Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 ноября 2016 г. N Ф07-10212/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным бездействия по уплате налогов
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г. Санкт-Петербург |
|
08 августа 2016 г. |
Дело N А56-16750/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 августа 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: Сидельниковой О.Н.
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): 1) Милинец Н.В. по доверенности от 22.03.2016
2) Кубанских И.Ю. по доверенности от 14.03.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18801/2016) ИП Панькова С.А. на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2016 по делу N А56-16750/2016 (судья Калайджян А.А.), принятое
по иску (заявлению) ИП Панькова Сергея Александровича
к 1) Межрайонной ИФНС России N 27 по Санкт-Петербургу
2) УФНС России по Санкт-Петербургу
о признании незаконным бездействия
установил:
Индивидуальный предприниматель Паньков Сергей Александрович (далее - заявитель, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса (далее АПК РФ), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) о признании незаконным отказа в принятии налоговой декларации по упрощенной системе налогообложения за 2015 год; восстановлении нарушенных прав общества.
К участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечено Управление федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление).
Решением суда от 25.05.2016 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе предприниматель, не согласившись с решением суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представители налоговых органов возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
Предприниматель уведомлен о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направил, что в силу статьи 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 27.12.2015 года налогоплательщик (уполномоченный представитель налогоплательщика Полянин Б.И.) направил по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) в инспекцию обращение, в котором содержались сканированный образ бумажного вида нотариальной доверенности, уведомление о применение упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) с момента регистрации.
10.02.2016 г. года налогоплательщик по ТКС направляет в инспекцию налоговую декларацию по УСН за 2015 год с электронной подписью уполномоченного представителя Полянина Б.И.
Инспекцией 10.02.2016 года в адрес налогоплательщика по ТКС было направлено уведомление об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде по основаниям, предусмотренным пунктом 133 Административного регламента утвержденного приказом МИНФИНА России от 18.01.2008 N 9н, а именно: неправильное указание (отсутствие) сведений о доверенности; отсутствие сведения о доверенности в налоговом органе.
11.02.2016 года налогоплательщик повторно направил в адрес инспекции по ТКС доверенность, уведомление о применение упрощенной системы налогообложения.
11.02.2016 года налоговым органом повторно отказано в приеме налоговой декларации (расчета) по аналогичным основанием.
Полагая действия инспекции незаконными, заявитель обратился с апелляционной жалобой в Управление ФНС России по Санкт-Петербургу. Решением Управления ФНС России по Санкт-Петербургу от 11.03.2016 г. N 18-09/08194@ жалоба предпринимателя оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства, послужили основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В силу п. 4 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В соответствии с п. 1 ст. 29 НК РФ уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 3 ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как гласит п. 28 Приказа МИНФИНА России от 02.07.2012 года N 99н "Об утверждении Административного Регламента Федеральной Налоговой Службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)", одно из оснований для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) является отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы.
При представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), может быть представлена в электронной форме по ТКС.
Порядок представления налогоплательщиками налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС отражен в Методических рекомендациях по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденных приказом ФНС России от 31.07.2014 N ММВ-7-6/398@ (далее - Методические рекомендации).
Пунктом 1.11 Методических рекомендаций установлено, что "при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС представителем налогоплательщика документ (копия документа), дающий право на подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в декларации (расчете), предоставляется налоговому органу до направления налоговой декларации (расчета). Копия указанного документа сохраняется в налоговом органе в течение 3-х лет после истечения срока действия".
В соответствии с пунктом 5 Методических рекомендаций по формированию информационного сообщения о доверенности, выданной представителю о наделении его полномочиями по исполнению обязанностей в налоговых органах при информационном взаимодействии налогоплательщиков с налоговыми органами в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, направленных Письмом ФНС России от 24.01.2011 N 6-8-04/0002@, информационное сообщение о доверенности, выданной представителю, о наделении его полномочиями по исполнению обязанностей в налоговых органах представляется уполномоченным представителем налогоплательщика в налоговые органы только в электронном виде по ТКС одновременно с электронным документом с обязательным представлением копии доверенности на бумажном носителе в налоговый орган до начала осуществления деятельности через уполномоченного представителя.
Указанное требование также отражено в пункте 1 раздела 1 Порядка формирования и ведения информационного ресурса "Доверенность" в программном обеспечении местного уровня, утвержденного приказом ФНС России от 23.04.2010 N ММВ-7-6/200@, согласно которому "доверенность на бумажном носителе (копия в виде сканированного образа бумажного вида доверенности) направляется в налоговый орган до осуществления уполномоченным представителем своих функций".
Также данная позиция подтверждается Письмом МИНФИНА России от 09.11.2015 года N ЕД-4-15/19558@.
На основании вышеизложенного, указав, что ИП Паньков С.А. должен был представить копию доверенности на уполномоченного представителя налогоплательщика Полянина Б.И. на бумажном носителе до начала осуществления деятельности через уполномоченного представителя, которая в налоговом органе до настоящего времени отсутствует, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, пришел к выводу о неправомерности вынесенного по делу решения.
