г. Самара |
|
29 августа 2016 г. |
Дело N А55-735/2016 |
Резолютивная часть определения объявлена 22 августа 2016 года.
Определение в полном объеме изготовлено 29 августа 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Холодной С.Т., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Обуховой А.С.,
с участием:
от публичного акционерного общества "Нефтегорская теплоэнергетическая компания" -
Войтовский В.И. (паспорт), Суркова Н.В. (доверенность от 27.01.2016 г. б/н);
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области - Емельянова С.Н. (доверенность от 11.01.2016 г. N 51/10), Черняк А.В. (доверенность от 11.01.2016 г. N 52/10);
от Администрации м.р. Нефтегорский Самарской области - извещен, не явился;
от Администрации г.п. Нефтегорск - извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 июня 2016 года по делу N А55-735/2016 (судья Мехедова В.В.),
по заявлению Публичного акционерного общества "Нефтегорская теплоэнергетическая компания", г. Нефтегорск,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г. Самара,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрации м.р. Нефтегорский Самарской области, г. Нефтогорск,
Администрации г.п. Нефтегорск, г. Нефтегорск,
о признании недействительным решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Публичное Акционерное Общество "Нефтегорская теплоэнергетическая компания" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 19.11.2015 по делу N 55-6568-15/10 в части: признания в действиях ПАО "Нефтегорская ТЭК" нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в заключение соглашения, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции; выдачи предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства и предписания Самарского УФАС России от 9.11.2015 по делу N 55-6568-15/10.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.06.2016 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворит.
В апелляционной жалобе указывает, что судом были неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Податель жалобы считает, что имеющиеся в деле материалы свидетельствуют о наличии между Администрацией г.п. Нефтегорск и ПАО "Нефтегорская ТЭК" соглашения, направленного на реализацию схемы по выделению бюджетных денежных средств, конкретному хозяйствующему субъекту, в целях проведения ремонта муниципального имущества, а также строительства нового объекта теплоснабжения без осуществления процедур, установленных Федеральным законом N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В судебном заседании представители УФАС по Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представители ПАО "Нефтегорская теплоэнергетическая компания" считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проведено в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Администрация муниципального района Нефтегорский Самарской области обратилась в Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (лачее - Самарское УФАС России) с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства Администрацией городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области, выразившегося в действиях, направленных на выделение ПАО "Нефтегорская ТЭК" бюджетных средств, в целях возмещения затрат, понесенных ПАО "Нефтегорская ТЭК" в связи с ремонтом муниципального имущества.
На основании данного заявления Самарским УФАС России возбуждено дело N 556568-15/10 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федератьного закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон "О защите конкуренции").
19 ноября 2015 года Комиссией Самарского УФАС России было вынесено Решение по делу N 55-6568-15/10 (исх. N 11443/10 от 19.11.2015) (далее - решение) о признании в действиях (бездействиях) Администрации г.п. Нефтегорск нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в создании дискриминирующих условий деятельности, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции; признании в действиях (бездействиях) Администрации г.п. Нефтегорск и ПАО "Нефтегорская ТЭК" нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении соглашения, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Администрации г.п. Нефтегорск выдано предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции и о прекращении соглашения, нарушающего антимонопольное законодательство и ПАО "Нефтегорская ТЭК" предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или)могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
На основании решения от 19.11.2015 г. по делу N 55-6568-15/10 о нарушении ПАО "Нефтегорская ТЭК" статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" комиссия Самарского УФАС России выдала предписание (N 11451/10 от 19.11.2015) (далее - предписание) ПАО "Нефтегорская ТЭК" о прекращении нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в заключение соглашения, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции; не допускать совершение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, а именно: не допускать действий, направленных на участие в соглашениях с Администрацией г.п. Нефтегорск, создающих препятствие для возникновения конкуренции и (или) направленных на устранение, недопущение, ограничение конкуренции и нарушающих антимонопольное законодательство, при обеспечение Администрацией г.п. Нефтегорск муниципальных нужд, связанных с ремонтом и строительством тепловых сетей (муниципального имущества), с учетом выводов, содержащихся в решении; в течение 2016 г. направлять в Самарское УФАС России информацию о фактах согласования с Администрацией г.п. Нефтегорск работ по ремонту и строительству тепловых остей (муниципального имущества), и проведении ПАО "Нефтегорская ТЭК" работ по ремонту и строительству тепловых сетей (муниципального имущества).
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В период нахождения муниципального имущества в аренде, ОАО "Нефтегорская ТЭК" направлены в Администрацию письма о необходимости проведения ремонта тепловых сетей. Впоследствии Администрацией г.п. утверждаются локально-ресурсные сметы о проведении ремонта объектов теплоснабжения (муниципального имущества) ОАО "Нефтегорская ТЭК". В соответствии с утвержденными локально-ресурсными сметами, Администрация г.п. Нефтегорск выступает в качестве заказчика. Работы по ремонту и строительству объектов теплоснабжения (муниципального имущества) выполняет подрядчик - ОАО "Нефтегорская ТЭК".
Администрация г.п. Нефтегорск принимает выполненные ОАО "Нефтегорская ТЭК" работы, о чем свидетельствуют акты приема выполненных работ. В последствии Администрация г.п. Нефтегорск перечисляет бюджетные денежные средства ОАО "Нефтегорская ТЭК", что подтверждается представленными в дело копиями платежных поручений.
