Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 января 2017 г. N Ф07-10130/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти, о признании недействительным ненормативного правового акта
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
04 августа 2016 г. |
Дело N А42-8318/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Протас Н.И., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Лутай В.В.
при участии:
от заявителя: Андреева Е.А. по доверенности от 11.01.2016, Гусева Е.С. по доверенности от 26.07.2016
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8596/2016) Муниципального казенного учреждения "Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.01.2016 по делу N А42-8318/2015 (судья Зыкина Е.А.), принятое
по заявлению Муниципального казенного учреждения "Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск"
к Контрольно-счетной палате МО ЗАТО Александровск
о признании недействительным представления
установил:
Муниципальное казенное учреждение "Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск" (адрес: 184682, Мурманская область, г. Снежногорск, ул. Флотская, д. 9, ОГРН 1115110000345, ИНН 5112000632; далее - Учреждение, МКУ "Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным пунктов 2,3,4 представления N 3-ПР от 07.09.2015, вынесенного Контрольно-счетной палатой муниципального образования ЗАТО Александровск (адрес: 184682, Мурманская область, г. Полярный, ул. Советская, д. 8, ОГРН 1125110000322; ИНН 5116001193; далее - административный орган, КСП).
Решением от 28.01.2016 арбитражный суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
Не согласившись с решением суда, МКУ "Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, обжалуемое представление не соответствует требованиям законодательства, поскольку должно содержать указание на конкретные нарушения и конкретные основания вынесения представления. Учреждение также считает, предметом договора, форма которого утверждена Постановлением Администрации МО ЗАТО Александровск Мурманской области от 04.06.2014 N 1377 об утверждении Порядка начисления, сбора, взыскания и перечисления платы за пользование жилыми помещениями (платы за наем) муниципального жилищного фонда (далее - Постановление N 1377) не является передача функций администратора доходов, таким образом, в связи с установлением соответствующего порядка по начислению, сбору, взысканию и перечислению платы за наем, возложение обязанности представлением по осуществлению в полном объеме бюджетных полномочий администратора неналоговых доходов местного бюджета не основано на нормах права. Возложение на Учреждение обязанности по обеспечению поступления в доход местного бюджета неналоговых доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности в части платы за найм жилых помещений по нормативу 100% в срок до 07.10.2015 не основано на нормах действующего законодательства. Учреждение также указало, что требование по расторжению договоров по начислению и взиманию платы за наем с управляющими компаниями противоречит постановлению Администрации от 04.06.2014 N 1377. Сторона по договору об оказании услуг по начислению, сбору, взысканию и перечислению платы за наем не является агентом.
Судебное заседание апелляционного суда откладывалось для дополнительного изучения материалов дела.
В судебном заседании 28.07.2016 произведена замена судебного состава в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представители МКУ "Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск" поддержали доводы апелляционной жалобы. КСП, извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направила, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие административного органа в порядке статьи 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, распоряжением КСП от 28.05.2015 N 23-р на основании обращения главы ЗАТО Александровск, пункта 4 раздела II Плана работы контрольно-счетной палаты ЗАТО Александровск на 2015 год, назначена проверка по теме "Целевого и эффективное использование средств местного бюджета, поступающих в виде платы за наем жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений специализированного жилищного фонда ЗАТО Александровск, включая оценку качества администрирования неналоговых доходов бюджета I квартала 2015 года. Правомерность и соответствие федеральному законодательству муниципальных правовых актов, регламентирующих установление платы за наем жилых помещений и порядок их применения в администрации ЗАТО Александровск, Управлении муниципальной собственностью администрации ЗАТО Александровск, МКУ Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск в период с 03.06.2015 по 17.06.2015. Распоряжением от 17.06.2015 N 25-р срок проверки продлен до 18.06.2015.
По результатам проверки КСП составлен акт от 18.06.2015 N 4/3, который подписан с разногласиями.
31.08.2015 КСП составлен и утвержден Отчет проверки, на основании которого вынесено представление об устранении нарушений, установленных проверкой целевого и эффективного использования средств местного бюджета, поступающих в виде платы за наем жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений специализированного жилищного фонда ЗАТО Александровск, включая оценку качества администрирования неналоговых доходов бюджета I квартала 2015 года от 07.09.2015 N 3-ПР.
