г.Самара |
|
29 августа 2016 г. |
Дело N А65-1701/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 августа 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания Плехановой А.А., с участием:
от индивидуального предпринимателя Хайруллиной Р.И. - представителя Кузьмина А.А. (доверенность от 07.04.2015),
от муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - представителя Идрисовой А.Р. (доверенность от 29.01.2016),
от исполнительного комитета муниципального образования города Казани - представителя Идрисовой А.Р. (доверенность от 04.02.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 августа 2016 года апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 июня 2016 года по делу N А65-1701/2016 (судья Шайдуллин Ф.С.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Хайруллиной Розы Ильгизаровны (ОГРН 304166133000050, ИНН 166107088507), Республика Татарстан, г.Казань, к муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани", Республика Татарстан, г.Казань, исполнительному комитету муниципального образования города Казани, Республика Татарстан, г.Казань,
о признании недействительным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Хайруллина Роза Ильгизаровна (далее - предприниматель, заявитель, ИП Хайруллина Р.И.) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - ответчик 1, комитет земельных и имущественных отношений), исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее - ответчик 2, исполнительный комитет) о признании недействительным отказа, изложенного в письме от 03 декабря 2015 года, в выдаче разрешения на использование земельного участка с кадастровым номером 16:50:110505:55 по ул.Чистопольская, вблизи дома N 15 г.Казани (далее - спорный земельный участок) для размещения нестационарного объекта торговли; об обязании исполнительного комитета принять решение о выдаче разрешения на использование земельного участка для размещения нестационарного объекта торговли; об обязании комитета земельных и имущественных отношений исполнительного комитета выдать разрешение на использование земельного участка для размещения нестационарного объекта торговли.
До рассмотрения спора по существу заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил ходатайство об уточнении заявленных требований, заключающееся в отказе от требований к комитету земельных и имущественных отношений исполнительного комитета в части обязания выдать разрешение на использование земельного участка для размещения нестационарного объекта торговли, которое принято судом.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 июня 2016 года заявление удовлетворено, отказ комитета земельных и имущественных отношений в выдаче ИП Хайруллиной Р.И. разрешения на использование земельного участка с кадастровым номером 16:50:110505:55 площадью 25 кв.м, расположенного по ул.Чистопольская г.Казани, вблизи дома N 15 для размещения нестационарного торгового объекта, изложенный в письме от 03 декабря 2015 года, признан недействительным. На исполнительный комитет муниципального образования города Казани возложена обязанность принять решение о выдаче ИП Хайруллиной Р.И. разрешения на использование земельного участка с кадастровым номером 16:50:110505:55 площадью 25 кв.м, расположенного по адресу: г.Казань, Ново-Савиновский район, ул.Чистопольская, вблизи дома N 15, для размещения нестационарного торгового объекта.
В апелляционной жалобе комитет земельных и имущественных отношений исполнительного просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на отсутствие законных оснований для передачи заявителю земельного участка, истечение срока действия договора аренды земельного участка N 15386 от 25 марта 2011 года; прекращение договорным отношений с арендодателем по данному договору; нарушение принципа платности землепользования. Выдача разрешения на использование земельного участка без проведения торгов будет нарушать антимонопольное законодательство, а также права и законные интересы иных лиц, которые также могли бы участвовать в этих торгах.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании представитель ответчиков поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании постановления исполнительного комитета города Казани N 9046 от 08 октября 2010 года и договора аренды земельного участка N 15386 от 25 марта 2011 года комитетом земельных и имущественных отношений ИП Хайруллиной Р.И. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 16:50:110505:55 вблизи дома N 15 по ул.Чистопольская города Казани, площадью 25 кв.м (далее - земельный участок) для размещения объекта мелкорозничной сети по продаже цветов, сроком на пять лет до 07 октября 2015 года.
До истечения срока действия договора аренды заявитель 28 июля 2015 года обратился к ответчику 1 с заявлением о заключении договора аренды указанного земельного участка на новый срок.
