Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 октября 2016 г. N Ф02-5486/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Красноярск |
|
03 августа 2016 г. |
Дело N А33-734/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена "28" июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "03" августа 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Морозовой Н.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от заявителя (ООО "Харасун") - Рюмкина Ю.Н., представителя по доверенности от 23.11.2015,
от ответчика (департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу) - Горбатовой Е.Е., представителя по доверенности от 17.03.2016 N 05-01/1208,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Харасун"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "13" мая 2016 года по делу N А33-734/2016, принятое судьей Раздобреевой И.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Харасун" ИНН 0305004948, ОГРН 1020300568166 (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к департаменту по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу ИНН 2466121318, ОГРН 1042402960709 (далее - ответчик, департамент) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа в приеме заявки, изложенного в письме от 02.10.2015 N У-ЦС-08-13/1585, и обязании осуществить административные процедуры по исполнению государственной функции по внесению изменений и дополнений в лицензию на право пользования участком недр в отношении заявления общества о продлении лицензии; о признании незаконным приказа от 02.10.2015 N 737 о снятии с учета лицензии УДЭ 00893 РБ.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "13" мая 2016 года в удовлетворении заявления отказано.
Общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В обоснование апелляционной жалобы обществом приведены следующие доводы:
- право общества на продления срока действия лицензий, которое принадлежит ему на основании пункта 3 статьи 10 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) было ограничено со ссылкой на подпункты 5 и 7 пункта 39 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного приказом Минприроды Российской Федерации от 29.09.2009 N 315 (далее - Административный регламент N 315), то есть нормативным правым актом, имеющим меньшую юридическую силу;
- представление вместе с заявкой справки об отсутствии задолженности по сдаче отчетов о результатах завершенных работ на участке недр, а также актов проверок и предписаний за последних три года либо информации об отсутствии таких проверок является невозможным, так как нормативными правовыми актами, устанавливающими полномочия соответствующих органов, не предусмотрена выдача таких документов;
- заявитель был лишен возможности предоставить в распоряжение ответчика акты проверки и предписания, в силу обстоятельств от него не зависящих;
- отказ в приеме заявки нарушает права и законный интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с изложенными в ней доводами, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
При рассмотрении дела в судебном заседании 27.07.2016 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 15-00 часов 28.07.2016.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.
Обществу 27.02.2004 выдана лицензия серии УДЭ N 00893 БР на право пользования недрами с целью геологического изучения и добычи россыпного золота на участке Харасунском Еравнинского района Республики Бурятия. Срок окончания действия лицензии - 01.10.2011.
Управление по недропользованию по Республики Бурятия приказом от 14.07.2009 N 100 продлило срок действия лицензии УДЭ N 00893 БР до 01.10.2015 для завершения разработки месторождения, в связи с чем было оформлено и зарегистрировано дополнение от 17.07.2009 N 1.
Отдел геологии и лицензирования по Республики Бурятия департамента 17.09.2015 направил в адрес недропользователя уведомление о предстоящем прекращении права пользования недрами по лицензии УДЭ 08893 БР (исх. N РБУ-ЦС-08-13/1495, получено обществом 29.09.2015) и о выполнении обязательств, связанных с завершением работ.
Заявитель 28.09.2015 обратился в отдел геологии и лицензирования Центрсибнедра по Республики Бурятия с заявкой на внесение изменений и дополнений в лицензию с прилагаемым пакетом документов.
Письмом от 02.10.2015 N РБУ-ЦС-08-13/1585 отдел геологии и лицензирования по Республики Бурятия департамента отказал обществу в приеме заявочных материалов на внесение изменений в лицензию от 27.02.2004 серии УДЭ N 00893 БР на право пользования недрами с целью геологического изучения и добычи россыпного золота на участке Харасунском Еравнинского района Республики Бурятия, указав, что в нарушение подпунктов 5 и 7 пункта 39 Административного регламента N315 к заявке не приложены копии актов проверок, проведенных Росприроднадзором (его территориальными органами) или иными контрольными органами за последние три года, предшествующие подаче заявки, а также выданные ими предписания или информация о том, что такие проверки не проводились; справка об отсутствии задолженности по сдаче отчетов о результатах завершенных работ на участке недр.