Как следует из представления от 07.09.2015 N 3-ПР, проверкой проведенной в Учреждении установлено, что:
1. В нарушение статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) не исполняются бюджетные полномочия администратора неналоговых доходов местного бюджета, по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, взысканию задолженности, принятия решений о возврате излишне уплаченных платежей, что не согласуется с принципом полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, установленными статьей 32 БК РФ, и с порядком формирования неналоговых доходов бюджета, установленные в статьях 40, 41, 42 и 62 БК РФ. Проверкой установлено, что МКУ "СМИ ЗАТО Александровск" в части администрирования неналоговых доходов ограничена только сбором информации от управляющих компаний по начисленным и перечисленным денежным средствам в виде платы за наем жилых помещений.
2. Задолженность ООО "УК "Вьюжный" и ООО "Каскад" по перечислению собранной с заселения платы за найм жилых помещений в местный бюджет составляет 926,32 тыс.руб.
3. Вследствие отсутствия контроля, а также в нарушение Постановления N 1377 и Договора об оказании услуг по перечислению, сбору, взысканию и перечислению платы за наем от 01.03.2015 ООО "Домоуправление" в I квартале 2015 года не осуществляло начисление, сбор и перечисление платы за найм жилых помещений. Начисление и перечисление платы за найм жилых помещений за указанный период произведено во II квартале 2015 года.
4. В нарушение пункта 2.5 Постановления N 1377, разделов 4 Договора от управляющих компаний: ООО "Домоуправление", ООО "УК Вьюжный", ООО "Каскад" акты сверок в адрес МКУ "СМИ ЗАТО Александровск" поступают несвоевременно, частично отсутствуют, неоднократно уточняются. Проверке акты сверок МКУ "СМИ ЗАТО Александровск" не представлены.
5. В нарушение пункта 2 статьи 160.1 БК РФ, пункта 3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) администратором доходов местного бюджета МКУ "СМИ ЗАТО Александровск" переданы полномочия по сбору платы за пользование жилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности в части платы за найм жилых помещений, управляющим компаниям.
6. В нарушение пункта 3.1.14 Приложения N 2 к Постановлению N 1377, запрещающего заключать исполнителям договоры с третьими лицами, управляющие компании ООО "Домоуправление" и ООО "УК Вьюжный" заключили агентские договоры с третьими лицами, что привело к дополнительным расходам местного бюджета. В соответствии с пунктом 3 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения, то есть муниципальному образованию. Поскольку плата за наем является доходом собственника жилого помещения, управляющая организация не имеет отношения к начислению и приему платы за пользование жилым помещением (платы наем). Это обязанность исключительно наймодателя. Жилищный кодекс Российской Федерации (пункт 15 статьи 155 ЖК РФ) допускает возможность осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений муниципального жилищных фондов и взимания платы за жилое помещение платежным агентом или осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности банковским платежным агентом. Участники расчетов за жилые замещения и коммунальные услуги действуют на основании норм Закона о платежных агентах и законодательства о банковской деятельности. Платежный агент не совершает юридических действий, а выполняет лишь фактические действия - принимает денежные средства и ведет расчеты с поставщиком (наймодателем).
7. В нарушение пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пункта 1.7 Постановления N1377 Договоры об оказании услуг по начислению, сбору, взысканию и перечислению за наем заключены без проведения конкурсных процедур.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 16 Федерального закона 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Положением о контрольно-счетной палате ЗАТО Александровск, утвержденным решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 07.02.2014 N 8, КСП предложила в срок до 07.10.2015:
1. Привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в указанных нарушениях;
2. Осуществлять в полном объеме бюджетные полномочия администратора неналоговых доходов местного бюджета в части платы за найм помещений муниципального жилищного фонда в соответствии со статьей 160.1 БК РФ и Постановлением Администрации от 19.01.2010 N 15 об утверждении Порядка осуществления органами местного самоуправления ЗАТО Александровск и органами администрации ЗАТО Александровск бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджета ЗАТО Александровск (далее - Постановление N 15);
3. В соответствии со статьей 62, статьей 160.1 БК РФ обеспечить поступление в доход местного бюджета неналоговых доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности в части платы за найм жилых помещений по нормативу 100%.
4. Расторгнуть договора по начислению и взиманию платы за найм с управляющими компаниями. Договоры с платежными агентами заключать в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и п. 1.7 постановления администрации ЗАТО Александровск N1377 от 04.06.2014.
