16 августа 2016 г. |
Дело N А83-1580/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.08.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.08.2016.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Градовой О.Г., Евдокимова И.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Молчановой В.С.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 03 июня 2016 года по делу N А83-1580/2015 (судья Авдеев М.П.), принятое по заявлению Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" в лице филиала ГУП РК "Крымские морские порты" "Евпаторийский торговый порт" к Службе финансового надзора Республики Крым о признании частично недействительным представления,
установил:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымские морские порты" в лице филиала "Евпаторийский торговый порт" (далее по тексту - предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительным пункта 2 описательной и резолютивной (полностью) частей представления Службы финансового надзора Республики Крым (далее по тексту - служба) от 27.03.2015 N 14-14/971.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 06.08.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 17 февраля 2016 года решение Арбитражного суда Республики Крым от 06.08.2015 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2015 по делу N А83-1580/2015 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Крым.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 10 марта 2016 года судом дело принято к рассмотрению, назначено предварительное судебное заседание.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 03 июня 2016 года заявление Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" в лице филиала ГУП РК "Крымские морские порты" "Евпаторийский торговый порт" - удовлетворено. Признан недействительным пункт 2 описательной и резолютивной части представления Службы финансового надзора Республики Крым N 14-14/971 от 27.03.2015.
Не согласившись с принятым решением, служба обратилась с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Республики Крым от 03 июня 2016 года, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления отказать. В обоснование апелляционной жалобы служба ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права.
До начала судебного заседания от предприятия поступило заявление о возможности рассмотрения дела в его отсутствие, а также отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому заявитель против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на законность и обоснованность обжалуемого решения.
Дело рассмотрено в порядке статьей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющемся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность решения от 03 июня 2016 года проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). При этом судом апелляционной инстанции не установлено оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 270 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 22 декабря 2014 года по 30 января 2015 года на основании поручения Главы Республики Крым, Председателя Совета министров Республики Крым от 18.12.2014 N 01-62/3586 службой проведена внеплановая проверка финансово - хозяйственной деятельности заявителя за период с 26 марта 2014 года по 30 ноября 2014 года, по результатам, которой составлен акт проверки от 16 февраля 2015 года N 14-22/2 (далее по тексту - акт проверки) и выдано предписание от 27.03.2015 (исх.N 14-14/971), которым предложено рассмотреть указанную в представлении информацию о выявленных нарушениях (пункт 1), принять действенные и исчерпывающие меры, направленные на устранение выявленных в ходе внеплановой проверки нарушений (пункт 2), рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности лиц, допустивших финансовые нарушения (пункт 3), разработать план мероприятий по результатам проведенной внеплановой проверки с целью усиления дальнейшего контроля и недопущения нарушений финансовой дисциплины в дальнейшем (пункт 4).
В соответствии с пунктом 2 описательной части оспариваемого представления предприятием в нарушение пункта 6 Приложения N 1 Порядка обеспечения питания экипажей морских судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.09.2002 N 122, рацион питания был заменен денежной компенсацией, что привело к незаконно выплаченной компенсации стоимости рациона питания на сумму 127767,00 руб.
Полагая, что пункт 2 описательной и резолютивной части представления является незаконным, предприятие обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в период проведения проверки полномочия службы по проведению контрольных мероприятий заключались в проверке соблюдения законодательства Российской Федерации и Республики Крым, регулирующего бюджетные правоотношения в связи с чем, проверка проведена с превышением полномочий службы.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд.
Таким образом, в данной ситуации для признания судом оспариваемого представления недействительным, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно Положению о Службе финансового надзора Республики Крым (в редакции действовавший в момент проведения проверки), утвержденному постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 170 (далее по тексту - Положение N 170), служба является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, органом внутреннего государственного финансового контроля Республики Крым; осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в сфере закупок товаров, работ и услуг, в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за использованием региональным оператором средств бюджета Республики Крым, а также по иному контролю согласно поручениям Главы Республики Крым.
В то же время, одной из основных задач службы является обеспечение соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, Республики Крым и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (пункт 2.1 Положения N 170).
В соответствии с разделом 3 Положения N 170 служба выполняет функции и наделена полномочиями по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений.
Указанное подтверждает, что к проверкам, осуществляемым службой, применимы нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий. При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 19.08.2014 N 285 утвержден Порядок осуществления Службой финансового надзора Республики Крым полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю (далее по тексту - Порядок N 285).
Согласно пункту 4 Порядка N 285 (в редакции, действовавшей до 11.03.2015) объектами контрольных мероприятий являются: объекты государственного финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Крым, - при реализации Службой полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений; заказчики, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, с нормативными правовыми актами Республики Крым в сфере закупок, - при реализации Службой полномочий, закрепленных за органами внутреннего государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, нормативными правовыми актами Республики Крым в сфере закупок; застройщики - получатели денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договору, для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", нормативными правовыми актами Республики Крым; региональные операторы - получатели средств бюджета Республики Крым в качестве поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта.
Из пункта 10 Порядка N 285 следует, что внеплановые контрольные мероприятия проводятся, в том числе, по поручению Главы Республики Крым, Председателя Совета министров Республики Крым, однако указанная норма не определяет компетенцию и полномочия Службы финансового надзора Республики Крым.
Ввиду изложенного в проверяемый период с 22.12.2014 по 30.01.2015 служба наделялась полномочиями по проведению контрольных мероприятий по проверке соблюдения законодательства Российской Федерации и Республики Крым, регулирующего бюджетные правоотношения.
В свою очередь, из акта проверки от 16.02.2015, составленного службой по результатам проверки, усматривается, что настоящая проверка проведена на основании поручения Главы Республики Крым, Председателя Совета министров Республики Крым от 18.12.2014 N 01-62/3586 и касалась финансово- хозяйственной деятельности филиала предприятия за период с 26.03.2014 по 30.11.2014.
В описательной части акта проверки указано, что на 2014 год филиалом план использования бюджетных средств, при получении средств по бюджетной программе и включение филиала в сеть получателей бюджетных средств не осуществлялось. В течение проверяемого периода бюджетные средства на счет филиала не поступали, в связи с чем, служба не могла контролировать расход средств бюджета Республики Крым как главный их распорядитель.
Вместе с тем, из Положения N 170 в редакции, действовавшей до 11.03.2015, не следует, что Служба финансового контроля наделена полномочиями по проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, созданных (основанных) в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым по иным вопросам, не связанным с проверкой соблюдения бюджетного законодательства.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что проверка проведена с превышением полномочий службы, и, как следствие, выдача спорного представления произведена с нарушением закона, в связи с чем, суд не усмотрел необходимости проверять оспариваемое представление по существу установленных органом контроля нарушений, на предмет его соответствия законодательству, не регулирующему бюджетные отношения.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие выводы суда, изложенные в обжалуемом решении.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Согласно пп.1.1 п.1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов (заявителей) или ответчиков (заинтересованных лиц).
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 03 июня 2016 года по делу N А83-1580/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-1580/2015
Истец: ГУП Республики Крым "Крымские морские порты", Филиал Государственного предприятия "Крымские морские порты" "Евпаторийский торговый порт"
Третье лицо: Служба финансового надзора Республики Крым
Хронология рассмотрения дела:
01.12.2016 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5266/15
16.08.2016 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1712/15
03.06.2016 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-1580/15
17.02.2016 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5266/15
07.10.2015 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1712/15
06.08.2015 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-1580/15