко Г.А. был осмотрен врачом Середа А.Ф., после опроса и осмотра установлен предварительный диагноз: хронический панкреатит, острый пиелонефрит, мочекаменная болезнь. Назначено дополнительное обследование и лечение.
Административным органом при анализе медицинской документации по оказанию медицинских услуг Иващенко Геннадию Анатольевичу, были выявлены следующие нарушения.
В медицинской карте амбулаторного больного ООО "Клиника Екатерининская" без номера на имя Иващенко Г.А. (обращение 19.11.2015 г.) при установлении предварительного диагноза хронический панкреатит отсутствуют обследования: исследование уровня ретикулоцитов в крови, определение цветного показателя, исследование уровня общего белка в крови, исследование уровня альбумина в крови, исследование уровня общего билирубина в крови, исследование уровня свободного и связанного билирубина в крови, исследование уровня глюкозы в крови, определение диастазы в моче, исследование уровня щелочной фосфатазы в крови, исследование уровня аспартат-трансаминазы в крови, исследование уровня аланин-трансаминазы в крови, исследование уровня гамма-глютамилтрансферазы в крови, исследование уровня амилазы в крови, копрологическое исследование, регламентируемые Разделом 1. Модель пациента, подразделом 1.1. Диагностика "Стандарт медицинской помощи больным панкреатитом", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.11.2004 г. N 240 "Об утверждении Стандарта медицинской помощи больным панкреатитом".
В медицинской карте амбулаторного больного ООО "Клиника Екатерининская" без номера на имя Иващенко Г.А. (обращение 19.11.2015 г.) при установлении предварительного диагноза мочекаменная болезнь отсутствуют обследования: исследование уровня креатинина в крови, исследование уровня мочевой кислоты в крови, исследование уровня мочевины в крови, не выполнено ультразвуковое исследование мочевого пузыря, не выполнена рентгенография почки, регламентируемые Разделом 1. Модель пациента, подразделом 1.1. Диагностика "Стандарт медицинской помощи больным мочекаменной болезнью", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 03.06.2005 г. N 378 "Об утверждении Стандарта медицинской помощи больным мочекаменной болезнью".
Министерство пришло к выводу о нарушении клиникой статьи 12 Федерального закона от 24.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", подпункта "в" пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 03.06.2005 г. N 378 "Об утверждении Стандарта медицинской помощи больным мочекаменной болезнью", Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.11.2004 г. N 240 "Об утверждении Стандарта медицинской помощи больным панкреатитом", Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства от 04.10.2012 г. N 1006, Результаты проведенной проверки были отражены в акте проверки от 11.01.2016 г. N 1/16.
11.01.2016 г. административным органом в присутствии представителя ООО "Клиника Екатерининская" по доверенности от 25.11.2015 г. Кобзарь Ю.Ю. в отношении заинтересованного лица был составлен протокол об административном правонарушении N АД-1-м/2016, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Материалы дела об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в соответствии с пунктом 3 статьи 23.1 КоАП РФ, направлены для рассмотрения в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, заслушав пояснения врачей -специалистов соответствующего профиля Ростовского государственного медицинского университета, апелляционный суд не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции о привлечении общества к административной ответственности.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 21.11.2011 г. года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий:
1) лицензирование следующих видов деятельности:
а) медицинская деятельность медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти);
б) фармацевтическая деятельность (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти);
в) деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (в части деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I, II и III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти).
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит медицинская деятельность.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская деятельность - это профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, то есть комплекса мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций.
Согласно пункту 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также:
а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи;
б) соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
в) соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг;
в(1) соблюдение правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения;
г) повышение квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет.
В соответствии с пунктом 27 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 г. N 1006, исполнитель предоставляет платные медицинские услуги, качество которых должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии в договоре условий об их качестве - требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида. В случае если федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены обязательные требования к качеству медицинских услуг, качество предоставляемых платных медицинских услуг должно соответствовать этим требованиям.
В силу пункта 3.2 договора об оказании платным медицинских услуг от 19.11.2015 г. N 15138171, медицинские услуги оказываются по утвержденным стандартам и соответствуют методам диагностики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к верному выводу об осуществлении заинтересованным лицом предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
С доводами жалобы суд апелляционной инстанции согласиться не может, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.
Стандарт содержит исчерпывающий перечень лечебно-диагностических мероприятий, подлежащих назначению при определенном заболевании.
Министерством здравоохранения Краснодарского края был составлен протокол за нарушение лицензионных требований, предусмотренных п.п. "в" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291. - несоблюдение порядка оказания платных медицинских услуг, выразившееся в невыполнении подпункта 3.2. пункта 3 договора об оказании платных медицинских услуг N 15138171 от 19.11.2015 в части предоставления медицинской помощи в соответствии со стандартом.
Правильность постановки диагноза не рассматривалась министерством при проведении проверки, так как предметом проверки было соблюдение лицензионных требований.
При возникновении у медицинского работника предположения о наличии у пациента того или иного заболевания, ему необходимо было назначить все диагностические мероприятия, предусмотренные стандартом медицинской помощи.
Заслушанные в судебном заседании специалисты медицинского университета подтвердили данное утверждение Министерства здравоохранения Краснодарского края.
В стоимость консультации не входит проведение назначенных диагностических мероприятий, они оплачиваются отдельно, поэтому утверждение представителя ООО "Клиника Екатерининская" о том, что проведение всех предусмотренных стандартом медицинских услуг по цене консультации врача-терапевта невозможно, является несостоятельным.
Кроме того, в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента.
В медицинской карте амбулаторного больного Иващенко Г.А. отсутствует письменный отказ от назначения ему диагностических мероприятий, предусмотренных указанными выше стандартами медицинской помощи, в полном объеме, в связи с чем, доводы представителя ООО "Клиника Екатерининская" по данному вопросу также являются несостоятельными.
Нарушение требований, предусмотренных п.п. "в" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291, не относится к числу грубых нарушений лицензионных требований, и не требует наличия таких общественно опасных последствий, как возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан либо причинение такого вреда.
Административная ответственность за данное нарушение возникает при наличии факта невыполнение лицензионных требований, в частности п. 27 Порядка предоставления платных медицинских услуг - исполнитель предоставляет платные медицинские услуги, качество которых должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии в договоре условий об их качестве - требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида.
Доводы апелляционной жалобы, с учетом изложенного, подлежат отклонению, как основанные на неверном понимании норм материального права и направленные на переоценку фактических обстоятельств дела, верно установленных судом.
Наказание назначено судом в пределах санкции, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного акта по безусловном основаниям, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.03.2016 по делу N А32-2771/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-2771/2016
Истец: Министерство здравоохранения Краснодарского края
Ответчик: ООО "Клиника Екатерининская"
Третье лицо: Министерство здравоохранения Ростовской области