5. Представить в КСП информацию о принятых мерах по устранению выявленных нарушений.
Посчитав пункты 2, 3 и 4 представления N 3-ПР от 07.09.2015 не соответствующими требованиям действующего законодательства, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в соответствующей части.
Суд первой инстанции пришел к выводу об необоснованности заявления Учреждения, в связи с чем в удовлетворении заявления отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей Учреждения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются недействительными при наличии одновременно двух условий: если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
Согласно части 3 статьи 42 БК РФ к неналоговым доходам бюджетов относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".
В соответствии со статьей 62 БК РФ неналоговые доходы местного бюджета формируются в том числе за счет доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных по нормативу 100%.
Согласно статье 6 БК РФ администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 2 статьи 160.1 БК РФ администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства; в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета; предоставляет информацию, необходимую для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в соответствии с порядком, установленным Федеральном законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"; принимает решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет; осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Согласно пункту 3 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.
На основании изложенных норм суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу, что плата за наем жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, является неналоговым доходом бюджета ЗАТО Александровск и подлежит обязательному зачислению в местный бюджет. Как обоснованно указал суд, БК РФ не предусмотрено, что администратор дохода местного бюджета вправе передать полномочия по сбору и иным полномочиям неналогового дохода иному лицу. Лицо, осуществляющее возложенные на нее полномочия администратора данного вида доходов, не имеет права в силу перечисленных положений БК РФ передавать полномочия по начислению, учету, контролю за правильностью исчисления, взыскания и т.д. платы за пользование жилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности, иным лицам. Иное свидетельствует о нарушении таким лицом норм бюджетного законодательства.
В ходе контрольного мероприятия по проверке администрирования доходов, поступающих в счет оплаты за наем жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и найма жилых помещений специализированного жилого фонда, КСП установлено следующее.
Согласно решению Совета депутатов ЗАТО Александровск от 24.12.2014 N 99 "Об утверждении местного бюджета ЗАТО Александровск на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", главным администратором неналоговых доходов, в том числе по доходам бюджета по коду бюджетной классификации 915 1 11 09044 04 000 120 (Прочие поступления от использования имущества, находящихся в собственности городских округов (за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) утверждено УМС администрации ЗАТО Александровск..
На основании приказа УМС Администрации ЗАТО Александровск от 29.12.2014 N 63 "О возложении функций администратора доходов бюджета ЗАТО Александровск на 2015 год" на МКУ СМИ ЗАТО Александровск" возложены полномочия администратора доходов местного бюджета, поступающих от платежей за найм жилых помещений.
Согласно пункту 2 приказа от 29.12.2014 N 63, МКУ "СМИ ЗАТО Александровск", являясь администратором доходов, выполняет следующие функции: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов по ним; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства; в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета; доводит до плательщиков реквизиты счетов, открытых в органах Федерального казначейства для учета соответствующих платежей (пеней и штрафов по ним); осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующие бюджетные правоотношения.
В целях создания единой схемы начисления, сбора, взыскания и перечисления платы граждан за пользование (наем) жилыми помещениями, занимаемыми по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (далее - плата за наем) Постановлением N 1377 утвержден Порядок начисления, сбора, взыскания и перечисления платы за пользование жилыми помещениями (платы за наем) муниципального жилищного фонда.
Согласно пункту 1.7 Постановления N 1377 начисление, сбор, взыскание и перечисление платы за наем производится организацией, определяемой в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (далее - Организация), на основании договора об оказании услуг по начислению, сбору, взысканию и перечислению платы за наем (далее - Договор). Договор заключается между Организацией и администрацией ЗАТО Александровск в лице директора МКУ "Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск" по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку (пункт 1.8 Порядка).
В соответствии с пунктом 2.2 Постановления N 1377 организация представляет платежные документы на внесение платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в бюджет ЗАТО Александровск нанимателям жилых помещений по договорам: социального найма; найма специализированных жилых помещений; найма жилых помещений коммерческого использования; найма жилых помещений муниципального жилищного фонда ЗАТО Александровск, заключенным до 1 марта 2005 года.
