Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 8 февраля 2017 г. N Ф10-4771/16 настоящее постановление отменено
Требование: о взыскании убытков
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г. Тула |
|
22 августа 2016 г. |
Дело N А54-4718/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.08.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.08.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Рыжовой Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., при участии представителей: истца - акционерного общества "Пригородная пассажирская компания "Черноземье" (г. Воронеж, ОГРН 1103668042664, ИНН 3664108409) - Тамаева Р.В. (доверенность от 12.11.2015 N 376), ответчика - Рязанской области в лице министерства финансов Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1026201265090, ИНН 6231004349) - Вешкиной А.В. (доверенность от 31.12.2015 N 09-24/84), в отсутствие третьих лиц: министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1096234001698, ИНН 6234066600), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (г. Москва, ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360), главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области (г. Рязань, 1036208000696, ИНН 6231037520), правительства Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1026201259480, ИНН 6231014428), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства финансов Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 19.02.2016 по делу N А54-4718/2014, установил следующее.
Акционерное общество "Пригородная пассажирская компания "Черноземье" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к Рязанской области в лице министерства финансов Рязанской области о взыскании убытков в размере 22 651 696 рублей 49 копеек, возникших в результате государственного регулирования тарифов на пассажирские пригородные перевозки на территории Рязанской области в 2011 году (с учётом уточнения исковых требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области, правительство Рязанской области.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 19.02.2016 исковые требования удовлетворены.
Судебный акт мотивирован тем, что общество доказало совокупность оснований, являющихся условием для удовлетворения требования о возмещении вреда.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить.
В обоснование жалобы министерство финансов Рязанской области ссылается на то, что размер предоставляемых обществу субсидии согласован сторонами в договоре, условия которого исполнены ответчиком надлежащим образом. Полагает, что истец не доказал наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и понесенными обществом убытками. Считает, что результаты проведенной обществом экспертизы не являются надлежащим доказательством размера причиненного обществу ущерба.
Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области поддержало позицию ответчика.
Общество просило оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебное заседание представители третьих лиц, надлежащим образом извещенные о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области (заказчик) и обществом (исполнитель) 02.09.2011 заключен договор N 130 на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Рязанской области в 2011 году. По условиям договора, исполнитель осуществляет организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Рязанской области по тарифам, согласованным Правительством Рязанской области (пункты 1.1, 1.2 договора).
Согласно пунктам 4.1, 4.5 договора исполнитель обеспечивает установленные размеры движения пригородных поездов на определенных в приложении N 1 пригородных маршрутах по территории Рязанской области.
В соответствии с пунктом 1.3 договора заказчик обеспечивает предоставление субсидий на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате применения согласованных Правительством Рязанской области тарифов на перевозку пассажиров, в пределах средств, предусмотренных Законом Рязанской области от 21.12.2010 N 156-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год" и учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на цели, указанные в подпункте 1 пункта 1 договора.
В силу пунктов 6.1, 6.2, 6.3 договора оплата производится заказчиком за оказанные услуги, путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя. Исполнитель ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем транспортного обслуживания населения, представляет заказчику отчет об убытках за отчетный месяц (далее - отчет) (Приложение N 3 к настоящему договору). Перечисление субсидий исполнителю осуществляется заказчиком в течение 15 (пятнадцати) банковских дней с даты получения документов, указанных в пункте 6.2 договора.
Письмом от 23.08.2010 N 8-25/2398 правительство Рязанской области согласовало тариф на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Рязанской области в размере 12 рублей за одну десятикилометровую зону с 01.09.2010.
В рамках договора в период с июля по декабрь 2011 истец осуществлял перевозку пассажиров в пригородном сообщении на территории Рязанской области в соответствии с объемами перевозок и направлениям движения, определенных договором.
По расчету истца объем его расходов от перевозки пассажиров на территории Рязанской области за указанный период составил сумму 47 103 334 руб. 69 коп.
Во исполнение условий договора министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области возместил истцу потери в доходах в сумме 5 669 849 руб. 76 коп.
Ссылаясь на результаты проведенной по делу судебной экспертизы, в соответствии с которыми объем фактических экономически обоснованных расходов общества на осуществление деятельности по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Рязанской области в 2011 году составил сумму 47 103 334 руб. 69 коп., а объем фактических доходов указанной с учетом субсидий, выделенных из бюджета Рязанской области, - 24 451 638 руб. 20 коп., общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании убытков в размере 22 651 696 руб. 49 коп., возникших в результате неисполнения ответчиком принятых на себя обязательства по возмещению потерь.
Рассматривая требования общества по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта, относится реализация субъектом Российской Федерации права на государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. При реализации субъектом Российской Федерации права на государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, у последнего возникает обязанность по возмещению перевозчику убытков за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законами или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров или багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Данная правовая норма корреспондирует с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", в соответствии с которым потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" установлен Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В названный Перечень включены перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами), при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации.
Постановлением правительства Рязанской области от 22.06.2011 N 157 утвержден Порядок предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим пригородные пассажирские перевозки на территории Рязанской области в 2011 году. Согласно данному Порядку субсидии предоставляются при наличии договоров на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Рязанской области, заключенных министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области с организациями. На основании договоров и проверенных ежемесячных отчетов, по установленным министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области формам, министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области осуществляет перечисление субсидий организациям в размере, рассчитанном по формуле, определенной в постановлении Правительства Рязанской области от 22.06.2011 N 157.