Ответчик 1 05 августа 2015 года письмом N 11897/кзио-исх. сообщил заявителю, что в соответствии с действующим Земельным кодексом Российской Федерации с 01 марта 2015 года предоставление земельных участков в аренду на новый срок с использованием преимущественного права невозможно.
Согласно статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 февраля 2016 года по делу N А65-26312/2015 заявителю в признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду на новый срок отказано.
По истечении договора аренды еще до вынесения судом решения по делу А65-26312/2015 заявитель 23 ноября 2015 года обратился в комитет земельных и имущественных отношений с заявлением N 25572/кзио-вх, в котором просил выдать разрешение на использование земельного участка с кадастровым номером 16:50:110505:55 в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: для размещения нестационарного торгового объекта (вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка согласно ГКН - "для целей, не связанных со строительством, а именно: для размещения объекта мелкорозничной сети по продаже цветов, без права возведения капитальных сооружений").
Комитетом земельных и имущественных отношений в адрес заявителя 04 декабря 2015 года направлен письменный ответ N 5464/КЗИО-ИСХ/ОГ на вышеуказанное заявление, исходя из содержания, которого следует, что в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов осуществляется без предоставления земельных участков, на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". В письме также сообщается, что в настоящее время комитетом экономического развития исполнительного комитета г.Казани подготовлен новый проект схемы размещения нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг на территории г.Казани на 2015-2019 годы, который проходит процедуру согласования.
Проведение аукционов по продаже прав на размещение нестационарных торговых объектов возможно после утверждения указанной схемы.
Заявитель, расценив такой ответ комитета земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани как отказ в выдаче разрешения на использование земельного участка и не согласившись с ним, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В обоснование своих требований заявитель указал, что отказ ответчика нарушает его права, предусмотренные пунктом 6 части 1 статьи 39.33, части 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", а также сослался на пункт 482 реестровый номер 2053 постановления руководителя исполкома муниципального образования г.Казани от 05 августа 2011 года N 4382 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г.Казани на 2011 - 2015 годы", где указан адрес нестационарного торгового объекта: ул.Чистопольская, вблизи дома N 15, профиль по факту "Цветы", фактическая площадь 25 кв.м, то есть нестационарный торговый объект заявителя, считая, что правовая неопределенность в вопросе о том, какое лицо вправе разместить нестационарный торговый объект по конкретному адресу, недопустима.
Из содержания преамбулы постановления исполнительного комитета N 9046 от 08 октября 2010 года, на основании которого земельный участок был предоставлен заявителю в аренду, следует, что оно вынесено в соответствии со статьями 22, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании Положения о порядке предоставления находящихся на территории г.Казани земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением Казанской городской Думы от 23 августа 2006 года N 49-11 (далее - Положение N 49-11).
Положение N 49-11 определяло процедуры предоставления таких земельных участков физическим и юридическим лицам, порядок рассмотрения заявлений и принятия решений, в том числе регулировало отношения по предоставлению земельных участков для размещения объектов мелкорозничной сети, к которым относятся нестационарные объекты мелкорозничной сети - павильон, киоск, летнее кафе, точка реализации бахчевых культур (пункт 2.1).
Пунктом 2.2 Положения N 49-11 предусмотрено, что нестационарные не передвижные объекты мелкорозничной сети размещаются в соответствии со схемой размещения (далее - схема размещения). Схема размещения должна содержать информацию о специализации каждого нестационарного непередвижного объекта мелкорозничной сети и площади земельного участка, занимаемого данным объектом и необходимого для его использования, в том числе при необходимости его благоустройства, с учетом площади земельного участка, необходимого для благоустройства.
Согласно пункту 2.4 Положения N 49-11 схема размещения подлежит опубликованию в сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани или в газетах "Казанские Ведомости" и "Шахри Казан" (далее - официальные источники). В силу пункта 2.5 Положения N 49-11 уполномоченный орган исполкома г.Казани осуществляет опубликование в официальных источниках сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в аренду с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемых размеров и местоположения, срока его аренды.