При заполнении платежных документов на внесение платы за пользование жилым помещением (платы за наем) и пени в бюджет ЗАТО Александровск должен указываться код бюджетной классификации "Прочие поступления от использования имущества, находящегося в собственности городских округов (за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных)" (пункт 2.3 Постановления N 1377). По результатам сверок Организация в соответствии с пунктом 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации производит начисление пени лицам, несвоевременно и (или) не полностью внесшим плату за пользование жилым помещением (плату за наем) (пункт 2.6 Постановления N 1377).
Согласно пунктам 2,7-3.3 Постановления N 1377 организация аккумулирует на своем расчетном счете в банке денежные средства, собранные за наем жилых помещений, для последующего их перечисления в бюджет ЗАТО Александровск. Аккумулированные Организацией на расчетном счете в банке денежные средства, собранные за наем жилых помещений и взысканные как задолженность нанимателей по плате за наем жилых помещений, подлежат перечислению в бюджет ЗАТО Александровск в соответствии с Бюджетной квалификацией Российской Федерации. Организация производит перечисление денежных средств, собранных (внесенных нанимателями) за отчетный месяц (с первого по последний календарный день расчетного месяца), в бюджет ЗАТО Александровск по реквизитам, указанным в Договоре, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, за вычетом вознаграждения Организации по Договору. Вознаграждение Организации за оказанные услуги по начислению, сбору, взысканию и перечислению платы за наем устанавливается Договором.
Разделом 3 Договора об оказании услуг по начислению, сбору, взысканию и перечислению платы за наем Организации обязаны начислять плату наем по лицевым счетам нанимателей, осуществлять перерасчет и возврат излишне уплаченной нанимателями платы за наем, вести учет сумм начисленной и фактически оплаченной нанимателями платы за наем, вести контроль за своевременным внесением нанимателем платы за наем и начислять пени за несвоевременное внесение платы за наем, а также в случае невнесения нанимателем платы за наем обратиться в суд с требованием о взыскании задолженности и пеней оплате за наем.
Согласно пунктам 3.1. и 3.1.14 типового договора, исполнитель обязан лично оказать по настоящему Договору услуги надлежащим образом и в сроки, установленные пп. 3.1.5, 3.1.8 - 3.1.11, 3.1.13, 6.1 настоящего Договора. Не заключать в целях исполнения Договора договоры с третьими лицами.
Согласно пункту 1 постановления Администрации МО ЗАТО Александровск от 04.08.2014 N 1925 "Об установлении вознаграждения за оказанные услуги по начислению, сбору, взысканию и перечислению платы за наем" вознаграждение за оказанные услуги по начислению, сбору, взысканию и перечислению платы за наем установлено в размере 2 % от суммы собранной платы за наем для перечисления в бюджет ЗАТО Александровск.
Судом первой инстанции и КСП установлено и данные обстоятельства Учреждением не опровергнуты, что в проверяемом периоде МКУ "СМИ ЗАТО Александровск" заключены договоры с управляющими компаниями на оказание услуг по начислению, перерасчету, сбору, взысканию задолженности и перечислению платы за наем: с ООО "Домоуправление" г. Полярный на основании договора от 01.03.2015, сроком действия с 01.01.2015 в пределах срока управления многоквартирными домами, сумма вознаграждения за оказанные услуги составляет 2% от поступившей в счет оплаты денежной суммы от нанимателей основании постановления администрации от 04.08.2014 N 1925; c ООО "Управляющая компания "Вьюжный" г.Снежногорск на основании договора от 01.01.2015, сроком действия договора с 01.01.2015 в рамках действия заключенных договоров управления многоквартирными домами, сумма вознаграждения за оказанные услуги составляет 2% от поступившей в счет оплаты денежной суммы от нанимателей на основании постановления; c ООО "Каскад" г.Гаджиево - представлены 2 договора с одинаковым сроком действия, один возмездного оказания услуг, второй - безвозмездного. Договор от 04.08.2014 б/н. Срок действия договора три года с 01.06.2014. Сумма вознаграждения оказанные услуги составляет 2% от поступившей в счет оплаты денежной суммы от нанимателей на основании постановления администрации от 04.08.2014 N 1925. Договор от 15.12.2014 б/н безвозмездного оказания услуг по начислению, сбору, взысканию и перечислению платы за наем с ООО "Каскад", сроком действия договора три года с 01.06.2014.
