2. Управлению государственного инспектирования и охраны труда (В.И.Грибанову):
2.1. Подготовить и в установленном порядке внести до 01.04.2004 в Правительство Российской Федерации предложения о разработке федеральной целевой программы "Безопасность образовательного учреждения" на 2005-2009 годы.
2.2. Разработать, согласовать в установленном порядке с МЧС России и ввести в действие в 2004 году:
- отраслевые Правила пожарной безопасности для образовательных учреждений всех типов и видов;
- отраслевую отчетность по пожарной безопасности образовательных учреждений.
Об утверждении форм отраслевой отчетности по пожарной безопасности образовательных учреждений см. приказ Федерального агентства по образованию от 22 ноября 2005 г. N 1455
2.3. Осуществлять ежеквартально инспектирование органов управления образованием и образовательных учреждений по исполнению приказа Минобразования России от 15.04.2003 N 1612 "О принятии мер по усилению противопожарного режима в образовательных учреждениях" и настоящего приказа в части выполнения комплекса мер по укреплению пожарной безопасности в образовательных учреждениях.
3. Управлению экономики и социального развития (Ю.Н. Фролову) предусмотреть финансирование мероприятий Программы при реализации бюджета Минобразования России на 2004 год.
4. Руководителям подведомственных образовательных учреждений обеспечив финансирование мероприятий, предусмотренных Программой, в 2004 году за счет средств на приобретение оборудования и капитальный ремонт.
5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации заключить соглашение с Минобразованием России по выполнению мероприятий Программы в 2004 году.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра Г.А.Балыхина.
Министр |
В.М.Филиппов |
Программа
Минобразования России на 2004 - 2007 годы
"Безопасность образовательного учреждения"*
(утв. приказом Минобразования РФ от 12 января 2004 г. N 31)
О сотрудничестве по выполнению настоящей программы см. Соглашение Федерального агентства по образованию, МЧС РФ и Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 12 августа 2004 г.
Паспорт программы Минобразования России на 2004-2007 годы
"Безопасность образовательного учреждения"
Наименование Программы:
программа Минобразования России на 2004-2007 годы "Безопасность образовательного учреждения" (далее по тексту - Программа).
Наименование, дата, номер документа о принятии решения о разработке Программы:
распоряжение Министерства образования РФ от 19.05.2003 N 589-30 "О разработке государственной программы на 2004-2006 гг. "Безопасность образовательного учреждения", решение заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 29.08.2003 (протокол N 5).
Разработчики Программы:
Минобразование России во взаимодействии с МЧС России и Госстроем России; государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Орловский государственный технический университет".
Цели и задачи Программы:
Целью Программы является обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений всех типов и видов (далее - образовательные учреждения) во время их трудовой и учебной деятельности путем повышения безопасности их жизнедеятельности: пожарной, электрической и технической безопасности зданий, сооружений образовательных учреждений на основе использования современных достижений науки и техники в этой области и привлечения отечественной производственной базы.
Задача, решаемая в рамках Программы: реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательных учреждений, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других опасностей.
Сроки реализации Программы:
начало - I квартал 2004 г.
окончание - IV квартал 2007 г.
Структура Программы:
Программа предусматривает решение вопросов (проблем) двух блоков:
I блок - инвестиционно-производственный, II блок - научно-инновационный.
Инвестиционно-производственный блок Программы включает следующее направление: "Материально-техническое обеспечение безопасности образовательных учреждений, оснащение, монтаж и сервисное обслуживание оборудования и инженерных систем обеспечения безопасности".
Научно-инновационный блок Программы включает следующие направления:
направление 1-е - Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение безопасности образовательного учреждения;
направление 2-е - Научно-методическое обеспечение организации обучения, повышения квалификации, подготовки и профессиональной переподготовки кадров по безопасности образовательного учреждения;
направление 3-е - Совершенствование элементов современного оборудования и средств обеспечения безопасности образовательного учреждения.
Ответственные за исполнение Программы:
Минобразование России с участием МЧС России, Госстроя России, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, образовательные учреждения.
Источники финансирования Программы:
Бюджет Минобразования России за счет средств:
а) ФПРО;
б) сметных назначений на приобретение оборудования и на капитальный ремонт подведомственных Минобразованию России образовательных учреждений;
в) НТП "Федерально-региональная политика в науке и образовании".
Бюджеты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и внебюджетные средства образовательных учреждений.
Ожидаемые конечные результаты:
Повышение безопасности образовательных учреждений, снижение рисков возникновения пожаров, аварийных ситуаций, травматизма и гибели людей, экономия на этой основе государственных расходов и получение социально-экономического эффекта.
I. Состояние проблемы и обоснование необходимости ее решения программными ориентированными методами
Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
К основным объектам национальной безопасности относятся: личность (ее права, свободы и здоровье); общество (его материальные и духовные ценности); государство (его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность). Основным субъектом обеспечения национальной безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Другими субъектами обеспечения безопасности, обладающими правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности, являются также граждане, общественные и иные организации и объединения.
Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера.
Законодательные основы обеспечения безопасности составляют: Конституция РФ, Закон РФ "О безопасности", законодательные и иные нормативные правовые акты РФ, регулирующие отношения в области безопасности; конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принятые в пределах их компетенции в данной сфере; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.
Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности" устанавливает правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.
