г. Киров |
|
04 августа 2016 г. |
Дело N А17-811/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Поляковой С.Г., Поляшовой Т.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Арбузовой Е.Л.,
без участия в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области, ОГРН 1033700074671 ИНН 3729007176
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 21.04.2016 по делу N А17-811/2016, принятое судом в составе судьи Романовой Т.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Тепло-город" (ОГРН 1153720000114, ИНН 3720006883)
к Ивановской области в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области (ОГРН 1033700074671 ИНН 3729007176)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент финансов Ивановской области (ОГРН 1023700556736, ИНН 3731021516)
о взыскании субсидии в сумме 4 050 833 руб. 00 коп.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тепло-город" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском к Ивановской области в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области (далее - ответчик, заявитель, Департамент) о взыскании субсидии в сумме 4 050 833 руб. 00 коп. на возмещение выпадающих доходов от разницы в тарифах на тепловую энергию по соглашению от 07.09.2015 N 82/211-п.
Исковые требования Общества основаны на статьях 12, 15, 16, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 69, 78, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 12.02.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов Ивановской области (далее - Департамент финансов, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 21 апреля 2016 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и прекратить производство по делу.
Заявитель не согласен с выводом суда о том, что Ивановская область в лице Департамента является надлежащим ответчиком по делу. Суд не учел доводы ответчика о том, что публично-правовое образование "Ивановская область" в данном случае должен представлять соответствующий финансовый орган, которым в Ивановской области является Департамент финансов.
Истец просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Подробно позиция истца изложена письменно.
Департамент финансов отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей не обеспечили. Истец заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ивановской области от 21 апреля 2016 года проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
07.09.2015 Департамент и Общество (получатель) заключили соглашение о предоставлении субсидии N 82/211-п (далее Соглашение).
Предметом Соглашения является предоставление Департаментом в 2015 году субсидии из областного бюджета получателю на возмещение недополученных доходов от разницы между утвержденными тарифами на тепловую энергию, поставляемую потребителям, и утвержденными льготными тарифами на тепловую энергию, поставляемую населению на нужды отопления жилищного фонда и приготовления горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома, в размере 17 639 131 рублей (пункт 1.1 Соглашения).
Согласно пункту 2.4 Соглашения выплата субсидии получателю осуществляется Департаментом в пределах выделенных бюджетных ассигнований в соответствии с бюджетной росписью областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии с пунктом 6.1 Соглашения приостановление перечисления субсидии (остатка субсидии) осуществляется в случаях: нецелевого использования субсидии; нарушения получателем условий и установленного порядка предоставления субсидии; нарушения получателем иных условий соглашения.
В силу пункта 6.2 Соглашения размер субсидии, установленный Соглашением, может быть уменьшен в случае изменения размера субсидии, определяемого Региональной службой по тарифам Ивановской области.
Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами, распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.01.2015, и действует до полного исполнения сторонами принятых на себя обязательств (пункт 9.1 Соглашения).
Размер субсидии определен на основании справок-расчетов, утвержденных Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области от 19.08.2015.
Свои обязательства по перечислению субсидии Департамент исполнил частично согласно платежным поручениям N 426 от 21.09.2015 на сумму 3 309 208 руб.; N 92915 от 01.10.2015 на сумму 7 279 090 руб.; N 617140 от 31.12.2015 на сумму 3 000 000 руб. ответчик перечислил субсидию в сумме 13 588 298 руб.
Неисполнение обязательств по перечислению субсидии в полном объеме послужило основанием для обращения Общества с иском в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательств должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Как следует из положений статей 6, 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации, законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением на публично-правовые образования, к которым относится и Ивановская область, могут быть возложены обязательства в соответствующем финансовом году предоставить участнику хозяйственного оборота средства из бюджета, именуемые в связи с этим расходными или бюджетными.
В статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплено, что для исполнения бюджетных обязательств применяются, в том числе, бюджетные ассигнования, то есть предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году, направляемые также на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
В силу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации представляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Ивановской областной Думой принят Закон Ивановской области от 09.12.2014 N 103-ОЗ, в редакции от 03.07.2015 "О льготных тарифах на тепловую энергию на территории Ивановской области" (далее - Закон N 103-ОЗ).
Статьей 6 Закона N 103-ОЗ установлен порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, согласно которой компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций осуществляется путем предоставления субсидий теплоснабжающим организациям за счет средств областного бюджета (далее - субсидии). Бюджетному возмещению подлежат выпадающие доходы теплоснабжающих организаций, возникающие в результате превышения размера расходов, связанных с обеспечением теплоснабжения (производства, транспортировки, сбыта тепловой энергии для отопления жилищного фонда на нужды населения и приготовления горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома на нужды населения), учтенных в составе тарифов на тепловую энергию (мощность) на соответствующий регулируемому год, над расходами, приходящимися на эти цели, в установленных на основании части 1 статьи 5 настоящего Закона.