Согласно ведомственной структуре расходов областного бюджета по коду бюджетной классификации 748 0408 3050201 (приложение N 7 к закону Рязанской области от 21.12.2010 N 156-03 "Об областном бюджете на 2011 год") главному распорядителю бюджетных средств, министерству транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, предусмотрены денежные средства в сумме 25 800 тыс. руб. на предоставление субсидий за счет средств областного бюджета организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим пригородные пассажирские перевозки на территории Рязанской области по тарифам, согласованным правительством Рязанской области, в целях компенсации убытков, возникающих от действия указанных тарифов.
Согласно Закону Рязанской области от 18.07.2012 N 40-03 "Об исполнении областного бюджета за 2011 год" вышеназванные субсидии распределены между получателями данных средств в полном объеме. Из федерального бюджета на указанные цели денежные средства в областной бюджет не поступали.
По правилам статьи 8 Федерального закона N 17-ФЗ от 10.01.2003 "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В целях совершенствования государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок постановлением Правительства Российской Федерации N 643 от 05.08.2009 утверждено Положение о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, согласно пункту 9 которого тарифы, сборы и плата применительно к конкретному субъекту регулирования в соответствии с перечнем работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, устанавливаются органами регулирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 239 от 07.03.1995 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В данный Перечень включены перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно указанным правовым нормам обязанность субъекта Российской Федерации по возмещению расходов перевозчика обусловлена самим фактом установления государственного регулирования тарифа на пригородные железнодорожные перевозки.
Между тем, в 2011 году государственное регулирование тарифов на пригородные перевозки железнодорожным транспортом в Рязанской области не осуществлялось. Доказательств обращения общества в уполномоченный орган в 2010 году за установлением тарифов на перевозки на 2011 год в дело не представлено.
Как установлено судом, 02.09.2011 между обществом и министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области заключен договор N 130 на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Рязанской области в 2011 году, по условиям которого исполнитель обязуется обеспечить движение пригородных поездов по территории Рязанской области согласно параметрам движения, определенным приложением N 1, а заказчик обязуется обеспечить предоставление субсидий на компенсацию убытков в пределах средств, предусмотренных на эти цели Законом Рязанской области от 21.12.2010 N 156-03 "Об областном бюджете на 2011 год" и учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели. Предоставление субсидий исполнителю осуществляется в порядке, утвержденном постановлением Правительства Рязанской области от 22.06.2011 N 157.
Следовательно, размер субсидии согласован сторонами в объеме, предусмотренном законом Рязанской области от 21.12.2010 N 156-03 "Об областном бюджете на 2011 год" для всех перевозчиков, т.е. общество согласилось с суммой субсидии и с порядком её перечисления.
Таким образом, общество как организация, осуществлявшая перевозку пассажиров пригородным железнодорожным транспортом в 2011 году, приобрело право на возмещение расходов, понесенных ею в связи с такой перевозкой на условиях, определенных договором N 130, то есть в размере 5 669 849 руб. 76 коп.
Указанная субсидия полностью перечислена истцу из областного бюджета. Данное обстоятельство истцом не оспаривается.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статьи 309, 310 ГК РФ).
Согласно статье 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Заключив договор N 130, стороны добровольно приняли на себя соответствующие обязательства, согласовали все условия, в том числе касающиеся суммы выпадающих доходов.
Ссылки общества на направленные в адрес главного управления "Региональная энергетическая комиссия Рязанской области" (далее - управление) письма по расчету экономически обоснованного уровня тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Рязанской области не принимаются, поскольку они датированы июнем и июлем 2011 года и направлены в управление после начала деятельности по перевозке пассажиров в 2011 году.
Вместе с тем договор N 130, в котором общество согласилось с суммой субсидии и с порядком её перечисления, подписан сторонами 02.09.2011.
После подписания договора истец не оспаривал ни экономическую обоснованность применяемого тарифа, ни размер предусмотренных в бюджете Рязанской области на 2011 год денежных средств на компенсацию выпадающих доходов от осуществляемой им деятельности, а также не обращался с требованием о внесении изменений в соответствующие пункты договора с целью увеличения размера компенсаций либо с предложением расторгнуть договор в связи с убыточностью деятельности.
В соответствии со статьями 15 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, заявляющее требование о взыскании убытков, должно доказать факт причинения вреда, причинную связь между действиями (бездействием) ответчика и понесенными убытками, а также подтвердить размер убытков.
В настоящем деле общество не доказало наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и возникшими у истца убытками, а также вины ответчика в причинении вреда.
Кроме того, оценивая имеющееся в материалах дела экспертное заключение, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оно не может являться достоверным доказательством, подтверждающим размер убытков, поскольку в ходе проведения судебной экспертизы затраты общества фактически не анализировались с точки зрения того, являются они завышенными либо нет.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. Обжалуемое решение суда подлежит отмене, а исковое заявление оставлению без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ понесенные истцом расходы подлежат отнесению на общество.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 19.02.2016 по делу N А54-4718/2014 отменить.
Исковые требования акционерного общества "Пригородная пассажирская компания "Черноземье" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Заикина |
Судьи |
Е.В. Рыжова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-4718/2014
Истец: ОАО "ПРИГОРОДНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ "ЧЕРНОЗЕМЬЕ"
Ответчик: Рязанская область в лице Министерства финансов Рязанской области
Третье лицо: Главное Управление "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области, МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство финансов РФ, Правительство Рязанской области, ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД, Институт проблем ценообразования и регулирования естественных мнополий ФГАОУ ВПО "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Хронология рассмотрения дела:
23.09.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4771/16
02.06.2020 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-9116/19
13.11.2019 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-4718/14
08.02.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4771/16
22.08.2016 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1991/16
19.02.2016 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-4718/14