К числу иных наиболее важных законов, формирующих законодательную базу для обеспечения безопасности образовательных учреждений, относятся:
- Гражданский кодекс РФ, в котором сформулированы общие принципы возмещения вреда пострадавшему причинителем вреда;
- Трудовой кодекс РФ, в котором сформулированы требования к обеспечению безопасности работников во время исполнения ими своих трудовых обязанностей;
- Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), в котором сформулированы требования к должностным лицам по соблюдению законодательства об обеспечении безопасности;
- Уголовный кодекс РФ, в котором сформулированы положения об уголовной ответственности за нарушения требований безопасности;
- Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации";
- Закон РФ "Об образовании", в котором сформулированы обязанности и ответственность образовательных учреждений и должностных лиц по соблюдению требований в части охраны жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников во время образовательного процесса;
- Федеральный закон "О пожарной безопасности", в котором установлены требования к федеральным органам исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, работодателям в области пожарной безопасности;
- Федеральный закон "О техническом регулировании", который устанавливает принципы технического регулирования на основе требований технических регламентов по обеспечению безопасности с учетом степени риска, принципы и формы подтверждения соответствия этим требованиям.
Безопасность образовательного учреждения - это условие сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе "О техническом регулировании", и в первую очередь пожарную безопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.
Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая безопасность. Все они являются взаимозависимыми, и их обеспечение должно решаться во взаимосвязи.
Проблема построения эффективной системы обеспечения безопасности должна решаться с учетом специфики образовательных учреждений и вероятности возникновения тех или иных угроз путем поддержания безопасного состояния объекта в соответствии с нормативными требованиями, обнаружения возможных угроз, их предотвращения и ликвидации.
Система безопасности составляет совокупность методов и технических средств, реализующих мероприятия, направленные на объект угрозы с целью ее снижения, на объект защиты с целью повышения его безопасности, на среду между объектом угрозы и объектом защиты с целью задержания, замедления продвижения, ослабления и последствий реализации угрозы.
Настоящее положение с материально-техническим оснащением образовательных учреждений характеризуется высокой степенью изношенности основных фондов (зданий, сооружений, оборудования и инженерных коммуникаций), недостаточным финансированием мероприятий, направленных на повышение инженерной безопасности образовательных учреждений, нарушением правил их эксплуатации, ослаблением контроля со стороны руководителей и специалистов за поддержанием их в исправном состоянии.
Наиболее проблемными, требующими вмешательства соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, остаются вопросы, связанные с выполнением противопожарных мероприятий, требующих вложения значительных финансовых средств.
Характерными недостатками по обеспечению пожарной безопасности на объектах образования являются:
- слабые знания и навыки поведения обучающихся и сотрудников в чрезвычайных ситуациях и в случаях пожаров;
- отсутствие или неисправность систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения людей при пожаре;
- неукомплектованность объектов первичными средствами пожаротушения;
- эксплуатация с нарушениями требований норм электроустановок и устаревших электросетей, которые требуют замены;
- невыполнение работ по противопожарной обработке чердачных перекрытий и сгораемой отделки путей эвакуации;
- отсутствие источников наружного противопожарного водоснабжения или их неисправность.
Многие субъекты РФ и органы местного самоуправления (особенно дотационные) не могут в полной мере профинансировать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений без государственной финансовой поддержки.
Практическое отсутствие средств на поддержание систем безопасности образовательных учреждений на должном уровне приводит к ежегодному увеличению числа несчастных случаев и пожаров, которые наносят не только материальный ущерб, но и приводят к гибели людей. Так, по данным Государственной противопожарной службы МЧС России в Российской Федерации в 2002 году зарегистрирован 1121 пожар, в которых погибли 28 человек, в том числе трое детей, материальный ущерб составил более 70 млн. рублей. В апреле 2003 г. произошли чрезвычайные происшествия - пожары в здании Чочунской средней школы Республики Саха (Якутия) и школе-интернате для глухонемых детей в г. Махачкале (Республика Дагестан), в результате которых погибли 54 обучающихся и воспитанника и 156 человек получили ожоги и травмы разной степени тяжести. Практически полностью сгорели обе школы.
Всего пожаров и возгораний за три последних года - 3266. Наибольшее количество пожаров наблюдалось в Иркутской области - 176, Красноярском крае - 166, Свердловской области - 151, г. Москве - 101, Республике Татарстан - 100, Республике Саха (Якутия) - 96, Республике Башкортостан - 95, Мурманской области - 95, Республике Бурятия - 95, Алтайском крае - 93.
За период с 2000 года по настоящее время в системе образования произошло 358 несчастных случаев со смертельным исходом во время образовательного процесса, в т.ч. погибли 256 обучающихся и воспитанников (больше всего в регионах: Республика Саха [Якутия] - 30, Республика Дагестан - 28, Краснодарский край - 15, г. Москва - 13, Челябинская область - 10) и 102 работника (Свердловская область - 27, Нижегородская область - 9, Пермская область - 8).
По инициативе Минобразования России в период летних каникул 2003 года было проанализировано состояние зданий образовательных учреждений на пригодность к эксплуатации. В результате проведенного обследования признаны аварийными 2518 объектов, из которых планируется ликвидация 69 и проведение капитального ремонта или нового строительства 1845 зданий (без вузов и ссузов).
Следует отметить недостатки в состоянии нормативной базы в области безопасности образовательных учреждений.
Действующие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) не отражают специфику образовательных учреждений.
СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" приводит пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов, устанавливает общие требования противопожарной защиты помещений зданий на этапах их строительства и эксплуатации. Однако эти требования не связаны с функциональным назначением зданий и их помещений. Справочные пособия к СНиП 2.08.02-89 ("Проектирование учебных комплексов и центров", "Проектирование высших учебных заведений", "Проектирование профессионально-технических, средних специальных учебных заведений и комплексов") вообще не содержат требований к зданиям по оснащению средствами пожарной защиты.
Все это свидетельствует о необходимости создания отраслевой нормативной базы по пожарной безопасности для образовательных учреждений различного уровня, которая должна включать: отраслевые нормы и правила пожарной безопасности, в том числе правила по пожарной автоматике; специализированные разделы, дополняющие существующие нормативы.
В системе образования крайне слабо функционируют обучение и тренинг персонала учебных заведений, обучающихся по безопасности, не организованы подготовка и переподготовка специалистов в области пожарной безопасности, обучение руководящих кадров и преподавателей. Этот процесс не обеспечен необходимыми научно-методическими разработками и материалами и требует широкого привлечения к этой проблеме ученых и специалистов в области безопасности жизнедеятельности.
Приоритетность обеспечения безопасности образовательных учреждений очевидна, она является одной из важнейших составляющих государственной политики в области образования и должна подкрепляться надежной финансовой и материально-технической базой. Решать эту проблему необходимо комплексно, с созданием и развитием современных правовых, организационных, научных и методических основ обеспечения безопасности и с привлечением интеллектуальных и материальных ресурсов всего государства.
II. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений во время их трудовой и учебной деятельности путем повышения безопасности их жизнедеятельности: пожарной, электрической и технической безопасности зданий, сооружений образовательных учреждений на основе использования современных достижений науки и техники в этой области и привлечения отечественной производственной базы.
В рамках настоящей Программы должна быть решена основная задача - реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательных учреждений, направленных на защиту здоровья и сохранения жизни обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других опасностей, включая решение следующих вопросов:
- оснащение образовательных учреждений всех типов и видов современным противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения, организация их закупок, монтажа и сервисного обслуживания;
- создание региональных центров обеспечения безопасности образовательных учреждений для организации и проведения всего комплекса работ по реализации Программы, координации деятельности ее участников и контроля за выполнением намеченных мероприятий;
- обследование технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем образовательных учреждений, их паспортизация, оценка пожарной, электрической и конструктивной безопасности и разработка рекомендаций по ее повышению до требований существующих норм и правил;
- анализ состояния и разработка предложений по развитию и совершенствованию нормативной правовой и методической документации по обеспечению безопасности образовательных учреждений;
- разработка требований, норм и регламентов по обеспечению надежной безопасности для всех вновь проектируемых и реконструируемых образовательных учреждений, утверждение соответствующих нормативных правовых документов;
- активизация научных исследований по разработке и внедрению новых систем безопасности, технических и методологических решений, средств измерений и контроля для обеспечения безопасности образовательных учреждений, основанных на использовании современных достижений отечественной и зарубежной науки и техники;
- создание единой информационной среды по проблеме безопасности образовательных учреждений;
- организация обучения и периодической переподготовки кадров, ответственных за безопасность образовательных учреждений;
- разработка и внедрение механизмов организационного, правового, методического и экономического стимулирования исполнителей Программы по обеспечению безопасности образовательных учреждений.
При проведении инженерного обследования образовательных учреждений должны осуществляться:
- оценка рисков возникновения аварийных ситуаций;
- определение зон действия основных поражающих факторов при различных сценариях их развития;
- оценка возможных последствий возникновения аварийной ситуации, включая: оценку величины ущерба; определение числа пострадавших среди обучающихся, производственного персонала образовательных учреждений и населения прилегающих районов; разработку мероприятий, снижающих риск возникновения аварийных ситуаций;
- пропаганда мероприятий по обеспечению безопасности образовательных учреждений в средствах массовой информации.
III. Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на период 2004-2007 гг., и в случае необходимости предполагается ее дальнейшее развитие.
IV. Структура Программы
Программа состоит из двух блоков:
I блок - инвестиционно-производственный,
II блок - научно-инновационный.
Инвестиционно-производственный блок Программы включает направление "Материально-техническое обеспечение безопасности образовательных учреждений, оснащение, монтаж и сервисное обслуживание соответствующего оборудования и инженерных систем обеспечения безопасности" и связан с практической реализацией задач по обеспечению безопасности образовательных учреждений, включая решение следующих вопросов:
- оснащение современным противопожарным оборудованием и техническими средствами, обеспечивающими безопасность образовательных учреждений; организация их закупок, монтажа и сервисного обслуживания;
- создание сети региональных центров обеспечения безопасности образовательных учреждений;
- организация работ по обследованию технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем всех без исключения образовательных учреждений и их паспортизация с целью оценки пожарной и конструктивной безопасности;
- определение комплекта оборудования средств защиты по повышению безопасности образовательного учреждения до требований существующих норм и правил;
- апробация оборудования и технических средств по контролю и обеспечению конструктивной и пожарной безопасности зданий и сооружений; монтаж, наладка и сервисное обслуживание систем обеспечения безопасности; организация и проведение конкурсов на их поставку, монтаж, наладка и сервисное обслуживание.
Научно-инновационный блок Программы предназначен для научного обеспечения безопасности образовательных учреждений и состоит из следующих направлений:
направление 1-е - Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение безопасности образовательного учреждения.