Приказом департамента от 02.10.2015 N 737 в связи с истечением срока 01.10.2015, выданная обществу лицензия УДЭ 08893 БР в установленном порядке была исключена из государственного реестра лицензий, о чем также пользователь недр был уведомлен 30.10.2015.
Заявитель оспорил в судебном порядке отказ от 02.10.2015 N РБУ-ЦС-08-13/1585 и приказ от 02.10.2015 N 737, полагая, что они противоречат требованиям нормативных актов и нарушают его права на осуществление лицензируемой деятельности.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293 (далее - Положения от 17.06.2004 N 293), Федеральное агентство по недропользованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере недропользования. Федеральное агентство по недропользованию осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 500 утверждена схема размещения территориальных органов Федерального агентства по недропользованию согласно приложению к настоящему приказу.
В соответствии с приложением к указанному приказу департамент является территориальным органом Федерального агентства по недропользованию.
Согласно пункту 4 Административного регламента N 315 результатом исполнения государственной функции по осуществлению переоформления лицензий на пользование участками недр является принятие Роснедрами или его территориальными органами решения о переоформлении лицензии на право пользования недрами или об отказе в переоформлении лицензии.
Пунктом 47 Административного регламента N 315 предусмотрено, что в случае, если по результатам рассмотрения поступившие заявочные материалы признаются несоответствующими установленным требованиям, то должностное лицо структурного подразделения территориального органа Роснедр, ответственного за лицензирование, в течение 7 рабочих дней направляет заявителю подписанное руководителем территориального органа Роснедр уведомление об отказе в приеме заявочных материалов с указанием причин отказа.
Заявочные материалы в этом случае заявителю не возвращаются.
В связи с этим суд первой инстанции правильно признал, что отказ в приеме заявки, изложенный в письме от 02.10.2015 N РБУ-ЦС-08-13/1585, принят уполномоченным органом.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В силу статьи 12 Закона о недрах условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Согласно пункту 7 абзаца 1 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр имеет право обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
Последовательность и сроки действий (административных процедур) по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр определяет Административный регламент N 315.
Согласно пункту 38 Административного регламента N 315 основаниями для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр являются:
- заявка пользователя недр с просьбой о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами (далее - заявка на внесение изменений и дополнений);
- обращение Роснедр или его территориальных органов к пользователю недр с предложением о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование участком недр.
Внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр на основании обращения Роснедр или его территориальных органов осуществляется в порядке, установленном настоящим Административным регламентом, для рассмотрения заявок на внесение изменений и дополнений.
В соответствии со статьей 39 Административного регламента N 315 заявка на внесение изменений и дополнений подписывается уполномоченным лицом заявителя и подается в соответствующий территориальный орган Роснедр.
Заявка на внесение изменений и дополнений в лицензию должна содержать:
- полное официальное наименование заявителя;
- его юридический адрес;
- основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации заявителя;
- ИНН заявителя;
- просьбу о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами с указанием вида, номера, даты государственной регистрации лицензии, наименования участка недр, целевого назначения работ на участке недр;
- краткую суть предложений по изменениям и дополнениям с указанием причин необходимости этих изменений и дополнений.
