Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 декабря 2016 г. N Ф07-9836/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
22 августа 2016 г. |
Дело N А26-4184/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кашиной Т.А.
судей Горбик В.М., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Южаковой В.Д.
при участии:
от истца (заявителя): Евстратовой О.А. по доверенности от 25.12.2015, Иванова О.Г. по доверенности от 25.12.2015,
от ответчика (должника): Ердяковой М.А. по доверенности от 19.04.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16499/2016) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.05.2016 по делу N А26-4184/2015 (судья Лайтинен В.Э.), принятое
по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия в лице Государственного казенного учреждения Республики Карелия "Олонецкое центральное лесничество"
к ООО "Олонец-древ"
о взыскании
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (ОГРН: 1071001000828, ИНН: 1001016090, место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, 2/24; далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Олонец-древ" (ОГРН: 1116324002520, ИНН: 1014011879, место нахождения: 186000, Республика Карелия, г. Олонец, ул. Урицкого, 12-20; далее - ответчик, Общество) о взыскании 657214 руб. 72 коп. задолженности по договору аренды лесного участка от 18.12.2007 за 2012 год, в том числе 410759 руб. 87 коп. - в части минимального размера платы за древесину, 246454 руб. 85 коп. - в части, превышающей минимальный размер платы.
Решением суда от 17.05.2016 в иске отказано.
Министерство обратилось с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Министерство не согласно с выводом суда первой инстанции о том, что начисление арендной платы за недоосвоенный объем произведено с нарушением статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 18.12.2007 между Государственным комитетом Республики Карелия (правопредшественник Министерства, арендодатель) и ООО "Карелфинлес" (правопредшественник Общества, арендатор) заключен договор (в редакции дополнительного соглашения от 02.09.2011) аренды лесного участка площадью 52977 кв.м, расположенного на территории Олонецкого района Республики Карелия сроком до 31.12.2029.
Размер и порядок внесения арендной платы согласованы сторонами в разделе 2 договора. Пунктом 2.1 договора предусмотрено, что размер арендной платы устанавливается с учетом вида использования лесов, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом лесном участке, действующих ставок платы за данный вид использования лесов и повышающего конкурсного коэффициента в размере 1,6. Повышающий конкурсный коэффициент установлен конкурсной комиссией.
Арендатор вносит арендную плату в соответствии с Приложением N 4 в следующие сроки: 15 февраля - 15%, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15% и представляет в месячный срок арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату (пункт 2.2 договора).
Из приложения N 4 на 2012 год, направленного Министерством в адрес ответчика, следует, что Общество в 2012 году должно внести арендную плату в федеральный бюджет в части минимальных ставок платы за древесину в сумме 3007635 руб. 00 коп., а также арендную плату в бюджет Республики Карелия в части превышающей минимальные ставки платы за древесину в сумме 1804581 руб. 00 коп.
Общество отказалось от подписания приложения N 4 на 2012 год.
Министерство произвело перерасчет арендной платы и направило в адрес арендатора уточненный расчет, согласно которому по состоянию на 31.12.2012 причитается к уплате 1451905 руб. 50 коп. - в части минимальных ставок платы за древесину и 960361 руб. 70 коп. - в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину.
Уведомлением от 21.04.2015 Министерство обратилось к Обществу с требованием погасить задолженность в сумме 410759 руб. 87 коп. в части минимальных ставок платы и в сумме 246454 руб. 85 коп. в части превышающей минимальные ставки.
В соответствии с частью 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Постановлением N 310 утверждены ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений (основные породы). При этом определение размера арендной платы возможно при наличии информации о лесном фонде, подлежащем рубке, в связи с чем применение усредненных ставок платы за древесину не представляется обоснованным.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал, указав на то, что арендная плата, рассчитанная Министерством за незаявленный Обществом объем древесины по средним ставкам, а также на неизъятый объем древесины под создание объектов лесной инфраструктуры, взысканию не подлежит.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, расчет исковых требований произведен Министерством исходя из годового объема заготовки древесины, установленного Проектом освоения лесов в размере 37400 кбм, с применением средней ставки платы на недоосвоенный Обществом объем древесины (включая объем изъятия лесных ресурсов для создания лесной инфраструктуры) в размере 8170 кбм и с применением повышающего коэффициента, предусмотренного пунктом 2.1 договора.
Между тем, содержащаяся в части 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации норма о порядке установления минимального размера арендной платы является императивной, поскольку направлена на соблюдение публичного интереса (объектом аренды является имущество, находящееся в публичной собственности, а плата за его использование подлежит перечислению в бюджет). Ввиду императивности части 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации и регулируемого минимального размера арендной платы, применение при ее расчете средних ставок, не предусмотренных Постановлением N 310 "О ставках платы за единицу лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", не допускается, поскольку противоречит части 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, арендная плата, рассчитанная Министерством за недоосвоенный объем древесины по средним ставкам, взысканию не подлежит.
Договор аренды содержит обязательство арендатора по 100% освоению расчетной лесосеки. Пунктом 4.3 договора аренды установлено, что за невыполнение указанной обязанности арендатор выплачивает арендодателю штраф в размере 100 МРОТ.
Как следует из материалов дела, платежным поручением от N 998 от 08.12.2015 Общество уплатило неустойку за неисполнение обязательства по полному освоению расчетной лесосеки в 2012 году.
Следовательно, оснований для взыскания арендной платы за недоосвоенный объем не имеется, в удовлетворении иска отказано правомерно.
Также суд первой инстанции обоснованно отклонил довод Министерства о том, что арендная плата должна исчисляться за объем заготовки - 37400 кбм в год с учетом объемов по созданию лесной инфраструктуры (800 кбм).
В соответствии со статьей 13 Лесного кодекса Российской Федерации в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других). Создание лесной инфраструктуры не является самостоятельным видом использования лесов, предусмотренным статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации. Создание лесной инфраструктуры допускается параллельно с заготовкой древесины при наличии такой необходимости.
Как правомерно указал суд, отсутствие необходимости создавать объекты лесной инфраструктуры в конкретном календарном году не создает обязанности по рубке древесины.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.05.2016 по делу N А26-4184/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.А. Кашина |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-4184/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 декабря 2016 г. N Ф07-9836/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Олонецкое центральное лесничество", Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия
Ответчик: ООО "Олонец-древ"
Хронология рассмотрения дела:
07.12.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13198/17
14.09.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19412/17
07.12.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9836/16
22.08.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16499/16
17.05.2016 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-4184/15