В пунктах 2.6-2.14 Положения N 49-11 изложен порядок рассмотрения заявлений о предоставлении земельного участка, согласно которому в зависимости от количества поступивших заявлений и наличия кадастрового учета испрашиваемых земельных участков, приобреталось право на заключение договора аренды земельного участка для размещения нестационарных объектов мелкорозничной сети сроком на пять лет.
По истечении указанного срока договора аренды земельного участка деятельность объекта мелкорозничной сети либо подлежит прекращению, либо арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды данного земельного участка, если иное не предусмотрено договором аренды земельного участка.
Во исполнение указанного Положения N 49-11 постановлением руководителя исполкома муниципального образования г.Казани от 05 августа 2011 года N 4382 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г.Казани на 2011 - 2015 годы" (далее - постановление N 4382) утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г.Казани.
В пункте 482 реестровый номер 2053 постановления N 4382 указан адрес нестационарного торгового объекта: ул. Чистопольская, вблизи дома N 15, профиль по факту "Цветы", фактическая площадь 25,0, то есть земельный участок, на котором и размещен нестационарный торговый объект заявителя.
Согласно преамбуле постановления N 4382 данное постановление принято в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", решением Казанской городской Думы от 23 августа 2006 года N 49-11 "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством", в целях обеспечения доступности товаров для населения.
Решение Казанской городской Думы от 23 августа 2006 года N 49-11 "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством" решением Казанской городской Думы от 27 декабря 2012 года N 10-19 признано утратившим силу в связи с утверждением нового Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством. В новом положении порядок предоставления земельных участков для размещения объектов мелкорозничной сети остался такой же.
Таким образом, в городе Казани реализация гражданами и юридическим лицами прав на предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, в частности, для размещения объектов мелкорозничной сети, осуществлялась в соответствии с порядком предоставления земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов, который регулировался разделом II Положения о порядке предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением Казанской городской Думы от 27 декабря 2012 года N 10-19.
Решением Казанской городской Думы от 18 декабря 2015 года N 22-3 "О внесении изменения в Положение о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством", раздел II Положения о порядке предоставления земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов признан утратившим силу.
Из пояснений представителя ответчиков следует, что схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г.Казани, принятая в 2011 году исходя из фактически размещенных на тот момент нестационарных торговых объектов, земельные участки под которыми были ранее предоставлены субъектам предпринимательства на условиях договоров аренды, на момент рассмотрения настоящего дела продолжает действовать.
Вместе с тем с 18 декабря 2015 года в городе Казани нормативно-правовое регулирование предоставления земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов и использования таких земельных участков перестало существовать. Доказательств обратного ответчиками в материалы дела не представлено.
Таким образом, судом установлено отсутствие действующих на территории муниципального образования города Казани нормативных правовых актов, регулирующих порядок реализации субъектами предпринимательства своих прав на использование земельных участков, включенных в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г.Казани, после истечения сроков действия договоров аренды с учетом новых положений Земельного кодекса Российской Федерации об использовании земельных участков без их предоставления в соответствии с положениями подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33, пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Из материалов дела следует, что заявитель 23 ноября 2015 года обратился в комитет земельных и имущественных отношений с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка.
В силу Положения о муниципальном учреждении "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани", утвержденного решением представительного органа муниципального образования города Казани от 24 декабря 2005 года N 11-5, комитет земельных и имущественных отношений является органом исполнительного комитета муниципального образования города Казани и обладает статусом юридического лица, на него возложена обязанность выполнения управленческих функций от имени исполнительно-распорядительного органа муниципального образования город Казани исполнительного комитета города Казани в сфере реализации вопросов местного значения, а именно: по владению, пользованию и распоряжению имуществом и имущественными правами, находящимися в муниципальной собственности города Казани.
Таким образом, на момент обращения заявителя к ответчику с рассматриваемым заявлением уже действовал Земельный кодекс Российской Федерации в редакции Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ (ред. от 29 июня 2015 года) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Соответственно, действовали положения пункта 6 части 1 статьи 39.33, части 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об основах регулирования торговой деятельности в РФ), на основании которых заявитель обратился к ответчику с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка и на основании которых заявитель основывает свои требования.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, действующей с 01 марта 2015 года, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом в части 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1-5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
В пункте 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации также указано, что разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации: 1) в целях проведения инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта на срок не более одного года; 2) в целях строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения на срок их строительства, реконструкции; 3) в целях осуществления геологического изучения недр на срок действия соответствующей лицензии; 4) в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам без ограничения срока.