Это направление предусматривает научно обоснованную переработку и подготовку отраслевых нормативных правовых и методических документов в связи с выходом новых законодательных и иных нормативных правовых актов по безопасности жизнедеятельности.
В частности предусматриваются:
- инвентаризация существующих нормативных правовых актов по проблеме обеспечения пожарной и конструктивной безопасности зданий, сооружений и инженерных систем и доведение их до сведения руководителей образовательных учреждений;
- разработка отраслевых правил пожарной безопасности образовательных учреждений всех типов и видов, а также методических рекомендаций по обеспечению пожарной, электрической и инженерной безопасности зданий и сооружений;
- анализ существующих и разработка новых рекомендаций по обследованию и оценке технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем образовательных учреждений;
- разработка рекомендаций для составления мероприятий по поддержанию в нормальном эксплуатационном состоянии всех конструктивных элементов зданий и сооружений, оказывающих влияние на пожарную и конструктивную безопасность;
направление 2-е - Научно-методическое обеспечение организации обучения, повышения квалификации, подготовки и профессиональной переподготовки кадров по безопасности образовательного учреждения:
- создание методики и оптимизация схем эвакуации обучающихся, преподавательского состава и обслуживающего персонала с учетом реальных условий конкретного объекта образовательного учреждения;
- разработка программ по повышению квалификации руководителей и лиц, ответственных за безопасность образовательных учреждений, организация их обучения с выдачей соответствующего документа государственного образца;
- подготовка комплекта учебных пособий, методических материалов, программ для подготовки и профессиональной переподготовки специалистов по пожарной безопасности;
- разработка методических рекомендаций для организации профилактической работы по обеспечению безопасности в образовательных учреждениях с учетом региональных условий;
- проведение противопожарной пропаганды и распространение передовых достижений по защите от пожара образовательных учреждений;
направление 3-е - Совершенствование элементов современного оборудования и средств обеспечения безопасности образовательного учреждения:
- разработка единой методики обследования объектов образовательных учреждений для оценки их пожарной и электрической безопасности, мониторинга пожарной нагрузки и оценки скорости распространения огня по видам объектов образовательных учреждений;
- разработка (при необходимости) рекомендаций по снижению пожарной нагрузки, созданию систем активной и пассивной пожарной защиты образовательных учреждений;
- разработка рекомендаций по обследованию и реконструкции устаревших систем электрической защиты в образовательных учреждениях с учетом их замены современными средствами пожарной и электрической безопасности, включая устройства защитного отключения (УЗО), автоматического контроля параметров электросетей, сигнализации и принудительного отключения при возникновении пожароопасных ситуаций;
- разработка и создание типовых комплектов специальных средств пожарной защиты для специальных коррекционных образовательных учреждений;
- разработка методов и средств повышения огнестойкости конструктивных элементов зданий образовательных учреждений с учетом их остаточного ресурса и заданных сроков работоспособности в условиях пожара;
- разработка методики расчета параметров и средств систем автоматического первичного пожаротушения и оснащения ими помещений в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и образовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием учащихся;
- разработка научно обоснованных схем регулирования потоков и эвакуации учащихся, студентов, преподавательского состава и обслуживающего персонала для образовательных учреждений различного назначения.
V. Нормативное сопровождение Программы
Распоряжение Министерства образования РФ от 19.05.2003 N 589-30 "О разработке государственной программы на 2004-2006 гг. "Безопасность образовательного учреждения".
Решение заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 29.08.2003 (протокол N 5).
Решение Координационного совета по обеспечению реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года от 21.10.2003 N 26.
Решение коллегии Минобразования России от 25.11.2003 N 19.
Соглашение о сотрудничестве по выполнению программы "Безопасность образовательного учреждения" между Минобразованием России, МЧС России и Госстроем России.
Соглашение между Минобразованием России и органами исполнительной власти субъектов РФ в рамках реализации программы Минобразования России на 2004 г. "Безопасность образовательного учреждения".
Издание приказов Минобразования России в развитие настоящей Программы об утверждении:
а) совета Программы;
б) состава рабочей группы Программы;
в) перечня региональных центров по обеспечению безопасности образовательных учреждений и методических рекомендаций о деятельности Центра.
Решения (постановления, распоряжения и т.д.) органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении и финансировании региональных программ "Безопасность образовательного учреждения".
VI. Ресурсное обеспечение Программы
Программа по обеспечению безопасности образовательных учреждений является инвестиционной, с консолидацией источников финансирования из бюджетов всех уровней
Объемы и источники финансирования мероприятий Программы в 2004 году предусматриваются следующие.
Из бюджета Минобразования России за счет средств:
ФПРО - 300 млн.
руб.
сметного назначения на приобретение оборудования и - 2889 млн.
капремонт федерального бюджета руб.
расходов на НТП "Федерально-региональная политика в - 18 млн. руб.
науке и образовании"
Из внебюджетных средств вузов - 30 млн. руб.
Финансирование Программы в 2004 году предусматривается за счет бюджетов органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления на условиях софинансирования в объеме 230 млн. руб.
В целом финансирование Программы в 2004 году составит 3,477 млрд. руб.
Объемы и источники финансирования мероприятий Программы в 2005 году предполагаются следующие:
- из бюджета Минобразования России за счет средств ФПРО - 400 млн. руб.;
- за счет средств софинансирования из бюджетов органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления - 600 млн. руб.
Приобретение оборудования и средств обеспечения безопасности для образовательных учреждений, их монтаж, наладка и сервисное обслуживание будут осуществляться на конкурсной основе среди широкого круга поставщиков, монтажных и наладочных организаций.