В свою очередь ООО "Домоуправление" заключило договор с ООО "Единый расчетный центр" (далее по тексту - ООО "ЕРЦ") от 01.07.2014 N 21-1/14 по начислению платы за жилые помещения и коммунальные услуги и ежемесячному формированию и доставке единых платежных документов организации сбора и приема платежей. Сумма вознаграждения по данному агентскому договору для ООО "ЕРЦ" составляет: 43,50 руб. за ведение одного л/с плательщика и формирование платежного документа; 1% от суммы платежей, принятых ООО "ЕРЦ" в собственных операционных кассах и (или) от фактически внесенных плательщиками сумм на банковские счета. ООО "УК "Вьюжный" договор с ООО "ЕРЦ" не представила, однако согласно квитанций фактическое начисление платы за найм жилых помещений и коммунальные услуги производит ООО "ЕРЦ", что подтверждается выставленными ООО "ЕРЦ" счетами-извещениями в пользу нанимателей жилых помещений.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно установлено и материалами дела подтверждается, что администратор доходов в нарушение норм бюджетного законодательства передал часть своих полномочий (начислению, взысканию задолженности, сбору) иным организациям, в том числе управляющим компаниям, которые свою очередь заключили договоры с третьими лицами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (дале - Закон N 103-ФЗ) плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком; платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент; поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
В данном случае администратор (заявитель по делу) является поставщиком в смысле, придаваемом этому понятию Законом N 103-ФЗ, как лицо, которое получает плату за наем в соответствии с ЖК РФ.
Частью 1 статьи 3 Закона N 103-ФЗ установлено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
В силу пункта 18 статьи 4 Закона N 103 поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
Согласно пункту 15 статьи 155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Платежный агент не совершает юридических действий, а выполняет лишь фактические действия - принимает денежные средства и ведет расчеты с поставщиком (наймодателем).
В нарушение указанных норм, управляющие компании ООО "Домоуправление" и ООО "УК "Вьюжный", не являясь поставщиками, приняли на себя обязательство осуществлять расчет платежей за наём, оформлять счета к оплате, осуществлять сбор платежей за жилье с нанимателей жилых помещений, заключили договор в третьим лицом (ООО "ЕРЦ") по начислению платы за жилые помещения и ежемесячному формированию и доставке единых платежных документов, организации сбора и приема платежей. При этом поступление платы за наем жилых помещений осуществлялось нанимателями не напрямую на счет местного бюджета, с использованием специальных банковских счетов, используемых при расчетах с участием поставщика и платежного агента, как это предусмотрено законом, а на расчетные счета указанных лиц с последующим перечислением собранных средств управляющими компаниями на счет бюджета, за минусом вознаграждения агенту, что является также нарушением требования полноты поступления дохода в бюджет по нормативу 100 %.
Суд первой инстанции, проанализировав положения статьи 6, части 3 статьи 41, статьи 62, части 1 статьи 160.1 БК РФ, пункта 9 Постановления N 15, в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами пришел к обоснованному выводу, что КСП правомерно установлены вменяемые Учреждению нарушения бюджетного законодательства. В связи с изложенным пункт 2 представления N 3-ПР от 07.09.2015, в соответствии с которым от Учреждения требуется осуществлять в полном объеме бюджетные полномочия администратора неналоговых доходов местного бюджета в части платы за найм помещений муниципального жилищного фонда также не нарушает права заявителя при осуществлении им экономической деятельности. Апелляционный суд не усматривает оснований для переоценки указанного вывода суда.
Таким образом, поскольку администратор не осуществлял в полном объеме бюджетные полномочия администратора неналоговых доходов местного бюджета в части платы за наём помещений муниципального жилищного фонда в соответствии со статьей 160.1 БК РФ, заключив с управляющими компаниями договоры в нарушение требований БК РФ, Закона N 103-ФЗ, пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и без проведения конкурсных процедур, судом первой инстанции сделан правомерный и обоснованный вывод, что представление N 3-ПР от 07.09.2015 в оспариваемой части соответствует законодательству, содержит обоснованные исполнимые и направленные на устранение выявленных нарушений предложения по их устранению, в связи с чем основания для удовлетворения требований отсутствуют. Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 28 января 2016 года по делу N А42-8318/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения "Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-8318/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 января 2017 г. N Ф07-10130/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Муниципальное казенное учреждение "Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск"
Ответчик: Контрольно-счетная палата МО ЗАТО Александровск