Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 декабря 2016 г. N Ф07-11314/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании долга и пени по договору аренды
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
29 августа 2016 г. |
Дело N А26-1495/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кашиной Т.А.
судей Горбик В.М., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: Ткаченко Я.А.
при участии:
от истца (заявителя): Мелоевой Н.В. по доверенности от 20.04.2016,
от ответчика (должника): Нуйкиной К.П. по доверенности от 20.10.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17981/2016) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия в лице Государственного казенного учреждения Республики Карелия "Пряжинское центральное лесничество" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.05.2016 по делу N А26-1495/2013 (судья Лайтинен В.Э.), принятое
по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия в лице Государственного казенного учреждения Республики Карелия "Пряжинское центральное лесничество"
к ООО "Олонец-древ"
о взыскании
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (ОГРН: 1071001000828, ИНН: 1001016090, место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, 2/24; далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Олонец-древ" (ОГРН: 1116324002520, ИНН: 1014011879, место нахождения: 186000, Республика Карелия, г. Олонец, ул. Урицкого, 12-20; далее - ответчик, Общество) о взыскании 86847 руб. 60 коп. задолженности по арендной плате за 2012 год в части минимальных ставок платы в федеральный бюджет, 35607 руб. 52 коп. задолженности по арендной плате за 2012 год в части сверх минимальных ставок платы в бюджет Республики Карелия, 133 руб. 47 коп. пени в части минимальных ставок платы и 546 руб. 72 коп. пени в части сверх минимальных ставок платы (с учетом уменьшения размера иска в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 27.05.2016 в иске отказано.
Министерство обратилось с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
ООО "Олонец-древ" в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции.
Законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом.
Как следует из материалов дела, 18.12.2007 между Министерством (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор (в редакции дополнительных соглашений от 08.02.2011, 02.09.2011) аренды лесного участка площадью 5003 кв.м, расположенного на территории Пряжинского района Республики Карелия.
Пунктом 3.4.2 договора предусмотрено, что арендатор обязан вносить арендную плату в размерах и сроки, которые установлены договором.
Пунктом 2.1 договора предусмотрено, что размер арендной платы устанавливается с учетом вида использования лесов, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом лесном участке, действующих ставок платы за данный вид использования лесов и повышающего конкурсного коэффициента в размере 1,41. Повышающий конкурсный коэффициент установлен конкурсной комиссией.
Из приложения N 4 на 2012 года, направленного Министерством в адрес ответчика, следует, что Общество в 2012 году должно внести арендную плату в федеральный бюджет в части минимальных ставок платы за древесину в сумме 474944 руб. 00 коп., а также в бюджет Республики Карелия в части превышающей минимальные ставки платы в сумме 194728 руб. 00 коп. От подписания приложения N 4 на 2012 год Общество отказалось.
По итогам 2012 года Министерство произвело перерасчет арендной платы и направило в адрес арендатора уточненный расчет, согласно которому по состоянию на 31.12.2012 причитается к уплате арендная плата за неосвоенный годовой объем заготовки древесины в сумме 86847 руб. 60 коп. - в части минимальных ставок платы за древесину и 35607 руб. 52 коп. - в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину.
Поскольку Общество арендную плату за 2012 год полностью не внесло, Министерство обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Суд первой инстанции, оценивая обоснованность размера арендной платы, правомерно указал на то, что арендная плата подлежит начислению с повышающим коэффициентом 1,41, поскольку спорный коэффициент является элементом платы, установленным по результатам торгов, что соответствует пункту 4 статьи 447, пункту 2 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 4 Закона N 201-ФЗ, статьям 73, 74 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктам 3-10 Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом.
Данная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.04.2016 N 307-ЭС15-19171.
Как следует из приложения N 4 на 2012 год, предложенного к подписанию Обществу, следует, что размер годовой арендной платы определен исходя из годового объема лесопользования, определенного в соответствии с Проектом освоения лесного участка (включая объем изъятия лесных ресурсов для создания лесной инфраструктуры), минимальных ставок арендной платы и ставок, превышающих минимальные (перечисляемые в региональный бюджет и определяемые посредством применения к минимальным ставкам конкурсного коэффициента).
По результатам 2012 года, Министерство произвело перерасчет арендной платы в соответствии с годовым объемом заготовки древесины, установленным Проектом освоения лесов и с применением средней ставки платы на недоосвоенный Обществом объем древесины (1534 кбм), включая объем изъятия лесных ресурсов для создания лесной инфраструктуры (276 кбм) и с применением повышающего коэффициента, предусмотренного пунктом 2.1 договора.
Между тем, содержащаяся в части 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации норма о порядке установления минимального размера арендной платы является императивной, поскольку направлена на соблюдение публичного интереса (объектом аренды является имущество, находящееся в публичной собственности, а плата за его использование подлежит перечислению в бюджет). Ввиду императивности части 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации и регулируемого минимального размера арендной платы, применение при ее расчете средних ставок, не предусмотренных Постановлением N 310 "О ставках платы за единицу лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", не допускается, поскольку противоречит части 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, арендная плата, рассчитанная Министерством за недоосвоенный объем древесины по средним ставкам, взысканию не подлежит.
Договор от 18.12.2007 содержит обязательство арендатора по 100% освоению расчетной лесосеки. При этом пунктом 4.3 договора установлено, что за невыполнение указанной обязанности арендатор выплачивает арендодателю штраф в размере 100 МРОТ.
Как следует из материалов дела, платежным поручением от N 997 от 08.12.2015 Общество уплатило неустойку за неисполнение обязательства по полному освоению расчетной лесосеки в 2012 году.
Следовательно, оснований для взыскания арендной платы за недоосвоенный объем не имеется, в удовлетворении иска отказано правомерно.
Также суд первой инстанции обоснованно отклонил довод Министерства о том, что арендная плата должна исчисляться за объем заготовки 9500 кбм в год с учетом объемов по созданию лесной инфраструктуры (400 кбм).
В соответствии со статьей 13 Лесного кодекса Российской Федерации в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других). Создание лесной инфраструктуры не является самостоятельным видом использования лесов, предусмотренным статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации. Создание лесной инфраструктуры допускается параллельно с заготовкой древесины при наличии такой необходимости.
Как правомерно указал суд, отсутствие необходимости создавать объекты лесной инфраструктуры в конкретном календарном году не создает обязанности по рубке древесины.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.05.2016 по делу N А26-1495/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.А. Кашина |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-1495/2013
Истец: Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Пряжинское центральное лесничество", Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия
Ответчик: ООО "Олонец-древ"
Хронология рассмотрения дела:
07.12.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11314/16
29.08.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17981/16
27.05.2016 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-1495/13
17.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8985/13
21.08.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16546/13
07.06.2013 Определение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-1495/13