Программа базируется на результатах, полученных в ходе выполнения нескольких научно-технических межвузовских программ Минобразования России, в том числе:
- "Качество и безопасность технологий, продукции, образовательных услуг и объектов";
- "Биологическая безопасность и лечебно-профилактическое питание" и др.
Распределение финансирования по Программе:
Наименование блоков (разделов) |
Объемы финансирования, млн. руб. | ||||
всего | в том числе | ||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | ||
I блок - инвестиционно-производстве- нный |
3459 | 1000 | |||
II блок - научно-инновационный |
18 | ||||
Итого | 3,477 | 1000 |
VII. Механизм реализации Программы
Распределение бюджетного финансирования будет производить Минобразование России с учетом софинансирования и принятых региональных программ субъектов РФ.
Отбор исполнителей проектов при реализации программных мероприятий, финансируемых из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, будет осуществляться на конкурсной основе.
Финансирование проектов при долевом участии внебюджетных средств образовательных учреждений, бюджетов субъектов РФ и органов местного самоуправления при наличии утвержденных региональных программ по безопасности образовательных учреждений будет осуществляться на основе договоров с организациями - победителями конкурсов.
Приоритетностью реализации Программы в 2004 году является обеспечение противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения специальных коррекционных образовательных учреждений, школ-интернатов общего типа и детских домов.
На региональные центры безопасности образовательных учреждений в 2004 году возлагаются следующие задачи:
- проведение обучения и повышения квалификации кадров по пожарной безопасности, промышленной безопасности, охране труда, экологической и электробезопасности;
- организация подготовки, профессиональной переподготовки и аттестации кадров по пожарной безопасности и охране труда;
- проведение аттестации рабочих и учебных мест по условиям труда и обучения, сертификации на безопасность образовательных учреждений региона;
- ведение текущего мониторинга состояния безопасности образовательных учреждений;
- подготовка предложений по переработке и участие в разработке проектов отраслевых нормативных правовых документов, направленных на улучшение условий и охраны труда работников, обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, подведомственных Минобразованию России;
- изучение, обобщение и распространение передового опыта работы в области безопасности образовательных учреждений;
- организация и проведение смотров-конкурсов по безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях в регионе;
- оказание практической и методической помощи государственным и местным (муниципальным) органам управления образованием и образовательным учреждениям в работе по безопасности жизнедеятельности;
- создание информационной базы данных нормативных правовых документов по охране труда, учебно-программных и методических материалов по обучению вопросам охраны труда, экологической, пожарной и электробезопасности.
VIII. Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
8.1. Организация управления
Заказчиком Программы является Министерство образования РФ. Выполнение Программы предполагается осуществить во взаимодействии с МЧС России, Госстроем России и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Минобразование России, МЧС России и Госстрой России заключают между собой рамочное соглашение о сотрудничестве по выполнению Программы Минобразования России на 2004-2007 годы "Безопасность образовательного учреждения".
Для реализации Программы будут заключаться двусторонние соглашения между Минобразованием России и администрациями регионов по согласованию с региональными управлениями МЧС России и Госстроя России.
Управление Программой осуществляет Минобразование России во взаимодействии с МЧС России, Госстроем России и органами исполнительной власти субъектов РФ через совет и рабочую группу Программы.
Совет Программы формируется из представителей Минобразования России, МЧС России, Госстроя России, органов исполнительной власти субъектов РФ и других основных исполнителей Программы.
Состав совета Программы утверждается приказом Минобразования России.
Совет Программы возглавляет председатель - министр образования РФ или его первый заместитель.
Совет Программы:
- определяет политику в области безопасности образовательных учреждений, главные приоритеты и общую стратегию Программы;
- принимает решения по управлению Программой;
- не реже одного раза в полугодие рассматривает результаты выполнения Программы и принимает решения по ее дальнейшему финансированию;
- проводит работу по привлечению дополнительных источников финансирования.
Подготовка заседаний совета проводится рабочей группой Программы.
Оперативное управление Программой осуществляет рабочая группа Программы.
Рабочая группа Программы возглавляется заместителем министра и включает в свой состав руководителей структурных подразделений Минобразования России, представителей федеральных министерств и ведомств, заинтересованных в реализации Программы, и других основных исполнителей Программы.
Рабочая группа Программы:
- в своей работе руководствуется решениями совета Программы;
- осуществляет организационное сопровождение Программы в целом;
- разрабатывает совместные предложения Минобразования России и участников (исполнителей) Программы в рамках соглашений по включению мероприятий, корректировке и реализации Программы;
- обеспечивает выполнение относящихся к ее компетенции требований настоящей Программы и решений совета Программы.
Министерство образования РФ проводит следующую работу в 2004 году по реализации Программы:
- разрабатывает конкурсную документацию, организует и проводит конкурсы на закупку и поставку противопожарного оборудования, средств защиты и пожаротушения для специальных коррекционных образовательных учреждений в соответствии с нормативами (перечнями), а также для образовательных учреждений с круглосуточным пребыванием обучающихся и воспитанников (школ интернатов общего типа и детских домов) на условиях софинансирования из бюджетов органов исполнительной власти РФ;
- заключает договоры с организациями - победителями конкурса и финансирует их в установленном порядке за поставку соответствующего оборудования;
- разрабатывает нормативы (спецификации) по оснащению противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения для специальных коррекционных образовательных учреждений, школ-интернатов общего типа и детских домов;
- разрабатывает отраслевую нормативную правовую и методическую документацию по пожарной безопасности;
- создает региональные центры безопасности образовательного учреждения;
- организует обучение, повышение квалификации, подготовку и профессиональную переподготовку кадров по пожарной безопасности.