Вопросы местного значения городского поселения определены статьей 14 Закона N 131-ФЗ, в частности, к ним относится: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского поселения в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
Статьей 18 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 54 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Финансирование затрат на услуги для муниципальных нужд осуществляется за счет средств местного бюджета на основании контракта, заключенного в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом N 44-ФЗ.
Судом первой инстанции правильно учтено, что с 2009 года ПАО "Нефтегорская ТЭК" является единственным поставщиком тепловой энергии и единственной организацией по обслуживанию тепловых сетей, что подтверждается Постановлением Администрации городского поселения Нефтегорск от 18.11.2014 N 468.
21 января 2011 года между Администрацией городского поселения Нефтегорск и ОАО "Нефтегорская ТЭК" был заключен договор возмездного пользования (аренды) муниципального имущества N 20/01 от 21.01.2011 г. (далее - договор аренды).
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрен исключительный случай заключения договора аренды и предоставления прав пользования муниципальным имуществом: если такое право предоставляется лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные части сети и сеть являются технологически связанными.
На основании пункта 24 статьи 1 Градостроительного кодекса комплекс объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах теплоснабжения и водоснабжения, являются технологически связанной системой коммунальной инфраструктуры. Таким образом, тепловые сети, переданные по вышеназванному договору аренды, составляют с объектами котельной, принадлежащими ПАО "Нефтегорская ТЭК" на праве собственности, технологически связанную систему коммунальной инфраструктуры.
В рамках договора аренды ПАО "Нефтегорская ТЭК" выполняет работы по аварийно-капитальному ремонту тепловых сетей.
Обязанности сторон по содержанию арендованного имущества урегулированы положениями статьи 616 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. Капитальный ремонт должен производиться в срок, установленный договором, а если он не определен договором или вызван неотложной необходимостью, в разумный срок.
В соответствии с пунктом 2.2.3 договора арендодатель обязан производить капитальный ремонт имущества за счет собственных средств либо арендатор по своему выбору производит капитальный ремонт имущества с последующей оплатой арендодателем стоимости ремонта или зачтением ее в счет арендной платы. Сроки проведения ремонта стороны согласовывают друг с другом. Также арендодатель обязался (пункт 2.2.4) возмещать либо засчитывать в счет арендной платы денежные средства, потраченные арендатором на улучшения, составляющие принадлежность имущества и не отделимые без вреда от конструкций имущества.
Подпункт 2 пункта 1 статьи 28.3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусматривает обязанность Арендатора поддерживать имущество, переданное по договору аренды, в исправном состоянии, проводить его текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание.
В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Нейтральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление всованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к: повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков); ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта и органа местного самоуправления, как не соответствующих статьей 16 Закона о защите конкуренции, антимонопольному органу необходимо установить одновременно следующие обстоятельства: наличие непредусмотренных законом соглашения между указанными лицами или их согласованных действий; доказательств наступления (возможности наступления) последствий, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции вследствие указанных соглашения или согласованных действий.
Суд пришел к правильному выводу, что работы по ремонту тепловых сетей осуществлялись ПАО "Нефтегорская ТЭК" в рамках договора аренды и в соответствии с действующим законодательством, а не каких-либо договоренностей. Кроме того, оспариваемое решение антимонопольного органа не содержит бесспорных доказательств того, что работы проводились в результате реализации взаимосвязанных и взаимодополняемых договоренностей. В связи с чем, антимонопольный орган не доказал нарушение со стороны ПАО "Нефтегорская ТЭК" статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
Нарушение арендодателем обязанности по производству капитального ремонта дает арендатору право по своему выбору: произвести капитальный ремонт, предусмотренный договором или вызванный неотложной необходимостью, и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет арендной платы; потребовать соответственного уменьшения арендной платы; потребовать расторжения договора и возмещения убытков. В свою очередь арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
В соответствии с пунктом 2.2.3 договора арендодатель обязан производить капитальный ремонт имущества за счет собственных средств либо арендатор по своему выбору производит капитальный ремонт имущества с последующей оплатой арендодателем стоимости ремонта или зачтением ее в счет арендной платы. Сроки проведения ремонта стороны согласовывают друг с другом. Также арендодатель обязался (пункт 2.2.4) возмещать либо засчитывать в счет арендной платы денежные средства, потраченные арендатором на улучшения, составляющие принадлежность имущества и не отделимые без вреда от конструкций имущества.
Работы по ремонту тепловых сетей осуществлялись ПАО "Нефтегорская ТЭК" в рамках договора аренды и в соответствии с действующим законодательством, при этом оспариваемое решение антимонопольного органа не содержит бесспорных доказательств того, что работы проводились в результате реализации взаимосвязанных и взаимодополняемых договоренностей. Следовательно антимонопольный орган не доказал нарушение со стороны ПАО "Нефтегорская ТЭК" статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Другие доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 июня 2016 года по делу N А55-735/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
С.Т. Холодная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-735/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 23 ноября 2017 г. N Ф06-26294/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ПАО "Нефтегорская теплоэнергетическая компания"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
Третье лицо: Администрация г.п. Нефтегорск, Администрация м.р. Нефтегорский Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
23.11.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-26294/17
15.08.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7754/17
21.04.2017 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-735/16
20.01.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-15982/16
29.08.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10476/16
29.06.2016 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-735/16