К заявке на внесение изменений и дополнений должны прилагаться следующие сведения и документы:
1) предлагаемые изменения и (или) дополнения в лицензию на пользование недрами с обоснованием необходимости их внесения, сопровождающиеся копиями соответствующих документов, в том числе графическими материалами (на бумажном носителе и в электронном виде). Перечень предлагаемых изменений представляется в виде таблицы с указанием действующей редакции изменяемого пункта лицензии или приложения к ней и предлагаемой редакции данного пункта;
2) краткий отчет пользователя недр о выполнении условий пользования недрами (на бумажном носителе и в электронном виде);
3) копия действующей лицензии на пользование недрами со всеми приложениями к ней, зарегистрированными в установленном порядке;
4) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, полученная не ранее чем за месяц до момента регистрации заявки на внесение изменений и дополнений в территориальном органе Роснедр;
5) копии актов проверок, проведенных Росприроднадзором (его территориальным органом) или иными контрольными органами за последние три года, предшествующие подаче заявки на внесение изменений и дополнений, а также выданные ими предписания (уведомления), или информация о том, что указанные проверки за последние три года не проводились;
6) справка налогового органа о наличии (об отсутствии) задолженности пользователя недр по уплате налогов и платежей при пользовании недрами;
7) справка федерального и/или территориального фондов геологической информации о регистрации геологоразведочных работ и об отсутствии задолженности по сдаче отчетов о результатах завершенных работ на данном участке недр;
8) доверенность в случае, если заявка подписана не руководителем заявителя;
9) проект изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами (на бумажном носителе и в электронном виде).
В соответствии с пунктом 41 Административного регламента N 315 основанием для отказа в рассмотрении заявки на внесение изменений и дополнений является представление документов с нарушением требований пункта 39, 42 настоящего Административного регламента.
Пунктами 46 и 47 Административного регламента установлено, что в течение 5 рабочих дней со дня поступления зарегистрированных заявочных материалов должностное лицо структурного подразделения территориального органа Роснедр, ответственного за лицензирование, рассматривает поступившие заявочные материалы на предмет их соответствия требованиям, установленным пунктами 39, 42 настоящего Административного регламента. В случае, если по результатам рассмотрения поступившие заявочные материалы признаются несоответствующими установленным требованиям, то должностное лицо структурного подразделения территориального органа Роснедр, ответственного за лицензирование, в течение 7 рабочих дней направляет заявителю подписанное руководителем территориального органа Роснедр уведомление об отказе в приеме заявочных материалов с указанием причин отказа.
Общество в связи с истечением 01.10.2015 срока действия выданной ему лицензии УДЭ N 00893 БР для завершения разработки месторождения 28.09.2015 обратилось в отдел геологии и лицензирования по Республики Бурятия департамента с заявкой на внесение изменений и дополнений в лицензию, с прилагаемым пакетом документов.
В связи с тем, что заявочные материалы общества, которые были приложены к заявке на внесение изменений и дополнений, не соответствовали требованиям, установленным подпунктами 5 и 7 пункта 39 Административного регламента N 315, а именно не приложены копии актов проверок, проведенных Росприроднадзором (его территориальным органом) или иными контрольными органами за последние три года, предшествующие подаче заявки на внесение изменений и дополнений, а также выданные ими предписания (уведомления), или информация о том, что указанные проверки за последние три года не проводились; справка федерального и/или территориального фондов геологической информации о регистрации геологоразведочных работ и об отсутствии задолженности по сдаче отчетов о результатах завершенных работ на данном участке недр, ответчик на основании пункта 41 Административного регламента N 315 обоснованно отказал обществу в приеме заявки.
Обстоятельства непредставления обществом 28.09.2015 вместе с заявкой документов, предусмотренных подпунктами 5 и 7 пункта 39 Административного регламента N 315, установлены судом первой инстанции и не оспариваются заявителем.
Общество указывает, что требования Административного регламента N 315 в части возложения на общество обязанности в предоставлении указанных выше документов, не соответствуют положениям статьи 10 Закона о недрах. По мнению заявителя, из положений указанной нормы Закона о недрах не следует, что реализация недропользователем права на продление срока пользования участком недр зависит от факта представления документов, требуемых Административным регламентом N 315.
Согласно статье 10 Закона о недрах срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.
Суд первой инстанции, отклоняя указанный довод, правильно указал, что требования Административного регламента N 315, на основании которых ответчик отказал обществу в приеме заявки, не противоречат указанным обществом положениям статьи 10 Закона о недрах, поскольку исполнение соответствующей государственной функции осуществляется в соответствии с требованиями Закона о недрах, подпункты 5 и 7 пункта 39 Административного регламента N 315 не признаны противоречащими Закону о недрах.