Органы исполнительной власти субъекта РФ проводят следующую работу в 2004 году по реализации Программы:
- разрабатывают и утверждают региональную программу "Безопасность образовательного учреждения";
- выделяют из бюджета средства на реализацию региональной программы "Безопасность образовательного учреждения";
- принимают участие в реализации мероприятий по оснащению противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения школ-интернатов общего типа и детских домов на условиях софинансирования (50% на 50%) из регионального бюджета;
- участвуют в реализации мероприятий по оснащению противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения специальных коррекционных образовательных учреждений за счет средств Минобразования России;
- организуют обучение в образовательных учреждениях сотрудников, обучающихся и воспитанников по пожарной безопасности;
- проводят расширенные заседания с участием представителей местных органов Государственной противопожарной службы МЧС России, органов управления образованием всех уровней и других организаций о состоянии безопасности образовательных учреждений региона;
- организуют работу по обследованию технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем образовательных учреждений региона, их паспортизации и подготовке экспертного заключения по оценке пожарной, электрической и конструктивной безопасности,
- обеспечивают проектной документацией, согласованной с территориальными органами МЧС России и Госстроя России, на монтаж в образовательных учреждениях противопожарного оборудования в соответствии с установленными нормативами;
- определяют организацию для координации работы по поставке и монтажу противопожарного оборудования в конкретные образовательные учреждения региона;
- финансируют и организуют выполнение работ по противопожарной обработке чердачных перекрытий, оконных и дверных проемов и защиты путей эвакуации несгораемой отделкой, а также замену аварийных электросетей в образовательных учреждениях.
Организации-исполнители определяются на конкурсной основе. Они обеспечивают:
- выполнение работ по проекту (проектам), финансируемому из средств Программы, на высоком научно-техническом уровне в установленные сроки и в рамках имеющейся у них лицензии;
- целевое расходование выделенных средств, осуществляют их учет и финансовую отчетность;
- своевременное направление в Минобразование России и органы исполнительной власти субъектов РФ отчетных материалов,
- участие в рекламно-информационной деятельности, проводимой в рамках Программы, предоставляя необходимую информацию, выставочные экспонаты, а при необходимости и финансовые средства для рекламы.
IX. Мероприятия по реализации программы Минобразования России на 2004-2007 годы
"Безопасность образовательного учреждения"
Программа реализуется как комплекс организационных, научно-методических и технических мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной цели, а именно: повышение пожарной, электрической и конструктивной безопасности зданий, сооружений и инженерных систем образовательных учреждений всех типов и видов в Российской Федерации на основе использования современных достижений науки и техники в этой области и привлечения отечественной производственной базы.
Мероприятия Программы определены на основе предварительного анализа состояния пожарной безопасности в образовательных учреждениях.
Основное внимание при разработке Программы уделено минимизации затрат на достижение социального и экономического эффектов при осуществлении программных мероприятий.
1. Организационное обеспечение реализации Программы
N п/п |
Мероприятия | Финансовые затраты, млн. руб. |
Источ- ник финан- сирова- ния |
Сроки проведения работ |
Исполни- тель |
|||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. | Заключение рамочных соглашений о сотрудничестве по выполнению Программы Минобразования России с МЧС России и Госстроем России |
- | - | - | - | I кв. 2004 г. |
Минобра- зование России, МЧС России, Госстрой России |
|
2. | Заключение двусторонних соглашений между Минобразованием России, органами исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления по выполнению Программы |
- | - | - | - | I кв. 2004 г. |
Минобра- зование России, органы исполни- тельной власти субъектов РФ и местного самоупра- вления |
|
3. | Создание и оснащение региональных центров по обеспечению безопасности на базе образовательных учреждений (15 региональных центров в 2004 г.) |
30 | 20 | 10 | Внебюд- жетные средст- ва вузов |
2004-2007 гг. |
Минобра- зование России и образова- тельные учрежде- ния |
|
4. | Проведение организационных мероприятий по определению региональных центров и формированию головных организаций и научно-технических советов по разделам Программы |
- | - | - | - | I кв. 2004 г. |
Минобра- зование России |
|
5. | Разработка, принятие и финансирование региональных целевых программ по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений субъектов РФ и органов местного самоуправления |
- | - | - | - | Бюджеты субъек- тов РФ |
IV кв. 2003 г. |
Органы исполни- тельной власти субъектов РФ и местного самоупра- вления |
6. | Организация работ по обследованию технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем образовательных учреждений, их паспортизации, оценке пожарной, электрической и конструкционной безопасности и разработка рекомендаций по ее повышению до требований существующих норм и правил |
- | - | - | - | 2004-2007 гг. |
Минобра- зование России, органы управле- ния образова- нием субъектов РФ, террито- риальные органы Госстроя России |
|
7. | Определение на конкурсной основе организаций и предприятий по поставке оборудования и средств обеспечения безопасности, их монтажу, наладке и сервисному обслуживанию |