Из материалов дела следует, что нотариально оформленная доверенность от 17.03.2016 (л.д18) сроком на 3 года, выданная Паньковым С.А. позволяет Полянину Б.И. представлять интересы Панькова С.А. в налоговых органа, госинспекциях и органах госконтроля, внебюджетных фондах и других организациях, в том числе сдавать отчетность, для чего Паньков С.А. уполномачивает Полянина Б.И. от его имени подавать заявления, предоставлять необходимые документы, расписываться за него, в том числе своей электронной подписью, совершать все действия, связанные с выполнением этого поручения (л.д.18).
Согласно пункту 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.
Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (часть 4 статьи 80 НК РФ).
Частью 5 статьи 80 НК РФ установлено, что налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).
При представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), может быть представлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Таким образом, статьей 80 НК РФ не предусмотрена обязанность налогоплательщика при представлении декларации в электронной форме представлять в налоговый орган доверенность на бумажном носителе. Не предусмотрена такая обязанность и статьей 23 НК РФ.
Следовательно, налоговый орган не вправе был отказывать в приеме декларации заявителя, представленной в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с приложением доверенности на представителя, подписавшего их.
При этом ссылки Инспекции на положения Административного регламента и Методические рекомендации не могут быть приняты апелляционным судом.
Приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н утвержден Административный регламент Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения (далее - Регламент).
Согласно пунктам 128, 129 и 132 Регламента налоговая декларация (расчет) может быть представлена в инспекцию ФНС России, исполняющую государственную функцию, на бумажном носителе налогоплательщиком (его представителем) лично или в виде почтового отправления с описью вложения, заверенной должностным лицом отделения связи, либо передана в электронном виде по ТКС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Должностные лица налогового органа, в обязанности которых входит прием налоговых деклараций (расчетов), обязаны: 1) проверить у налогоплательщика (его представителя), представившего налоговую декларацию (расчет) лично, документы, подтверждающие личность и соответствующее полномочие уполномоченного представителя налогоплательщика; 2) проверить, соответствует ли налоговая декларация (расчет) установленной форме (установленному формату); 3) зарегистрировать налоговую декларацию (расчет), представленную по установленной форме (установленному формату), в информационном ресурсе инспекции ФНС России "Реестр регистрации налоговых деклараций (расчетов), иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов (сборов), и бухгалтерской отчетности" (приложение N 12 к названному Регламенту); 4) по просьбе налогоплательщика (его представителя) проставить на представленной им копии налоговой декларации (расчета) отметку о принятии налоговой декларации (расчета) и дату ее приема.
В силу пункта 133 Регламента налоговая декларация (расчет) не принимается у налогоплательщика (его представителя), в том числе:
- при отсутствии документов, подтверждающих в установленном порядке личность и полномочия уполномоченного представителя налогоплательщика на представление им налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ уполномоченного представителя налогоплательщика предъявить такие документы (подпункт 2);
- при представлении налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату) и не в установленном порядке (подпункт 3);
- при отсутствии в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя организации-налогоплательщика (физического лица - налогоплательщика) или представителя налогоплательщика, уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), и (или) печати (подпункт 4).
В тоже время, согласно пункту 4 статьи 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком по установленной форме.
На основании изложенного ссылка Инспекции на положения Административного регламента и Методические рекомендации не принимаются апелляционным судом, поскольку они являются подзаконными актами и не могут расширительно толковать нормы Налогового кодекса РФ.
При этом требование о предоставлении доверенности на бумажном носителе за подписью руководителя организации-налогоплательщика статья 80 НК РФ не содержит.
В адрес налогового органа по ТКС был направлен сканированный образ доверенности на уполномоченного представителя предпринимателя для подтверждения полномочия представителя на подписание заявлений, заверенный подписью уполномоченного лица Панькова С.А. Подпись Полянина Б.И., которой подписана декларация, на момент ее поступления в налоговый орган была действующей и заверенной нотариально.
На основании изложенного у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа в принятии налоговой декларации, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ на Инспекцию подлежат отнесению расходы предпринимателя по уплате государственной пошлине в сумме 450 руб.
Излишне уплаченная Паньковым С.А. госпошлина в размере 150 руб. подлежит возврату из средств федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2016 по делу N А56-16750/2016 отменить.
Признать незаконным отказ Межрайонной ИФНС России N 27 по Санкт- Петербургу в приеме налоговой декларации по УСН за 2015 год.
Обязать Межрайонную ИФНС России N 27 по Санкт-Петербургу принять налоговую декларацию по УСН за 2015 год с датой приема 10.02.2016.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 27 по Санкт-Петербургу в пользу индивидуального предпринимателя Панькова Сергея Александровича расходы по госпошлине в сумме 450 руб.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Панькову Сергею Александровичу из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину в размере 150 руб., перечисленную по чек-ордеру от 20.06.2016.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Дмитриева |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-16750/2016
Истец: ИП Паньков Сергей Александрович
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N27 по Санкт-Петербургу, Управление федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
18.04.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-5715/17
28.11.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10212/16
08.08.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-18801/16
25.05.2016 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-16750/16