Кроме того, в соответствии с пунктами 48, 51 Административного регламента N 315 для рассмотрения комиссии по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий в целях обеспечения объективного, качественного и комплексного анализа документов, связанных с внесением изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами, передаются только заявочные материалы, признанные соответствующими установленным требованиям.
Следовательно, наличие условий продления срока действия лицензии, предусмотренных статьей 10 Закона о недрах, может быть проверено только в случае представления недропользователем заявочных материалов, соответствующих требованиям Административного регламента N 315.
В обосновании доводов апелляционной жалобы общество также указывает, что представление испрашиваемых документов невозможно в связи с тем, что государственная услуга по выдаче требуемой справки на Федеральное бюджетное учреждение территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу не возложена, а также Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по предоставлению государственной услуги по предоставлению в пользование геологической информации о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр, утвержденным приказом Минприроды Российской Федерации от 05.05.2012 N 122 и Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, выдача спорной справки и актов проверок не предусмотрена.
Суд апелляционной инстанции не принимает указанные доводы общества, так как отсутствие в нормативных правовых актах, регулирующих деятельность названных организаций, обязанностей по представлению обратившимся лицам указанных документов, не является препятствием для обращения в эти организации и получения соответствующих документов.
Суд первой инстанции правильно отклонил ссылку заявителя на Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по предоставлению государственной услуги по предоставлению в пользование геологической информации о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр, утвержденный приказом Минприроды России от 05.05.2012 N 122, поскольку указанный акт регулирует порядок предоставления геологической информации о недрах, определенной статьей 27 Закона о недрах, справки об отсутствии задолженности по сдаче отчетов о результатах завершенных работ на данном участке недр к указанной информации не относятся.
Кроме того, заявитель не предпринимал мер по обращению в указанные органы за получением соответствующей информации и не представил соответствующих отказов в предоставлении необходимой информации от названных органов.
Более того, на официальном сайте Российского Федерального Геологического Фонда www.rfgf.ru/2-5.htm имеется информация о том, что указанная организация выполняет работы по подготовке справок об отсутствии задолженности по сдаче отчетов о результатах завершенных работ на данном участке недр.
Заявитель указывает, что был лишен возможности предоставить в распоряжение ответчика акты проверки и предписания, в силу обстоятельств от него не зависящих.
Данный довод был правомерно отклонен судом первой инстанции, на основании того, что неисполнение обязанности по передаче документации прежним генеральным директором общества не является основанием для непредставления в уполномоченный орган копий актов проверок и предписаний. Заявитель имел возможность обратиться в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора с просьбой представить копии данных актов.
При этом согласно письму Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия от 17.11.2015 N ОК-01-0493 (л.д.124) обществу были направлены копии актов проверок и выданных предписаний за 2013-2015 годы, что свидетельствует о возможности получения данных документов и представления их вместе с заявкой на продление срока действия лицензии.
Довод общества о том, что отказ в приеме заявки нарушает права и законный интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, так же отклоняется судом апелляционной инстанции на основании того, так как департамент правомерно отказал в приеме заявочных материалов на внесение изменений в лицензию в результате невыполнения самим заявителем требований по оформлению заявочных материалов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами прекращается по истечении установленного в лицензии срока ее действия.
С учетом того, что срок действия лицензии не был продлен в установленном законом порядке, ответчик правомерно принял приказ от 01.10.2015 N 737 о снятии с учета лицензии УДЭ 00893 БР в связи с истечением срока ее действия.
На основании изложенного, отсутствуют предусмотренные статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для признания недействительными отказа департамента от 02.10.2015 N РБУ-ЦС-08-13/1585 в принятии заявки и его приказа от 02.10.2015 N 737 о снятии с учета лицензии УДЭ 00893 РБ.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы отнесены на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "13" мая 2016 года по делу N А33-734/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-734/2016
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 октября 2016 г. N Ф02-5486/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Харасун", ООО ХАРАСУН
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО ЦЕНТРАЛЬНО-СИБИРСКОМУ ОКРУГУ
Хронология рассмотрения дела:
26.10.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5486/16
12.10.2016 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5031/16
03.08.2016 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3438/16
13.05.2016 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-734/16