- | - | - | - | 2004-2007 гг. |
Минобра- зование России |
|
8. | Проведение заседаний коллегий Минобразования России и органов управления образованием субъектов РФ о состоянии безопасности образовательных учреждений (по отдельному плану) |
- | - | - | - | Ежегодно | Минобра- зование России, органы управле- ния образова- нием субъектов РФ |
|
9. | Проведение региональных совещаний по федеральным округам по обеспечению безопасности образовательных учреждений (по отдельному плану) |
- | - | - | - | 2004-2007 гг. |
Минобра- зование России |
|
10. | Корректировка региональных и муниципальных эвакуационных схем, систем технического резерва и транспортного обеспечения на случай возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах образовательных учреждении с учетом их специфики и текущего состояния коммуникационных систем защиты |
- | - | - | - | - | 2004-2007 гг. |
Органы исполни- тельной власти субъектов РФ и местного самоупра- вления |
2. Оснащение современным противопожарным оборудованием, средствами и пожаротушения образовательных учреждений
N п/п |
Мероприятия | Финансовые затраты, млн. руб. |
Источник финанси- рования |
Сроки проведе- ния |
Исполни- тель |
|||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. | Организация работы по осуществлению поставок оборудования и средств защиты в соответствии с установленными противопожарными нормативами, его монтажа и наладки: |
2004-2007 гг. |
||||||
а) в специальных коррекционных образовательных учреждениях |
70 | - | - | - | Средства федера- льного бюджета, выделяе- мые Минобра- зованию России, ФПРО |
Минобра- зование России, органы Исполни- тельной власти субъектов РФ |
||
б) в образовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся и воспитанников (школы-интернаты общего типа, детские дома) |
230 | - | - | - | Средства федера- льного бюджета, выделяе- мые Минобра- зованию России, ФПРО Бюджеты субъек- тов РФ |
Минобра- зование России, органы исполни- тельной власти субъектов РФ |
||
в) в образовательных учреждениях, подведомственных Минобразованию России: школы-интернаты учреждения дополнительного образования детей и молодежи детские дома образовательные учреждения: начального профессионального образования среднего профессионального образования высшего профессионального образования дополнительного профессионального образования прочие |
0,923 129,51 0,383 969,929 285,461 1279,46 5 4,772 218,824 |
- - - - - - - - - |
- - - - - - - - - |
- - - - - - - - - |
Средства федера- льного бюджета, выделяе- мые Минобра- зованию России* |
2004 г. | Минобра- зование России, органы Исполни- тельной власти субъектов РФ, образова- тельные учрежде- ния |
|
г) в школах-интерна- тах, сельских, поселковых, городских школах и дошкольных учреждениях органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления на условиях софинансирования |
- - |
400 600 |
- - |
- - |
Средства федера- льного бюджета, выделяе- мые Минобра- зованию России Бюджеты органов исполни- тельной власти субъек- тов РФ и местного самоуп- равления |
2005 г. | Минобра- зование России, органы исполни- тельной власти субъектов РФ, образова- тельные учрежде- ния |
______________________________
* 40% сметных назначений на приобретение оборудования и капитальный ремонт, выделяемых Минобразованием России подведомственным образовательным учреждениям, должны быть направлены на выполнение мероприятий Программы.
3. Обучение, повышение квалификации, подготовка и профессиональная переподготовка кадров по пожарной безопасности
N п/п |
Мероприятия | Финансовые затраты, млн. руб. |
Источник финанси- рования |
Сроки прове- дения работ |
Исполни- тель |
|||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. | Разработка примерного положения о центре по обучению и проверке знаний требований пожарной безопасности работников образовательных учреждений |
- | - | - | - | I кв. 2004 г. |
Минобра- зование России |
|
2. | Организация системы подготовки и профессиональной переподготовки кадров в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования |
- | - | - | - | 2004- 2007 гг. |
Минобра- зование России |
|
3. | Организация противопожарной пропаганды и распространение передовых достижений по защите от пожара образовательных учреждений через средства массовой информации |
- | - | - | - | Минобра- зование России, МЧС России, исполни- тельной власти субъек- тов РФ |
||
4. | Разработка комплекта учебных пособий и методических материалов для обучения работников и обучающихся противопожарной безопасности |
1,2 | Средства федераль- ного бюджета, выделяе- мые Минобра- зованию России, НТП "Феде- рально- регио- нальная политика в науке и образо- вании" |
2004 г. |
Органи- зация - исполни- тель на конкурс- ной основе |
|||
5. | Разработка научно-методических материалов по организации тренинга работников и обучающихся при возникновении пожара в образовательных учреждениях |
0,3 | - | - | - | -"- | 2004 г. |
-"- |
6. | Разработка учебных пособий и методических материалов по подготовке и профессиональной переподготовке кадров по пожарной безопасности |
1,6 | - | - | - | -"- | 2004 г. |
-"- |
4. Нормативное правовое и методическое обеспечение противопожарной безопасности
N п/п |
Мероприятия | Финансовые затраты, млн.руб. |
Источник финансиро- вания |
Сроки прове- дения работ |
Исполни- тель |
|||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. | Разработка Правил пожарной безопасности для образовательных учреждений всех типов и видов с учетом требовании Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" |
1,6 | - | - | - | Средства федераль- ного бюджета, выделяемые Минобразо- ванию России НТП "Федераль- но-регио- нальная политика в науке и образова- нии" |
2004 г. | Минобра- зование России организа- ция - исполни- тель на конкурс- ной основе |