Таким образом, в отношении земельных участков, используемых в целях, указанных в пункте 6 части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: в целях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, не предусмотрена выдача разрешения уполномоченным органом.
Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом об основах регулирования торговой деятельности в РФ.
Согласно части 2 статьи 6 Закона об основах регулирования торговой деятельности в РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют полномочия, в частности, в соответствии с настоящим Федеральным законом разработку и принятие законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности.
Постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 05 июня 2015 года N 416 установлены процедура и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участков, виды которых утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 года N 1300. Однако объекты мелкорозничной сети не входят в перечень видов объектов, утвержденных указанным постановлением Правительства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 10 Закона об основах регулирования торговой деятельности в РФ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Исходя из части 2 статьи 10 Закона об основах регулирования торговой деятельности в РФ порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 10 Закона об основах регулирования торговой деятельности в РФ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Приказом министерства промышленности и торговли Республики Татарстан от 26 февраля 2011 года N 34-ОД утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления Республики Татарстан схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Полномочия исполнительного комитета муниципального образования города Казани определены в статье 40 "Устава муниципального образования города Казани" (утв. решением Представительного органа муниципального образования г.Казани от 17 декабря 2005 года N 3-5) (ред. от 07 сентября 2015 года), абзацем 8 данной статьи определено, что исполнительный комитет муниципального образования города Казани в сфере услуг связи, торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения разрабатывает и утверждает схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Данные Правила определяют порядок включения нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов" включение нестационарных торговых объектов в схему их размещения осуществляется органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия собственника имущества по согласованию и в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2) и осуществляется в целях: достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; повышение доступности товаров для населения (пункт 3). Основанием для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения является отсутствие неиспользуемых земельных участков, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте (пункт 8).
Согласно пункту 5 статьи 10 Закона об основах регулирования торговой деятельности в РФ схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Пунктом 6 статьи 10 Закона об основах регулирования торговой деятельности в РФ предусмотрено, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Постановлением исполнительного комитета от 15 ноября 2012 года N 8305 "О приостановлении действия постановления исполнительного комитета г.Казани от 05 августа 2011 года N 4382 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г.Казани на 2011 - 2015 годы" действие постановления исполнительного комитета г.Казани от 05 августа 2011 года N 4382 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г.Казани на 2011 - 2015 годы" было приостановлено.
Постановлением исполнительного комитета от 10 декабря 2014 года N 7039 "О признании утратившим силу постановления исполнительного комитета г.Казани от 15 ноября 2012 года N 8305", действие постановления исполнительного комитета г.Казани от 05 августа 2011 года N 4382 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г.Казани на 2011 - 2015 годы" возобновлено. Следовательно, нахождение испрашиваемого заявителем земельного участка по ул.Чистопольская, вблизи дома N 15, профиль по факту "Цветы", фактическая площадь 25 кв.м с кадастровым номером 16:50:110505:55 в схеме размещения нестационарных торговых объектов в силу закона является основанием для использования данного земельного участка в целях размещения нестационарного торгового объекта заявителя. Истечение срока действия договора аренды указанного земельного участка не может являться основанием для прекращения деятельности нестационарного торгового объекта.
Доводы ответчиков о том, что заявителю необходимо вернуть арендованный земельный участок в связи с истечением срока действия договора аренды на основании статьи 622 Гражданского кодекса Российской Федерации, что в силу положений, закрепленных в пункте 15 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации, арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов, несостоятельны, поскольку требование заявителя в рамках настоящего спора не направлено на реализацию преимущественного права на заключение договора аренды.
Суд первой инстанции исходил из того, что требование заявителя в данном случае направлено на реализацию права на использование земельного участка без предоставления, закрепленного в статьях 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, а также в нормах Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ, которые не предусматривают арендные правоотношения, а предполагают использование земельного участка без его предоставления.