Условием предоставления субсидий является подтверждение наличия заключенного теплоснабжающей организацией с потребителями (исполнителями) коммунальных услуг на финансируемый период договора (договоров) на поставку тепловой энергии для отопления жилищного фонда на нужды населения и приготовления горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома на нужды населения по утвержденным льготным тарифам на тепловую энергию (мощность).
Субсидии предоставляются уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, осуществляющим функции в сфере жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с соглашениями на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, заключенными между уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, осуществляющим функции в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и теплоснабжающими организациями.
Предоставление субсидий осуществляется за счет средств областного бюджета в виде субсидий юридическим лицам в порядке, установленном Правительством Ивановской области в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели законом Ивановской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Во исполнение Закона N 103-ОЗ принято Постановление Правительства Ивановской области от 22.05.2015 N 211-п "О предоставлении субсидий теплоснабжающим организациям на возмещение недополученных доходов от разницы между утвержденными тарифами на тепловую энергию, поставляемую потребителям, и утвержденными льготными тарифами на тепловую энергию, поставляемую населению на нужды отопления жилищного фонда и приготовления горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома" (далее - Постановление N211-п), которым утвержден Порядок предоставления субсидий теплоснабжающим организациям.
Согласно пункту 1 Постановления N 211-п финансовое обеспечение предоставления субсидий теплоснабжающим организациям на возмещение недополученных доходов от разницы между утвержденными тарифами на тепловую энергию, поставляемую потребителям, и утвержденными льготными тарифами на тепловую энергию, поставляемую населению на нужды отопления жилищного фонда и приготовления горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома, является расходным обязательством Ивановской области.
В силу пункта 2.1 Порядка предоставления субсидий теплоснабжающим организациям целью предоставления субсидий является возмещение в расчетном году недополученных доходов теплоснабжающих организаций, образующихся при обеспечении производства, транспортировки, сбыта тепловой энергии на нужды населения от разницы между тарифами на тепловую энергию (мощность) и применяемыми в расчетах с льготными потребителями льготными тарифами на тепловую энергию (мощность).
В соответствии с пунктом 8.1 Порядка предоставления субсидий по итогам расчетного года организация - получатель субсидии производит расчет размера субсидии по форме, установленной в Приложении 1 к настоящему Порядку, с учетом фактического объема отпуска тепловой энергии на нужды населения в соответствии с данными бухгалтерского учета организации - получателя субсидии и формы федерального статистического наблюдения N 46-ТЭ (полезный отпуск).
Расчет фактической потребности в субсидии производится организацией - получателем субсидии:
по источникам тепловой энергии, осуществляющим производство, транспортировку, сбыт тепловой энергии населению на нужды населения (в рамках осуществления прямого предоставления коммунальных услуг по отоплению жилищного фонда гражданам, проживающим в индивидуальных жилых домах и многоквартирных домах, при осуществлении непосредственной формы управления собственниками помещений в многоквартирном доме);
по многоквартирным домам, отапливаемым от источников тепловой энергии организации - получателя субсидии, осуществляющих производство, транспортировку, сбыт тепловой энергии на нужды населения, оборудованным коллективными (общедомовыми) приборами учета, с учетом показаний приборов учета по итогам расчетного года на отчетную дату;
по индивидуальным жилым домам, оборудованным приборами учета, с учетом показаний приборов учета по итогам расчетного года на отчетную дату.
По остальным многоквартирным (индивидуальным жилым) домам, не указанным в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта, в расчет фактической потребности в субсидии включается плановый объем отпуска тепловой энергии на нужды населения.
Размер и порядок перечисления субсидии сторонами согласован в Соглашении.
С учетом окончания расчетного периода расчет фактической потребности в субсидии определен истцом в плановом объеме в размере 17 639 131 рублей.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств выделения денежных средств для получения Обществом субсидии в полном объеме в материалы дела не представлено.
Методика расчета заявителем не оспорена, контррасчет не представлен.
Довод заявителя о том, что он не является надлежащим ответчиком по делу отклоняется апелляционным судом.
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации согласно пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации своими действиями приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступают в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и правовой позиции Пленума N 23 в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
Согласно пункту 2 Порядка предоставления субсидий Департамент определен как исполнительный орган государственной власти Ивановской области, осуществляющий в части предоставления субсидий функции главного распорядителя бюджетных средств.
Учитывая, что должником в обязательстве по возмещению убытков выступает Ивановская область, а главным распорядителем средств бюджета в части предоставления субсидий теплоснабжающим организациям является Департамент, сумма невыплаченной субсидии обоснованно взыскана судом первой инстанции с Департамента за счет казны Ивановской области.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 21.04.2016 по делу N А17-811/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
С.Г. Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-811/2016
Истец: ООО "Тепло-город"
Ответчик: Ивановская область в лице Департамента ЖКХ Ивановской области
Третье лицо: Департамент финансов Ивановской области