2. | Разработка общего технического регламента, устанавливающего обязательные требования к эксплуатации образовательных учреждений в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" |
0,8 | - | - | - | -"- | 2004 г. | -"- |
3. | Разработка системы мониторинга обеспеченности состояния противопожарной защиты образовательных учреждений на базе геоинформационных технологий и создание единой информационной среды |
11 | - | - | - | -"- | 2004 г. | -"- |
4. | Разработка и согласование нормативных правовых документов и методического обеспечения по охране труда, пожарной безопасности и обеспечению безопасности образовательного процесса в образовательных учреждениях, в том числе: |
0,95 | - | - | - | Средства федераль- ного бюджета, выделяемые Минобразо- ванию России, НТП "Федераль- но-регио- нальная политика в науке и образова- нии" |
2004 г. | Минобра- зование России, организа- ция - исполни- тель на конкурс- ной основе |
а) разработка и введение с 2004 года отраслевой отчетности о состоянии пожарной безопасности в образовательных учреждениях, |
0,25 | - | - | - | ||||
б) разработка методических рекомендаций о деятельности: - регионального центра безопасности жизнедеятельности; - центра по обучению и проверке знаний требований пожарной безопасности работников образовательных учреждений; |
0,20 0,25 0,25 |
- - - |
- - - |
- - - |
||||
в) разработка правового и экономического механизма стимулирования исполнителей Программы и участников работ по обеспечению пожарной безопасности |
||||||||
5. | Разработка правил и методов оперативной деятельности работников на основе моделирования процесса развития пожара в здании образовательного учреждения |
0,4 | - | - | - | -"- | 2004 г. | -"- |
6. | Разработка методики и рекомендаций по эвакуации людей из образовательных учреждений различных типов и видов при чрезвычайных ситуациях, вызванных пожаром |
0,6 | - | - | - | -"- | 2004 г. | -"- |
7. | Разработка методических рекомендаций по пожарной профилактике и типовых наглядных средств (плакатов) для образовательных учреждений |
0,85 | - | - | - | -"- | 2004 г. | -"- |
5. Научное обеспечение безопасности образовательных учреждений
N п/п |
Мероприятия | Финансовые затраты, млн. руб. |
Источ- ник финан- сиро- вания |
Сроки прове- дения работ |
Исполни- тель |
|||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. | Создание комплексной системы безопасности тепло-, электро-, газоснабжения объектов образования на основе компьютеризированных программно-аппаратных комплексов |
0,8 | - | - | - | -"- | 2004 г. | -"- |
2. | Определение и апробирование принципиально новых устройств автоматического контроля параметров электросетей, сигнализации и принудительного отключения при возникновении пожароопасных ситуаций |
0,35 | - | - | - | -"- | 2004 г. | -"- |
3. | Разработка методики расчета допустимых электрических нагрузок на действующие и проектируемые электросети с учетом требований пожарной безопасности |
0,5 | - | - | - | -"- | 2004 г. | -"- |
4. | Разработка устройств автоматического контроля параметров электросетей, сигнализаций и принудительного отключения при возникновении пожарной ситуации |
0,8 | - | - | - | -"- | 2004 г. | -"- |
5. | Разработка методики проведения тепловизорного экспресс-обследования электросетей и распределительного оборудования образовательных учреждений |
0,7 | - | - | - | -"- | 2004 г. | -"- |
6. | Разработка типового учебного стенда-имитатора "Охранно-пожарная сигнализация" |
0,75 | - | - | - | -"- | -"- | -"- |
7. | Исследование и разработка эффективных огнезащитных покрытий и методов их нанесения на деревянные и металлические поверхности строительных конструкций образовательного учреждения |
0,8 | - | - | - | Средс- тва феде- раль- ного бюдже- та, выде- ляемые Миноб- разо- ванию Рос- сии, НТП "Феде- раль- но-ре- гиона- льная поли- тика в науке и обра- зова- нии" |
2004 г. | Минобразо- вание России, организа- ция - исполни- тель на конкурсной основе |
8. | Разработка методики расчета параметров и средств системы автоматического пожаротушения оснащения замкнутых помещений в образовательных учреждениях |
0,6 | - | - | - | -"- | 2004 г. | -"- |
9. | Разработка типовых комплектов малогабаритного автоматизированного противопожарного оборудования для отдаленных сельских школ |
0,8 | - | - | - | -"- | 2004 г. | -"- |
10. | Разработка нормативов и создание типовых комплектов специальных средств пожарной защиты для специальных коррекционных образовательных учреждений |
1,2 | - | - | - | -"- | 2004 г. | -"- |
11. | Создание новых модифицированных сорбентов - специализированных агентов фильтрующих противогазов, адаптированных для безопасного использования в образовательных учреждениях по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья |
0,7 | - | - | - | -"- | 2004 г. | -"- |
12. | Разработка системы персонального (пейджингового) оповещения людей (в том числе слабослышащих и глухих) о чрезвычайных ситуациях в здании образовательного учреждения |
0,6 | - | - | - | -"- | 2004 г. | -"- |
______________________________
* Обращаем внимание читателей на то, что в ряде средств массовой информации (в частности, в еженедельнике "Образовательное право", N 1 от 08.01.2004) опубликованный текст данной программы не соответствует официальному, утвержденному приказом Минобразования России от 12.01.2004 N 31.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минобразования РФ от 12 января 2004 г. N 31 "Об утверждении и реализации программы Минобразования России на 2004 - 2007 годы "Безопасность образовательного учреждения"
Текст приказа опубликован в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", февраль 2004 г., N 6, в журнале "Вестник образования", апрель 2004 г., N 7