На основании изложенного довод представителя ответчиков о преюдициальном значении решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 февраля 2016 года по делу N А65-26312/2015, которым заявителю отказано в признании за ним преимущественного права на заключение нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером 16:50:110505:55, расположенного вблизи дома N 15 по ул.Чистопольская, суд первой инстанции отклонил.
По своей правовой природе схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Казань на 2011-2015 годы является муниципальным правовым актом и в силу статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" подлежит обязательному исполнению на всей территории соответствующего муниципального образования.
Суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что поскольку схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г.Казани, утвержденная постановлением руководителя исполкома "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г.Казани на 2011 - 2015 годы" в настоящее время является действующей, то указанная схема должна быть реализована на практике.
Более того, в силу части 6 статьи 10 Закона о государственном регулировании торговой деятельности в РФ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы.
Нестационарный торговый объект заявителя (киоск "Цветы") размещен на спорном земельном участке, который предоставлялся заявителю в аренду под установку указанного киоска на основании постановления исполнительного комитета от 08 октября 2010 года, то есть до утверждения схемы размещения постановлением исполкома от 05 августа 2011 года.
Таким образом, эксплуатация торгового объекта начата заявителем до утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов. Следовательно, наличие или отсутствие торгового объекта в схеме размещения не может служить препятствием для его дальнейшего размещения на спорном земельном участке для осуществления предпринимательской деятельности заявителем.
Отсутствие на данный момент нормативных правовых актов муниципального образования, регламентирующих порядок реализации гражданами и юридическим лицами прав на использование земельных участков для размещения нестационарных объектов торговли без предоставления, что ответчиками признается со ссылкой на новый проект схемы размещения нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг на территории г.Казани на 2015-2019 годы, который, якобы, проходит процедуру согласования, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка, на котором размещен торговый объект заявителя, а сам земельный участок включен в схему размещения нестационарных торговых объектов.
С учетом вышеизложенного отказ ответчика в выдаче заявителю разрешения на использование земельного участка под размещение нестационарного торгового объекта признан судом первой инстанции незаконным. При этом непринятие на муниципальном уровне нормативных правовых актов, регулирующих определенные федеральными законами отношения, не может лишать лицо в реализации его прав, предусмотренных действующим законодательством.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 29 января 2015 года N 225-О указал: "Осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к её ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер".
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 АПК РФ, судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела.
В силу пункта 6 статьи 13 АПК РФ в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела, исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
Отсутствие установленного законом или иным нормативным правовым актом порядка и основания использования земельного участка без предоставления для размещения нестационарного торгового объекта не может лишать заявителя на судебную защиту в случае, если защита его прав не может быть осуществлена специальными исками или иным способом.
Суд первой инстанции установил, что схема размещения нестационарных торговых объектов, утвержденная постановлением N 4382, обезличена, в ней указаны лишь 501 торговый объект и их адресные ориентиры. В свою очередь, правовая неопределенность в вопросе о том, какое лицо вправе разместить нестационарный торговый объект по конкретному адресу и осуществлять предпринимательскую деятельность, недопустима.
Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 10 декабря 2015 года N ФО6-3585/2015 по делу N А57-12758/2014.
При этом испрашиваемое заявителем разрешение на использование земельного участка по своей форме может быть произвольным. Потребность наличия такого разрешения обусловлена необходимостью легализации использования заявителем земельного участка в целях ограждения от возникновения негативных последствий в результате контроля и надзора соответствующих органов за использованием земельного участка.
В целях создания условий для формирования комфортной среды для граждан и субъектов предпринимательской деятельности (как производителей товаров, так и субъектов торговой деятельности) через развитие многоформатной инфраструктуры торговли посредством стимулирования роста любых форм предпринимательской активности приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25 декабря 2014 года N 2733 утверждена стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года (далее - Стратегия развития торговли).
Пунктом 3.2.2 Стратегии развития торговли для обеспечения возможности стабильного функционирования и развития нестационарной торговли прямо предусмотрено: "При отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур. При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип "меняется место - сохраняется бизнес". Требуется также упрощение и сокращение сроков процедуры размещения новых торговых объектов для удовлетворения потребностей как населения в услугах торговли, так и хозяйствующих субъектов, желающих открывать новый торговый бизнес либо расширять существующий".
Из указанной Стратегии развития торговли видно, что продолжение торговой деятельности по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать путем продления договоров или иных разрешительных документов без проведения конкурентных процедур.
Таким образом, Стратегия развития торговли в целях использования земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов прямо предусматривает выдачу разрешительных документов, отказ в выдаче которых является предметом настоящего дела.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 29 января 2015 года N 225-О указал, что положение части 6 статьи 10 Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ, предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг.
Таким образом, правовая неопределенность заявителя в вопросе о том, вправе ли он осуществлять торговую деятельность в нестационарном торговом объекте по конкретному адресу, несмотря на фактическое использование им после истечения срока действия договора аренды земельного участка, включенного в схему размещения, без предоставления, требует своего разрешения. Следовательно, отказ комитета земельных и имущественных отношений в выдаче заявителю разрешения (в любой форме) на использование спорного земельного участка под размещение нестационарного торгового объекта противоречит нормам статей 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, Закона о государственном регулировании торговой деятельности в РФ, и нарушает права и законные интересы заявителя в предпринимательской деятельности.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств в совокупности с приведенными нормами права федерального законодательства о порядке использования земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов без предоставления, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что заявленное требование ИП Хайруллиной Р.И. о признании отказа комитета земельных и имущественных отношений в выдаче разрешения на использование земельного участка с кадастровым номером 16:50:110505:55 незаконным подлежит удовлетворению.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, право выбрать способ восстановления нарушенных интересов заявителя принадлежит суду.
В целях восстановления нарушенного права заявителя с учетом полномочий исполнительного комитета исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и полномочий комитета земельных и имущественных отношений, как уполномоченного органа исполнительного комитета, суд первой инстанции обязал исполнительный комитет принять решение о выдаче ИП Хайруллиной Р.И. разрешения на использование земельного участка с кадастровым номером 16:50:110505:55 площадью 25 кв.м, расположенного по ул.Чистопольская, вблизи дома N 15, для размещения нестационарного торгового объекта, которое направлено на установление правовой определенности сторон в спорном правоотношении. При этом принять такое решение исполнительный комитет обязан в разумный срок с учетом того, что в силу части 7 статьи 201 АПК РФ решения арбитражного суда об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, подлежат немедленному исполнению.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии законных оснований для передачи заявителю земельного участка, истечении срока действия договора аренды земельного участка N 15386 от 25 марта 2011 года, прекращении договорным отношений с арендодателем по данному договору отклоняются, поскольку в данном случае спор связан с отказом в разрешении использовать земельный участок для размещения нестационарного торгового объекта без его предоставления на основании пункта 6 части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылка комитета земельных и имущественных отношений на нарушение принципа платности землепользования необоснованна. Регулирование вопросов о взимании платы за использование земельных участков установлено Земельным кодексом Российской Федерации (Х главой). При этом суд первой инстанции никаких выводов, которые бы противоречили нормам данной главы Земельного кодекса Российской Федерации, не сделал.
Довод апелляционной жалобы о нарушении антимонопольного законодательства в случае выдачи разрешения на использование земельного участка без проведения торгов, подлежит отклонению, поскольку в данном случае разрешение на использование земельного участка без его предоставления основывается на нормах Земельного кодекса Российской Федерации, а также Закона об основах регулирования торговой деятельности в РФ, которые не предусматривают проведения торгов.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им правильную оценку. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения им норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании изложенного решение суда от 23 июня 2016 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу комитета земельных и имущественных отношений - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на комитет земельных и имущественных отношений, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 июня 2016 года по делу N А65-1701/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-1701/2016
Истец: ИП Хайруллина Роза Ильгизаровна, г.Казань
Ответчик: Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани, г.Казань, Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г.Казань